способ определения температуры газа перед турбиной на форсажном режиме турбореактивного двигателя

Классы МПК:G01M15/14 испытание газотурбинных или реактивных установок
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Уфимское моторостроительное производственное объединение" ОАО "УМПО" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2013-04-11
публикация патента:

Изобретение относится к авиации и предназначено для определения температуры газа при испытаниях и эксплуатации газотурбинных двигателей на форсажных режимах. Техническим результатом, объективно достигаемым при использовании заявленного способа, является повышение точности определения температуры газа перед турбиной на форсажном режиме за счет уменьшения расчетных величин и использования метода косвенного измерения. Указанный технический результат достигается тем, что в способе определения температуры газа перед турбиной на форсажном режиме турбореактивного двигателя измеряют на максимальном и форсажном режимах температуру газа за турбиной Т и Т, также измеряют на максимальном и форсажном режимах давление за компрессором РКМ и РКФ и за турбиной РТМ и РТФ, далее определяют температуру газа перед турбиной на максимальном режиме перед включением форсажа ТГМ. Затем приводится формула для определения температуры газа перед турбиной на форсажном режиме ТГФ.

Формула изобретения

Способ определения температуры газа перед турбиной на форсажном режиме турбореактивного двигателя, характеризующийся тем, что измеряют на максимальном и форсажном режимах температуру газа за турбиной Т и Т, также измеряют на максимальном и форсажном режимах давление за компрессором Р КМ и РКФ и за турбиной РТМ и Р ТФ, далее определяют температуру газа перед турбиной на максимальном режиме перед включением форсажа ТГМ, затем определяют температуру газа перед турбиной на форсажном режиме ТГФ, по формуле:

способ определения температуры газа перед турбиной на форсажном   режиме турбореактивного двигателя, патент № 2511814 , где

к1 - коэффициент, учитывающий работу форсажного насоса, определяемый по формуле:

к 1=способ определения температуры газа перед турбиной на форсажном   режиме турбореактивного двигателя, патент № 2511814 ТГ/способ определения температуры газа перед турбиной на форсажном   режиме турбореактивного двигателя, патент № 2511814 Т4, где

способ определения температуры газа перед турбиной на форсажном   режиме турбореактивного двигателя, патент № 2511814 ТГ - разница температуры газа перед турбиной на максимальном и форсажном режимах;

способ определения температуры газа перед турбиной на форсажном   режиме турбореактивного двигателя, патент № 2511814 Т4 - разница температуры газа за турбиной низкого давления на максимальном и форсажном режимах;

к2 - коэффициент, определяемый по формуле:

способ определения температуры газа перед турбиной на форсажном   режиме турбореактивного двигателя, патент № 2511814 , где

способ определения температуры газа перед турбиной на форсажном   режиме турбореактивного двигателя, патент № 2511814 ТФ - степень расширения газа на турбине на форсажном режиме;

способ определения температуры газа перед турбиной на форсажном   режиме турбореактивного двигателя, патент № 2511814 ТМ - степень расширения газа на турбине на максимальном режиме.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиации и предназначено для определения температуры газа при испытаниях и эксплуатации газотурбинных двигателей на форсажных режимах.

Известен способ определения температуры газа перед турбиной на форсажном режиме через уравнение теплового баланса:

способ определения температуры газа перед турбиной на форсажном   режиме турбореактивного двигателя, патент № 2511814 (см. Ю.А. Литвинов, В.О. Боровик. Характеристики и эксплуатационные свойства авиационных турбореактивных двигателей. Изд. Москва, «Машиностроение» 1979 г., стр.155, формула 5.47).

Недостатком известного способа является большое количество расчетных величин, что дополнительно к погрешности измерений добавляет и погрешность расчета.

Техническим результатом, объективно достигаемым при использовании заявленного способа, является повышение точности расчета температуры газа перед турбиной на форсажном режиме за счет уменьшения расчетных величин и использовании метода косвенного измерения, позволяющего упростить определение температуры на форсажном режиме.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе определения температуры газа перед турбиной на форсажном режиме турбореактивного двигателя измеряют на максимальном и форсажном режимах температуру газа за турбиной Т и Т , также измеряют на максимальном и форсажном режимах давление за компрессором РКМ и РКФ и за турбиной РТМ и РТФ, далее определяют температуру газа перед турбиной на максимальном режиме перед включением форсажа ТГМ, затем определяют температуру газа перед турбиной на форсажном режиме ТГФ, по формуле:

способ определения температуры газа перед турбиной на форсажном   режиме турбореактивного двигателя, патент № 2511814 , где

к1 - коэффициент, учитывающий работу форсажного насоса, определяемый по формуле:

к1=способ определения температуры газа перед турбиной на форсажном   режиме турбореактивного двигателя, патент № 2511814 ТГ/способ определения температуры газа перед турбиной на форсажном   режиме турбореактивного двигателя, патент № 2511814 Т4, где

способ определения температуры газа перед турбиной на форсажном   режиме турбореактивного двигателя, патент № 2511814 ТГ - разница температуры газа перед турбиной на максимальном и форсажном режимах;

способ определения температуры газа перед турбиной на форсажном   режиме турбореактивного двигателя, патент № 2511814 Т4 - разница температуры газа за турбиной низкого давления на максимальном и форсажном режимах;

к2 - коэффициент, определяемый по формуле:

способ определения температуры газа перед турбиной на форсажном   режиме турбореактивного двигателя, патент № 2511814 , где

способ определения температуры газа перед турбиной на форсажном   режиме турбореактивного двигателя, патент № 2511814 ТФ - степень расширения газа на турбине на форсажном режиме;

способ определения температуры газа перед турбиной на форсажном   режиме турбореактивного двигателя, патент № 2511814 ТМ - степень расширения газа на турбине на максимальном режиме;

За счет того, что при расчете температуры газа перед турбиной на форсажном режиме по вышеприведенному уравнению количество расчетных величин минимизировано до одной, достоверность определения данной температуры по сравнению с прототипом повышается.

Далее представлен пример реализации заявленного способа определения температуры газа перед турбиной на форсажном режиме турбореактивного двигателя:

На максимальном режиме работы двигателя измеряем приемниками

полного давления давление за компрессором РКМ, кг/см2 , давление за турбиной низкого давления РТМ, кг/см 2, и измеряем термопарами температуру газа за турбиной Т, К.

Далее определяем температуру газа перед турбиной на максимальном режиме ТГМ, К, любым известным способом, например, через уравнение теплового баланса:

способ определения температуры газа перед турбиной на форсажном   режиме турбореактивного двигателя, патент № 2511814

Затем двигатель выводится на форсажный режим на котором проводятся аналогичные измерения РКФ , кг/см2, РТФ, кг/см2, Т, К.

Далее рассчитываем коэффициенты к 1 и к2. Данные коэффициенты определяются для каждого типа двигателя отдельно при специальных испытаниях.

Для определения коэффициента к1 определяем температуру газа на максимальном ТГМ и форсированном ТГФ режимах работы двигателя (указанные температуры вычисляются через уравнение теплового баланса). На этих же режимах соответственно термопарами измеряем температуру газа за турбиной низкого давления Т и Т и вычисляем по формуле коэффициент к1:

к1 =способ определения температуры газа перед турбиной на форсажном   режиме турбореактивного двигателя, патент № 2511814 ТГ/способ определения температуры газа перед турбиной на форсажном   режиме турбореактивного двигателя, патент № 2511814 Т4

Для определения коэффициента к2 на максимальном режиме работы двигателя приемниками полного давления измеряем давление перед турбиной Р1ТМ , давление за турбиной низкого давления РТМ и измеряем термопарами температуру газа за турбиной низкого давления Т. Далее аналогичные измерения выполняем на форсированном режиме работы двигателя и измеряем Р1ТФ, РТФ и Т. Вычисляем по формуле суммарную степень расширения газов на турбинах на максимальном способ определения температуры газа перед турбиной на форсажном   режиме турбореактивного двигателя, патент № 2511814 ТМ и форсированном способ определения температуры газа перед турбиной на форсажном   режиме турбореактивного двигателя, патент № 2511814 ТФ режимах:

способ определения температуры газа перед турбиной на форсажном   режиме турбореактивного двигателя, патент № 2511814

Далее рассчитываем коэффициент к2 по формуле:

способ определения температуры газа перед турбиной на форсажном   режиме турбореактивного двигателя, патент № 2511814

Затем рассчитываем температуру газа перед турбиной на форсажном режиме турбореактивного двигателя Т ГФ, К, по формуле:

способ определения температуры газа перед турбиной на форсажном   режиме турбореактивного двигателя, патент № 2511814

Класс G01M15/14 испытание газотурбинных или реактивных установок

установка для определения окислительной стойкости углерод-углеродного композиционного материала -  патент 2529749 (27.09.2014)
способ диагностики флаттера лопаток рабочего колеса в составе осевой турбомашины -  патент 2525061 (10.08.2014)
способ испытаний газотурбинного двигателя -  патент 2525057 (10.08.2014)
генератор импульсов давления в акустических полостях камер сгорания и газогенераторов жрд -  патент 2523921 (27.07.2014)
способ определения технического состояния энергетического объекта -  патент 2522275 (10.07.2014)
система сбора данных, контроля и диагностики технического состояния агрегатов привода винтов вертолета и электронный блок -  патент 2519583 (20.06.2014)
способ диагностики технического состояния авиационных газотурбинных двигателей -  патент 2517264 (27.05.2014)
индикатор эрозии крыльчатки турбокомпрессора -  патент 2516755 (20.05.2014)
способ вибродиагностики двухвального газотурбинного двитателя -  патент 2514461 (27.04.2014)
способ диагностики положения направляющих аппаратов осевого компрессора -  патент 2514460 (27.04.2014)
Наверх