способ формования крупногабаритных несущих конструкций малых судов

Классы МПК:B63B9/06 способы строительства корпусов
B63B5/24 преимущественно из пластмассы 
B29C70/08 включающие комбинации различных форм волокнистых армирующих элементов, введенных в матричный материал, образующих один или более слоев, с неармированными слоями или без них
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Калининградский государственный технический университет" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2013-01-09
публикация патента:

Изобретение относится к технологии судостроения и может быть использовано для изготовления судовых несущих крупногабаритных конструкций малых судов. Для формования крупногабаритных несущих конструкций малых судов из композиционного материала используют послойную укладку стеклоармирующего элемента и связующего состава на поверхность оснастки, прикатку, выдержку до отверждения материала и съем с оснастки. На оснастку предварительно наносят разделительное покрытие с антиадгезионными свойствами. Применяют стеклоармирующий элемент в виде сетки, а связующий состав готовят из смеси портландцемента и воды. Достигается упрощение технологии формования. 1 з.п. ф-лы.

Формула изобретения

1. Способ формования крупногабаритных несущих конструкций малых судов из композиционного материала, включающий послойную укладку стеклоармирующего элемента и связующего состава на поверхность оснастки, прикатку, выдержку до отверждения материала и съем с оснастки, отличающийся тем, что на оснастку наносят разделительное покрытие с антиадгезионными свойствами, используют стеклоармирующий элемент в виде сетки, а связующий состав готовят из смеси портландцемента и воды.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что используют стеклоармирующий элемент в виде сетки с ячеей 3×3 мм и портландцемент марки 400, а соотношение портландцемента и воды в смеси выбирают как 3:1.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к технологии судостроения и может быть использовано для изготовления судовых несущих крупногабаритных конструкций малых судов, типа малых яхт.

За ближайший аналог принят способ формования крупногабаритных несущих конструкций из стеклоармирующего материала (RU 2405710, МПК B63B 9/06, B63B 5/24, опубл. 10.12.2010 г.), при котором укладывают на поверхность оснастки стеклоармирующий материал слоями, между которыми наносят связующий состав в виде смолы и катализатора, производят прикатку материала, выдерживают в течение времени, необходимого для отверждения материала, и производят съем конструкции с оснастки. Операции пропитки и прикатки слоев стеклоармирующего материала осуществляют одновременно посредством подачи связующего состава на пропиточно-прикаточный валик.

К недостаткам описанного способа можно отнести то, что изготовленные конструкции являются дорогими из-за используемого при формовании материала, а сама операция формования требует применения специального оборудования для подачи связующего состава на пропиточно-прикаточный валик.

Изобретение решает задачу снижения стоимости конструкций малых судов, изготовленных предлагаемым способом за счет использования более дешевого стеклоармированного композиционного материала, и упрощения технологии формования.

Для получения необходимого технического результата в известном способе формования крупногабаритных несущих конструкций из композиционного материала, включающем послойную укладку стеклоармирующего элемента и связующего состава на поверхность оснастки, прикатку, выдержку до отверждения материала и съем с оснастки, предлагается на оснастку наносить разделительное покрытие с антиадгезионными свойствами, использовать стеклоармирующий элемент в виде сетки, а связующий состав готовить из смеси портландцемента и воды. Стеклоармирующую сетку предлагается использовать с ячеей 3x3 мм, а портландцемент марки 400, причем соотношение портландцемента и воды в смеси выбирать как 3:1.

Конкретный пример осуществления способа формования.

Изготавливают оснастку корпуса одним из традиционных способов, зашпаклевывают ее нитрошпаклевкой. Затем оснастку покрывают разделительным слоем полиэтиленовой пленки. Подготавливают стеклоармирующий материал - сетку с ячеей 3×3 мм, разрезая ее на узкие полосы по 25-30 см. Готовят связующий состав из портландцемента 400 и воды в соотношении 3:1. Связующий состав должен хорошо проникать в ячейки сетки для сцепления с другими слоями и не должен стекать с оснастки. После чего начинают формование первого слоя, последовательно укладывая полосы стеклоармирующей сетки на оснастку и пропитывая ее связующим составом вручную с помощью малярной кисти и прикатывая валиком. Покрыв всю площадь оснастки первым слоем, сразу же начинают формование второго слоя, укладывая последовательно полосы сетки на первый слой и также пропитывая их связующим составом и прикатывая валиком. Внутри слоев не должны быть пустоты. Таким образом, формируют 10 слоев стеклоармирующей сетки, пропитанных связующим составом, суммарная толщина которых составляет 8 мм.

Изготовленный таким образом корпус выдерживают на оснастке при температуре окружающей среды, периодически увлажняя его до отверждения композиционного материала (примерно 28 суток, в течение которого связующий состав набирает требуемую прочность). После этого корпус снимают с оснастки и ставят на кильблок на достройку. Приступают к изготовлению палубы, которую формуют описанным способом на оснастке.

При выборе оптимального материала производили опыты со стеклоармирующими сетками с размерами ячеи 5×5 мм. Но получаемый при формовании материал в этом случае уступал по своим прочностным характеристикам материалу, в котором использовалась стеклоармирующая сетка с ячеей 3×3 мм. Опытным путем было установлено, что именно сетка с ячеей 3×3 мм дает оптимальное соотношение прочности и веса. Связующий состав по своим текучим свойствам напоминает сметану, оптимальное соотношение портландцемента и воды было подобрано опытным путем и составляет 3:1 соответственно. Более жидкий состав стекает с оснастки при нанесении, а более густой связующий состав плохо пропитывает предыдущий слой. Марка портландцемента 400 обеспечивает необходимую прочность корпусным конструкциям при минимальной цене. Можно использовать портландцемент марки 500 и 600, но изделие получится более дорогим.

Применяемый связующий состав не проникает в глубину волокон сетки, т.к. она покрыта сополимером. Поэтому щелочная среда портландцемента не действует на стекловолокно, не сокращая ее долговечность. Кроме того, удельный вес стеклоармирующей сетки (1,6-1,9 г/см 3) меньше, чем у стеклопластика (1,9-2,2 г/см3 ). Стоимость предлагаемого материала в разы ниже, чем стоимость компонентов стеклопластика.

Из предлагаемого материала были изготовлены опытные образцы двух корпусов для яхт. Размеры корпуса составляли: Lmax=4,35 м, Bmax=1,98 м, Tmax=0,65 м. Вес яхты с балластом составляет 470 кг. Вес балласта - 175 кг. Парусность - 10,5 м2. Конструкция - оболочковая.

Эксплуатация яхт в течение 5 лет подтвердила принципиальную возможность использования материала для строительства малых судов из предлагаемого материала. Яхты выдержали испытание на прочность в условиях морских волнений и подтвердили полную водонепроницаемость.

Кроме того, к достоинствам этих яхт можно отнести ежегодную зимовку во льду без негативных последствий для корпусов яхт, а также на яхтах отсутствуют запахи, присущие стеклопластикам.

Класс B63B9/06 способы строительства корпусов

способ монтажа зонального блока в отсеке судна -  патент 2527251 (27.08.2014)
способ возведения железобетонного палубного перекрытия с большим пролетом -  патент 2522712 (20.07.2014)
морская гравитационная платформа -  патент 2512783 (10.04.2014)
плавучая топливозаправочная станция, цистерна для плавучей топливозаправочной станции и способ изготовления плавучей топливозаправочной станции -  патент 2489304 (10.08.2013)
способ сборки конструкции судна с металлическим корпусом -  патент 2486097 (27.06.2013)
способ постройки плавучего средства, преимущественно речного или морского судна -  патент 2483965 (10.06.2013)
способ выгрузки spar -платформы (варианты) -  патент 2481223 (10.05.2013)
способ блочной постройки судна с вкладными грузовыми танками -  патент 2476346 (27.02.2013)
способ сборки плоских секций корпуса корабля -  патент 2465167 (27.10.2012)
способ изготовления полублока цилиндрической вставки для судна с двойным корпусом и поворотное устройство для его осуществления -  патент 2460665 (10.09.2012)

Класс B63B5/24 преимущественно из пластмассы 

судно (плавательное средство) -  патент 2470822 (27.12.2012)
узел соединения конструкционных элементов судна -  патент 2470821 (27.12.2012)
угловое соединение борта с палубой корпуса судна из полимерных композиционных материалов -  патент 2460664 (10.09.2012)
корпус судна трехслойной конструкции из полимерных композиционных материалов -  патент 2458814 (20.08.2012)
способ изготовления секционных корпусов лодок -  патент 2433058 (10.11.2011)
способ изготовления трехслойных панелей из полимерного композиционного материала со средним слоем из пенопласта, армированного ребрами жесткости -  патент 2429155 (20.09.2011)
способ формования крупногабаритных несущих конструкций из стеклоармирующего материала и формовочное устройство для его осуществления -  патент 2405710 (10.12.2010)
корпус и элементы конструкции транспортных средств и способ их изготовления -  патент 2403167 (10.11.2010)
способ изготовления среднего слоя трехслойных панелей из композиционного материала с полимерным связующим -  патент 2381132 (10.02.2010)
конструкция радиопрозрачной части металлического корпуса -  патент 2371348 (27.10.2009)

Класс B29C70/08 включающие комбинации различных форм волокнистых армирующих элементов, введенных в матричный материал, образующих один или более слоев, с неармированными слоями или без них

новые армирующие материалы, подходящие для получения композиционных деталей -  патент 2523809 (27.07.2014)
новый промежуточный материал постоянной ширины для изготовления композитных деталей при помощи прямого способа -  патент 2523575 (20.07.2014)
способ изготовления звукопоглощающей панели, в частности, для использования в авиации -  патент 2519382 (10.06.2014)
способ изготовления секций несущей решетки реверсера тяги самолета из полимерных композиционных материалов, оправка для осуществления способа изготовления секций несущей решетки реверсера тяги самолета из полимерных композиционных материалов, форма для заливки антиадгезионного эластичного материала разделительного слоя оправки для осуществления способа изготовления секций несущей решетки реверсера тяги самолета из полимерных композиционных материалов и секция несущей решетки реверсера тяги самолета из полимерных композиционных материалов -  патент 2509649 (20.03.2014)
композитные изделия и способ их изготовления (варианты) -  патент 2494869 (10.10.2013)
улучшенный полуфабрикат и преформа из композитного материала для изготовления его части -  патент 2483885 (10.06.2013)
устройство для изготовления армированного пенного материала -  патент 2479427 (20.04.2013)
способ обработки композиционного материала -  патент 2465140 (27.10.2012)
способ армирования материала основы для композитных конструкций -  патент 2419543 (27.05.2011)
композиционный материал для внутренних деталей обуви -  патент 2412630 (27.02.2011)
Наверх