способ управления судном при выполнении им швартовной операции к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе

Классы МПК:B63H25/00 Управление судами: уменьшение скорости хода, осуществляемое иными средствами, чем движители; динамическая постановка на якорь, те расположение судов с помощью основных или вспомогательных движителей
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Мурманский государственный технический университет" (ФГБОУВПО "МГТУ") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-10-09
публикация патента:

Изобретение относится к водному транспорту и касается управления движением швартующегося судна при выполнении им швартовной операции к судну-партнеру, лежащему в дрейфе. Текущее положение траектории сближения определяют в виде прямой линии, проходящей через две заданные точки на плоскости. Текущее положение заданных точек на плоскости в любой заданный момент времени рассчитывают с использованием значений текущих координат носовой и кормовой точек судна-партнера, лежащего в дрейфе, заданного расстояния между бортами швартующихся судов, заданного положения швартующегося судна относительно судна партнера, лежащего в дрейфе в конечной стадии швартовки, и текущего значения длины тормозного пути швартующегося судна, необходимого для перехода его от исходной скорости движения к скорости, равной продольной составляющей линейной скорости швартующего судна. Сближение осуществляют в два этапа. На каждом этапе сближения используют свои заданные точки на плоскости. На первом этапе сближения швартующееся судно выходит в первую условную точку. На втором этапе во вторую условную точку. Технический результат реализации изобретения заключается в совершенствовании управления швартующимся судном при выполнении им швартовной операции к судну-партнеру, лежащему в дрейфе, и тем самым обеспечении безопасности швартовной операции. 4 ил. способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029

способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029

Формула изобретения

Способ управления судном при выполнении им швартовной операции к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, когда в пределах контуров швартующегося судна и судна-партнера, в их диаметральных плоскостях выбирают по две точки, одна из которых находится в носу A (швартующееся судно), An (судно-партнер), другая - в корме B (швартующееся судно), Bn (судно-партнер) относительно мидель-шпангоута соответствующего судна, координаты точек A, B, An, Bn в неподвижной координатной системе определяют непрерывно с высокой точностью (±1,0 м), используя значения координат точек швартующегося судна A (X0A, Y0A), B (X0B, Y0B) и судна-партнера, лежащего в дрейфе An (X0An, Y0An), B n (X0Bn, Y0Bn) в неподвижной координатной системе, координаты тех же точек в подвижных системах координат, связанных с швартующимся судном A (XA, YA ), B (XB, YB) и судном-партнером, лежащим в дрейфе An (XAn, YAn), B n (XBn, YBn), координаты ЦТ швартующегося судна в связанной с ним подвижной координатной системе G (X G,YG) и судна-партнера, лежащего в дрейфе в связанной с ним подвижной координатной системе Gn (X0Gn, Y0Gn), а также значения расстояния между ДП швартующихся судов h0 и расстояния между ЦТ швартующихся судов m, рассчитывают:

- координаты центра тяжести швартующегося судна G (X0G, Y0G ) в неподвижной координатной системе;

- координаты центра тяжести судна-партнера, лежащего в дрейфе Gn (X 0Gn, Y0Gn) в неподвижной координатной системе;

- координаты точек способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 и способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 , расположенных на перпендикулярах к ДП судна-партнера, лежащего в дрейфе, восстановленных в точки An и B n;

- координаты проекции ЦТ судна-партнера, лежащего в дрейфе способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 в неподвижной координатной системе на траекторию сближения в конечной стадии швартовки, проходящую параллельно ДП судна-партнера, лежащего в дрейфе через точки способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 и способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 ;

- координаты второй заданной точки P2 (X0P2, Y0P2) в неподвижной координатной системе;

- текущее значение длины тормозного пути швартующегося судна рассчитывается с использованием уравнения его движения

dспособ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 /dS=f(способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 , C1, C2, C3,способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 ),

где способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 - текущее значение скорости швартующегося судна;

S - путь;

C1, C2, C3 ,способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 - текущие значение параметров уравнения движения швартующегося судна, зависящие от текущих значений параметров, характеризующих текущее состояние загрузки судна и внешней среды (водоизмещения швартующегося судна; параметров посадки корпуса; направления и скорости ветра; параметров волнения; направления и скорости течения; глубины акватории в районе выполнения швартовной операции), отличающийся тем, что текущее значение длины тормозного пути швартующегося судна в процессе его сближения с судном-партнером определяют интегрированием уравнения движения швартующегося судна в пределах от способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 =способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 н до способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 , т.е.

способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029

где способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 - продольная составляющая линейной скорости швартующего судна, при этом текущие значения параметров уравнения движения швартующегося судна C1, C2, C3 ,способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 в процессе выполнения швартовной операции непрерывно идентифицируют;

- координаты первой заданной точки P1 (X 0P1, Y0P1) в неподвижной координатной системе, зная координаты первой заданной точки и координаты ЦТ швартующегося судна, определяют текущее положение траектории сближения, проходящей через первую заданную точку P1 (X0P1, Y 0P1) и ЦТ швартующегося судна G (X0G, Y 0G), после этого определяют поперечные смещения точек A и B от найденной траектории сближения, непрерывно определяемые значения координат точек A и B, An и Bn позволяют непрерывно вычислять координаты ЦТ швартующегося судна G, а вместе с непрерывно определяемым текущим значением длины тормозного пути ST - и первой заданной точки P 1, а также поперечные смещения dA и dB точек A и B швартующегося судна от текущего положения траектории сближения, возникающие поперечные смещения вырабатывают сигнал на отклонение рулевого органа, швартующееся судно движется по линии GP1 в направлении точки P1 в момент выхода швартующегося судна в первую заданную точку, что соответствует равенству координат ЦТ швартующегося судна G (X0G, Y0G) и координат первой заданной точки P1 (X0G, Y0P1) (X0G=X0P1 ; Y0G=Y0P1), оно переходит к сближению со второй заданной точкой Р2, при этом текущее положение траектории сближения соответствует положению линии, проходящей через точки способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 и способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 , координаты которых рассчитывают непрерывно. Текущие координаты второй заданной точки P2(X0P2, Y0P2 ), лежащей на линии способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 , вычисляют непрерывно; непрерывно определяемые значения координат точек A и B, An и Bn позволяют непрерывно вычислять: координаты точек способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 и способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 , ЦТ швартующегося судна G и ЦТ судна-партнера, лежащего в дрейфе Gn, второй заданной точки P2 в неподвижной координатной системе, а также поперечные смещения dA и dB точек A и B швартующегося судна от текущего положения траектории сближения, которой является линия способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 ; возникающие поперечные смещения вырабатывают сигнал на отклонение рулевого органа, швартующееся судно движется в точку P2 по линии способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 ; момент выхода швартующегося судна во вторую заданную точку P2 соответствует равенству координат ЦТ швартующегося судна и второй заданной точки, то есть X0G=X0P2 , Y0G=Y0P2.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к водному транспорту и касается управления швартующимся судном при выполнении им швартовной операции к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе.

Известен способ управления швартующимся судном при выполнении им швартовной операции к борту судна-партнера (патент № 2422326, опубл. 27.06.2011), когда в пределах контуров швартующегося судна и судна-партнера, в их диаметральных плоскостях выбирают по две точки, одна из которых находится в носу А (швартующееся судно), An (судно-партнер), другая - в корме В (швартующееся судно), Bn (судно-партнер) (фиг.1,2) относительно мидель-шпангоута соответствующего судна.

Координаты точек А, В, An, Bn в неподвижной координатной системе определяют непрерывно с высокой точностью (±1,0 м). Используя значения координат точек А(X0A, Y 0A), В(X0B, Y0B) швартующегося судна и судна-партнера An(X0An, Y0An ), Bn(X0Bn, Y0Bn) в неподвижной координатной системе, координаты тех же точек в подвижных системах координат, связанных с швартующимся судном А(XA, Y A), BnВ, YB) и судном-партнером An(XAn, YAn), Bn(X Bn, YBn), координаты центров тяжести (ЦТ) швартующегося судна в связанной с ним подвижной координатной системе G (X G, YG) и судна-партнера в связанной с ним подвижной координатной системе Gn(X0Gn, Y0Gn ) (фиг.3), а также значения расстояния между диаметральными плоскостями (ДП) швартующихся судов h0 и расстояния между ЦТ швартующихся судов m, рассчитывают:

- координаты центра тяжести швартующегося судна G(X0G, Y0G) в неподвижной координатной системе;

- координаты центра тяжести судна-партнера Gn(X0Gn, Y0Gn ) в неподвижной координатной системе;

- координаты точек способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 и способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 , расположенных на перпендикулярах к ДП судна-партнера, восстановленных в точки An и Bn;

- координаты проекции ЦТ судна-партнера способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 в неподвижной координатной системе на траекторию сближения в конечной стадии швартовки, проходящую параллельно ДП судна-партнера через точки способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 и способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 ;

- координаты второй заданной точки P 2(X0P2, Y0P2) в неподвижной координатной системе;

- текущее значение длины тормозного пути швартующегося судна рассчитывают с использованием уравнения его движения dспособ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 /dS=f(способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 , C1 C2, C3,способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 ),

где

способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 - текущее значение скорости швартующегося судна;

S - путь;

C1, C2, C 3,способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 - текущие значения параметров уравнения движения швартующегося судна, зависящие от текущих значений параметров, характеризующих текущее состояние загрузки судна и внешней среды (водоизмещения швартующегося судна; параметров посадки корпуса; направления и скорости ветра; параметров волнения; направления и скорости течения; глубины акватории в районе выполнения швартовной операции). Текущее значение длины тормозного пути швартующегося судна в процессе его сближения с судном-партнером определяют интегрированием уравнения движения швартующегося судна в пределах от способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 =способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 н до способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 =способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 n, т.е.

способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029

где способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 н - начальная скорость швартующегося судна; способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 n - скорость судна-партнера.

При этом текущие значения параметров уравнения движения швартующегося судна С1, С2, С3,способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 в процессе выполнения швартовной операции непрерывно идентифицируют с использованием метода, описанного в работах [5], [6].

- координаты первой заданной точки P1(X0P1 , Y0P1) в неподвижной координатной системе.

Зная координаты первой заданной точки и координаты ЦТ швартующегося судна, определяют текущее положение траектории сближения, проходящей через первую заданную точку P1(X0P1 Y 0P1) и ЦТ швартующегося судна G(X0G, Y0G ). После этого определяют поперечные смещения точек A и B от найденной указанным способом траектории сближения.

Непрерывно определяемые значения координат точек A и B, A n и Bn позволяют непрерывно вычислять координаты ЦТ швартующегося судна G, а вместе с непрерывно определяемым текущим значением длины тормозного пути ST - и первой заданной точки P1; а также поперечные смещения d A и dB точек A и B швартующегося судна от текущего положения траектории сближения.

Возникающие поперечные смещения вырабатывают сигнал на отклонение рулевого органа, например руля швартующегося судна, по закону:

способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 =-kA×dA+kB×d B,

где kA, kB - коэффициенты усиления по перечным смещениям носовой и кормовой точек швартующегося судна от текущего положения траектории сближения.

Таким образом, швартующееся судно движется по линии GP1 в направлении точки P1.

В момент выхода швартующегося судна в первую заданную точку, что соответствует равенству координат ЦТ швартующегося судна G(X0G, Y0G) и координат первой заданной точки P1 (X0G, Y0P1) (X0G0Р1 ; Y0G=Y0P1), оно переходит к сближению со второй заданной точкой P2, при этом текущее положение траектории сближения соответствует положению линии, проходящей через точки способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 и способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 , координаты которых рассчитывают непрерывно. Текущие координаты второй заданной точки P20Р2, Y0P2 ), лежащей на линии способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 вычисляют также непрерывно.

Постоянно определяемые значения координат точек A и B, An и Bn позволяют непрерывно вычислять: координаты точек способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 и способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 , ЦТ G швартующегося судна и ЦТ Gn судна-партнера, второй заданной точки P2 в неподвижной координатной системе, а также поперечные смещения dA и dB точек A и B швартующегося судна от текущего положения траектории сближения, которой является линия способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 .

Возникающие поперечные смещения вырабатывают сигнал на отклонение рулевого органа, например руля швартующегося судна, по известному закону. Таким образом, швартующееся судно движется в точку Р2 по линии способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 .

Момент выхода швартующегося судна во вторую заданную точку P2 соответствует равенству координат ЦТ швартующегося судна и второй заданной точки, то есть X 0G=X0P2, Y0G=Y0P2.

Однако в этом способе управления судном, выполняющим швартовную операцию к борту судна-партнера, есть определенный недостаток, не позволяющий безопасно сблизиться швартующемуся судну с судном-партнером, если оно лежит в дрейфе. Направление вектора линейной скорости дрейфующего судна способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 ' определяется углом дрейфа способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 ' (угол между диаметральной плоскостью судна и вектором линейной скорости судна) (фиг.4), а величина способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 ' может достигать больших значений в пределах от 0 до 180° [1], [3], [4]. Таким образом, в момент выхода швартующегося судна к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, линейная скорость швартующегося судна и должна быть равна продольной составляющей линейной скорости швартующего судна способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 , то есть способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 .

Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, состоит в соблюдении условия движения швартующегося судна в конечной стадии швартовки со скоростью, равной продольной составляющей линейной скорости судна-партнера.

Для достижения указанного технического результата в способе управления швартующимся судном, при выполнении им швартовной операции к борту судна-партнера, когда в пределах контуров швартующегося судна и судна-партнера, в их диаметральных плоскостях выбирают по две точки, одна из которых находится в носу A (швартующееся судно), An (судно-партнер), другая - в корме B (швартующееся судно), Bn (судно-партнер) (фиг.2) относительно мидель-шпангоута соответствующего судна.

Координаты точек A, B, An, Bn в неподвижной координатной системе определяют непрерывно с высокой точностью (±1,0 м). Используя значения координат точек швартующегося судна A(X0A , Y0A), В(X0B, Y0B) и судна-партнера An(X0An, Y0An), Bn (X0Bn, Y0Bn) в неподвижной координатной системе, координаты тех же точек в подвижных системах координат, связанных с швартующимся судном A(ХА, YA ), B(XB, YB) и судном-партнером An (XAn, YAn), Bn(XBn ,YBn), координаты ЦТ швартующегося судна в связанной с ним подвижной координатной системе G (XG,YG ) и судна-партнера в связанной с ним подвижной координатной системе Gn(X0Gn, Y0Gn), а также значения расстояния между ДП швартующихся судов h0 и расстояния между ЦТ швартующихся судов m, рассчитывают:

- координаты центра тяжести швартующегося судна G (X0G , Y0G) в неподвижной координатной системе;

- координаты центра тяжести судна-партнера Gn(X 0Gn, Y0Gn) в неподвижной координатной системе;

- координаты точек способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 и способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 , расположенных на перпендикулярах к ДП судна-партнера, восстановленных в точки An и Bn;

- координаты проекции ЦТ судна-партнера способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 в неподвижной координатной системе на траекторию сближения в конечной стадии швартовки, проходящую параллельно ДП судна-партнера через точки способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 и способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 ;

- координаты второй заданной точки P 2(X0P2, Y0P2) в неподвижной координатной системе;

- текущее значение длины тормозного пути швартующегося судна рассчитывают с использованием уравнения его движения dспособ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 /dS=f(способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 , C1, C2, C3,способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 ),

где

способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 - текущее значение скорости швартующегося судна;

S - путь;

C1, C2, C 3,способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 - текущие значения параметров уравнения движения швартующегося судна, зависящие от текущих значений параметров, характеризующих текущее состояние загрузки судна и внешней среды (водоизмещения швартующегося судна; параметров посадки корпуса; направления и скорости ветра; параметров волнения; направления и скорости течения; глубины акватории в районе выполнения швартовной операции).

Отличительным признаком предлагаемого способа от указанного выше известного, наиболее близкого к нему, является следующий:

дополнительно текущее значение длины тормозного пути швартующегося судна в процессе его сближения с судном-партнером определяют интегрированием уравнения движения швартующегося судна в пределах от способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 =способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 н до способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 , т.е.

способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029

где способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 - продольная составляющая линейной скорости швартующего судна.

При этом текущие значения параметров уравнения движения швартующегося судна C1, C2, С 3,способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 в процессе выполнения швартовной операции непрерывно идентифицируют с использованием метода, описанного в работах [5], [6];

- координаты первой заданной точки P1(X0P1 , Y0P1) в неподвижной координатной системе.

Зная координаты первой заданной точки и координаты ЦТ швартующегося судна, определяют текущее положение траектории сближения, проходящей через первую заданную точку Р1(X0P1, Y 0P1) и ЦТ швартующегося судна G(X0G, Y0G ). После этого определяют поперечные смещения точек A и B от найденной указанным способом траектории сближения.

Постоянно определяемые значения координат точек A и B, A n и Bn позволяют непрерывно вычислять координаты ЦТ швартующегося судна G, а вместе с непрерывно определяемым текущим значением длины тормозного пути ST - и первой заданной точки P1, а также поперечные смещения d A и dB точек A и B швартующегося судна от текущего положения траектории сближения.

Возникающие поперечные смещения вырабатывают сигнал на отклонение рулевого органа, например руля швартующегося судна, по закону:

способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 =-kA×dA+kB×d B,

где kA, kB - коэффициенты усиления по перечным смещениям носовой и кормовой точек швартующегося судна от текущего положения траектории сближения.

Таким образом, швартующееся судно движется по линии GP1 в направлении точки P1.

В момент выхода швартующегося судна в первую заданную точку, что соответствует равенству координат ЦТ швартующегося судна G(X0G, Y0G) и координат первой заданной точки P1 (X0G, Y0P1) (X0G0Р1 ; Y0G=Y0P1), оно переходит к сближению со второй заданной точкой P2, при этом текущее положение траектории сближения соответствует положению линии, проходящей через точки способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 и способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 , координаты которых рассчитывают непрерывно. Текущие координаты второй заданной точки P2(X0P2, Y0P2 ), лежащей на линии способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 , вычисляют также непрерывно.

Постоянно определяемые значения координат точек A и B, An и Bn позволяют непрерывно вычислять: координаты точек способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 и способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 , ЦТ G швартующегося судна и ЦТ Gn судна-партнера, второй заданной точки Р2 в неподвижной координатной системе, а также поперечные смещения dA и dB точек A и B швартующегося судна от текущего положения траектории сближения, которой является линия способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 .

Возникающие поперечные смещения вырабатывают сигнал на отклонение рулевого органа, например руля швартующегося судна, по известному закону. Таким образом, швартующееся судно движется в точку P2 по линии способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 .

Момент выхода швартующегося судна во вторую заданную точку P2 соответствует равенству координат ЦТ швартующегося судна и второй заданной точки, то есть X 0G0Р2, Y0G=Y0P2.

Предлагаемый способ управления судном при выполнении им швартовной операции к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, осуществляют следующим образом.

В пределах контуров швартующегося судна и судна-партнера, лежащего в дрейфе, в их диаметральных плоскостях выбирают по две точки, одна из которых находится в носу A (швартующееся судно), An (судно-партнер, лежащее в дрейфе), другая - в корме B (швартующееся судно), B n (судно-партнер, лежащее в дрейфе) (фиг.2) относительно мидель-шпангоута соответствующего судна.

Координаты точек A, B, An, Bn в неподвижной координатной системе определяют непрерывно с высокой точностью (±1,0 м). Используя значения координат точек швартующегося судна A(Х, Y0A), B(Х, Y0B) и судна-партнера, лежащего в дрейфе An(X0An , Y0An), Bn(X0Bn, Y0Bn ) в неподвижной координатной системе, координаты тех же точек в подвижных системах координат, связанных с швартующимся судном A(XA, YB, В(XB, YB ) и судном-партнером, лежащим в дрейфе An(XAn , YAn) Bn(XBn,YBn ), координаты ЦТ швартующегося судна в связанной с ним подвижной координатной системе G(XG,YG) и судна-партнера, лежащего в дрейфе в связанной с ним подвижной координатной системе Gn(X0Gn, Y0Gn), а также значения расстояния между ДП швартующихся судов h0 и расстояния между ЦТ швартующихся судов m, рассчитывают:

- координаты центра тяжести швартующегося судна G(X0G , Y0G) в неподвижной координатной системе;

- координаты центра тяжести судна-партнера, лежащего в дрейфе Gn(X0Gn, Y0Gn) в неподвижной координатной системе;

- координаты точек способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 и способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 , расположенных на перпендикулярах к ДП судна-партнера, лежащего в дрейфе, восстановленных в точки An и B n;

- координаты проекции ЦТ судна-партнера, лежащего в дрейфе способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 в неподвижной координатной системе на траекторию сближения в конечной стадии швартовки, проходящую параллельно ДП судна-партнера, лежащего в дрейфе через точки способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 ;

- координаты второй заданной точки P 2(X0P2, Y0P2) в неподвижной координатной системе;

- текущее значение длины тормозного пути швартующегося судна рассчитывают с использованием уравнения его движения dспособ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 /dS=f(способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 , C1, C2, C3,способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 ),

где

способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 - текущее значение скорости швартующегося судна;

S - путь;

C1 C2, C3 ,способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 - текущие значения параметров уравнения движения швартующегося судна, зависящие от текущих значений параметров, характеризующих текущее состояние загрузки судна и внешней среды (водоизмещения швартующегося судна; параметров посадки корпуса; направления и скорости ветра; параметров волнения; направления и скорости течения; глубины акватории в районе выполнения швартовной операции).

Текущее значение длины тормозного пути швартующегося судна в процессе его сближения с судном-партнером, лежащим в дрейфе, определяют интегрированием уравнения движения швартующегося судна в пределах от способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 =способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 н до способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 , т.е.

способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029

где способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 - продольная составляющая линейной скорости швартующего судна.

При этом текущие значения параметров уравнения движения швартующегося судна C1, C2, C 3,способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 в процессе выполнения швартовной операции непрерывно идентифицируют с использованием метода, описанного в работах [5], [6];

- координаты первой заданной точки P1(X0P1 , Y0P1) в неподвижной координатной системе.

Зная координаты первой заданной точки и координаты ЦТ швартующегося судна, определяют текущее положение траектории сближения, проходящей через первую заданную точку P1(X0P1, Y 0P1) и ЦТ швартующегося судна G(X0G, Y0G ). После этого определяют поперечные смещения точек A и B от найденной указанным способом траектории сближения.

Непрерывно определяемые значения координат точек A и B, A n и Bn позволяют непрерывно вычислять координаты ЦТ швартующегося судна G, а вместе с непрерывно определяемым текущим значением длины тормозного пути ST - и первой заданной точки P1, а также поперечные смещения d A и dB точек A и B швартующегося судна от текущего положения траектории сближения.

Возникающие поперечные смещения вырабатывают сигнал на отклонение рулевого органа, например руля швартующегося судна, по закону:

способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 =-kA×dA+kB×d B, где kA, kB - коэффициенты усиления по перечным смещениям носовой и кормовой точек швартующегося судна от текущего положения траектории сближения.

Таким образом, швартующееся судно движется по линии GP1 в направлении точки P1.

В момент выхода швартующегося судна в первую заданную точку, что соответствует равенству координат ЦТ швартующегося судна G(X0G, Y0G) и координат первой заданной точки P1 (X0G, Y0P1) (X0G=X0P1 ; Y0G=Y0P1), оно переходит к сближению со второй заданной точкой P2, при этом текущее положение траектории сближения соответствует положению линии, проходящей через точки способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 и способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 , координаты которых рассчитывают непрерывно. Текущие координаты второй заданной точки P2(X0P2, Y0P2 ), лежащей на линии способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 , вычисляют непрерывно.

Непрерывно определяемые значения координат точек A и B, An и Bn позволяют непрерывно вычислять: координаты точек способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 и способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 , ЦТ швартующегося судна G и ЦТ судна-партнера, лежащего в дрейфе Gn, второй заданной точки P2 в неподвижной координатной системе, а также поперечные смещения dA и dB точек A и B швартующегося судна от текущего положения траектории сближения, которой является линия способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 .

Возникающие поперечные смещения вырабатывают сигнал на отклонение рулевого органа, например руля швартующегося судна, по известному закону. Таким образом, швартующееся судно движется в точку P2 по линии способ управления судном при выполнении им швартовной операции   к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе, патент № 2509029 .

Моменту выхода швартующегося судна во вторую заданную точку P2 соответствует равенство координат ЦТ швартующегося судна и второй заданной точки, то есть X 0G0Р2, Y0G=Y0P2.

В результате применения данного изобретения достигается возможность получения технического результата - соблюдение безопасности выполнения швартовной операции к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе.

Список литературы

1. Дмитриев, В.И. Справочник капитана: справочник / В.И. Дмитриев. - Москва: Элмор, 2009. - 797 с: ил.

2. Патент № 2422326 Российская Федерация, МПК8 B63H 25/00. Способ управления судном при выполнении им швартовной операции к борту судна-партнера, заявитель и патентообладатель Мурм. гос.техн. ун-т. - 2010116539/11; заявл.26.04.2010; опубл. 27.06.2011.

3. Снопков, В.И. Управление судном: учебник / В.И.Снопков. - Москва: Транспорт, 1991. - 359 с.: ил.

4. Цурбан, А.И. Швартовные операции морских судов. / А.И. Цурбан, A.M. Оганов. - М: Транспорт, 1987. - 176 с: ил.

5. Юдин Ю.И. Синтез моделей механизма предвидения для экспертных систем, обеспечивающих безопасную эксплуатацию судна: монография / Ю.И.Юдин. - Мурманск: Изд-во МГТУ, 2007. - 198 с: ил.

6. Юдин, Ю.И. Теоретические основы безопасных способов маневрирования при выполнении точечной швартовки: монография / Ю.И.Юдин, СВ.Пашенцев, Г.И.Мартюк, А.Ю.Юдин. - Мурманск: Изд-во МГТУ, 2009. - 152 с.: ил.

Класс B63H25/00 Управление судами: уменьшение скорости хода, осуществляемое иными средствами, чем движители; динамическая постановка на якорь, те расположение судов с помощью основных или вспомогательных движителей

система управления -  патент 2527570 (10.09.2014)
устройство и способ автоматического управления движением судна по расписанию -  патент 2525606 (20.08.2014)
подруливающее устройство -  патент 2519610 (20.06.2014)
способ автоматического управления судном по курсу и интеллектуальная система для осуществления способа -  патент 2519315 (10.06.2014)
способ управления движением судна по широте и долготе -  патент 2516885 (20.05.2014)
устройство для управления подводным аппаратом -  патент 2515632 (20.05.2014)
устройство для формирования траектории перевода судна на параллельный курс с соблюдением ограничений на диапазон изменения сигнала управления -  патент 2515006 (10.05.2014)
способ отказоустойчивого управления движением корабля по глубине -  патент 2513157 (20.04.2014)
способ управления движением судна по заданной траектории -  патент 2509679 (20.03.2014)
способ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования -  патент 2509032 (10.03.2014)
Наверх