турбокомпрессор с регулируемым наддувом
Классы МПК: | F04D25/04 с пневматическим или гидравлическим приводом F02B37/00 Двигатели с нагнетателями, приводимыми в действие, по меньшей мере в течение некоторого времени, энергией выхлопа |
Автор(ы): | Семенов Александр Алексеевич (RU), Грабовский Александр Андреевич (RU), Жук Александр Порфирьевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Семенов Александр Алексеевич (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2013-04-26 публикация патента:
10.06.2014 |
Изобретение относится к агрегатам турбонаддува двигателей внутреннего сгорания и позволяет повысить эффективность наддува за счет применения второго колеса турбокомпрессора, соединенного с электродвигателем через блокирующуюся муфту, который обеспечивает наддув при пуске двигателя внутреннего сгорания. Турбокомпрессор, работающий на отработавших газах, для двигателя внутреннего сгорания содержит корпус, где размещены рабочее колесо турбины, соединенное неподвижно с валом рабочего колеса первой ступени компрессора, вращающегося на подшипниках, в нем дополнительно установлено рабочее колесо второй ступени компрессора с дугообразными лопатками, вал которого через первую обгонную муфту соединен с валом рабочего колеса первой ступени компрессора, с другой стороны через вторую обгонную муфту соединен с валом электродвигателя с регулируемым управлением. Изобретение направлено на повышение эффективности наддува и устранение «турбо-задержки». 2 ил.
Формула изобретения
Турбокомпрессор, работающий на отработавших газах, для двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус, где размещены рабочее колесо турбины, соединенное неподвижно с валом рабочего колеса первой ступени компрессора, вращающегося на подшипниках, отличающийся тем, что в нем дополнительно установлено рабочее колесо второй ступени компрессора с дугообразными лопатками, вал которого через первую обгонную муфту соединен с валом рабочего колеса первой ступени компрессора, с другой стороны через вторую обгонную муфту соединен с валом электродвигателя с регулируемым управлением.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к агрегатам турбонаддува двигателей внутреннего сгорания (ДВС).
Известен турбокомпрессор, содержащий корпус турбины и компрессора, ось, вал, установленный в корпусе на подшипниках, рабочие колеса центробежного компрессора и турбины, установленные на валу, соединенные друг с другом в центральной части, корпус турбины и компрессора, соединенные скобой в виде полуколец с трапецеидальной канавкой на внутренней поверхности, охватывающей ответные выступы корпусов, причем полукольца стянуты винтами (а.с. 1776885, F04D 25/041).
Недостатком данной конструкции является близкое расположение рабочих колес турбины и компрессора, недостаточная теплоизоляция их.
Известен турбокомпрессор, содержащий рабочие колеса турбины и компрессора, размещенные по двухконсольной схеме с расположением подшипников между ними: корпус подшипников, с уплотнительными кольцами. Последние снабжены радиальными каналами. (Пат. 2202052 России. F04D 25/04, F02B 37/00. Опубл. 10.04.2013)
Недостатком данной конструкции является инерционность, в результате которой появляется "турбояма" ("турбозадержка"), снижающая мощность двигателя при пуске.
Задачей предлагаемого изобретения является разработка конструкции турбокомпрессора, позволяющей повысить эффективность наддува и устранить "турбозадержку" при пуске.
Данная техническая задача решается следующим образом. В турбокомпрессор, имеющий двухконсольную схему расположения рабочих колес турбины и центробежного компрессора с подшипниками между ними, устанавливается второе колесо компрессора, вал которого через первую обгонную муфту соединен с валом компрессора, с другой стороны через вторую обгонную муфту соединен с электродвигателем, который обеспечивает наддув при раскручивании первой ступени компрессора при пуске.
Такая конструкция турбокомпрессора надежна, проста, технологична, позволяет легко разгонять вторую ступень компрессора с помощью электродвигателя при разгоне турбины, обеспечивая необходимую мощность двигателю.
На фиг.1 изображена схема турбокомпрессора, которая состоит из: корпуса 1, где размещены рабочее колесо турбины 2, соединенное неподвижно с валом 3 рабочего колеса первой ступени компрессора 5, вращающегося на подшипниках 4, рабочего колеса второй ступени компрессора 6 с дугообразными лопатками 1 (фиг.2), вал которого 9 через первую обгонную муфту 11 соединен с валом рабочего колеса первой ступени компрессора 3, с другой стороны через вторую обгонную муфту 8 соединен с валом электродвигателя 10 с регулируемым управлением.
Работает устройство следующим образом. При пуске двигателя внутреннего сгорания включается электродвигатель 10, который через вторую обгонную муфту 8 вращает рабочее колесо второй ступени компрессора 6, обеспечивая наддув. При вращении первая обгонная муфта 11 отсоединяет вал 9 рабочего колеса второй ступени от вала 3 рабочего колеса первой ступени компрессора и он набирает обороты от турбины 2. По мере разгона рабочего колеса первой ступени компрессора скорость вращения вала 3 превышает скорость вращения вала 9 рабочего колеса второй ступени. При этом срабатывает обгонная муфта 11, соединяя вал 9 и вал 3, обеспечивая скорость вращения рабочего колеса второй ступени 6 одинаковой с колесом первой ступени 5. Скорость вращения вала 9 становится выше скорости вала электродвигателя. Это обеспечивает срабатывание второй обгонной муфты 8, которая выключает электродвигатель 10. Наддув осуществляется рабочими колесами первой и второй ступени компрессора.
Дугообразные лопатки рабочего колесо второй ступени 1 (фиг.2) обеспечивают центробежную подачу воздуха в рабочее колесо первой ступени, увеличивая его давление на входе в первую ступень. Возможность управления электродвигателем позволяет при необходимости увеличивать или уменьшать наддув воздуха как при пуске, так и в рабочем режиме. Все это обеспечивает повышение мощности наддува компрессора.
Таким образом конструкция турбокомпрессора с регулируемым наддувом позволяет увеличить производительность компрессора в 1,5 раза, устранить "турбозадержку" при пуске, обеспечить необходимую мощность ДВС при разгоне.
Класс F04D25/04 с пневматическим или гидравлическим приводом
способ бесперебойной работы установки сжижения газа - патент 2458295 (10.08.2012) | |
осевой вентилятор для дымоудаления - патент 2247866 (10.03.2005) | |
турбокомпрессор наддува дизельного двигателя - патент 2224139 (20.02.2004) | |
турбокомпрессор - патент 2216647 (20.11.2003) | |
турбокомпрессор - патент 2202052 (10.04.2003) | |
турбокомпрессор - патент 2187710 (20.08.2002) | |
компрессор газотурбинного двигателя - патент 2187023 (10.08.2002) | |
турбокомпрессор - патент 2183771 (20.06.2002) | |
турбокомпрессорный агрегат - патент 2147084 (27.03.2000) | |
комбинированный газоперекачивающий агрегат - патент 2095634 (10.11.1997) |
Класс F02B37/00 Двигатели с нагнетателями, приводимыми в действие, по меньшей мере в течение некоторого времени, энергией выхлопа