устройство для определения расстояния между воздушными судами

Классы МПК:G01S13/93 радиолокационные или аналогичные системы, предназначенные для предотвращения столкновений
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Винокуров Владимир Иванович (RU),
Зыков Владимир Николаевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-10-05
публикация патента:

Изобретение предназначено для определения расстояния между воздушными судами в полете. Достигаемый технический результат - упрощение устройства. Указанный результат достигается тем, что устройство для определения расстояния между воздушными судами содержит два измерителя азимутов, два измерителя наклонных дальностей, три сумматора, четыре блока умножения, блок вычисления косинуса, блок вычисления корня квадратного и индикатор, соединенные между собой определенным образом. 2 ил. устройство для определения расстояния между воздушными судами, патент № 2510800

устройство для определения расстояния между воздушными судами, патент № 2510800 устройство для определения расстояния между воздушными судами, патент № 2510800

Формула изобретения

Устройство для определения расстояния между воздушными судами, содержащее первый и второй измерители азимутов, первый и второй измерители наклонных дальностей, первый, второй и третий сумматоры, первый, второй, третий и четвертый блоки умножения, блок вычисления косинуса, блок вычисления корня квадратного и индикатор, отличающееся тем, что выход первого измерителя дальности соединен с первым и вторым входами первого блока умножения и первым входом третьего блока умножения, выход второго измерителя дальности соединен с первым и вторым входами второго блока умножения и вторым входом третьего блока умножения, выход которого соединен с первым входом четвертого блока умножения, выходы первого и второго измерителя азимута соединены с соответствующими входами первого сумматора, выход которого через блок вычисления косинуса, соединен со вторым входом четвертого умножителя, выход которого соединен с первым входом второго сумматора, выходы первого и второго блоков умножения соединены со входами третьего сумматора, выход которого соединен со вторым входом второго сумматора, выход которого через блок вычисления корня квадратного соединен с входом индикатора.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области авиационной техники и предназначено для определения расстояния между воздушными судами в полете.

Известно устройство для определения расстояния между воздушными судами, содержащее два измерителя азимутов, два измерителя высот полета воздушных судов, два измерителя наклонных дальностей, отличающееся тем, что с целью предотвращения столкновения воздушных судов и повышения безопасности полетов за счет определения истинного расстояния между воздушными судами в него дополнительно введены первый сумматор, первый, второй, третий, четвертый и пятый блоки умножения, блок вычисления косинуса, второй и третий сумматоры, шестой блок умножения, первый блок вычисления корня квадратного, седьмой блок умножения, четвертый сумматор, второй блок вычисления корня квадратного и индикатор, причем выход первого измерителя азимута соединен с первым входом первого сумматора, второй вход которого соединен с выходом второго измерителя азимута, выход первого сумматора соединен с входом блока вычисления косинуса, выход блока вычисления косинуса соединен с первым входом седьмого блока умножения, выход первого измерителя высоты соединен с первым и вторым входами первого блока умножения и с первым входом третьего блока умножения, выход второго измерителя высоты соединен с первым и вторым входами четвертого блока умножения и со вторым входом третьего блока умножения, выход третьего блока умножения соединен с третьим входом четвертого сумматора, выход первого измерителя наклонной дальности соединен с первым и вторым входами второго блока умножения, выход которого соединен со вторым входом четвертого сумматора и со вторым входом второго сумматора, первый вход второго сумматора соединен с выходом первого блока умножения, выход второго сумматора соединен с первым входом шестого блока умножения, выход второго измерителя наклонной дальности соединен с первым и вторым входами пятого блока умножения, выход которого соединен с четверым входом четвертого сумматора и со вторым входом третьего сумматора, первый вход которого соединен с выходом четвертого блока умножения, выход третьего сумматора соединен со вторым входом шестого блока умножения, выход шестого блока умножения соединен со входом первого блока вычисления корня квадратного, выход которого соединен со вторым входом седьмого блока умножения, выход которого соединен с первым входом четвертого сумматора, выход четвертого сумматора соединен со входом второго блока вычисления корня квадратного, выход которого соединен со входом индикатора (патент РФ на изобретение № 2256195, М. кл. G01S 13/93, G01S 5/14, опубл. 10.07.2005).

Недостатком известного устройства является сложность технической реализации, требующая наличия трех измерителей (дальности, азимута и высоты объектов). При этом обеспечивается постоянное вычисление истинного расстояния между воздушными судами, при достижении которым определенного значения формируется сигнал, предупреждающий о возможности столкновения воздушных судов.

Технической задачей изобретения является упрощение устройства.

Технический результат изобретения достигается за счет того, что постоянное вычисление истинного расстояния между воздушными судами, при достижении которым определенного значения формируется сигнал, предупреждающий о возможности столкновения воздушных судов, осуществляется по результатам измерения двух измерителей (дальности и азимута).

Технический результат достигается тем, что в устройстве для определения расстояния между воздушными судами, содержащем первый и второй измерители азимутов, первый и второй измерители наклонных дальностей, первый, второй и третий сумматоры, первый, второй, третий и четвертый блоки умножения, блок вычисления косинуса, блок вычисления корня квадратного и индикатор, дополнительно выход первого измерителя дальности соединен с первым и вторым входами первого блока умножения и первым входом третьего блока умножения, выход второго измерителя дальности соединен с первым и вторым входами второго блока умножения и вторым входом третьего блока умножения, выход которого соединен с первым входом четвертого блока умножения, выходы первого и второго измерителя азимута соединены с соответствующими входами первого сумматора, выход которого через блок вычисления косинуса соединен со вторым входом четвертого умножителя, выход которого соединен с первым входом второго сумматора, выходы первого и второго блоков умножения соединены со входами третьего сумматора, выход которого соединен со вторым входом второго сумматора, выход которого через блок вычисления корня квадратного соединен с входом индикатора.

Устройство для определения расстояния между воздушными судами, содержит первый 1 и второй 2 измерители наклонных дальностей, первый 3 и второй 4 измерители азимутов, первый 5, второй 6 и третий 7 сумматоры, первый 8, второй 9, третий 10 и четвертый 11 блоки умножения, блок 12 вычисления косинуса, блок 13 вычисления корня квадратного и индикатор 14, причем выход первого 1 измерителя дальности соединен с первым и вторым входами первого 8 умножителя и первым входом третьего 10 блока умножения, выход второго 2 измерителя дальности соединен с первым и вторым входами второго 9 блока умножения и вторым входом третьего 10 блока умножения, выход которого соединен с первым входом четвертого 11 блока умножения, выходы первого 3 и второго 4 измерителя азимута соединены с соответствующими входами первого 5 сумматора, выход которого через блок 12 вычисления косинуса соединен со вторым входом четвертого 11 блока умножения, выход которого соединен с первым входом второго 6 сумматора, выходы первого 8 и второго 9 блоков умножения соединены со входами третьего 7 сумматора, выход которого соединен со вторым входом второго 6 сумматора, выход которого через блок 13 вычисления корня квадратного соединен с входом индикатора 14.

Функциональная схема устройства, определяющего истинное расстояние между воздушными судами BC1 и BC2 (фиг.1), представлена на фиг.2.

Устройство содержит:

1, 2 - первый и второй измерители наклонных дальностей d1, d 2 до воздушных судов BC1 и BC2 соответственно;

3, 4 - первый и второй измерители азимутов устройство для определения расстояния между воздушными судами, патент № 2510800 1, устройство для определения расстояния между воздушными судами, патент № 2510800 2 воздушных судов BC1 и BC2 соответственно;

5, 6, 7 - первый, второй и третий сумматоры;

8, 9, 10, 11 - первый, второй, третий и четвертый блоки умножения;

12 - блок вычисления косинуса;

13 - блок вычисления корня квадратного;

14 - индикатор.

Устройство работает следующим образом.

Первый 3 и второй 4 измерители азимутов воздушных судов BC1 и BC2 определяют азимуты устройство для определения расстояния между воздушными судами, патент № 2510800 1 и устройство для определения расстояния между воздушными судами, патент № 2510800 2 соответственно. Сигнал устройство для определения расстояния между воздушными судами, патент № 2510800 1, пропорциональный азимуту первого BC1, поступает на первый вход первого сумматора 5, на второй вход которого поступает сигнал устройство для определения расстояния между воздушными судами, патент № 2510800 2, пропорциональный азимуту второго BC2. Сигнал на выходе первого сумматора 5 пропорционален разности азимутов первого BC1 и второго BC2: устройство для определения расстояния между воздушными судами, патент № 2510800 1-устройство для определения расстояния между воздушными судами, патент № 2510800 2. Этот сигнал поступает на вход блока вычисления косинуса 12, на выходе которого сигнал пропорционален cos(устройство для определения расстояния между воздушными судами, патент № 2510800 1-устройство для определения расстояния между воздушными судами, патент № 2510800 2). Сигнал cos(устройство для определения расстояния между воздушными судами, патент № 2510800 1-устройство для определения расстояния между воздушными судами, патент № 2510800 2) поступает на первый вход четвертого 11 блока умножения.

Первый 1 и второй 2 измерители наклонных дальностей до воздушных судов BC1 и BC2 определяют наклонные дальности d1, d2 соответственно. Сигнал d1, пропорциональный наклонной дальности до первого BC1, поступает на первый и второй входы первого 8 блока умножения, с выхода которого сигнал, пропорциональный d1устройство для определения расстояния между воздушными судами, патент № 2510800 2, поступает на первый вход третьего 7 сумматора.

Сигнал d2, пропорциональный наклонной дальности до второго BC2, поступает на первый и второй входы второго 9 блока умножения, с выхода которого сигнал, пропорциональный d2устройство для определения расстояния между воздушными судами, патент № 2510800 2, поступает на второй вход третьего 7 сумматора.

На выходе третьего 7 сумматора сигнал пропорционален сумме квадратов наклонной дальности d1 до первого воздушного судна BC1 и наклонной дальности d2 до второго воздушного судна BC2 d1устройство для определения расстояния между воздушными судами, патент № 2510800 2+d2устройство для определения расстояния между воздушными судами, патент № 2510800 2. Этот сигнал поступает на первый вход второго 6 сумматора.

С выхода третьего 10 блока умножения сигнал, пропорциональный 2d1d2, поступает на второй вход четвертого 11 блока умножения, на выходе которого формируется сигнал, пропорциональный 2d1d2 cos(устройство для определения расстояния между воздушными судами, патент № 2510800 1-устройство для определения расстояния между воздушными судами, патент № 2510800 2), который поступает на второй вход второго 6 сумматора.

С выхода второго 6 сумматора сигнал, пропорциональный d1устройство для определения расстояния между воздушными судами, патент № 2510800 2+d2устройство для определения расстояния между воздушными судами, патент № 2510800 2-2d1d2 cos(устройство для определения расстояния между воздушными судами, патент № 2510800 1-устройство для определения расстояния между воздушными судами, патент № 2510800 2), поступает на вход блока 13 вычисления корня квадратного, с выхода которого сигнал, пропорциональный расстоянию между первым воздушным судном BC1 и вторым воздушным судном BC2, поступает на индикатор отображения воздушной обстановки 14 и индицируется в формуляре сопровождения.

Класс G01S13/93 радиолокационные или аналогичные системы, предназначенные для предотвращения столкновений

запросный способ измерения радиальной скорости и местоположения спутника глобальной навигационной системы глонасс и система для его осуществления -  патент 2518174 (10.06.2014)
радиолокационный автономный способ предупреждения столкновений летательного аппарата с препятствиями в вертикальной плоскости и устройство для его осуществления -  патент 2507539 (20.02.2014)
высотомер -  патент 2501036 (10.12.2013)
устройство управления транспортным средством, транспортное средство и способ управления транспортным средством -  патент 2484993 (20.06.2013)
способ обнаружения опоры линии электропередач -  патент 2472177 (10.01.2013)
радиолокационный измеритель малых высот -  патент 2449310 (27.04.2012)
система обеспечения безопасности вертолета в критических режимах пилотирования -  патент 2445234 (20.03.2012)
устройство для предупреждения столкновений вертолета с высоковольтными линиями электропередачи -  патент 2441254 (27.01.2012)
устройство предупреждения столкновения автомобиля с препятствием -  патент 2429506 (20.09.2011)
способ предупреждения столкновения автомобиля с препятствием и устройство для его осуществления -  патент 2429505 (20.09.2011)
Наверх