система и способ определения пространственного положения и курса летательного аппарата

Классы МПК:G01C23/00 Комбинированные приборы, определяющие более чем одну навигационную величину, например для авиации; комбинированные устройства для измерения двух и более параметров движения, например расстояния, скорости, ускорения
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество Арзамасское научно-производственное предприятие "ТЕМП-АВИА" (ОАО АНПП "ТЕМП-АВИА") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-04-17
публикация патента:

Изобретения относятся к области приборостроения и могут применяться в системах навигации летательных аппаратов (ЛА). Задачей, на которую направлены данные изобретения, является повышение надежности и точности системы за счет восстановления рабочего состояния после кратковременного пропадания напряжения питания в полете ЛА. Существенным отличием системы является введение датчиков температуры в блок датчиков угловой скорости, блок датчиков линейного ускорения и трехкомпонентный магнитометр. Существенным отличием способа является использование тарировочных характеристик блока датчиков угловой скорости, блока датчиков линейного ускорения и магнитометра с учетом изменения температуры окружающей среды. Техническим результатом изобретений является повышение надежности навигационного комплекса и точности пилотирования. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 1 ил. система и способ определения пространственного положения и курса   летательного аппарата, патент № 2505786

система и способ определения пространственного положения и курса   летательного аппарата, патент № 2505786

Формула изобретения

1. Система определения пространственного положения и курса летательного аппарата, содержащая блок датчиков угловой скорости, блок датчиков линейного ускорения, трехкомпонентный магнитометр, подключенные через аналого-цифровой преобразователь к вычислителю с подключенным к нему логическим блоком, отличающаяся тем, что в нее дополнительно введены датчики температуры блока датчиков угловой скорости, блока датчиков линейного ускорения, трехкомпонентного магнитометра, подключенные через аналого-цифровой преобразователь к вычислителю, и соединенные последовательно узел коммутации, буферный каскад, модуль сопряжения, узел интерфейса, подключенные к вычислителю.

2. Способ определения пространственного положения и курса летательного аппарата, заключающийся в использовании информации с блока датчиков угловой скорости, датчиков линейного ускорения, трехкомпонентного магнитометра и признака нахождения летательного аппарата на земле или в полете, отличающийся тем, что в полете при кратковременном отключении напряжения питания после его восстановления при вычислении углов ориентации используют тарировочные характеристики блока датчиков угловой скорости, блока датчиков линейного ускорения, трехкомпонентного магнитометра с учетом изменения температуры окружающей среды, при этом восстанавливают истинные значения углов по информации с блока датчиков линейного ускорения и трехкомпонентного магнитометра.

3. Способ определения пространственного положения и курса летательного аппарата по п.2, отличающийся тем, что при кратковременном отключении напряжения питания после его восстановления в процессе маневрирования летательный аппарат выводят на горизонтальный, прямолинейный участок полета без ускорения и активизируют режим ускоренной коррекции, при котором согласуют углы, вычисленные по информации блока датчиков угловой скорости, с углами, вычисленными по информации с блока датчиков линейного ускорения и трехкомпонентного магнитометра.

Описание изобретения к патенту

Изобретения относятся к области приборостроения и могут применяться в системах навигации летательных аппаратов (ЛА).

Известен базовый измерительный блок [1], содержащий блок датчиков угловой скорости, блок датчиков ускорения, датчик магнитного поля Земли, блок преобразования, вычислитель. Данное устройство основано на способе вычисления приращений углов ориентации и скорости ЛА по трем осям.

Недостатком данного устройства, как и способа его реализации, является низкая надежность, т.к. в случае кратковременного пропадания напряжения питания в полете, что допускается для потребителей 2 категории [2], необходимо снова проводить начальную выставку системы, т.е. производить начальное угловое согласование, а также производить оценку дрейфов датчиков, что обычно делается на неподвижном ЛА и невозможно сделать достаточно точно без использования внешней информации в полете.

Известна также система определения пространственной ориентации и курса ЛА [3], содержащая блок датчиков угловой скорости, блок датчиков линейного ускорения, трехкомпонентный магнитометр, подключенные через аналого-цифровой преобразователь (АЦП) к вычислителю, логический блок с устройствами обработки аналоговых и цифровых сигналов, подключенные через логическое устройство к вычислителю, имеющему в составе запоминающее устройство. Данное устройство основано на способе, заключающемся в использовании информации с блока датчиков угловой скорости, датчиков линейного ускорения, трехкомпонентного магнитометра и признака нахождения ЛА на земле или в полете.

Недостатком данного устройства, как и способа его реализации, является низкая точность, т.к. не используется информация о температуре окружающей среды и отсутствует возможность включения режима ускоренной коррекции.

Задачей, на которую направлены данные изобретения, является повышение надежности и точности системы за счет восстановления рабочего состояния системы после кратковременного пропадания напряжения питания в полете ЛА.

Поставленная задача решается за счет того, что в систему для определения пространственного положения и курса ЛА, содержащую блок датчиков угловой скорости, блок датчиков линейного ускорения, трехкомпонентный магнитометр, подключенные через АЦП к вычислителю с подключенным к нему логическим блоком, согласно изобретению дополнительно введены датчики температуры блока датчиков угловой скорости, блока датчиков линейного ускорения, трехкомпонентного магнитометра, подключенные через АЦП к вычислителю, и соединенные последовательно узел коммутации, буферный каскад, модуль сопряжения, узел интерфейса, подключенные к вычислителю.

В способе определения пространственного положения и курса ЛА, заключающемся в использовании информации с блока датчиков угловой скорости, блока датчиков линейного ускорения, трехкомпонентного магнитометра и признака нахождения ЛА на земле или в полете, согласно изобретению в полете при кратковременном отключении напряжения питания после его восстановления при вычислении углов ориентации используют тарировочные характеристики блока датчиков угловой скорости, блока датчиков линейного ускорения, трехкомпонентного магнитометра с учетом изменения температуры окружающей среды, при этом восстанавливают истинные значения углов по информации с блока датчиков линейного ускорения и трехкомпонентного магнитометра, кроме того, в процессе маневрирования ЛА выводят на горизонтальный, прямолинейный участок полета без ускорения и активизируют режим ускоренной коррекции, при котором согласуют углы, вычисленные по информации блока датчиков угловой скорости, с углами, вычисленными по информации с блока датчиков линейного ускорения и трехкомпонентного магнитометра.

Существенными отличиями предложенного устройства является введение датчиков температуры в блок датчиков угловой скорости, блок датчиков линейного ускорения, трехкомпонентный магнитометр, подключенные через АЦП к вычислителю, и соединенные последовательно узел коммутации, буферный каскад, модуль сопряжения, узел интерфейса, подключенные к вычислителю, для осуществления ускоренной коррекции.

К существенным признакам предложенного способа при кратковременном отключении напряжения питания относится использование тарировочных характеристик блока датчиков угловой скорости, блока датчиков линейного ускорения, трехкомпонентного магнитометра с учетом изменения температуры окружающей среды для восстановления истинного значения углов по информации с блока датчиков линейного ускорения и трехкомпонентного магнитометра, а также активизация режима ускоренной коррекции на горизонтальном, прямолинейном участке полета без ускорения.

На чертеже представлена структурная схема устройства. Устройство содержит блок 1 датчиков угловой скорости, блок 2 датчиков линейного ускорения, трехкомпонентный магнитометр 3, АЦП 4, вычислитель 5, логический блок 6, датчики 7, 8, 9 температуры, узел 10 коммутации, буферный каскад 11, модуль 12 сопряжения, узел 13 интерфейса.

Блок 1 датчиков угловой скорости, блок 2 датчиков линейного ускорения, трехкомпонентный магнитометр 3 подключены через АЦП 4 к вычислителю 5, к которому подключен логический блок 6, датчики 7, 8, 9 температуры подключены через АЦП 4 к вычислителю 5, к которому подключены последовательно соединенные узел 10 коммутации, буферный каскад 11, модуль 12 сопряжения, узел 13 интерфейса.

Система для определения пространственной ориентации и курса ЛА работает следующим образом.

После подачи питания на систему сигналы с блока 1 датчиков угловой скорости, пропорциональные скорости вращения ЛА с блока 2 датчиков линейного ускорения, пропорциональные линейным ускорениям по каждой из 3-х осей с трехкомпонентного магнитометра 3, пропорциональные напряженности магнитного поля Земли, с помощью АЦП 4 преобразуются в цифровой код и поступают на вычислитель 5, логическое устройство 6 выдает признак нахождения ЛА на земле или в полете. При сдаче системы в эксплуатацию выполняют калибровку блока 1 датчиков угловой скорости, блока 2 датчиков линейного ускорения, трехкомпонентного магнитометра 3, в процессе которой измеряют смещение нуля и изменение масштабных коэффициентов с учетом изменения температуры с датчиков 7, 8, 9 и записывают эти значения как тарировочные характеристики в память вычислителя 5.

В случае кратковременного отключения напряжения питания и при наличии в логическом блоке 6 признака нахождения ЛА в полете вычисляют углы ориентации по информации блока 1 датчиков угловой скорости с учетом их тарировочных характеристик. Затем эти углы ориентации приводят к углам, вычисленным по информации блока 2 датчиков линейного ускорения и трехкомпонентного магнитометра 3 с учетом их тарировочных характеристик.

Если кратковременное отключение напряжения питания произошло в полете во время маневрирования, то ЛА выводят на горизонтальный прямолинейный участок полета без ускорения и активизируют режим ускорений коррекции, при котором согласуют углы, вычисленные по информации с блока 1 датчиков угловой скорости, с углами, вычисленными по информации с блока 2 датчиков линейного ускорения и трехкомпонентного магнитометра 3.

Режим ускорений коррекции активизируется пилотом ЛА нажатием кнопки узла 10 коммутации, сигнал с которого через буферный каскад 11, модуль сопряжения 12 и узел 13 интерфейса передается в вычислитель 5, который производит необходимые вычисления.

Таким образом, предложенная система и способ определения пространственного положения и курса ЛА повышает надежность навигационного комплекса и точность пилотирования, т.к. избавляет от режима начальной выставки при кратковременном отключении напряжения питания.

Данные изобретения используются в интегрированной системе резервных приборов.

Источники информации

1. Патент США № 6522992, МПК G06F 7/00, НПК 702/141, опубликован 18.02.2003 г.

2. ГОСТ 19705-89 «Системы электроснабжения самолетов и вертолетов. Общие требования и нормы качества электроэнергии.»

3. Патент РФ 2427799, МПК G01C 21/00, 2006 г. (ближайший аналог).

Класс G01C23/00 Комбинированные приборы, определяющие более чем одну навигационную величину, например для авиации; комбинированные устройства для измерения двух и более параметров движения, например расстояния, скорости, ускорения

способ подготовки инерциальной навигационной системы к полету -  патент 2529757 (27.09.2014)
система управления общесамолетным оборудованием -  патент 2528127 (10.09.2014)
комплексная корреляционно-экстремальная навигационная система -  патент 2525601 (20.08.2014)
способ и бортовая система обеспечения минимумов дистанций продольного эшелонирования по условиям турбулентности вихревого следа -  патент 2525167 (10.08.2014)
многофункциональный тяжелый транспортный вертолет круглосуточного действия, комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, используемый на данном вертолете -  патент 2524276 (27.07.2014)
информационно-управляющая система робототехнического комплекса боевого применения -  патент 2523874 (27.07.2014)
комплекс бортового оборудования вертолета -  патент 2520174 (20.06.2014)
малогабаритная бесплатформенная инерциальная навигационная система средней точности, корректируемая от системы воздушных сигналов -  патент 2502049 (20.12.2013)
способ функционирования топопривязчика в режиме контрольно-корректирующей станции -  патент 2498223 (10.11.2013)
система информационного обмена топопривязчика -  патент 2498222 (10.11.2013)
Наверх