способ ремонта асфальтобетонного покрытия после отбора проб керноотборником (варианты)

Классы МПК:E01C23/09 для образования выемок, канавок, углублений и тп, например для нарезки швов или пахов для разделительных линий, для вскрытия дорожного покрытия; для очистки, обработки или заполнения выемок, углублений, трещин и тп; для отделки бортов 
E01C7/00 Покрытия, изготавливаемые на месте
Патентообладатель(и):Семилейских Надежда Евгеньевна (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2013-07-29
публикация патента:

Изобретение относится к области строительства дорог и дорожных покрытий, а именно, для восстановления поверхности дорожного покрытия после отбора проб керноотборником. Технический результат: повышение качества заделки отверстий и долговечности отремонтированного участка, уменьшение трудоемкости и времени ремонтных работ. Способ ремонта асфальтобетонного покрытия после отбора проб керноотборником включает заполнение отверстия щебнем и вставку в отверстие заглушки. Причем на дно отверстия и поверх щебня укладывают или наносят битумную сетку, вставляют заглушку, выполненную в виде цилиндра диаметром на 4-8 мм меньше диаметра коронки пробоотборника, паз между заглушкой и отверстием заполняют песком, сверху заливают шов горячим битумом или прогревают горелкой края дорожного полотна и заглушки и накладывают битумную наклейку. 2 з.п. ф-лы, 3 ил. способ ремонта асфальтобетонного покрытия после отбора проб керноотборником   (варианты), патент № 2526960

способ ремонта асфальтобетонного покрытия после отбора проб керноотборником   (варианты), патент № 2526960 способ ремонта асфальтобетонного покрытия после отбора проб керноотборником   (варианты), патент № 2526960 способ ремонта асфальтобетонного покрытия после отбора проб керноотборником   (варианты), патент № 2526960

Формула изобретения

1. Способ ремонта асфальтобетонного покрытия после отбора проб керноотборником, включающий заполнение отверстия щебнем и вставку в отверстие заглушки, отличающийся тем, что на дно отверстия и поверх щебня укладывают или наносят битумную сетку, вставляют заглушку, выполненную в виде цилиндра диаметром на 4-8 мм меньше диаметра коронки пробоотборника, паз между заглушкой и отверстием заполняют песком, сверху заливают шов горячим битумом или прогревают горелкой края дорожного полотна и заглушки и накладывают битумную наклейку.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что битумная наклейка выполнена в виде круга, наружный диаметр которого на 30-60 мм больше диаметра коронки пробоотборника, внутренний диаметр на 30-60 мм меньше диаметра заглушки.

3. Способ по п.2, отличающийся тем, что внизу наклейки выполнен гребень для укладки ее в паз, образованный разностью диаметров заделываемого отверстия и заглушки.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области строительства дорог и дорожных покрытий, а именно для восстановления поверхности дорожного покрытия после отбора проб керноотборником.

При сдаче автомобильной дороги в эксплуатацию в соответствии с нормативными документами проводят контроль качества проложенного покрытия. Для этого керноотборником отбирают необходимое количество проб, то есть высверливают цилиндры на необходимую толщину покрытия. При ширине покрытия до 7 м высверливают три пробы на 1 км на расстоянии не менее 0,5 м от оси дороги или от края покрытия; при ширине более 7 м - три пробы с каждых 7000 м2 покрытия. Для заделки образующихся отверстий обычно доставляют горячую асфальтобетонную смесь с завода в малом количестве и быстро ее укладывают и уплотняют, либо разогревают холодный асфальтобетон на месте работ и также быстро его укладывают и уплотняют. Это трудоемко, дорогостояще, ведет к ухудшению качества проложенного дорожного покрытия.

Известна заделка таких отверстий коническими пробками или заглушками из резины или пластмассы (http://bitutec.com/ru/neuheiten/Bit_Fachaufsatz_2002.pdf). Заделка отверстий таким способом производится вбиванием пробок или заглушек ударами резинового молотка (уплотнение под давлением или силовое замыкание). Однако резиновые или пластмассовые детали являются инородными телами в слое асфальтобетона и не связываются с асфальтовым покрытием. Если такая пробка посажена слишком глубоко, в углублении может накапливаться вода, что при заморозках приводит к процессу разрушения асфальтового покрытия вблизи отверстия. Если заглушка не попала точно в отверстие или посажена слишком высоко, возникает опасность ее выбивания или выдергивания при движении транспорта. При этом сразу же начинается процесс разрушения верхнего слоя асфальтового покрытия.

Наиболее близким к заявляемому способу является способ ремонта дороги с применением заглушки на битумной основе для герметичной заделки отверстий в асфальтовых и бетонных поверхностях по патентам на изобретения US № 3699854 «PAVEMENT REPAIR», CA № 964914, DE № 10012292. Заглушка изготовлена из битумосодержащих материалов, основными компонентами которых являются асфальт - от 65 до 98%, и резина - от 2 до 4%. В состав компонентов могут быть включены известняк и/или портландцемент. Отверстие, пробуренное при отборе керна, заполняют высокосортным щебнем и уплотняют, разогревают пропановой горелкой, вручную вставляют в него заглушку и забивают ее по центру отверстия резиновым молотком. Разогревают заглушку и дорожное покрытие вокруг нее горелкой для образования монолитного покрытия. Недостатками заглушки и способа ее укладки являются: забивание заглушки молотком, что увеличивает время ремонта; использование на конечном этапе горелки, которая сжигает битумную пленку, что ухудшает качество ремонта и может привести в дальнейшем к разрушению дорожного полотна в местах стыка; наличие небольшого выступа ее верхней части над поверхностью дороги, который должен уплотниться впоследствии под действием транспортной нагрузки.

Заявляемый способ, как и известные, включает заполнение отверстий щебнем и вставку в отверстие заглушки.

Задача, решаемая изобретением, заключалась в предотвращении разрушения нарушенных участков асфальтового покрытия при воздействии автотранспортных средств, осадков и мороза и упрощении заделки отверстий в готовом асфальтобетонном покрытии после отбора проб керноотборником.

Технический результат заключается в повышении качества заделки отверстий и долговечности отремонтированного участка, в уменьшении трудоемкости и времени ремонтных работ.

Технический результат достигается тем, что на дно отверстия и поверх щебня укладывают или наносят битумную сетку, вставляют заглушку, выполненную в виде цилиндра диаметром на 4-8 мм меньше диаметра коронки кернооотборника. Паз между заглушкой и отверстием заполняют песком. Сверху заливают шов горячим битумом или прогревают горелкой края дорожного полотна и заглушки и накладывают битумную наклейку.

Битумная наклейка может быть выполнена в виде круга, наружный диаметр которого на 30-60 мм больше диаметра коронки керноотборника, внутренний диаметр на 30-60 мм меньше диаметра заглушки. Снизу наклейки может быть выполнен гребень для укладки ее в паз, образованный разностью диаметров заделываемого отверстия и заглушки.

Нанесение на дно отверстия и на поверхность щебня битумной сетки, выполненной на месте или специально изготовленной, обеспечивает лучшее сцепление и, тем самым, повышение качества заделки отверстий и долговечности отремонтированного участка.

Использование заглушки, выполненной в виде цилиндра диаметром на 4-8 мм меньше диаметра коронки керноотборника, обеспечивает уменьшение трудоемкости и времени проведения ремонтных работ.

Использование битумной наклейки обеспечивает повышение качества заделки отверстий и долговечности отремонтированного участка.

Совокупность вышеуказанных отличительных признаков, вместе взятых, обеспечивает получение заявляемых технических результатов.

Способ (варианты) поясняется с помощью чертежей, где на фиг.1 представлена схема ремонта отверстий в дорожном покрытии в разрезе, на фиг.2 - вид сбоку заглушки, на фиг.3 - вид сбоку битумной наклейки в разрезе.

По одному из вариантов осуществления способа дно 1 (см. фиг.1-2) отверстия 2 асфальтобетонного покрытия разогревают, укладывают битумную сетку 3, отверстие 2 заполняют щебнем 4, поверх щебня 4 укладывают битумную сетку 5. Затем вставляют заглушку 6, выполненную цилиндрической формы диаметром d на 4-8 мм меньше диаметра коронки керноотборника, прогревают горелкой края дорожного полотна и верхнюю часть заглушки 6 и накладывают битумную наклейку 7. При использовании заглушки 6 диаметром на 6-8 мм меньше диаметра керноотборника в щель между заглушкой 6 и отверстием 2 насыпают песок 8. Диапазон диаметров заглушки 6 является оптимальным: при выполнении заглушки диаметром на 8-14 мм меньше диаметра керноотборника битумная наклейка «проседает», что ведет к снижению качества заделки отверстий.

По второму варианту осуществления способа на дно 1 отверстия 2 наносят сетку из горячего битума 3, отверстие 2 заполняют щебнем 4, поверх щебня 4 также наносят сетку 5 из горячего битума, вставляют заглушку 6, выполненную в виде цилиндра диаметром на 4-8 мм меньше диаметра коронки пробоотборника, сверху заливают шов горячим битумом (не показано) или прогревают горелкой края дорожного полотна и заглушки и накладывают битумную наклейку 7. При использовании заглушки 6 диаметром d на 6-8 мм меньше диаметра керноотборника в щель между заглушкой 6 и отверстием 2 также насыпают песок 8.

Способ изготовления битумной сетки 3 и 5: на оргстекло (полиметилметакрилат), смазанное специальным составом (не показано), наносят горячий битум в виде сетки, охлаждают, снимают и хранят в прохладном месте.

Цилиндрические заглушки 6 необходимого диаметра d формуются в лабораторных условиях, к месту укладки вывозятся в холодном виде и могут быть уложены сразу после отбора проб с предварительным очищением открытого участка от воды и грязи. Асфальтобетонная смесь для формовки применяется такая же, как в уложенном покрытии, но с максимальным диаметром зерен 10 мм. Возможно изготовление заглушек 6 (цилиндров) различной высотой, например, 30-60 мм. Если керноотборником для контроля качества проложенного покрытия отбирается только верхний слой дорожного покрытия, то высота отверстия 2 составляет 40-60 мм и для заделки отверстия 2 достаточно одного цилиндра 6. Если два слоя - нижний и верхний, то высота отверстия 2 может составлять 80-90 мм. Для заделки такого отверстия можно изготовить один цилиндр высотой 70-80 мм или использовать два цилиндра высотой 40 мм и соединить (склеить) их между собой битумом.

Битумная наклейка 7 (см. фиг.3) также изготавливается в лабораторных условиях в специальной форме и хранится в достаточно прохладном месте. Наружный диаметр наклейки 7 на 30-60 мм больше диаметра коронки керноотборника, внутренний диаметр отверстия 10 на 30-60 мм меньше диаметра заглушки 6. Наклейка 7 может быть выполнена в виде круга с гребнем 9 (выступом) для укладки ее в паз, образованный разностью диаметров заделываемого отверстия 2 и заглушки 6.

Изобретение осуществляется следующим образом.

Высверливают образец из дорожного покрытия. Очищают освободившийся участок от воды и грязи (можно продуванием потоком теплого воздуха). Специальной линейкой с загнутым перпендикулярно краем (не показана) измеряют толщину заполнения дна щебнем фракцией 5-15 мм. Для лучшего сцепления дно 1 разогревают газовой горелкой и укладывают битумную сетку 3 или же сетка 3 наносится на дно 1 горячим битумом без его разогрева. Насыпают необходимую толщину щебня 4 так, чтобы вставляемый цилиндр 6 выступал над поверхностью на 2-3 мм. При изготовлении заглушки 6 диаметром на 6-8 мм меньше диаметра керноотборника в щель между заглушкой 6 и отверстием 2 насыпают песок 8. Сверху щебень 4 либо заливают горячим битумом, либо на него укладывают битумную сетку 5 с предварительным разогревом поверхности щебня 4 горелкой. Вставляют асфальтобетонную цилиндрическую заглушку 6. Сверху проливают швы горячим битумом либо после прогрева горелкой краев полотна и вставленного цилиндра накладывают битумную наклейку 7.

Поскольку при каждом асфальтобетонном заводе есть лаборатория, то изготовление заглушек, битумных сеток и битумных наклеек удобнее производить на ее территории. При этом ручной способ приготовления асфальтобетонной смеси определенной пропорции не требуется, она отбирается параллельно с основной массой, необходимой для периодических испытаний качества выпускаемой продукции.

Заявленный способ обеспечивает повышение качества заделки отверстий и долговечности отремонтированного участка, уменьшение трудоемкости и времени ремонтных работ.

Класс E01C23/09 для образования выемок, канавок, углублений и тп, например для нарезки швов или пахов для разделительных линий, для вскрытия дорожного покрытия; для очистки, обработки или заполнения выемок, углублений, трещин и тп; для отделки бортов 

комбайн рециркуляции асфальтового покрытия дорог -  патент 2522363 (10.07.2014)
способ ремонта асфальтобетонных покрытий -  патент 2501903 (20.12.2013)
дорожная фреза для расшивки трещин в асфальтобетонных покрытиях -  патент 2439241 (10.01.2012)
устройство для нарезания полосы асфальтобетонного покрытия -  патент 2331730 (20.08.2008)
устройство для разрушения дорожного покрытия и слоистых грунтов -  патент 2221113 (10.01.2004)
сменное оборудование для ямочного ремонта -  патент 2215846 (10.11.2003)
резчик швов для асфальта и бетона -  патент 2163652 (27.02.2001)
фреза дорожная на базе автогрейдерного шасси -  патент 2128268 (27.03.1999)
способ обработки поверхности твердых материалов и установка для его осуществления -  патент 2100520 (27.12.1997)
холодная фреза -  патент 2081237 (10.06.1997)

Класс E01C7/00 Покрытия, изготавливаемые на месте

Наверх