пакет присадок к дизельным маслам и дизельное масло его содержащее

Классы МПК:C10M159/20 реакционные смеси, имеющие избыток нейтрализующего основания, например так называемые сверхщелочные или высокощелочные продукты
C10M133/16 амиды; имиды
C10M137/10 тиопроизводные
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2013-01-11
публикация патента:

Настоящее изобретение относится к пакету присадок для дизельных масел, содержащему алкилсалицилат кальция и цинковую соль эфиров дитиофосфорной кислоты, при этом он дополнительно содержит беззольный сукцинимидный дисперсант, а в качестве алкилсалицилата кальция - малозольный алкилсалицилат кальция, имеющий щелочное число 50-70 мг КОН/г, и сверхщелочной алкилсалицилат кальция, имеющий щелочное число более 300 мг КОН/г, и при следующем соотношении компонентов, мас.%:

сверхщелочной алкилсалицилат кальция, имеющий пакет присадок к дизельным маслам и дизельное масло его содержащее, патент № 2507244
щелочное число более 300 мг КОН/гдо 100
малозольный алкилсалицилат кальция, имеющий пакет присадок к дизельным маслам и дизельное масло его содержащее, патент № 2507244
щелочное число 50-70 мг КОН/г5-10
цинковая соль эфиров дитиофосфорной кислоты 13-25
беззольный сукцинимидный дисперсант5-15.

Также настоящее изобретение относится к дизельному маслу на основе нефтяного масла, содержащему пакет присадок. Техническим результатом настоящего изобретения является разработка пакета присадок и дизельного масла, содержащего этот пакет, обладающего более высокой гидролитической стабильностью и моющими свойствами. 2 н.п. ф-лы, 3 табл.

Формула изобретения

1. Пакет присадок к дизельным маслам, содержащий алкилсалицилат кальция и цинковую соль эфиров дитиофосфорной кислоты, отличающийся тем, что он дополнительно содержит беззольный сукцинимидный дисперсант, а в качестве алкилсалицилата кальция - малозольный алкилсалицилат кальция, имеющий щелочное число 50-70 мг КОН/г и сверхщелочной алкилсалицилат кальция, имеющий щелочное число более 300 мг КОН/г и при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Сверхщелочной алкилсалицилат кальция, имеющийДо 100
щелочное число более 300 мг КОН/гпакет присадок к дизельным маслам и дизельное масло его содержащее, патент № 2507244
Малозольный алкилсалицилат кальция, имеющий5-10
щелочное число 50-70 мг КОН/гпакет присадок к дизельным маслам и дизельное масло его содержащее, патент № 2507244
Цинковая соль эфиров дитиофосфорной кислоты13-25
Беззольный сукцинимидный дисперсант 5-15

2. Дизельное масло на основе нефтяного масла, содержащее пакет присадок по п.1 в количестве 3-12 мас.%.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии. Конкретно к составу пакета присадок к дизельным маслам и дизельному маслу (судовому и тепловозному), содержащему этот пакет присадок.

С развитием моторостроения повышаются требования к моторным маслам по уровню моющих свойств, т.е. способности предотвращать отложения на деталях двигателя, и термоокислительной и гидролитической стабильности. Особенно это относится к маслам для судовых дизельных двигателей, специфика работы которых связана с накоплением в них, с одной стороны, сажи, продуктов окисления и взаимодействия присадок, а также продуктов неполного сгорания топлива и шламов, образуемых при работе двигателей на холостом ходу, пониженных тепловых режимах, связанных с ухудшением процесса сгорания и конденсацией паров воды. Улучшение гидролитической стабильности и моющих свойств масла позволит существенно увеличить длительность его работы.

Известны долгоработающие моторные масла, содержащие в своем составе пакеты присадок, включающие детергентную смесь сульфоната и/или алкилфенолята щелочноземельных металлов с алкилсалицилатом щелочноземельного металла, причем каждый детергент имеет практически одинаковое щелочное число (патенты США № 6140281 и № 6140282, 2000 г.).

Известно долгоработающее масло на основе минерального базового масла для высокофорсированных судовых дизельных двигателей, содержащее пакет присадок, включающий щелочной алкилсалицилат кальция, нейтральный сульфонат кальция, дитиофосфат цинка, полиметилсилоксан и детергент, представляющий собой либо алкенилсукцинимид диэтилентриамина, модифицированный фталевым ангидридом, либо продукт конденсации алкил-фенола, полиэтиленполиамина и формальдегида, модифицированный борной кислотой и монокарбоновой кислотой (Патент РФ № 875842, С10М 1/20, 1992 г.).

Недостатками этих моторных масел является их высокая зольность (больше 2%).

Известно моторное масло на основе минерального базового масла, содержащее пакет присадок, включающий щелочной алкилсалицилат кальция, щелочной сульфонат кальция, диалкилдитиофосфат цинка, алкенилсукцинимид полиэтиленполиамина, высокомолекулярное основание Манниха, модифицированное борной и монокарбоновой кислотами, и полиметилсилоксан (Патент РФ № 2034908, C10M 159/16,1995 г.).

Указанное масло не обладает достаточно хорошими антиокислительными и моющими свойствами.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению является дизельное масло на основе минерального масла, содержащее 5-12 мас.% комплексной присадки, включающей, в мас.%:

Сульфонат кальция19-44
Цинковую соль эфиров дитиофосфорной кислоты13-25
Алкилсалицилат кальция, имеющий щелочное число 140-300 мг КОН/г 3,5-15
Осерненный алкил (С912) фенолят кальция До 100

(Патент РФ № 2173698, С10М 159/20, 2001 г.)

Однако вводимая в состав масла комплексная присадка не обеспечивает ему требуемый уровень моющих свойств и характеризуется недостаточной гидролитической стабильностью.

Задачей настоящего изобретения является разработка пакета присадок и дизельного масла, содержащего этот пакет, обладающего более высокой гидролитической стабильностью и моющими свойства.

Для решения поставленной задачи в пакет присадок к дизельным маслам, содержащий алкилсалицилат кальция и цинковую соль эфиров дитиофосфорной кислоты, дополнительно вводят беззольный сукцинимидный дисперсант, а в качестве алкилсалицилата кальция - малозольный алкилсалицилат кальция, имеющий щелочное число 50-70 мг КОН/г, и сверхщелочной алкилсалицилат кальция, имеющий щелочное число более 300 мг КОН/г, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Сверхщелочной алкилсалицилат кальция, имеющий щелочное число более 300 мг КОН/гДо 100
Малозольный алкилсалицилат кальция, имеющий щелочное число 50-70 мг КОН/г5-10
Цинковая соль эфиров дитиофосфорной кислоты13-25
Беззольный сукцинимидный дисперсант5-15

Предлагается также дизельное масло на нефтяной основе, содержащее вышеуказанный пакет присадок в количестве 3-12 мас.%.

Отличием заявляемого технического решения является дополнительное содержание в пакете присадок малозольного алкилсалицилата кальция, имеющего щелочное число 50-70 мг КОН/г, сверхщелочного алкилсалицилата кальция, имеющего щелочное число более 300 мг КОН/г, и беззольного сукцинимидного дисперсанта.

При совместном использовании вышеуказанных компонентов в составе предлагаемого пакета присадок удалось получить новый результат - улучшить гидролитическую стабильность и моющую способность масла, содержащего пакет, что в свою очередь увеличивает срок смены масла и межремонтный пробег двигателя. При выбранном соотношении компонентов в пакете присадок эффект усиления гидролитической стабильности масла, содержащего этот пакет, максимален.

Результаты моторных испытаний на моторной установке ИМ-1 подтвердили эффективность заявляемого технического решения.

Ниже приведена характеристика компонентов пакета присадок и базового масла.

Сверхщелочной алкилсалицилат кальция получают алкилированием фенола альфаолефинами (C14-C18 ), нейтрализацией алкилфенола гидроокисью натрия, карбоксилированием полученного алкилфенолята натрия, разложением полученного в результате карбоксилирования алкилсалицилата натрия соляной кислотой с целью получения алкилсалициловых кислот, нейтрализацией алкилсалициловых кислот и карбонатацией нейтрального алкилсалицилата кальция диоксидом углерода в присутствии промотора и избыточного количества гидроокиси кальция, полученный продукт имеет щелочное число 300 мг КОН/г. Получение малозольного алкилсалицилата кальция заключается в нейтрализации алкилсалициловых кислот суспензией извести-пушонки в масле, полученный продукт имеет щелочное число 50-70 мг КОН/г.

Цинковая соль эфиров дитиофосфорной кислоты представляет собой продукт последовательного взаимодействия алкилфенола или смеси спиртов с пятисернистым фосфором и оксидом цинка или продукт последовательного взаимодействия смеси изопропилового и н.бутилового спиртов с пятисернистым фосфором и окисью цинка, с содержанием цинка не менее 10,5 мас.% и фосфора - не менее 10 мас.%. В качестве сукцинимидной присадки применяется соединение полиизобутилен-биссукцинимида.

В качестве нефтяного масла используется масло селективной очистки с индексом вязкости не менее 85.

Предлагаемый пакет присадок к дизельным маслам готовили смешением присадок в определенной последовательности с последующим нагреванием при постоянном перемешивании по всему объему при до получения однородной массы.

В соответствии с описанной технологией были приготовлены 5 образцов пакета присадок с различным содержанием компонентов, а также пакет-прототип. Состав образцов пакетов присадок и результаты оценки гидролитической стабильности приведены в таблице 1.

Метод оценки гидролитической стабильности пакетов присадок заключается в отстаивании предварительно перемешанного с дистиллированной водой масла, содержащего 5 мас.% исследуемой присадки (в нашем случае пакета). После 30 суток испытаний из верхнего слоя отбирается проба масла, в которой определяется щелочное число и зольность, по изменениям этих показателей судят о гидролитической стабильности масла.

Благодаря синергизму совместного действия малозольных присадок алкилсалицилата и беззольного сукцинимидного дисперсанта в сочетании со сверхщелочным алкилсалицилатом, обеспечивается преимущество пакета присадок заявляемого состава (составы 1-3) по гидролитической стабильности в сравнении с прототипом.

Из таблицы 2 следует, что по моющим свойствам и гидролитической стабильности пакет присадок предлагаемого состава превосходит прототип. Показано, что снижение концентрации пакета присадок предлагаемого состава с 5 до 3 мас.% (по сравнению с прототипом) не вызывает ухудшения свойств масла, что свидетельствует о возможности удешевления состава дизельного масла при сохранении полученных свойств. Оптимальное содержание пакета присадок предлагаемого состава в масле - 3-12 мас.%.

При содержании в масле пакета присадок меньше нижнего предела (2 мас.%) и выше верхнего предела (13 мас.%) ухудшаются моющие свойства (повышается загрязненность, определяемая на приборе ТКБ) и гидролитическая стабильность (увеличивается изменение показателей после обводнения). См. таблицу 2.

Приготовлен образец дизельного масла, содержащий 5 мас.% пакета присадок заявленного состава (состав 2), и проведены его моторные испытания. В качестве базовой основы было использовано масло селективной очистки М-14. Результаты испытаний приведены в таблице 3.

Из приведенных данных следует, что предлагаемый пакет присадок обеспечивает дизельному маслу улучшенные эксплуатационные свойства. В частности, по моющим свойствам опытный образец масла, приготовленный с 5,0 мас.% пакета присадок заявленного состава превосходит требования, предъявляемые к маслам группы Д по ГОСТ 17479.

Таблица 1
Состав образцов предлагаемого пакета присадок к дизельным маслам
Наименование Примеры составовПрототип
12 345
Цинковая соль эфиров дитиофосфорной кислоты 1318 251818 25,0
Беззольный сукцинимидный дисперсант 1510 5-10 -
Малозольный алкилсалицилат кальция, имеющий щелочное число 60 мг КОН/г5 710 7--
Сверхщелочной алкилсалицилат кальция, имеющий щелочное число 318 мг КОН/гДо 100 До 100До 100 До 100До 100-
Осерненный алкил (С9 12) фенолят кальция- --- -30,4
Алкилсалицилат кальция, имеющий щелочное число 300 мг КОН/г --- --6,6
Сульфонат кальция --- --До 100
Гидролитическая стабильность пакета присадок:пакет присадок к дизельным маслам и дизельное масло его содержащее, патент № 2507244 пакет присадок к дизельным маслам и дизельное масло его содержащее, патент № 2507244 пакет присадок к дизельным маслам и дизельное масло его содержащее, патент № 2507244 пакет присадок к дизельным маслам и дизельное масло его содержащее, патент № 2507244 пакет присадок к дизельным маслам и дизельное масло его содержащее, патент № 2507244 пакет присадок к дизельным маслам и дизельное масло его содержащее, патент № 2507244
Изменение щелочности после обводнения, % 28,4 25,727,045,2 42,541,9
Изменение зольности после обводнения, % 25,523,6 26,444,539,4 46,7

Таблица 2
Результаты испытания образцов предлагаемого дизельного масла лабораторными методами
Массовая доля пакета присадок (образец № 2) в масле, мас.%Оценка загрязненности на приборе ТКБ, балл Гидролитическая стабильность
Изменение щелочности после обводнения, % Изменение зольности после обводнения, %
238151,1 65,6
3 17233,1 29,6
7 11825,723,6
12120 25,122,9
13190 34,839,7
5*более 60041,9 46,7
Примечание: пакет присадок к дизельным маслам и дизельное масло его содержащее, патент № 2507244 Массовая доля прототипа в масле

Таблица 3
Результаты испытаний масла с пакетом присадок, предлагаемого состава, на установке ИМ-1
Показатели оценкиНорма для масел группы «Д», не болееРезультаты испытаний
Подвижность поршневых колец, балл 0,00,0
Загрязненность всех поршневых канавок, балл 9,06,7
- в т.ч. первой5,0 4,4
Загрязненность юбки поршня, балл1,50,12
Загрязненность наружной поверхности поршня (канавки и юбка), балл7,0 0,59
Загрязненность внутренней поверхности поршня (днище и бобышки), балл 7,00,59
- в т.ч. днища4,5 0,1
Общая загрязненность внутренней и наружной поверхности поршня, балл17,5 7,4
Износ комплекта поршневых колец, мг1200 679
Износ комплекта вкладышей, мг15056
Видимая коррозия (визуальная оценка) Отс.Отс.

Класс C10M159/20 реакционные смеси, имеющие избыток нейтрализующего основания, например так называемые сверхщелочные или высокощелочные продукты

Класс C10M133/16 амиды; имиды

Класс C10M137/10 тиопроизводные

Наверх