интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и навигации для морских объектов

Классы МПК:G01S5/00 Определение местоположения путем сопоставления в одной системе координат двух и более найденных направлений; определение местоположения путем сопоставления в одной системе координат двух и более найденных расстояний
Автор(ы):, , , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Концерн "Центральный научно-исследовательский институт "Электроприбор" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2013-03-22
публикация патента:

Изобретение относится к области навигационного приборостроения морских подвижных объектов. Достигаемый технический результат изобретения - повышение точности и помехоустойчивости системы. Указанный результат достигается тем, что заявленная система содержит бескарданный инерциальный измерительный модуль (БИИМ) с измерительным блоком на инерциальных датчиках (микромеханических гироскопах, акселерометрах низкой точности) и магнитометрах, а также приемную аппаратуру спутниковой навигационной системы (ПА СНС) с фазовыми измерениями и разнесенными на соответствующей базе антеннами при выработке курса объекта. При этом в измерительный блок БИИМ дополнительно включают волоконно-оптический гироскоп навигационного класса точности с измерительной осью, ортогональной плоскости палубы, причем БИИМ, кроме параметров ориентации (курс и углы качки), осуществляет дополнительно выработку составляющих вектора линейной скорости и координат места объекта. В вычислительный модуль системы дополнительно поступают данные от судового лага для формирования совместно с данными от блока магнитометров соответствующих разностных измерений и их обработки с целью реализации автономного режима работы системы; при этом в вычислительном модуле системы дополнительно осуществляют оценку погрешностей БИИМ по составляющим вектора линейной скорости, а также оценку дрейфов микромеханических гироскопов и волоконно-оптических гироскопов (ВОГ) и их подачу по обратной связи в БИИМ для коррекции.8 ил. интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670

интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670

Формула изобретения

Интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и навигации для морских объектов, содержащая модуль приемников сигналов спутниковых навигационных систем (СНС) с разнесенными на соответствующих базах антеннами, модуль приема дифференциальных поправок по навигационным параметрам, вычислительный модуль интегрированной системы и бескарданный инерциальный измерительный модуль (БИИМ), состоящий из измерительного блока на «грубых» микромеханических гироскопах и акселерометрах, блока магнитометров и вычислителя БИИМ, при этом третий выход модуля приемников сигналов СНС соединен со входом измерительного блока и вторым входом вычислительного модуля интегрированной системы, выход измерительного блока соединен с первым входом вычислителя БИИМ, первый вход вычислительного модуля интегрированной системы соединен с первым выходом вычислителя БИИМ по курсу и углам качки, третий его вход соединен со вторым выходом модуля приемников сигналов СНС по измеренной фазе несущей сигналов от навигационных спутников, четвертый его вход соединен с первым выходом модуля приемников сигналов СНС по навигационным параметрам, пятый вход соединен с приемником дифференциальных поправок по навигационным параметрам, первый и второй выходы вычислительного модуля интегрированной системы по координатам и скорости, а также первый и второй выходы вычислительного модуля БИИМ по курсу, углам качки и вертикальным перемещениям соединены с интерфейсами потребителей, при этом третий и четвертый выходы вычислительного модуля интегрированной системы по оценкам погрешностей БИИМ по курсу и углам качки соединены со вторым и третьим входами вычислителя БИИМ, отличающаяся тем, что БИИМ дополнительно содержит волоконно-оптический гироскоп навигационного класса с измерительной осью, ортогональной плоскости палубы объекта, выход которого соединен с четвертым входом вычислителя БИИМ, а в вычислительный модуль интегрированной системы дополнительно введены шестой вход для приема данных судового лага и седьмой вход, который соединен с третьим выходом вычислителя БИИМ по скорости и координатам места, при этом дополнительные пятый и шестой выходы вычислительного модуля интегрированной системы по оценкам дрейфов микромеханических гироскопов и волоконно-оптического гироскопа и оценкам погрешностей БИИМ по координатам и скорости соединены с пятым и шестым входами вычислителя БИИМ.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области навигационного приборостроения морских подвижных объектов.

Одной из проблем на пути создания малогабаритной интегрированной системы ориентации и навигации (ИСОН) для морских объектов на базе бескарданного инерциального измерительного модуля (БИИМ), содержащего измерительный блок (ИБ) низкого уровня точности (например, на микромеханических гироскопах (ММГ), нестабильность дрейфов которых составляет 0,01%) и приемную аппаратуру спутниковых навигационных систем (ПА СНС), является проблема обеспечения требований по точности выработки курса. Так, для обеспечения навигационной безопасности плавания морских судов требования по курсу составляют: ±0.75° sec интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 - установившаяся погрешность для неподвижного основания и ±(2интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 3)° - при маневрировании в широтах интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 60° (согласно резолюции ИМО А.424(Х1) от 15.11.1979 и А.821 (ХIХ) от 23.11.1995 для гирокомпасов).

Проблему обеспечения требований по курсу в ИСОН с БИИМ низкого уровня точности в последнее время пытаются решить, в частности, за счет создания для подвижных объектов ПА СНС с фазовыми измерениями и разнесенными антеннами.

Способы определения параметров ориентации объекта, основанные на использовании в ПА СНС фазовых измерений с разнесенных на объекте антенн, приведены в заявке РФ № 98118543 на выдачу патента на изобретение; патентах РФ № 2215299; № 2276384.

Известна интегрированная система Seapath 200 норвежской фирмы Seatex AS для морских судов, которая использует мультиантенную ПА СНС с фазовыми измерениями на несущей частоте ([http://www.km.kongsberg.com]).

Из отечественных разработок следует выделить аналогичную мультиантенную ПА СНС МРК-32, использующую фазовые измерения (разработка Красноярского государственного технического университета и НИИ радиотехники [http://www.krtz.su]).

Известны схемы построения ИСОН, например, описанные в:

- ([http://www.km.kongsberg.com]);

- Интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и навигации с разнесенными антеннами // Сб.: Интегрированные инерциально-спутниковые системы навигации // СПб: изд-во ФГУП ЦНИИ «Электроприбор», 2001, С.222-229;

- Интегрированная система спутниковой и инерциальной навигации: экспериментальные результаты и применение к управлению мобильными роботами// Гироскопия и навигация, 2007, № 1(56), С.16-28.

В качестве ближайшего аналога (прототипа) предлагаемой ИСОН принимается система, описанная в ([http://www.km.kongsberg.com]).

В этих системах используется мультиантенная ПА СНС с фазовыми измерениями, обеспечивающая с определенной дискретностью автономную выработку параметров ориентации объекта в течение всего времени движения объекта (плавания судна).

Определение параметров ориентации объекта ПА СНС с использованием фазовых измерений, как известно, требует решения проблемы их неоднозначности в условиях движения объекта [Степанов О.А., Кошаев Д.А. Исследование методов решения задачи ориентации с использованием спутниковых систем // Гироскопия и навигация, 1999, № 2(25), С.30-55]. Однако решение данной задачи не всегда обеспечивается в условиях маневрирования судна и наличия помех.

Перечень фигур и чертежей

На фигуре 1 изображена структурная схема предлагаемой ИСОН. Фигуры 2а-2г и 3а-3в иллюстрируют результаты оценки точности ИСОН путем решения задачи моделирования ИСОН по данным, имитирующим показания чувствительных элементов ИСОН, спутниковой аппаратуры, лага, и по реальным данным ходовых испытаний на автомобиле инерциального модуля.

На фигуре 1 приняты следующие обозначения:

1 - модуль приемников сигналов спутниковых навигационных систем;

2 - ИБ на ММД и магнитометрах, входящий в состав БИИМ;

3 - вычислитель БИИМ;

4 - вычислительный модуль интегрированной системы;

5 - приемник дифференциальных поправок (Differential Global Positioning System, DGPS);

6 - измеритель относительной скорости судна (лаг);

7 - высокоточный волоконно-оптический гироскоп (ВОГ), входящий в состав БИИМ;

ММГ - микромеханический гироскоп;

К - курс от инерциального модуля;

Kmk - курс магнитный;

интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 ,интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 - углы качки;

интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 h - вертикальные перемещения судна;

интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 , интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 , интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 - оценки погрешностей по курсу и углам качки;

GPS - спутниковая глобальная система позиционирования.

Цифрами в скобках обозначены соответствующие входы и выходы блоков.

На фигурах 2а-2г и 3а-3в приняты следующие обозначения:

интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 К, интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 , интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 - погрешности ИСОН по курсу и углам качки;

интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 - погрешности оценки смещения нуля курса, вырабатываемого по данным блока магнитометрических датчиков;

интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 , интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 , интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 - погрешности оценок смещений нулей ММГ (оси xb, yb) и ВОГ (ось zb);

интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 - оценки смещений нулей ММГ (оси xb, yb) и ВОГ (ось zb).

К недостаткам принятой за прототип схемы построения ИСОН следует отнести необходимость одновременного и непрерывного наблюдения в течение всего времени плавания судна группировки навигационных спутников (НСi, i - индекс спутника) с целью разрешения проблемы неоднозначности фазовых измерений. Невыполнение данного требования в условиях маневрирования судна приводит к сбоям в выходных данных ПА СНС и, следовательно, к существенным погрешностям ИСОН по курсу.

Задачей изобретения является повышение точности и помехоустойчивости ИСОН, содержащей БИИМ с измерительным блоком на «грубых» датчиках типа ММГ и микромеханических акселерометрах (ММА) и блоке магнитометров, а также ПА СНС с фазовыми измерениями и разнесенными на соответствующей базе антеннами, в выработке курса объекта.

Поставленная задача решается тем, что:

- в БИИМ, содержащий ИБ на микромеханических датчиках и магнитометрах (ИБ на ММД и магнитометрах) (оси: хb , yb, zb; при этом ось zb - ортогональна плоскости палубы), по оси zb дополнительно вводится гироскоп навигационного класса - датчик угловой скорости, например, ВОГ;

- БИИМ кроме параметров ориентации (курс и углы качки) осуществляет дополнительно выработку составляющих вектора линейной скорости и координат места объекта;

- в вычислительный модуль системы дополнительно поступают данные от судового лага для формирования совместно с данными от блока магнитометров соответствующих разностных измерений (см. формулы 2, 6) и их обработки с целью реализации автономного режима работы ИСОН;

- данные встроенных в корпусе БИИМ двух плат приемников СНС используются при начальном запуске ИСОН в течение порядка 5интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 10 мин с целью определения начального значения курса судна и калибровки ВОГ, а также периодически в процессе эксплуатации при движении судна с постоянным курсом и видимости навигационных спутников используется информация от приемников СНС. Следует заметить, что всегда имеется возможность, например, в условиях ледовой обстановки (когда лаг функционирует неэффективно) или при отсутствии на данном судне информационной связи ИСОН с лагом, привлечь вместо данных лага данные СНС по скорости.

Предлагаемая структура ИСОН (см. фиг.1) включает:

- БИИМ, содержащий измерительный блок 2 (ИБ на ММД и магнитометрах), ВОГ навигационного класса с измерительной осью, ортогональной плоскости палубы (блок 7), вычислитель БИИМ (блок 3);

1 - приемники СНС с фазовыми измерениями и разнесенными на соответствующей базе антеннами;

4 - вычислительный модуль интегрированной системы, входы которого соединены с выходами БИИМ по курсу и курсу магнитному, углам качки, по составляющим вектора линейной скорости и координатам места, а также с выходами приемников СНС 1 по навигационным параметрам и фазе несущей сигналов, принимаемых от навигационных спутников. Кроме того, вычислительный модуль 4 интегрированной системы имеет дополнительный вход для приема данных от судового лага 6. На выходе вычислительного модуля 4 формируются оценки погрешностей БИИМ по курсу, курсу магнитному, углам качки, скорости, координатам места, а также дрейфам ММГ и ВОГ для использования их в обратной связи с целью коррекции БИИМ.

Отличие предлагаемой схемы ИСОН от прототипа заключается:

- во введении в состав БИИМ ВОГ навигационного класса точности с измерительной осью, ортогональной плоскости палубы (блок 7);

- в выработке БИИМ дополнительно составляющих вектора линейной скорости, координат места объекта и подачи их на вход вычислительного модуля интегрированной системы 4;

- в наличии у вычислительного модуля интегрированной системы (блок 4) дополнительного входа для приема данных судового лага (блок 6);

- в оценке погрешностей БИИМ по составляющим вектора линейной скорости, а также дрейфам ММГ и ВОГ и использовании их в обратной связи с целью коррекции БИИМ;

- в использовании данных модуля приемников СНС 1 с фазовыми измерениями и разнесенными на соответствующей базе антеннами, предназначенных для выработки курса судна только для начальной выставки БИИМ по курсу в течение нескольких минут и периодически в море при движении постоянным курсом и отсутствии помех.

Алгоритмическое обеспечение вычислителя БИИМ 3 и вычислительного модуля системы 4 практически аналогично алгоритмам работы соответствующих блоков прототипа. Отличие блока 3 от прототипа заключается в обработке дополнительных данных ВОГ 7. Отличие вычислительного модуля интегрированной системы 4 от аналогичного блока в прототипе заключается в обработке дополнительных разностных измерений, формируемых с использованием данных лага 6, которые поступают на вход вычислительного модуля 4 в автономном режиме работы интегрированной системы.

Сущность предлагаемого решения сводится к следующему.

Известно, что при запуске гирогоризонткомпаса (ГГК) или инерциальной курсовертикали (в авиации) система проходит два режима: режим горизонтирования (построение вертикали места) и режим гирокомпасирования (нахождение плоскости меридиана места). Для этого привлекаются разностные скоростные измерения:

интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670

где интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 , интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 (i=E,N) - составляющие линейной скорости, поступающие соответственно от инерциального модуля (ГГК) и внешнего измерителя (ПА СНС или лага). Для неподвижного объекта значение эталонной скорости равно нулю.

При использовании скорости Vл от лага имеем

интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670

Данные измерения можно приближенно представить в виде

интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670

где интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 VE,V - погрешности выработки системой составляющих линейной скорости судна; интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 Vi - шумы измерений (при использовании лага включают морские течения, неизмеряемую поперечную составляющую вектора линейной скорости судна и инструментальные погрешности лага); интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 , интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 - погрешности построения вертикали места, содержащие шулеровские колебания и характеризующие погрешности выработки ГГК углов качки (интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 , интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 ); интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 К - погрешность по курсу; интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 E, интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 N - дрейфы инерциального модуля в проекциях на географические оси; R - радиус Земли; интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 N - проекция абсолютной скорости вращения навигационного сопровождающего трехгранника с географической ориентацией осей на собственную ось, образуемую при пересечении плоскости меридиана места и плоскости горизонта и направленную на географический север.

Известно, что наличие в измерениях (3) слагаемых, пропорциональных интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 , интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 , обеспечивает при формировании соответствующих управлений в ГГК реализацию режима горизонтирования (жесткое демпфирование шулеровских колебаний в погрешностях вертикали в течение 1интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 2 мин). Присутствие же слагаемого интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 Nинтегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 K в интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 (где интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 N=интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 cosинтегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 +VE/R, интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 - угловая скорость суточного вращения Земли) обеспечивает в ГГК реализацию режима гирокомпасирования (время переходного процесса при минимизации погрешности по курсу обычно составляет около 10интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 15 мин.).

Однако в режиме гирокомпасирования начальная погрешность ГГК по курсу списывается только до уровня интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 , обусловленного значением «восточного» дрейфа (при интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 в средних широтах). При этом изменчивость погрешности по курсу зависит также и от дрейфа интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 инерциального модуля вокруг вертикальной оси:

интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670

где uинтегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 - управление в азимутальном канале, обеспечивающее режим гирокомпасирования.

Согласно приведенному выражению (3) «восточный» дрейф ГГК на фоне начальной погрешности интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 K0 по курсу является ненаблюдаемым, то есть из скоростных измерений интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 нельзя оценить «восточный» дрейф ГГК при наличии начальной погрешности по курсу.

Обычно данная проблема решается следующим образом:

- в составе ГГК используются достаточно точные гироскопы (0.01интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 0.03°/ч), чтобы исключить необходимость калибровки «восточного» дрейфа при запуске системы. Однако использование точных гироскопов приводит к существенной стоимости системы;

- при использовании в ГГК менее точных гироскопов (1интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 3°/ч) применяется модуляционное вращение измерительного блока для компенсации дрейфов гироскопов, что увеличивает массогабаритные характеристики, стоимость и снижает надежность;

- применяются прямые курсовые измерения с использованием мультиантенной ПА СНС для непрерывной коррекции курса в случае применения инерциального модуля на грубых гироскопах типа ММГ, что приводит к снижению уровня безопасности плавания в стесненных водах.

В предлагаемом решении данная проблема разрешается следующим образом:

- в вычислительном модуле интегрированной системы 4 формируются разностные фазовые измерения путем сравнения расчетных интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 (вычисленных в блоке 4 по данным БИИМ и эфемерид навигационных спутников) и измеренных интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 (по данным приемников СНС от разнесенных на базе антенн блока 1) значений вторых разностей фазовых измерений

интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670

(данные измерения содержат в основном погрешности решения вычислителем БИИМ 3 задачи ориентации объекта, неоднозначности вторых разностей фазовых измерений, погрешности ориентации базы и шумы измерений);

- разностные скоростные измерения интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 , интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 (2), формируемые как в условиях неподвижного судна (значение эталонной скорости равно нулю), так и при его движении с использованием данных лага 6, используются в вычислительном модуле 4 для непрерывного обеспечения функционирования режимов горизонтирования и гирокомпасирования. При этом (после оценки и коррекции начальной погрешности по курсу до уровня интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 , смещения нуля ВОГ) по данным скоростных измерений при наличии маневрирования по курсу обеспечивается наблюдаемость и оценка текущей погрешности по курсу и дрейфов интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 xb, интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 yb ММГ измерительного блока 2;

- по данным измерительного блока 2, высокоточного ВОГ 7 и вычислителя БИИМ 3 в вычислительном модуле 4 интегрированной системы формируется курсовое измерение

интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670

где К, Кmk - курс от инерциального модуля измерительного блока 2 и высокоточного ВОГ 7 и курс магнитный - от МД измерительного блока 2, формируемый по данным магнитометров.

Для условий морского объекта вследствие ограниченности углов качки «восточный» дрейф интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 E предлагаемой ИСОН будет обусловлен в основном дрейфами ММГ измерительного блока 2 по осям xb, y b, а дрейф интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 H вокруг вертикальной оси - дрейфом интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 zb ВОГ 7.

Измерения (5) совместно с измерениями (2) и (6) используются вычислительным модулем 4 интегрированной системы в течение 5интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 10 мин при запуске системы для оценки и коррекции начальной погрешности интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 K0 по курсу, калибровки дрейфа ВОГ 7 и оценки систематической погрешности интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 Кmk (склонения и девиации) магнитного курса магнитометра измерительного блока 2.

В процессе плавания судна измерения (2) и (6) при учете смещения интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 Kmk МД, оценка которого ранее была получена с использованием данных СНС в вычислительном модуле 4, обеспечивают устойчивую работу ИСОН в автономном режиме. При этом осуществляется оценка и коррекция погрешности БИИМ по курсу, оценка дрейфов ММГ измерительного блока 2 и ВОГ 7.

Фазовые измерения блока 1 ПА СНС привлекаются периодически в процессе эксплуатации в условиях отсутствия «сбоев» (как правило, при движении судна с постоянным курсом) и видимости навигационных спутников для уточнения смещения интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 Kmk курса магнитного от МД измерительного блока 2.

Произведено моделирование на ПК алгоритмов работы ИСОН с оценкой погрешностей при следующих исходных данных:

движение судна:

Vo=20 м/с, K0 =40°, Кr=1.5°, Tk=15 с (рысканье); интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 0=3° (дифферент); интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 r=3°, Тинтегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 =12 с (килевая качка); интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 0=6° (крен); интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 r=20°, Tинтегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 =10 с (бортовая качка); модель погрешностей ММА:

- нестабильность масштабных коэффициентов линейных акселерометров - случайные величины с уровнем 1%;

- смещение нулей линейных акселерометров - случайные величины с уровнем 0.1 м/с2;

- дрейфы нулей линейных акселерометров - марковские процессы первого порядка интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 1ai=0.03 м/с2, µai =1/180 (с-1);

- флуктуационные составляющие погрешностей акселерометров в проекциях на оси ИБ - дискретные белые шумы интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 2аi=0.3 м/с2 на частоте 100 Гц;

- неортогональности измерительных осей - 1 угл. мин;

модель погрешностей ММГ:

- нестабильность масштабных коэффициентов - случайные величины с уровнем 1%;

- систематические составляющие дрейфов, которые характеризуют смещение нулей от пуска к пуску - случайные величины с уровнем 300°/ч;

- случайные составляющие дрейфов, которые характеризуют дрейф нуля в пуске - марковские процессы первого порядка интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 1gi=100°/ч, µgi=1/180 (с -1);

- флуктуационные составляющие дрейфов - дискретные белые шумы интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 2gi=300°/ч; на частоте 100 Гц;

модель погрешностей ВОГ ВГ035ПД (ЗАО «Физоптика»):

- смещение нуля от пуска к пуску - до 10°/ч;

- нестабильность нуля в пуске 0.3интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 1.0°/ч, Ткор.=180 с (при термокомпенсации);

- шумовая составляющая около 7°/ч на частоте 100 Гц;

- погрешность масштабного коэффициента на уровне 0.1%;

- неортогональность измерительной оси (осям ИБ на ММД) - 1 угл.мин;

погрешности блока магнитометров в выработке курса магнитного:

- смещение нуля - случайная величина с уровнем 5 град.;

- случайная составляющая - марковский процесс первого порядка интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 1mk=0.1 град., µgi=1/180 (с -1);

- флуктуационная составляющая - дискретный белый шум интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 2mk=5 град. на частоте 100 Гц;

погрешности лага и морские течения:

- инструментальные погрешности лага аппроксимированы дискретными белыми шумами интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 л=0.1 м/с;

- северная и восточная составляющие скорости течения VTE, VTN - марковские процессы первого порядка интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 T=0.2интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 0.3 м/с, µT=1/5400 с-1;

начальные погрешности системы:

интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 ; интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 0=-0.3°; интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 0=0.3°;

интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 VE0=0.1 м/с; интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 VN0=-0.1 м/с; интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 VH0=0.1 м/с;

интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 o=30 м; интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 o=-30 м; интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 ho=0.5 м;

формирование и обработка в фильтре Калмана вычислительного модуля 4 интегрированной системы фазовых измерений от приемников СНС осуществлялась по слабосвязанной схеме, т.е. по данным СНС предварительно вычислялись текущие значения курса судна.

Расчетная модель погрешностей

С учетом принятых допущений расчетная модель погрешностей ИСОН будет иметь вид

интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670

где

интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 - вектор состояния системы, интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 K, интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 , интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 - погрешности выработки курса и построения вертикали места; интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 VE, интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 VN, интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 VH - погрешности в выработке составляющих вектора относительной линейной скорости объекта в проекциях на географические оси; интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 , интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 , интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 h - погрешности выработки географических координат места (по широте, долготе и высоте); интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 - смещения нулей ММГ и ВОГ; интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 - смещения нулей ММА; интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 Mgi(i=xb,yb,zb) - систематические составляющие погрешностей масштабных коэффициентов ММГ и ВОГ; VTi (i=E,N) - составляющие морских течений; интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 - систематическая погрешность МД; Фk/k+1 - переходная на шаге формирования измерений матрица состояния системы; Гk+1интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и   навигации для морских объектов, патент № 2523670 Фk+1·dT - матрица, определяющая влияние вектора входных шумов wk с ковариациями Qk ; Нk+1 - матрица измерений, соответствующая уравнениям (2), (5) и (6).

Результаты решения модельной задачи (при имитации показаний ВОГ ВГ035ПД) приведены на фиг.2а-2г. Моделирование проводилось при задании следующего режима работы ИСОН: режим гирокомпасирования (10 мин - с использованием GPS), затем автономный режим (с лагом и МД).

Объектовые испытания

Для оценки точности автономного режима ИСОН привлекались также реальные данные ходовых испытаний на автомобиле инерциального модуля на основе ММД (фирма Analog Devices), ВОГ ВГ910Ф (ЗАО «Физоптика») и ВОГ навигационного класса (фирма IXSEA). Блок магнитометров отсутствовал.

Массивы данных были записаны на частоте 100 Гц.

Данные лага с учетом влияния морских течений имитировались так же, как и при решении модельной задачи.

Обработка массивов данных производилась по дискретным алгоритмам автономного режима работы ИСОН, реализованным в пакете MATLAB (Simulink).

Для эталонирования по курсу и углам качки использовалась спутниковая мультиантенная ПА СНС МРК-32 (разработка Красноярского государственного технического университета и НИИ радиотехники [http://www.krtz.su/]).

Результаты испытаний

Результаты обработки данных испытаний приведены на фиг.3а-3в (решение осуществлялось на ПК в пакете MATLAB (Simulink)). Моделирование проводилось при задании следующего режима работы ИСОН: режим гирокомпасирования (10 мин - с использованием ПА СНС), затем автономный режим с лагом.

Таким образом, предложенное устройство, работающее в автономном режиме, обеспечивает устойчивую выработку курса без использования данных ПА СНС в течение длительных интервалов времени с погрешностью, удовлетворяющей требованиям Морского и Речного Регистров.

Кроме того, нет необходимости в непрерывном использовании мультиантенной ПА СНС для выработки курса судна в процессе его плавания (что характерно для прототипа), что обеспечивает повышение уровня безопасности плавания в стесненных водах (узкостях, прибрежной зоне, в гаванях с интенсивным движением), где возможны частые «сбои» ПА СНС из-за помех при маневрировании.

Класс G01S5/00 Определение местоположения путем сопоставления в одной системе координат двух и более найденных направлений; определение местоположения путем сопоставления в одной системе координат двух и более найденных расстояний

система навигации буксируемого подводного аппарата -  патент 2529207 (27.09.2014)
способ определения пеленгационной панорамы источников радиоизлучения на одной частоте -  патент 2528177 (10.09.2014)
способ формирования пространственного навигационного поля с распределенными источниками навигационных сигналов -  патент 2527923 (10.09.2014)
оценка местоположения пользовательского устройства в беспроводной сети -  патент 2527483 (10.09.2014)
способ определения местоположения источника радиоизлучения -  патент 2526094 (20.08.2014)
способ однопозиционной радиолокации подвижных объектов на дорожной сети -  патент 2524482 (27.07.2014)
способ однопунктного определения местоположения источника коротковолнового излучения -  патент 2523650 (20.07.2014)
устройство автоматизированного формирования эталонной информации для навигационных систем -  патент 2520386 (27.06.2014)
способ передачи и приема радиосигналов -  патент 2519296 (10.06.2014)
способ передачи и приема радиосигналов -  патент 2519294 (10.06.2014)
Наверх