модульная система кондиционирования воздуха пассажирского вагона

Классы МПК:F24F3/00 Системы кондиционирования воздуха, в которых первичный кондиционированный воздух подается от одной или нескольких центральных станций к распределительным точкам в помещениях или пространствах, где он может быть вторично обработан; устройства, предназначенные для таких систем
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Рожков Андрей Олегович (RU),
Олефиренко Андрей Васильевич (RU),
Овчинников Виктор Васильевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-02-14
публикация патента:

Изобретение относится к системам кондиционирования воздуха в купе пассажирского вагона, которая предусматривает возможность индивидуального управления температурой воздуха в каждом купе пассажирского вагона. Сущность изобретения состоит в том, что купейная установка кондиционирования дополнительно оснащается вентилятором на выходе горячего воздуха, ее теплообменник выполнен в виде холодильной машины, у которой объединены радиаторы холодной и горячей линий, подача воздуха к купейным установкам кондиционирования производится централизованно через фильтр и вентилятор наддува по воздуховоду, проходящему через весь вагон, а сброс горячего воздуха производится в общую магистраль посредством вентилятора, при этом потоки воздуха холодной и горячей линий направлены встречно. Предлагаемая система кондиционирования воздуха в купе пассажирского вагона обеспечивает возможность плавного регулирования холодопроизводительности, повышение надежности работы системы, а также снижение массы пассажирского вагона. 10 ил. модульная система кондиционирования воздуха пассажирского вагона, патент № 2512068

модульная система кондиционирования воздуха пассажирского вагона, патент № 2512068 модульная система кондиционирования воздуха пассажирского вагона, патент № 2512068 модульная система кондиционирования воздуха пассажирского вагона, патент № 2512068 модульная система кондиционирования воздуха пассажирского вагона, патент № 2512068 модульная система кондиционирования воздуха пассажирского вагона, патент № 2512068 модульная система кондиционирования воздуха пассажирского вагона, патент № 2512068 модульная система кондиционирования воздуха пассажирского вагона, патент № 2512068 модульная система кондиционирования воздуха пассажирского вагона, патент № 2512068 модульная система кондиционирования воздуха пассажирского вагона, патент № 2512068 модульная система кондиционирования воздуха пассажирского вагона, патент № 2512068

Формула изобретения

Модульная система кондиционирования воздуха пассажирского вагона, построенная по двухступенчатой функциональной схеме, первая ступень которой включает вентилятор для всасывания наружного воздуха, фильтр, центральный воздуховод, расположенный вдоль всего вагона, а также магистраль сброса горячего воздуха с вентилятором, а вторая ступень представляет собой моноблочную купейную установку кондиционирования, количество которых равно количеству купе в вагоне, отличающаяся тем, что купейная установка кондиционирования дополнительно оснащается вентилятором на выходе горячего воздуха, ее теплообменник выполнен в виде холодильной машины, у которой объединены радиаторы холодной и горячей линий, подача воздуха к купейным установкам кондиционирования производится централизованно через фильтр и вентилятор наддува по воздуховоду, проходящему через весь вагон, а сброс горячего воздуха производится в общую магистраль посредством вентилятора, при этом потоки воздуха холодной и горячей линий направлены встречно.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к системам кондиционирования воздуха в пассажирском вагоне, которая предусматривает возможность индивидуального управления температурой воздуха в каждом купе пассажирского вагона.

Известна система кондиционирования пассажирского вагона на базе одного общего блока кондиционирования, рассчитанного на весь вагон в целом (см. Фаерштейн Ю.О., Китаев Б.Н. Кондиционирование воздуха в пассажирских вагонах - М., Транспорт. 1984). Кондиционер обеспечивает весь вагон кондиционированным воздухом через длинные воздуховоды с неизбежными потерями расхода и температуры воздуха, что приводит к неравномерному температурному полю в различных по длине вагона помещениях.

Существенным недостатком указанной системы кондиционирования является то, что в случае отказа кондиционера вагон приходится снимать с линии на продолжительный ремонт. Съем вагона с маршрута связан с необходимостью предоставления пассажирам другого вагона для следования или их пересадки на другой поезд. Это, в свою очередь, вызывает задержки пассажиров в пути и их материальные претензии к железной дороге.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому изобретению (прототипом) является комбинированная система кондиционирования воздуха пассажирских вагонов с индивидуальным регулированием по купе (СКВ ПВ), которая устанавливается на пассажирских купейных вагонах 1-го класса и класса «ЛЮКС» и предназначена для создания индивидуально-комфортных условий для пассажиров в каждом отдельно взятом купе вагона. СКВ ПВ работает в режимах как охлаждения, так и нагрева воздуха в купе с возможностью регулирования температуры самими пассажирами (см. Жариков В.А. Системы индивидуального регулирования температуры воздуха в купе пассажирских вагонов. ВЕСТНИК ВНИИЖТ, 2006. № 4).

Комбинированная система кондиционирования воздуха построена по двухступенчатой функциональной схеме: первая ступень - охлаждение с использованием косвенно-испарительного эффекта (испаряемая в качестве рабочего тела - вода); вторая ступень - охлаждение (нагрев) с использованием термоэлектрического эффекта). Данная функциональная схема позволяет реализовать возможность индивидуального регулирования температуры воздуха в купе по желанию пассажиров.

Основные элементы указанной системы кондиционирования пассажирского вагона: вентилятор приточного воздуха, теплообменник косвенно-испарительного охлаждения (ТКИО), термоэлектрические доводчики, вентилятор продувочного воздуха и насос водяного охлаждения. Применение в качестве рабочего тела воды обуславливает экологическую чистоту системы.

Существенным недостатком прототипа является то, что его применение основано на использовании воды в качестве рабочего тела. Это требует протяженной магистрали, расположенной под днищем вагона для охлаждения самой воды. Наличие протяженной магистрали и узлов ее сочленения сопряжено с возникновением негерметичностей, особенно под действием вибрации при движении вагона по маршруту, а также усложняет эксплуатацию системы в целом.

Предлагаемая система кондиционирования воздуха в купе пассажирского вагона обеспечивает возможность плавного регулирования холодопроизводительности, повышение надежности работы системы, а также снижение массы пассажирского вагона на 3,5-4 тонны.

Технический результат, на достижение которого направлено заявляемая полезная модель, обеспечивается тем, что купейная установка кондиционирования дополнительно оснащается вентилятором на выходе горячего воздуха, ее теплообменник выполнен в виде холодильной машины, у которой объединены радиаторы холодной и горячей линий, подача воздуха к купейным установкам кондиционирования производится централизованно через фильтр и вентилятор наддува по воздуховоду, проходящему через весь вагон, а сброс горячего воздуха производится в общую магистраль посредством вентилятора, при этом потоки воздуха холодной и горячей линии направлены встречно.

Купейная установка кондиционирования имеет моноблочную конструкцию, что позволяет произвести быструю замену (демонтаж-монтаж) модуля в случае выхода ее из строя. В случае выхода из строя одного модуля кондиционирования воздуха остальные продолжают работать, что не создаст дискомфортные условия для пассажиров в остальных купе вагона. Конструктивно модуль состоит из каркаса, служащего для размещения на нем всех узлов и механизмов, компрессора, двух теплообменников - горячей и холодной линий с вентиляторами, дефлекторов для направления потоков воздуха и системы управления. В зимнее время термомодуль может работать как нагреватель. Для обеспечения работы системы кондиционирования в вагоне размещаются централизованные магистрали притока воздуха с фильтром ко всем термомодулям.

Подробнее сущность заявляемого изобретения поясняется чертежами и фотографиями:

- на фиг. 1 показана заявляемая модульная система кондиционирования пассажирского вагона;

- на фиг. 2 и электрической схеме представлена конструкция купейной установки кондиционирования;

- на фиг 3. представлен вид купейной установки кондиционирования;

- на фиг. 4 показана схема воздушных потоков в вагоне при нагреве воздуха;

- на фиг. 5 показана схема воздушных потоков в вагоне при охлаждении воздуха;

- на фиг. 6 представлена схема циркуляции воздуха в вагоне;

- на фиг. 7 показано размещение купейной установки кондиционирования в купе;

- на фиг. 8 представлена схема воздушных потоков через купейную установку кондиционирования;

- на фиг. 9 показан демонтаж купейной установки кондиционирования при ремонте;

- на фиг. 10 показаны узлы вагона, высвобождаемые в технологическом отсеке, при использовании заявляемой системы кондиционирования.

Модульная система кондиционирования воздуха пассажирских вагонов с индивидуальным регулированием по купе предназначена для создания индивидуально-комфортных условий для пассажиров в каждом отдельно взятом купе вагона. Система кондиционирования воздуха работает в режимах как охлаждения, так и нагрева воздуха в купе с возможностью регулирования температуры самими пассажирами.

Основными элементами системы являются вентилятор приточного воздуха, термомодули (по одному в каждом купе), выполняющие одновременно роль воздухораздаточных устройств, система управления и преобразователь напряжения.

Модульная система кондиционирования воздуха состоит из первой и второй ступеней (фиг. 1). Основными элементами первой ступени являются фильтр 1 забора воздуха с вентилятором 2, центральный воздуховод 3, магистраль 4 сброса горячего воздуха с вентилятором 5.

Вторая ступень системы кондиционирования воздуха вагона состоит из индивидуальных термомодулей 6 (по одному в каждом купе), объединенных компьютерной системой управления на базе современной шины C-BUS.

Подача воздуха к купейным установкам 6 (термомодулям) кондиционирования производится централизованно через фильтр 1 и вентилятор 2 наддува по воздуховоду, проходящему через весь вагон. Сброс горячего воздуха производится в общую магистраль 4 посредством вентилятора 5 (фиг. 2).

Конструктивно купейная установка кондиционирования 6 состоит из каркаса 7, служащего для размещения на нем всех узлов и механизмов, компрессора 8, двух теплообменников - горячей 9 и холодной 10 линий с вентиляторами 11 и 12, дефлекторов для направления потоков воздуха и системы управления (на чертеже не показаны) и датчиком температуры воздуха 13. Внешний вид купейной установки кондиционирования представлен на фиг. 3.

Направление воздушных потоков при нагреве воздуха показано на фиг. 4. Нагретый воздух по централизованной магистрали поступает в купейную установку кондиционирования, где осуществляется доводка его температуры по желанию пассажира. На фиг. 5 представлена схема циркуляции воздуха в вагоне при охлаждении. Общую циркуляцию воздуха показывает фиг. 6.

Купейная установка кондиционирования монтируется под потолком купе (фиг. 7). При этом организуется циркуляция воздуха в пределах купе: поступает воздух требуемой температуры для пассажира (две стрелки) (фиг. 8). Купейная система кондиционирования захватывает нагретый воздух в купе (стрелки вверх) и выбрасывает его в магистраль горячего воздуха.

В случае предложенной системы выход из строя одного блока не приводит к нарушению кондиционирования большинства помещений вагона, а срочный ремонт вагона сводится к замене вышедшего из строя блока на рабочий за 10-15 минут силами бригады из 2-3 человек (фиг. 9).

Отличие предложенной системы кондиционирования от используемых в настоящее время на железнодорожном транспорте состоит в том, что в существующих системах на вагоне установлен один блок кондиционирования, а в заявляемой системе количество блоков кондиционирования соответствует количеству замкнутых помещений (купе). В существующих системах кондиционер обеспечивает весь вагон кондиционированным воздухом через длинные воздуховоды с неизбежными потерями расхода и температуры воздуха, что приводит к неравномерному температурному полю в различных по длине вагона помещениях. Также в случае отказа кондиционера вагон приходится снимать с линии на продолжительный ремонт.

Заявляемая система кондиционирования была смонтирована в пассажирских купейных вагонах 1-го класса. Система кондиционирования воздуха, построенная на основе термомодулей, может состоять из скольких отдельных малогабаритных блоков, находящихся в непосредственной близости от человека, и создавать большие возможности в формировании микроклимата обитаемого отсека, в том числе в вагонах метрополитена, кабин машинистов электропоездов и локомотивов.

В настоящее время разработана купейная установка кондиционирования, имеющая следующие технические характеристики:

- энергопотребление 1200 Вт

- рабочее напряжение 220 В

- нагрузка при охлаждении 1100 Вт

- нагрузка при нагреве 1117 Вт

- нагрузка при вентиляции 240 Вт

Основные преимущества предлагаемой системы кондиционирования:

- экологическая чистота;

- отсутствие движущихся, изнашивающихся деталей;

- отсутствие рабочих жидкостей и газов;

- надежность и долговечность (ресурс не менее 15-20 лет);

- бесшумность;

- отсутствие вибрации;

- любая ориентированность в пространстве;

- могут быть смонтированы в любом положении;

- устойчивость к различным перегрузкам;

- компактные размеры;

- возможность плавного регулирования холодопроизводительности и простота перехода из режима охлаждения в режим нагрева.

Применение данной конструкции системы кондиционирования вагона позволяет улучшить технические и эксплуатационные характеристики пассажирского вагона в части:

- снижения массы пассажирского вагона на 6модульная система кондиционирования воздуха пассажирского вагона, патент № 2512068 8 тонн при его модернизации за счет снятия с вагона поршневого компрессора, электродвигателя, рамы агрегата, конденсатора, вентилятора обдува конденсатора, ресивера, шлангов, флексибиров, крышевого теплообменника, вентиляторов нагнетания воздуха, коробов вентиляции, 40модульная система кондиционирования воздуха пассажирского вагона, патент № 2512068 45 кг газа фреон или бинарного газа, элементов управления старой системой кондиционирования;

- освобождения технологических зон в вагоне для новых элементов конструкции (фиг. 10) при снижении массы состава на 70 тонн;

- улучшения энергобаланса системы электроснабжения вагона за счет снижения суммарной потребляемой мощности заявляемой системы кондиционирования (10модульная система кондиционирования воздуха пассажирского вагона, патент № 2512068 12 кВт) по отношению к существующей (14модульная система кондиционирования воздуха пассажирского вагона, патент № 2512068 15 кВт), экономии электроэнергии при локомотивной тяге (до 20%);

- снижения стоимости заявляемой системы кондиционирования по отношению к существующей (до 30%);

- значительного уменьшения объема расходов при проведении технического обслуживания и деповского ремонта систем кондиционирования в подразделениях пассажирских дирекций (до 50%);

- модернизации при капитальном ремонте любого типа пассажирского подвижного состава при минимальных затратах (мотовагоны, локомотивы, пригородные электропоезда и т.д.);

- значительного снижения времени обслуживания системы кондиционирования вагона при ТО-1, ТО-2 и ТО-3, уменьшения времени простоя вагонов в местах вагонооборота;

- улучшения надежности конструкции и увеличения долговечности (гамма-ресурс не менее 15-20 лет);

- улучшения комфорта пассажиров за счет плавной регулировки температуры воздуха в каждом купе отдельно и в жилой зоне пассажира.

Изготовление элементов конструкции заявляемой системы кондиционирования вагона основано на технологиях и оборудовании отечественного производства.

Класс F24F3/00 Системы кондиционирования воздуха, в которых первичный кондиционированный воздух подается от одной или нескольких центральных станций к распределительным точкам в помещениях или пространствах, где он может быть вторично обработан; устройства, предназначенные для таких систем

устройство для тепловлажностной обработки воздуха -  патент 2528165 (10.09.2014)
редукционное воздушное сопло для высоконапорных вентиляционных систем -  патент 2517118 (27.05.2014)
способ очистки воздуха в животноводческом помещении -  патент 2513173 (20.04.2014)
потокосдвигающий воздухоочиститель -  патент 2512820 (10.04.2014)
способ кондиционирования воздуха с комбинированным косвенным охлаждением и кондиционер для его осуществления -  патент 2509961 (20.03.2014)
кондиционер -  патент 2509960 (20.03.2014)
система обеспечения микроклимата -  патент 2509959 (20.03.2014)
кондиционер с оптимальным орошением -  патент 2509265 (10.03.2014)
устройство управления направлением воздушного потока вправо-влево и блок аппарата кондиционирования воздуха, предназначенный для установки в помещениях, содержащий его -  патент 2508511 (27.02.2014)
устройство для обеззараживания воздуха -  патент 2506501 (10.02.2014)
Наверх