центробежный насос

Классы МПК:F04D29/16 между напорной и всасывающей полостями 
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Центральное конструкторское бюро машиностроения" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-02-09
публикация патента:

Изобретение относится к насосостроению и может быть преимущественно использовано в ядерных энергетических установках на атомных электростанциях. Центробежный насос содержит щелевое уплотнение. Уплотнение включает плавающее кольцо 3, закрепленное в корпусе 2 насоса с помощью крышки 4. Крышка 4 прижимает плавающее кольцо 3 к корпусу 2 с усилием, достаточным для обжатия уплотнительных колец 6, установленных в проточках на торцовых поверхностях кольца 3, и создающим на последних силу трения, которая не превышает гидродинамическую силу в щелевом уплотнении, возникающую при работе насоса. В крышке 4 выполнены отверстия, создающие демпфирующий эффект при резких смещениях кольца 3. В результате облегчается процесс сборки центробежного насоса, повышается его КПД при сохранении показателей надежности и ресурса работы насоса и жесткости вала. 1 з. п. ф-лы, 7 ил.

центробежный насос, патент № 2513534 центробежный насос, патент № 2513534 центробежный насос, патент № 2513534 центробежный насос, патент № 2513534 центробежный насос, патент № 2513534 центробежный насос, патент № 2513534 центробежный насос, патент № 2513534

Формула изобретения

1. Центробежный насос, содержащий узел щелевого уплотнения вала, включающий плавающее кольцо, установленное с зазором в корпусе насоса и минимальным гарантированным зазором относительно рабочего колеса и имеющее торцовый контакт с корпусом насоса, отличающийся тем, что плавающее кольцо закреплено в корпусе насоса с помощью крышки, прижимающей плавающее кольцо к корпусу насоса с усилием, достаточным для обжатия уплотнительных колец, установленных в проточках на торцовых поверхностях плавающего кольца, и создающим на торцовых поверхностях плавающего кольца силу трения, не превышающую гидродинамическую силу в щелевом уплотнении, возникающую при работе насоса, при этом в крышке выполнены отверстия, создающие демпфирующий эффект при резких смещениях плавающего кольца.

2. Центробежный насос по п.1, отличающийся тем, что плавающее кольцо выполнено с заплечиком, продолжающим внутреннюю поверхность кольца и выступающим в осевом направлении за его торцовую поверхность.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к насосам необъемного вытеснения с вращательным движением рабочих органов, более конкретно - к конструктивным узлам центробежных лопастных насосов. Изобретение может быть преимущественно использовано при изготовлении насосов, в частности центробежных насосов, применяемых в ядерных энергетических установках на атомных электростанциях.

В конструкциях центробежных насосов традиционно роторный элемент насоса выставляется в радиальном направлении с помощью разнообразных приспособлений относительно статорного, регулируя таким образом величину зазора в щелевых уплотнениях рабочих колес (патент RU, № 2357105, F04D 29/046, опубл. 27.05.2009).

Недостатками таких конструкций являются увеличенные габариты насоса в связи с необходимостью размещения системы выставки, сложность его сборки и сложность получения высокого КПД насоса в связи со сравнительно большими величинами выставляемых зазоров. Кроме того, данная выставка в многоступенчатых конструкциях насосов не гарантирует отсутствие задиров в щелевых уплотнениях рабочих колес при работе насоса.

Известны также конструкции насосов, где в качестве щелевых уплотнений рабочих колес применяются плавающие кольца, которые обеспечивают равномерный минимальный зазор в щелевых уплотнениях и, вообще говоря, позволяют не выставлять ротор насоса относительно статора (патент RU, № 2020282, F04D 29/08, опубл. 30.09.2004), а кроме того, такая конструкция в сочетании с правильным выбором материала плавающих колец позволяет гарантировать отсутствие задиров в щелевых уплотнениях рабочих колес при пусках насоса.

Недостатками такой конструкции являются низкие надежность и ресурс работы из-за износа плавающих колец по торцовым контактным поверхностям, где возникают значительные силы трения, а кроме того, неизбежное снижение жесткости вала (и, соответственно, критической частоты его вращения) в связи с потерей жесткости его опор в щелевых уплотнениях рабочих колес.

Задача, решаемая изобретением, состоит в облегчении процесса сборки центробежного насоса и повышении его КПД при сохранении показателей надежности и ресурса работы насоса и жесткости вала.

При осуществлении предлагаемого изобретения могут быть получены следующие технические результаты:

- получение гарантированного минимального зазора в щелевом уплотнении центробежного насоса;

- исключение задевания ротора и статора;

- предотвращение износа плавающего кольца;

- повышение КПД проточной части;

- исключение необходимости выставки ротора относительно статора при сборке центробежного насоса;

- исключение повреждения торцовых поверхностей плавающего кольца;

- исключение возникновения задиров при пуске насоса. Как решение поставленной задачи, позволяющее достигнуть эффекта с указанными характеристиками, предлагается конструкция центробежного насоса без системы выставки ротора относительно статора с узлом щелевого уплотнения вала, содержащим плавающее кольцо, установленное с зазором в корпусе насоса и минимальным гарантированным зазором относительно рабочего колеса и имеющее торцовый контакт с корпусом насоса, отличающаяся от прототипа следующим.

Плавающее кольцо закреплено в корпусе насоса с помощью крышки, прижимающей плавающее кольцо к корпусу насоса с усилием, достаточным для обжатия уплотнительных колец, установленных в проточках на торцовых поверхностях плавающего кольца, и создающим на торцовых поверхностях плавающего кольца силу трения, не превышающую гидродинамическую силу в щелевом уплотнении, возникающую при работе насоса, при этом в крышке выполнены отверстия, создающие демпфирующий эффект при резких смещениях плавающего кольца.

В частном случае плавающее кольцо может быть выполнено с заплечиком, продолжающим внутреннюю поверхность кольца и выступающим в осевом направлении за его торцовую поверхность, с проточкой под уплотнительное кольцо.

В корпусе насоса (статорной части насоса) со стороны его внутренней поверхности выполнены две кольцевые проточки, представляющие собой монотонно сужающиеся ступени. Причем проточка с меньшим диаметром образует с внутренней поверхностью корпуса бурт, в который упирается в осевом направлении устанавливаемое в данную проточку плавающее кольцо, а со второй проточкой с большим диаметром - бурт, в который упирается устанавливаемая в данную проточку крышка.

На торцовых поверхностях плавающего кольца выполнены проточки, предназначенные для установки уплотнительных колец, например резиновых. Одна из торцовых поверхностей предназначена для сопряжения в осевом направлении через уплотнительное кольцо с буртом меньшей проточки в корпусе насоса, а другая - для сопряжения в осевом направлении через уплотнительные кольца с торцовой поверхностью крышки, осуществляя давление в осевом направлении на плавающее кольцо с помощью винтов, которыми она прикреплена к корпусу насоса, прижимая плавающее кольцо к корпусу и ограничивая таким образом его осевое перемещение.

Кроме того, со стороны установки в корпус на плавающем кольце выполнен заплечик, продолжающий внутреннюю поверхность кольца и выступающий в осевом направлении за его торцовую поверхность с проточкой под уплотнительные кольца. Данный заплечик увеличивает геометрическую протяженность щелевого уплотнения, а значит и опоры вала, повышая, таким образом, его жесткость.

Размеры плавающего кольца выбраны таким образом, чтобы при размещении его в радиальном направлении между корпусом и рабочим колесом между наружной поверхностью плавающего кольца и сопрягаемой поверхностью корпуса и внутренней поверхностью плавающего кольца и сопрягаемой поверхностью рабочего колеса образовать гарантированные зазоры, которые обеспечивают свободное перемещение плавающего кольца в радиальном направлении под воздействием гидродинамических сил в пределах данных зазоров, причем зазор с сопрягаемой поверхностью колеса выбирается минимальным для обеспечения высокого КПД насоса.

На наружной поверхности плавающего кольца выполнено углубление, в которое запрессован штифт, а на сопрягаемой поверхности корпуса выполнен паз, в который штифт входит с небольшим зазором, ограничивая угловые перемещения плавающего кольца относительно корпуса.

Уплотнительные кольца, которые установлены в проточках на торцовых поверхностях плавающего кольца, изолируют от протечек камеру, которую образуют корпус, крышка и уплотнительное кольцо. При этом степень поджатия крышкой плавающего кольца к корпусу и соответственно степень обжатия уплотнительных колец в проточках на торцовых поверхностях плавающего кольца выбирается таким образом, чтобы, с одной стороны, действующие на него гидродинамические силы превышали силу трения на торцовых поверхностях обжатых уплотнительных колец, обеспечивая таким образом самоцентрирование плавающего кольца, а с другой стороны отсутствовали перетечки уплотняемой среды через данные уплотнительные кольца.

В крышке выполнены отверстия, через которые происходит дросселирование жидкости, небольшой размер которых позволяет создать демпфирующий эффект и сохраняет объем жидкости в камере при резком изменении ее геометрии, вызванной смещением плавающего кольца, таким образом сохраняя жесткость опоры ротора в щелевом уплотнении.

В частном случае целесообразно плавающее кольцо изготавливать из материала, обладающего антизадирными свойствами с материалом колеса.

Заявляемое изобретение (в частном случае реализации) поясняется следующими чертежами:

фиг.1 - общий вид щелевого уплотнения рабочего колеса (осевой разрез в месте крепления крышки);

фиг.2 - общий вид щелевого уплотнения рабочего колеса (фиксация плавающего кольца);

фиг.3 - кольцевая проточка корпуса;

фиг.4 - паз фиксации плавающего кольца;

фиг.5 - плавающее кольцо (осевой разрез);

фиг.6 - крышка (осевой разрез с дросселирующим отверстием);

фиг.7 - крышка (осевой разрез с отверстием крепления крышки).

Представлен центробежный насос, с узлом щелевого уплотнения вала, в корпусе 2 (фиг.1) которого выполнены, в частности, две кольцевые проточки, представляющие собой монотонно сужающиеся ступени. Причем проточка с меньшим диаметром образует с внутренней поверхностью корпуса 2 бурт 9 (фиг.3), предназначенный для сопряжения с торцовой поверхностью 15 (фиг.5) плавающего кольца 3 (фиг.1), а с второй проточкой с большим диаметром - бурт 10 (фиг.3), предназначенный для сопряжения с торцовой поверхностью 18 (фиг.6) крышки 4. На бурте 10 выполнены резьбовые отверстия 11 (фиг.3), предназначенные для вворачивания в них винтов 5 (фиг.1), предназначенных для прикрепления крышки 4 к корпусу 2. На внутренней поверхности корпуса 2 между буртами 9 и 10 выполнен паз 12 (фиг.3, 4), предназначенный для сопряжения со штифтом 7, установленном в углублении 17 (фиг.5) плавающего кольца 3.

На торцовых поверхностях 15 и 16 (фиг.5) плавающего кольца 3 выполнены проточки 13 и 14, предназначенные для установки уплотнительных колец 6 (фиг.1). Продолжение внутренней поверхности плавающего кольца 3 образует заплечик 20 (фиг.5), выступающий за торцовую поверхность 15.

В крышке 4 выполнены отверстия 8 (фиг.2, 6), предназначенные для дросселирования жидкости в камере, образованной корпусом 2, плавающим кольцом 3 и крышкой 4 (фиг.1), и отверстия 19 (фиг.7), предназначенные для установки в них винтов 5 (фиг.1).

Для исключения возможности появления задиров при пуске насоса целесообразно плавающее кольцо 3 изготавливать из материала, обладающего антизадирными свойствами с материалом колеса.

После изготовления элементов центробежного насоса плавающее кольцо 3 с установленными в его проточках 13 и 14 уплотнительными кольцами 6, например резиновьми, а в углублении 17 штифтом 7 (фиг.2, 5), устанавливают в кольцевой проточке корпуса 2 между буртами 9 и 10 (при этом кольцевая проточка охватывает наружную поверхность плавающего кольца), торцевой поверхностью 15 плавающее кольцо 3 в сторону бурта 9 корпуса 2, размещая при этом штифт 7 с небольшим зазором в пазу 12 корпуса 2. Затем в кольцевую проточку с большим диаметром в корпусе 2 устанавливают крышку 4 торцевой поверхностью 18 в сторону бурта 10 корпуса 2 (при этом кольцевая проточка охватывает наружную поверхность крышки). Вворачивая винты 5 через отверстия 19 в крышке 4 в резьбовые отверстия 11 в корпусе 2, крышку 4 перемещают в осевом направлении до упора торцовой поверхностью 18 крышки 4 в бурт 10 корпуса 2. При этом торцовой поверхностью 18 крышки 4 осуществляют давление в осевом направлении через уплотнительные кольца 6 на плавающее кольцо 3, прижимая его через уплотнительное кольцо со стороны торцовой поверхности 15 к бурту 9 корпуса 2.

В процессе эксплуатации гидродинамическая сила, возникающая в щелевом уплотнении, воздействует на плавающее кольцо 3, выравнивая давление в зазоре между его внутренней поверхностью и рабочим колесом 1 и обеспечивая равномерность данного зазора (самоцентрирование плавающего кольца), и, соответственно, исключение задевания ротора и статора. При этом неравномерность зазора в щелевом уплотнении насоса, вызванная отсутствием системы выставки в радиальном направлении ротора относительно статора насоса, переходит в неравномерность зазора между наружной поверхностью плавающего кольца 3 и корпусом 2, не влияющую на работу насоса. Камера, образованная корпусом 2, плавающим кольцом 3 и крышкой 4 и изолированная от протечек уплотнительными кольцами 6, связана через отверстия 8 в крышке 4 с полостью за рабочим колесом 1, давление в которой больше давления перед щелевым уплотнением. Небольшой размер данных отверстий 8 позволяет создать демпфирующий эффект и сохраняет объем жидкости в камере при резком изменении ее геометрии, таким образом сохраняя жесткость опоры ротора в щелевом уплотнении. Так как контакт плавающего кольца 3 с корпусом 2 и крышкой 4 осуществляется через уплотнительные кольца 6, то возникающие при работе насоса по торцовым контактным поверхностям плавающего кольца 3 силы трения будут восприниматься уплотнительными кольцами 6, предотвращая износ плавающего кольца 3 и обеспечивая надежность и долговечность уплотнения.

Класс F04D29/16 между напорной и всасывающей полостями 

система с самоконтролем для оценки параметров и управления регулированием противоутечных устройств в динамических насосах -  патент 2486371 (27.06.2013)
осецентробежный компрессор, снабженный системой регулирования зазора -  патент 2485327 (20.06.2013)
устройство для уплотнения рабочего колеса в центробежных насосах -  патент 2474730 (10.02.2013)
центробежный насос -  патент 2468254 (27.11.2012)
шнекоцентробежный насос -  патент 2380575 (27.01.2010)
насосное устройство -  патент 2372528 (10.11.2009)
рабочее колесо промежуточной ступени -  патент 2362912 (27.07.2009)
подпорный насос -  патент 2339849 (27.11.2008)
торцовое уплотнение рабочего колеса центробежного насоса -  патент 2289041 (10.12.2006)
водяной насос -  патент 2250395 (20.04.2005)
Наверх