способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет

Классы МПК:B64G1/24 управляющие устройства летательного аппарата, например для управления его положением в пространстве
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-12-10
публикация патента:

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано в автоматах стабилизации ракет, управление угловым движением которых осуществляется путем поворота нескольких камер сгорания двигателей с помощью рулевых приводов. Способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет включает формирование в каждом канале, соответствующем определенной камере сгорания, информативного сигнала в виде разности командного сигнала и сигнала обратной связи, формирование сигнала отключения соответствующего канала системы управления в виде сигнала установки штока рулевого привода этого же канала в среднее положение. Сигнал отключения канала формируют в случае превышения вычисленным на временном промежутке определенной длительности интегралом от модуля информативного сигнала заранее выбранного порогового значения, при этом командные сигналы остальных каналов формируют в виде сумм или разностей управляющих сигналов по тангажу, рысканию и крену и сигнала обратной связи отключенного канала с коэффициентами, зависящими от номера отключенного канала, таким образом, чтобы обеспечить создание требуемых суммарных управляющих моментов по тангажу, рысканию и крену. Техническим результатом является повышение вероятности успешного продолжения полета при отказе рулевого привода одного из каналов системы управления. 4 ил.

способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117

Формула изобретения

Способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, включающий формирование в каждом канале, соответствующем определенной камере сгорания, информативного сигнала в виде разности командного сигнала и сигнала обратной связи, формирование сигнала отключения соответствующего канала системы управления в виде сигнала установки штока рулевого привода этого же канала в среднее положение, отличающийся тем, что сигнал отключения канала формируют в случае превышения вычисленным на временном промежутке определенной длительности интегралом от модуля информативного сигнала заранее выбранного порогового значения, при этом командные сигналы остальных каналов формируют в виде сумм или разностей управляющих сигналов по тангажу, рысканию и крену и сигнала обратной связи отключенного канала с коэффициентами, зависящими от номера отключенного канала, таким образом, чтобы обеспечить создание требуемых суммарных управляющих моментов по тангажу, рысканию и крену.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано в автоматах стабилизации ракет, управление угловым движением которых осуществляется путем поворота нескольких камер сгорания двигателей с помощью рулевых приводов.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является выбранный в качестве прототипа способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет [1]. Этот способ включает формирование в каждом канале, соответствующем определенной камере сгорания, информативного сигнала в виде разности командного сигнала и сигнала обратной связи, сравнение значения длительности этого информативного сигнала с допустимым значением, большим времени перемещения камеры сгорания с максимальной угловой скоростью, обеспечиваемой рулевым приводом этого канала, из крайнего положения в среднее и меньшим времени выхода ракеты на предельные углы отклонения по тангажу, рысканию и крену, формирование сигнала отключения соответствующего канала системы управления при превышении длительности информативного сигнала допустимого значения в виде сигнала установки штока рулевого привода этого же канала в среднее положение, при этом командные сигналы остальных каналов формируют с амплитудой, превышающей ее номинальное значение.

Одним из недостатков данного способа защиты от аварии многоканальных систем управления ракет является недостаточная надежность в идентификации отказавшего канала системы управления. Это связано с тем, что в соответствии с известным способом при определении факта отказа канала учитывается только длительность информативного сигнала, которая сравнивается с допустимым значением длительности. Это может привести, с одной стороны, к ложному срабатыванию системы управления - отключению исправного канала (в случае, например, наличия достаточно длительного участка нарастания командного сигнала при прохождении слоя атмосферы со сдвигом ветра, когда сигнал обратной связи отстает от командного сигнала на очень небольшой угол, обусловленный динамикой рулевого привода). С другой стороны, при быстром развитии аварийной ситуации, когда командный сигнал и сигнал обратной связи интенсивно нарастают по абсолютной величине, но имеют разные знаки, решение об отключении неисправного канала, принятое на основании только длительности информативного сигнала, может оказаться запоздавшим, при этом ракета потеряет управляемость.

Другим недостатком известного способа защиты от аварии многоканальных систем управления ракет является то, что при применении этого способа не полностью реализуются возможности системы управления по парированию влияния отказавшего канала на динамику движения ракеты. Известный способ предусматривает при обнаружении отказа одного из каналов увеличение амплитуды командных сигналов остальных каналов, что достигается увеличением коэффициентов усиления остальных каналов. Однако в известном способе управляющие сигналы по тангажу, рысканию и крену не перераспределяются оптимальным образом между исправными каналами, что не позволяет при использовании известного способа реализовать желаемые управляющие сигналы по тангажу, рысканию и крену. Кроме того, при отказе рулевого привода одного из каналов, но сохранении тяги двигателя этого канала, возможно неуправляемое угловое движение камеры этого двигателя, создающее значительные возмущающие моменты по тангажу, рысканию и (или) крену. При этом может оказаться невозможной установка штока рулевого привода отказавшего канала в среднее положение. В известном способе в выработке командных сигналов исправных каналов не используется сигнал обратной связи отказавшего канала, камера двигателя которого совершает неуправляемое движение, что также не дает возможности при использовании известного способа реализовать желаемые управляющие сигналы по тангажу, рысканию и крену. В то же время, как будет показано ниже, при наличии четырех или более каналов системы управления, в случае отказа одного из каналов, в линейной зоне возможна практически точная реализация желаемых управляющих сигналов по тангажу, рысканию и крену даже при неуправляемом угловом движении камеры двигателя отказавшего канала. Наконец, предусмотренное способом-прототипом увеличение коэффициентов усиления остальных (неотказавших) каналов может быть нежелательным с точки зрения обеспечения устойчивости углового движения ракеты с учетом колебаний компонентов жидкого топлива в баках и упругих колебаний конструкции.

Задачей предложенного изобретения является разработка способа защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, повышающего надежность идентификации в полете отказа канала системы управления, а также качество управления угловым движением ракеты с помощью остальных (исправных) каналов системы управления.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является повышение вероятности успешного продолжения полета при отказе рулевого привода одного из каналов системы управления.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, включающем формирование в каждом канале, соответствующем определенной камере сгорания, информативного сигнала в виде разности командного сигнала и сигнала обратной связи, формирование сигнала отключения соответствующего канала системы управления в виде сигнала установки штока рулевого привода этого же канала в среднее положение, в соответствии с изобретением сигнал отключения канала формируют в случае превышения вычисленным на временном промежутке определенной длительности интегралом от модуля информативного сигнала заранее выбранного порогового значения, при этом командные сигналы остальных каналов формируют в виде сумм или разностей управляющих сигналов по тангажу, рысканию и крену и сигнала обратной связи отключенного канала с коэффициентами, зависящими от номера отключенного канала, таким образом, чтобы обеспечить создание требуемых суммарных управляющих моментов по тангажу, рысканию и крену.

Сущность предлагаемого изобретения иллюстрируется фиг.1-4.

Фиг.1 - Схема расположения сопел двигателя и рулевых приводов для примера 1.

Фиг.2 - Результаты математического моделирования отказа рулевого привода для примера 1.

Фиг.3 - Схема расположения сопел двигателя и рулевых приводов для примера 2.

Фиг.4 - Результаты математического моделирования отказа рулевого привода для примера 2.

Рассмотрим два примера реализации предлагаемого способа защиты от аварии многоканальных систем управления ракет.

Пример 1

Система управления создаваемой в ГКНПЦ им. М.В.Хруничева ракеты космического назначения (РКН) «Ангара-А5» на участке работы двигателей I ступени может рассматриваться как 8-канальная. Ракета состоит из 4-х боковых блоков (ББ), являющихся 1-ой ступенью, и центрального блока, включающего II и III ступени, а также космическую головную часть. Камера сгорания (КС) каждого из 4 двигателей ББ, установленных в карданных подвесах, может отклоняться в двух взаимно перпендикулярных направлениях с помощью двух рулевых приводов (РП), при этом продольная ось камеры каждого двигателя может занимать любое положение внутри конуса, вершиной которого является центр качания камеры, а угол между образующей конуса и его осью равен максимально возможному углу отклонения камеры (способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 8°). Схема расположения сопел двигателей и рулевых приводов показана на фиг.1. Стрелками показаны направления положительных отклонений способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 1, способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 , способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 8 (положительным считается отклонение камеры при выдвижении штока соответствующего РП). Система управления движением ракеты периодически (с тактом БЦВМ, равным 0,032768 с) вырабатывает управляющие сигналы по тангажу способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 , рысканию способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 и крену способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 :

способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117

где способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 , способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 , способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 - рассогласования по углам тангажа, рыскания и крена соответственно.

Сигналы способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 , способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 , способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 можно рассматривать как желаемые углы отклонения некоторых «обобщенных» органов управления. При безотказной работе рулевых приводов для реализации управляющего сигнала способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 используются РП 2, 3, 6 и 7, перемещения штоков которых создают момент тангажа. Аналогично, для реализации управляющего сигнала рыскания 8 используются РП 1, 4, 5 и 8. Управляющий сигнал по крену 5 отрабатывается всеми 8 рулевыми приводами, при этом для минимизации углов отклонения камер плечи управляющих сил выбираются максимальными. В результате законы формирования командных сигналов для 8 каналов системы управления при безотказной работе всех каналов имеют вид:

способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117

способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117

При этом управляющие моменты, создаваемые двигателями, равны (в предположении малости углов):

способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117

В соответствии с предлагаемым способом защиты в каждом из 8 каналов с тактом работы БЦВМ формируется информативный сигнал способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 , где способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 i - командный сигнал, а способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 - сигнал обратной связи i-го канала (i=1,способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 ,8). На заданном интервале времени (для рассматриваемой РКН на участке работы двигателя I ступени длительность этого интервала выбрана равной способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 t=1с) вычисляется интеграл

способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117

где t - текущий момент времени. Интеграл (4) сравнивается с пороговым значением способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 0 (для рассматриваемого примера способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 0 выбрано равным 3 гр·с). В случае превышения интегралом от модуля информативного сигнала способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 i(t) порогового значения способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 0 в соответствии с изобретением формируется сигнал отключения i-го канала. Этот сигнал отключения формируется в виде нулевого командного сигнала на рулевой привод i-го канала, что соответствует приведению штока РП в среднее положение. В зависимости от вида отказа рулевого привода (заклинивание золотника гидроусилителя, отказ электромеханического преобразователя на входе гидроусилителя, обрыв электрической обратной связи и др.) РП либо отработает подаваемый на него нулевой командный сигнал (при этом камера двигателя займет неотклоненное положение), либо шток рулевого привода и жестко связанная с ним камера двигателя будут совершать неуправляемое движение. Предположим, для определенности, что отказал РП 1-го канала, при этом известен сигнал обратной связи этого канала способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 . Для создания желаемых управляющих моментов (3) требуется выполнение условий

способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117

Отказ РП 1-го канала не влияет на реализацию управляющего сигнала по тангажу, поэтому в каналах 2, 3, 6 и 7 можно сохранить законы управления (2):

способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117

В этом случае из системы уравнений (5) получим:

способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117

способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117

При дополнительном требовании минимизации суммы способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 будем иметь:

способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117

Соотношения (6), (7), (9) являются законами формирования командных сигналов для остальных (неотключенных) каналов системы управления. Они представляют собой суммы или разности управляющих сигналов по тангажу, рысканию и крену и сигнала обратной связи отключенного канала, в данном случае канала номер 1. Аналогичные соотношения можно получить для любого другого номера отказавшего канала. При этом, как уже указывалось, числовые коэффициенты при управляющих сигналах способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 , способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 , и способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 , а также при сигнале обратной связи отключенного канала, зависят от номера отключенного канала.

На фиг.2 представлены результаты математического моделирования движения рассматриваемой РКН при возникновении отказа рулевого привода канала 1 на 80 с полета (время от момента окончания точного приведения). Отказ заключается в самопроизвольном перемещении штока РП в крайнее положение (при этом соответствующая камера отклоняется на предельный угол способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 1=8°). Из фиг.2 видно, что после переходного процесса рассогласования по углам тангажа, рыскания и крена устанавливаются близкими к 0. На фиг.2 показан также угол отклонения камеры в наиболее нагруженном канале 8 - он составляет после отказа около 7° и не выходит на ограничение.

Пример 2

Система управления РКН «Ангара-А5» на участке работы двигателя III ступени может рассматриваться как 4-канальная. Ракета имеет 4-х камерный двигатель, каждая КС которого отклоняется в тангенциальном направлении с помощью своего РП. Диапазон углов отклонения каждой камеры - от -4° до 4°. На фиг.3 стрелками показаны направления положительных отклонений камер способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 1, способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 , способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 4 (положительным считается отклонение КС при выдвижении штока соответствующего рулевого привода). Система управления движением ракеты периодически (с тактом БЦВМ, равным 0,032768 с) вырабатывает управляющие сигналы по тангажу способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 , рысканию 6способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 и крену способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 в соответствии с законами управления (1). При безотказной работе рулевых приводов для реализации управляющего сигнала способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 используются КС 2 и 4, отклонение которых создает момент тангажа. Аналогично, для реализации управляющего сигнала рыскания способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 используются КС 1 и 3. Управляющий сигнал по крену способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 отрабатывается всеми 4 камерами. В результате законы формирования командных сигналов для 4 каналов системы управления при безотказной работе всех каналов имеют вид:

способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117

При этом управляющие моменты, создаваемые всеми КС двигателя, равны (в предположении малости углов):

способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117

В соответствии с предлагаемым способом защиты для каждого из 4 каналов с тактом работы БЦВМ формируется информативный сигнал способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 , где способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 i - командный сигнал, а способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 - сигнал обратной связи i-го канала (i=1, способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 , 4). На заданном интервале времени (для рассматриваемой РКН на участке работы двигателя III ступени длительность этого интервала выбрана равной способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 t=1 с) вычисляется интеграл (4), который сравнивается с пороговым значением способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 0 (для рассматриваемого примера способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 0 выбрано равным 2 гр·с). В случае превышения интегралом способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 i(t) значения способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 0 в соответствии с изобретением формируется сигнал отключения i-го канала. Этот сигнал отключения формируется в виде нулевого командного сигнала на РП i-го канала, что соответствует приведению штока рулевого привода в среднее положение. В зависимости от вида отказа РП либо отработает подаваемый на него нулевой командный сигнал (при этом КС займет неотклоненное положение), либо шток РП и связанная с ним КС сгорания будут совершать неуправляемое движение. Предположим, для определенности, что отказал рулевой привод i-го канала, при этом известен сигнал обратной связи этого канала способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 . Для создания желаемых управляющих моментов (11) требуется выполнение условий

способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117

откуда

способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117

Соотношения (13) являются законами формирования командных сигналов для остальных (неотключенных) каналов системы управления. Они представляют собой суммы или разности управляющих сигналов по тангажу, рысканию и крену и сигнала обратной связи отключенного канала, в данном случае канала номер 1. Аналогичные соотношения можно получить для любого другого номера отказавшего канала. При этом числовые коэффициенты при управляющих сигналах способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 , способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 и способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, патент № 2521117 , а также при сигнале обратной связи отключенного канала, зависят от номера отключенного канала.

На фиг.4 представлены результаты математического моделирования движения рассматриваемой РКН при возникновении отказа рулевого привода канала 1 на 400 с полета (время от команды «Контакт подъема). Отказ заключается в самопроизвольном движении штока РП этого канала, приведшего к повороту КС с угловой скоростью 1 гр/с и выходу ее на угол отклонения, равный 3,5°. После этого камера остается в достигнутом ею положении и не реагирует на командный сигнал. При использовании предлагаемого способа управляющие сигналы по тангажу, рысканию и крену перераспределяются так, что оставшиеся каналы системы управления парируют моментные возмущения, создаваемые КС отказавшего канала, даже несмотря на то, что не удается установить шток РП этого канала в среднее положение. РКП при этом продолжает полет по заданной траектории.

Следует отметить, что предлагаемый способ защиты от аварии сохраняет после отказа РП неизменными коэффициенты усиления законов управления (1), выбранные разработчиком системы управления для штатного полета из условия обеспечения устойчивости движения РКП с учетом колебаний жидкости в баках и упругих колебаний конструкции.

Таким образом, благодаря реализации предложенного в изобретении технического решения решается задача разработки способа защиты от аварии многоканальных систем управления ракет, повышающего надежность идентификации в полете отказа канала системы управления, а также качество управления угловым движением ракеты с помощью остальных (исправных) каналов системы управления, и достигается технический результат - повышение вероятности успешного продолжения полета при отказе рулевого привода одного из каналов системы управления.

Источник информации

1. Полухин Д.А., Цуриков Ю.А., Владимиров А.В. Способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет. Патент на изобретение № RU 2058918 С1, кл. B64G 1/24 от 14.11.1983 г.

Класс B64G1/24 управляющие устройства летательного аппарата, например для управления его положением в пространстве

способ управления выведением космического аппарата на орбиту искусственного спутника планеты -  патент 2520629 (27.06.2014)
способ ориентации космического аппарата и устройство для его реализации -  патент 2519288 (10.06.2014)
способ ориентации космического аппарата и устройство для его реализации -  патент 2514650 (27.04.2014)
способ ориентации космического аппарата и устройство для его реализации -  патент 2514649 (27.04.2014)
устройство управления положением космического аппарата в пространстве с использованием орбитального гирокомпаса -  патент 2509690 (20.03.2014)
способ спуска отделяющейся части ступени ракеты космического назначения и устройство для его осуществления -  патент 2506206 (10.02.2014)
стабилизация движения неустойчивых фрагментов космического мусора -  патент 2505461 (27.01.2014)
способ ориентации космического аппарата и устройство для его реализации -  патент 2501720 (20.12.2013)
способ доставки с орбитальной станции на землю спускаемого аппарата на основе использования пассивного развертывания космической тросовой системы -  патент 2497729 (10.11.2013)
способ ориентации космического аппарата в путевой системе координат с приводом поворота аппаратуры наблюдения наземных объектов и устройство для его осуществления -  патент 2497728 (10.11.2013)
Наверх