способ введения депрессорной присадки в парафинистую нефть

Классы МПК:C10L1/10 содержащее присадки 
C10L1/196 из мономеров, содержащих углерод-углеродную ненасыщенную связь и карбоксильную группу или ее соли, ангидриды или сложные эфиры
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Северные магистральные нефтепроводы" (ОАО "СМН") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-11-20
публикация патента:

Изобретение относится к обработке нефти путем введения в нее депрессорной присадки и может быть использовано при перекачке высокозастывающих парафинистых нефтей. Изобретение касается способа введения депрессорной присадки в парафинистую нефть, включающего растворение присадки в углеводородном растворителе и смешивание полученного раствора с нефтью, при этом в качестве присадки используют сэвилен, а в качестве углеводородного растворителя используют дизельное топливо. Растворение депрессорной присадки осуществляют при нагреве дизельного топлива до температуры 65-75°C, а смешивание полученного раствора с нефтью проводят при ее нагреве до температуры 50-55°C, при этом присадку вводят в нефть из расчета 25-35 г сэвилена на 1 т нефти. Технический результат - обеспечение реологических свойств обработанной нефти, повышение экономичности способа. 2 з.п. ф-лы, 1 пр.

Формула изобретения

1. Способ введения депрессорной присадки в парафинистую нефть, включающий растворение присадки в углеводородном растворителе и смешивание полученного раствора с нефтью, при этом в качестве присадки используют сэвилен, отличающийся тем, что в качестве углеводородного растворителя используют дизельное топливо, растворение депрессорной присадки осуществляют при нагреве дизельного топлива до температуры 65-75°C, а смешивание полученного раствора с нефтью проводят при ее нагреве до температуры 50-55°C, при этом присадку вводят в нефть из расчета 25-35 г сэвилена на 1 т нефти.

2. Способ по п.1, в котором растворение присадки осуществляют при соотношении компонентов: 16-18 мас.% сэвилена и 82-84 мас.% дизельного топлива.

3. Способ по п.1, в котором раствор смешивают с нефтью путем его подачи в поток перекачиваемой нефти.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к нефтяной промышленности, а именно к способам обработки нефти путем введения в нее депрессорной присадки, и может быть использовано при перекачке высокозастывающих парафинистых нефтей.

Нефти с высоким содержанием парафина имеют высокую вязкость и температуру застывания. Например, при содержании парафина в пределах 8-9,5% температура застывания необработанной нефти составляет от +11 до +14°C. При перекачке нефти в зимнее время средняя температура грунта на оси заложения трубопровода может достигать +2°C. Таким образом, при длительных остановках таких нефтепроводов может возникнуть «замораживание» трубопровода или проблемы при его пуске.

С целью снижения температуры застывания нефти до значения, не превышающего температуру окружающей среды (температуры грунта на оси заложения трубопровода), а также снижения пусковых давлений, в холодное время года применяются депрессорные присадки.

В качестве депрессорной присадки при обработке высокозастывающих нефтей широко используют сэвилен - высокомолекулярный полимер, представляющий собой сополимер этилена с винилацетатом.

Из уровня техники известно введение депрессорной присадки в высокозастывающую нефть в виде сэвилена путем его растворения в углеводородном растворителе и последующего введения в поток нефти (см. раздел «уровень техники» описания к патенту РФ RU 2098459, C10L 1/18, 10.12.1997).

Недостатком известного способа является его малая экономичность.

Задача заявленного изобретения заключается в создании экономичного способа введения депрессорной присадки.

Технический результат изобретения заключается в повышении экономичности способа и одновременном обеспечении требуемой вязкости и температуры застывания нефти.

Указанный технический результат достигается за счет того, что способ введения депрессорной присадки в парафинистую нефть включает растворение присадки в углеводородном растворителе и смешивание полученного раствора с подогретой нефтью, при этом в качестве присадки используют сэвилен, в качестве углеводородного растворителя используют дизельное топливо, растворение депрессорной присадки осуществляют при нагреве дизельного топлива до температуры 65-75°C, а смешивание полученного раствора с нефтью проводят при ее нагреве до температуры 50-55°C, при этом присадку вводят в нефть из расчета 25-35 г сэвилена на 1 т нефти.

Кроме того, указанный технический результат достигается в частных формах реализации изобретения за счет того, что:

- растворение присадки осуществляют при соотношении компонентов: 16-18 мас.% сэвилена и 82-84 мас.% дизельного топлива.

- раствор смешивают с нефтью путем его подачи в поток перекачиваемой нефти.

Авторами настоящего изобретения было обнаружено, что сочетание приведенных выше режимом растворения и введения присадки позволяет максимально повысить экономичность способа (уменьшить расход присадки и время ее растворения, снизить энергозатраты) и при этом обеспечить требуемые реологические свойства обработанной нефти (вязкость и температуру застывания).

При этом следует отметить, что нагрев дизельного топлива (при растворении присадки) до температуры ниже 65°C значительно увеличивает время растворения сэвилена (на 30-50%), а при нагреве выше температуры 75°C - увеличиваются энергозатраты при незначительном повышении скорости растворения, а также резко увеличивается степень испарения углеводородов. При введении присадки в количестве менее 25 г не будет обеспечиваться требуемая вязкость и температура застывания нефти, а введение более 35 г присадки экономически не целесообразно (увеличивается стоимость обработки нефти).

Нагрев нефти до температуры 50-55°C обусловлен температурой плавления твердых парафинов, а также максимальной температурой для изоляционного покрытия нефтепровода.

Заявленный способ осуществляют следующим образом.

Сначала осуществляют приготовления раствора присадки. Для этого используют сэвилен в виде гранул, которые с помощью смесителя смешивают с дизельным топливом, нагретым до температуры 65-70°C в соотношении 16-18 мас.% сэвилена и 82-84 мас.% дизельного топлива.

После полного растворения гранул полученный раствор дозировочными насосными агрегатами вводят в поток перекачиваемой парафинистой нефти, нагретой до температуры 50-55°C. При этом раствор вводят в нефть из расчета 25-35 г активного вещества (сэвилена) на 1 т нефти.

Заявленный способ ввода присадки имеет следующие преимущества:

- Готовая форма присадки (раствор) изготавливается на месте приема высокозастывающей нефти, что упрощает реализацию способа.

- Нагрев нефти может осуществляться на установках подготовки нефти поставщиков, т.е. не требуется специального дополнительного нагрева нефти.

- Снижается стоимость транспортных расходов, поскольку необходимо транспортировать только активное вещество (сэвилен).

- Снижается стоимость обработки нефти присадкой.

Пример реализации способа.

В качестве обрабатываемой нефти используют высокозастывающую парафинистую нефть Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции с содержанием парафина 8-9,5%. Для снижения температуры застывания нефти в нее вводят депрессорную присадку из расчета 30 г активного вещества - сэвилена на 1 т нефти. Для этого гранулы «сэвилена-117» растворяют в зимнем дизельном топливе, нагретом до температуры +70°C, при содержании сэвилена 16 мас.%. Полученный раствор вводят в поток перекачиваемой нефти, поступающей от нефтедобывающих компаний, при нагреве нефти до температуры 50°C.

В результате температура застывания нефти после обработки составляет от -5 до

+3°C.

Таким образом, заявленный способ позволяет снизить расходы на обработку нефти присадкой, при обеспечении требуемых характеристик вязкости и температуры застывания нефти.

Класс C10L1/10 содержащее присадки 

способ получения оксигенатов, повышающих эксплуатационные свойства топлив для двигателей внутреннего сгорания (варианты) -  патент 2522764 (20.07.2014)
ракетное топливо староверова - 14 (варианты) -  патент 2516825 (20.05.2014)
ракетное топливо староверова - 15 (варианты) -  патент 2516711 (20.05.2014)
модификатор горения твердого, жидкого и газообразного топлива -  патент 2515988 (20.05.2014)
ракетное топливо -  патент 2513850 (20.04.2014)
жидкие топливные композиции -  патент 2512083 (10.04.2014)
многофункциональная добавка к автомобильному бензину и топливная композиция, ее содержащая -  патент 2510415 (27.03.2014)
способ получения противотурбулентной присадки с рециклом мономеров, способ получения противотурбулентной присадки, способ получения высших поли- -олефинов для этих способов и противотурбулентная присадка на их основе -  патент 2505551 (27.01.2014)
способ получения и состав присадки к жидкому топливу -  патент 2502790 (27.12.2013)
котельное топливо -  патент 2500792 (10.12.2013)

Класс C10L1/196 из мономеров, содержащих углерод-углеродную ненасыщенную связь и карбоксильную группу или ее соли, ангидриды или сложные эфиры

Наверх