мембранная грузовая емкость для транспортировки и хранения сжиженного природного газа

Классы МПК:B63B25/16 с теплоизоляцией
F17C3/02 с теплоизоляцией
B21D51/24 сосудов или резервуаров, находящихся под высоким давлением, например котлов, баллонов 
B65D90/02 конструкции стенок
G21C13/087 металлические
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Российская Федерация, от имени которой выступает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (МИНПРОМТОРГ РОССИИ) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-05-31
публикация патента:

Изобретение относится к транспортному судостроению, средствам морской транспортировки и хранения сжиженного природного газа (СПГ) и касается конструкции мембранной грузовой емкости для его транспортировки и хранения. Резервуар для транспортировки или хранения СПГ содержит структурированную термоизолированную оболочку, закрепленную на несущей конструкции транспортного судна или емкости. Оболочка состоит из нескольких слоев. При этом один слой является металлическим, герметичным и находится в контакте с перевозимым или хранящимся сжиженным газом. Слой содержит волнообразные гофры. Вершины и впадины волн образуют форму зигзагов. Волнообразные лунки между гофрами с внешней стороны заполнены пористым синтетическим материалом или пастой на основе рубленного стекловолокна и связующего. Достигается повышение прочности и надежности мембранной грузовой емкости для транспортировки и хранения сжиженного газа, уменьшение вероятности нарушения ее герметичности. 2 з.п. ф-лы, 10 ил. мембранная грузовая емкость для транспортировки и хранения сжиженного   природного газа, патент № 2522691

мембранная грузовая емкость для транспортировки и хранения сжиженного   природного газа, патент № 2522691 мембранная грузовая емкость для транспортировки и хранения сжиженного   природного газа, патент № 2522691 мембранная грузовая емкость для транспортировки и хранения сжиженного   природного газа, патент № 2522691 мембранная грузовая емкость для транспортировки и хранения сжиженного   природного газа, патент № 2522691 мембранная грузовая емкость для транспортировки и хранения сжиженного   природного газа, патент № 2522691 мембранная грузовая емкость для транспортировки и хранения сжиженного   природного газа, патент № 2522691 мембранная грузовая емкость для транспортировки и хранения сжиженного   природного газа, патент № 2522691 мембранная грузовая емкость для транспортировки и хранения сжиженного   природного газа, патент № 2522691 мембранная грузовая емкость для транспортировки и хранения сжиженного   природного газа, патент № 2522691 мембранная грузовая емкость для транспортировки и хранения сжиженного   природного газа, патент № 2522691

Формула изобретения

1. Резервуар для транспортировки или хранения сжиженного природного газа, содержащий структурированную термоизолированную оболочку, закрепленную на несущей конструкции транспортного судна или емкости для хранения сжиженного газа и состоящую из нескольких слоев, по меньшей мере, один из которых является металлическим, герметичным, находится в контакте с перевозимым или хранящимся сжиженным газом и содержит волнообразные гофры, отличающийся тем, что вершины и впадины волн образуют форму зигзагов, волнообразные лунки между гофрами с внешней стороны заполнены пористым синтетическим материалом или пастой на основе рубленного стекловолокна и связующего.

2. Резервуар для транспортировки или хранения сжиженного природного газа по п.1, отличающийся тем, что герметичный слой, находящийся в контакте с перевозимым или хранящимся сжиженным газом, представляет собой металлическую гофрированную пластину, обформованную с внутренней стороны емкости стеклопластиком.

3. Резервуар для транспортировки или хранения сжиженного природного газа по пп.1 и 2, отличающийся тем, что соединенные (с помощью сварки) по боковым кромкам пластины имеют взаимно перпендикулярные направления ориентации гофров, а пластины с различной ориентацией гофров расположены в шахматном порядке.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области транспортного судостроения, средствам морской транспортировки и хранения сжиженного природного газа (СПГ) и касается вопроса создания мембранной грузовой емкости для его транспортировки и хранения.

Известна мембранная грузовая емкость для транспортировки и хранения СПГ, состоящая из составной оболочки, образующей герметичный и термоизолированный резервуар, встроенный в несущую конструкцию судна (европейские патенты № 248721 и № 573327). Резервуар содержит два герметичных барьера, причем первичный барьер находится в контакте с веществом, содержащимся в резервуаре, а вторичный барьер расположен между первичным барьером и несущей конструкцией; вышеупомянутые герметичные барьеры чередуются с двумя термоизолирующими барьерами (первичным и вторичным).

Патенты Франции № 1376525 и № 1379651, а также патент Российской Федерации 2282101, опубл. 20.08.2006, бюллетень № 23 (прототип) описывают конструкцию мембранной грузовой емкости, содержащую в качестве первичного герметичного барьера контактирующие с СПГ металлические пластины с волнистыми гофрами, на поверхности которых сформированы две серии волн, между которыми расположены плоские поверхности. Первая серия расположена перпендикулярно к волнам второй серии. Волны одной серии имеют высоту, меньшую, по сравнению с волнами второй серии, так, что волны первой серии прерываются при их пересечении с волнами второй серии.

Недостатками такого конструктивного решения является низкая прочность и надежность первичного герметичного барьера при внешних силовых воздействиях и перепадах температуры при заливании и опорожнении грузовой емкости. Эти недостатки обусловлены следующими причинами:

- глубоким пластическим деформированием листов первичного барьера при его изготовлении, связанным с необходимостью (для достижения требуемой формы изделия) образования в нем больших остаточных деформаций и напряжений, вызванных локальным растяжением и сжатием, которые весьма негативно сказываются в дальнейшем на статической и усталостной прочности барьера;

- появлением значительных локальных напряжений в зонах глубокого пластического деформирования при статических и динамических внешних воздействиях со стороны перевозимой (хранимой) жидкости, а также при температурных воздействиях, связанных с заполнением (опорожнением) грузовой емкости жидкостью.

Наличие такого недостатка особенно негативно сказывается при создании больших грузовых емкостей, а также при эксплуатации частично заполненных емкостей, сопряженной с появлением слошинга (биения СПГ о боковые стенки резервуара во время транспортировки), и выражается в потере герметичности конструкции, в пластическом деформировании волнистых гофров в зоне их пересечения и в увеличении вероятности появлений в ней усталостных трещин. Увеличение толщины пластин не ведет к ликвидации недостатков конструкции, поскольку увеличивает материалоемкость конструкции, снижает гибкость герметичного барьера, которая необходима (особенно в районе пересечения волнистых гофров) для обеспечения возможности термического сжатия и растяжения пластин без риска нарушения герметичности.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение прочности и надежности мембранной грузовой емкости для транспортировки и хранения сжиженного газа, уменьшение вероятности нарушения ее герметичности.

Для достижения указанного технического результата предлагаются следующие решения. По изобретению первичный герметичный барьер грузовой емкости выполнен в виде гофрированной однослойной или двухслойной пластины, причем гофры имеют волнообразную форму, а вершины и впадины волн образуют форму зигзага. При однослойном исполнении пластина выполняется из нержавеющей стали или алюминиевого сплава, при двухслойном исполнении металлическая пластина с внутренней стороны емкости имеет стеклопластиковый слой, представляющий собой обформовку металлической пластины. Отдельные гофрированные пластины, образующие первичный герметичный барьер, соединены между собой, причем металлические листы соединены с помощью сварки (преимущественно внахлест). С внутренней стороны пластина соприкасается с сжиженным природным газом. С внешней стороны волнообразные лунки пластины заполнены пористым синтетическим материалом. В качестве заполнителя может использоваться композиция на основе полиуретана или поливинилхлорида, сферопластик, пенопласт, либо паста на основе рубленного стекловолокна и связующего.

Выполнение герметичного первичного барьера в виде пластины с волнистыми зигзагообразными гофрами обеспечивает его высокую податливость при перепадах температуры, связанных с заливанием газа в грузовую емкость или с ее опорожнением, а также низкий уровень температурных напряжений в конструкции барьера. Наличие заполнителя в лунках с внешней стороны первичного барьера обеспечивает низкий уровень напряжений в конструкции барьера, обусловленных статическими и динамическими силовыми воздействиями жидкости. Отсутствие зон пересечения гофров (их непрерывность) обеспечивает при одинаковой материалоемкости более высокий уровень прочности предлагаемой конструкции по сравнению с прототипом. Наличие с внутренней строны емкости обформовки металлического листа герметичного первичного барьера стеклотканью (преимущественно биаксиальной, либо квадроакспальной) второго стеклопластикового слоя дает возможность применения при изготовлении герметичного первичного барьера малой толщины металлической пластины (фольги) и существенно повышает теплоизоляционные свойства этого барьера.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где показаны:

- фрагмент емкости для транспортировки и хранения сжиженного газа, являющейся прототипом предлагаемого изобретения (фиг.1);

- внутренняя поверхность герметичного первичного барьера грузовой емкости-прототипа (фиг.2);

- фрагмент предлагаемой емкости для транспортировки и хранения сжиженного газа (фиг.3);

- внутренняя поверхность первичного герметичного барьера предлагаемой грузовой емкости (фиг.4);

- вид в плане первичного герметичного барьера предлагаемой емкости (фиг.5);

- сечение первичного герметичного барьера по А-А, расположение которого указано на фиг.5, при однослойном исполнении гофрированной пластины (фиг.6);

- сечение первичного герметичного барьера по Л-А, расположение которого указано на фиг.5, при двухслойном исполнении гофрированной пластины (фиг.7);

- сечение первичного герметичного барьера по Б-Б, расположение которого указано на фиг.5, при однослойном исполнении гофрированной пластины (фиг.8);

- сечение первичного герметичного барьера по Б-Б, расположение которого указано на фиг.5, при двухслойном исполнении гофрированной пластины (фиг.9);

- рациональный способ расположения гофрированных пластин, соединенных между собой при сварке герметичного первичного барьера грузовой емкости (фиг.10).

Перечни конструктивных элементов 1-5 для прототипа и предлагаемой конструкции аналогичны (фиг.1, 3). Емкость для транспортировки и хранения сжиженного газа содержит первичный герметичный барьер 1, вторичный герметичный барьер 2, первичный теплоизоляционный барьер 3, вторичный теплоизоляционный барьер 4. Емкость закреплена на силовой конструкции 5 корпуса судна. Первичный герметичный барьер включает гофрированную металлическую пластину 6 и заполнитель лунок с внешней стороны барьера 7.

Достижение технического результата с помощью предлагаемого исполнения емкости для транспортировки и хранения сжиженного газа осуществляется следующим образом. При перепадах температур, связанных с заливанием газа в грузовую емкость или с ее опорожнением, температурное расширение или сужение элементов металлических пластин герметичного первичного барьера сопровождается их изгибом в районах вершин и впадин волновых поверхностей гофров и пренебрежимо малым растяжением или сжатием серединных поверхностей пластин. В результате цепные температурные напряжения в пластине крайне малы, а изгибные температурные напряжения не могут достигать значительных величин вследствие малости толщины пластины. Высокая податливость заполнителя лунок, обусловленная значительно более низкими значениями упругих характеристик полимерных материалов по сравнению с металлическими, обеспечивает низкий уровень температурных напряжений в заполнителе. Вместе с тем, он эффективно передает давление жидкости на первичный теплоизоляционный барьер, исключая появление больших напряжений в металлической пластине, вызванных этим давлением.

Рекомендуется соединение отдельных пластин герметичного барьера по боковым кромкам с помощью сварки таким образом, чтобы соседние пластины имели взаимно перпендикулярные направления ориентации гофров (при этом пластины с различной ориентацией гофров располагаются в шахматном порядке), что способствует дальнейшему снижению температурных напряжений.

Таким образом, предлагаемая конструкция корпуса судна позволяет снизить уровень напряженности элементов первичного герметичного барьера, обеспечить повышение надежности и прочности мембранной грузовой емкости для транспортировки и хранения сжиженного газа и уменьшить вероятность нарушения ее герметичности, что выгодно отличает ее от прототипа.

Класс B63B25/16 с теплоизоляцией

термоизоляционная герметичная стенка емкости из полимерных композиционных материалов для сжиженного природного газа -  патент 2526870 (27.08.2014)
плавучая опора или судно, оснащенное устройством обнаружения движения свободной поверхности тела жидкости -  патент 2520622 (27.06.2014)
имеющий двунаклонную вершину носовой резервуар для спг -  патент 2518121 (10.06.2014)
тепловая изоляция танка для перевозки спг -  патент 2513152 (20.04.2014)
способ изготовления изолирующей и герметичной стенки резервуара -  патент 2443595 (27.02.2012)
судно для перевозки сжиженных газов -  патент 2429156 (20.09.2011)
способ транспортировки и хранения криогенных газов -  патент 2334646 (27.09.2008)
наливное судно -  патент 2077449 (20.04.1997)

Класс F17C3/02 с теплоизоляцией

термоизоляционная герметичная стенка емкости из полимерных композиционных материалов для сжиженного природного газа -  патент 2526870 (27.08.2014)
герметизированный и изолированный резервуар, установленный на опорном устройстве -  патент 2526473 (20.08.2014)
контактная область вспомогательной мембраны резервуара для спг -  патент 2514458 (27.04.2014)
тепловая изоляция танка для перевозки спг -  патент 2513152 (20.04.2014)
многоугольный резервуар для спг -  патент 2511988 (10.04.2014)
резервуар с армированной гофрированной мембраной -  патент 2505737 (27.01.2014)
усовершенствованный герметизированный и теплоизолированный резервуар, встроенный в несущую конструкцию -  патент 2498150 (10.11.2013)
клеевое соединение изоляционных блоков резервуара для хранения сжиженного газа с использованием волнистых валиков -  патент 2493476 (20.09.2013)
способ изготовления изолирующей и герметичной стенки резервуара -  патент 2443595 (27.02.2012)
цилиндрическая структура, состоящая из прямоугольных элементов -  патент 2430296 (27.09.2011)

Класс B21D51/24 сосудов или резервуаров, находящихся под высоким давлением, например котлов, баллонов 

способ изготовления сварных сосудов высокого давления -  патент 2510784 (10.04.2014)
способ изготовления баллонов и семейство баллонов, работающих под давлением от 100 до 200 кгс/см2 -  патент 2480666 (27.04.2013)
способ изготовления тонкостенных сосудов высокого давления и устройство для его осуществления -  патент 2465090 (27.10.2012)
устройство для формирования дна банок -  патент 2448800 (27.04.2012)
способ и устройство для изготовления стального баллончика под давлением, указанный стальной баллончик под давлением и заготовка для него -  патент 2435658 (10.12.2011)
металлокомпозитный баллон давления -  патент 2432520 (27.10.2011)
способ изготовления лейнера и лейнер из алюминиевого сплава -  патент 2429930 (27.09.2011)
способ изготовления тонкостенных оболочек с периодическим профилем большого диаметра -  патент 2426618 (20.08.2011)
способ изготовления баллона высокого давления и устройство для его осуществления -  патент 2426024 (10.08.2011)
способ изготовления баллона высокого давления -  патент 2355500 (20.05.2009)

Класс B65D90/02 конструкции стенок

накопительный бункер -  патент 2526012 (20.08.2014)
устройство для выгрузки мелкозернистых или пылевидных твердых веществ из резервуара -  патент 2479344 (20.04.2013)
заборная арматура с корпусом из пластика для резервуаров для транспортировки и хранения жидкостей и способ изготовления электрически заземленного соединительного фланца для крепления заборной арматуры на сливном патрубке внутренней емкости резервуара для транспортировки и хранения -  патент 2407690 (27.12.2010)
способ изготовления резервуара или аналогичного средства для хранения сжиженного природного газа и резервуар для хранения сжиженного природного газа, изготовленный этим способом -  патент 2355620 (20.05.2009)
емкость для транспортировки и хранения жидкостей -  патент 2352506 (20.04.2009)
разборный контейнер для транспортирования и хранения длинномерных грузов, преимущественно пиломатериалов -  патент 2256595 (20.07.2005)
грузовой контейнер -  патент 2228893 (20.05.2004)
контейнер для транспортировки и хранения жидкостей (варианты) -  патент 2225823 (20.03.2004)
изделие с металлическим основным телом и способ его изготовления -  патент 2168558 (10.06.2001)
металлическая емкость для транспортировки и хранения жидкостей и способ ее изготовления -  патент 2094347 (27.10.1997)

Класс G21C13/087 металлические

Наверх