учебно-тренировочный комплект для обучения операторов переносных зенитных ракетных комплексов

Классы МПК:F41G3/26 приборы для обучения или тренировки в прицеливании или наводке орудий 
Автор(ы):, , , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Завод им. В.А. Дегтярева" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-05-04
публикация патента:

Изобретение относится к техническим средствам обучения и тренировки стрелков-зенитчиков переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК). Учебно-тренировочный комплект содержит изделие тренировочно-практическое, представляющее собой пусковую трубу, в которой установлен имитатор ракеты; механизм тренировочно-практический, механизм учебный, прибор контроля, источник питания, двигатель стартовый, имитатор двигателя стартового, блок контроля, зарядное устройство и комплект кабелей. Имитатор ракеты имеет ступенчатое осевое отверстие на заднем торце. На передних торцах двигателя стартового и имитатора стартового двигателя осесимметрично закреплены разрезные четырехсекторные держатели гарпунного типа, выполненные из полиамида, с пружинной вставкой из углеродистой закаленной стали. Источник питания включает в себя никель-металлогидридные аккумуляторные батареи, а на зарядном устройстве установлен разъем для подключения кабеля источника питания. Техническим результатом изобретения является повышение эффективности и безопасности учебного процесса. 2 ил. учебно-тренировочный комплект для обучения операторов переносных   зенитных ракетных комплексов, патент № 2503912

учебно-тренировочный комплект для обучения операторов переносных   зенитных ракетных комплексов, патент № 2503912 учебно-тренировочный комплект для обучения операторов переносных   зенитных ракетных комплексов, патент № 2503912

Формула изобретения

Учебно-тренировочный комплект, содержащий изделие тренировочно-практическое, представляющее собой пусковую трубу, в которой установлен имитатор ракеты; механизм тренировочно-практический, механизм учебный, прибор контроля, источник питания, двигатель стартовый, зарядное устройство и комплект кабелей, отличающийся тем, что имитатор ракеты имеет ступенчатое осевое отверстие на заднем торце, на передних торцах двигателя стартового и имитатора стартового двигателя осесимметрично закреплены разрезные четырехсекторные держатели гарпунного типа, выполненные из полиамида, с пружинной вставкой из углеродистой закаленной стали; источник питания включает в себя никель-металлогидридные аккумуляторные батареи, а на зарядном устройстве установлен разъем для подключения кабеля источника питания.

Описание изобретения к патенту

Предложение относится к техническим средствам обучения и тренировки стрелков-зенитчиков переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК).

Известен учебно-тренировочный комплект 9Ф663 (Техническое описание и инструкция по эксплуатации 9Ф663 ТО, издание г.Ковров, ОАО «ЗиД», 1991 г.), принятый за прототип. В один из вариантов поставки комплекта входят: изделие тренировочно-практическое, представляющее собой пусковую трубу, в которой установлен имитатор ракеты, механизм тренировочно-практический, механизм учебный, прибор контроля, источник питания, двигатель стартовый, зарядное устройство и комплект кабелей.

Кроме того, в состав могут входить изделие учебно-тренировочное в трубе и имитатор объекта.

Механизм тренировочно-практический обеспечивает подачу напряжения на электровоспламенитель стартового двигателя, блокировку схода при условии возвышения изделия тренировочно-практического менее 18° и более 73° и воспроизведение звуковой информации.

Механизм учебный обеспечивает работу комплекта в режиме «тренировочно-практический», а также подготовку учебного и штатного изделий к работе, осуществление работы, выдачу информации о работе оператора на прибор контроля, выдачу звуковой и световой информации.

Этот тренажерный комплект позволяет проводить обучение операторов правилам работы с ПЗРК, обеспечивает их психофизическую подготовку.

Прототип имеет следующие недостатки.

Конструкция стыковки стартового двигателя с имитатором ракеты неудобна для эксплуатации.

Подготовка к работе изделия проходит следующим образом:

- на хвостовике имитатора ракеты разжимается стопорное кольцо, вынимается стопорный штифт;

- двигатель стыкуется с имитатором ракеты, шток двигателя проходит в осевое отверстие заднего торца имитатора;

- двигатель затем штифтуются через отверстие, выполненное перпендикулярно продольной оси на хвостовике имитатора, штифт фиксируется стопорным кольцом;

- сборка имитатора с двигателем вставляется в трубу и фиксируется путем выдвижения из трубы стопора;

- контактная связь двигателя стыкуется с контактами трубы.

Следует отметить, что работы со стартовым двигателем, снаряженным взрывчатым веществом, относятся к взрывоопасным.

Так как труба и имитатор ракеты используется многократно (до 30 пусков) то после очередного пуска перед следующим снаряжением изделия необходимо проводить операцию отстыковки отработанного двигателя в порядке обратном сборке с предварительной очисткой мест стыковки от набившейся при падении имитатора грязи.

Также при падении имитатора в сцепке с двигателем может происходить деформация штифта, и разбивание отверстия под установку штифта, что приводит к выходу из строя имитатора ракеты.

Источник питания, составленный из двух щелочных никель-кадмиевых аккумуляторных батарей 11ФГ-400, имеет емкость 1,5Ач, что обеспечивает проведение только одного типового учебного занятия. После чего требуется проведение цикла «разряд - заряд», что неудобно в условиях многодневных полевых учений.

Зарядное устройство позволяет проводить цикл «разряд - заряд» только одной аккумуляторной батареи, в то время как в состав источника питания входят две батареи, что приводит к значительным временным затратам. Кроме того для проведения заряда батарей необходимо извлекать их из источника питания, что при имеющейся конструкции является трудоемким процессом.

Задачей изобретения является разработка конструкции учебно-тренировочного комплекта, имеющего продолжительную энергетическую автономность и высокие эксплуатационные параметры.

Техническим результатом изобретения является повышение эффективности и безопасности учебного процесса.

Указанный технический результат достигается тем, что в учебно-тренировочном комплекте, содержащем изделие тренировочно-практическое, представляющее собой пусковую трубу, в которой установлен имитатор ракеты; механизм тренировочно-практический, механизм учебный, прибор контроля, источник питания, двигатель стартовый, зарядное устройство и комплект кабелей новым является то, что имитатор ракеты имеет ступенчатое осевое отверстие на заднем торце, на передних торцах двигателя стартового и имитатора стартового двигателя осесимметрично закреплены разрезные четырехсекторные держатели гарпунного типа, выполненные из полиамида, с пружинной вставкой из углеродистой закаленной стали; источник питания включает в себя никель-металлогидридные аккумуляторные батареи, а на зарядном устройстве установлен разъем для подключения кабеля источника питания.

В состав комплекта также могут входить изделие учебно-тренировочное в трубе и имитатор объекта.

Совокупность конструктивных элементов, их взаимное расположение, форма выполнения элементов и связь между ними позволяют обеспечить оптимальные эксплуатационные качества изделия, продолжительную энергетическую автономность, повысить безопасность и эффективность учебного процесса.

Выполнение ступенчатого осевого отверстия на заднем торце имитатора ракеты, осесимметричное закрепление на передних торцах двигателя стартового и имитатора стартового двигателя разрезных четырехсекторных держателей гарпунного типа, выполненных из полиамида, с пружинной вставкой из углеродистой закаленной стали позволяет быстро и без затруднений производить снаряжение тренировочно-практического изделия в полевых условиях и предупреждает поломку имитатора ракеты при падениях после пусков, так как в момент удара происходит расстыковка двигателя и имитатора ракеты. Кроме того повышается безопасность работ при подготовке изделия к использованию.

Использование в источнике питания никель-металлогидридных аккумуляторные батарей позволяет увеличить его энергоемкость до 8,5Ач, что повышает автономность комплекта более чем в пять раз по сравнению с прототипом.

Установка в зарядном устройстве разъема для подключения источника питания (с соответственным конструктивным изменением электрических схем источника и зарядного устройства) позволяет проводить цикл «разряд-заряд» одновременно двух аккумуляторных батарей без предварительной разборки источника питания, что приводит к значительной экономии времени и трудоемкости на обслуживание и подготовку аккумуляторных батарей.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где изображены:

- на фиг.1 - имитатор ракеты в сборе со стартовым двигателем;

- на фиг.2 - зарядное устройство.

Имитатор ракеты 1 имеет ступенчатое осевое отверстие на заднем торце, на переднем торце двигателя стартового 2 осесимметрично закреплен разрезной четырехсекторный держатель гарпунного типа 3, выполненный из полиамида, с пружинной вставкой 4 из углеродистой закаленной стали.

На зарядном устройстве 5 установлен разъем 6 для подключения кабеля источника питания.

Устройство работает следующим образом.

Перед началом учебных занятий источник питания заряжается с помощью зарядного устройства 5 через разъем 6.

Учебный комплект доставляется на позицию, составные части извлекаются из упаковок и соединяются с помощью комплекта кабелей в соответствии с инструкцией по эксплуатации. Органы управления и переключатели устанавливаются в соответствующие положения. К прибору контроля подключается механизм учебный.

В режиме учебы «тренировочно-практический» проводится снаряжение стартовым двигателем изделия тренировочно-практического. В пусковой трубе с помощью стопора зафиксирован имитатор ракеты. Проводится механическое крепление стартового двигателя посредством вхождения его разрезного четырехсекторного держателя гарпунного типа 3, выполненного из полиамида, с пружинной вставкой 4 из углеродистой закаленной стали в осевое ступенчатое отверстие на заднем торце имитатора ракеты 1. Затем контактная связь двигателя стыкуется с контактами трубы (на чертежах не показано). К трубе подстыковывается механизм тренировочно-практический. Изделие готово к работе.

По команде инструктора обучаемый стрелок-зенитчик проводит следующие действия:

- кладет изделие на плечо;

- проводит прицеливание на указанную цель, например на имитатор объекта, с помощью механического прицела;

- переводит рычаг накола пусковой трубы в положение «накол»;

- переводит пусковой крючок на пусковом механизме в среднее положение, а затем до упора.

После этого происходит «сход» - электрический сигнал поступает на контактную связь и далее на электровоспламенитель стартового двигателя 2. В результате чего происходит срабатывание порохового заряда стартового двигателя и выброс имитатора ракеты из трубы.

Инструктор с помощью прибора контроля оценивает действия обучаемого и выставляет оценку.

Класс F41G3/26 приборы для обучения или тренировки в прицеливании или наводке орудий 

стрелковый тренажер -  патент 2527371 (27.08.2014)
комплексный тренажер для подготовки специалистов подразделений реактивных систем залпового огня -  патент 2525804 (20.08.2014)
механизм пусковой учебный -  патент 2523974 (27.07.2014)
лазерный имитатор стрельбы -  патент 2522057 (10.07.2014)
способ обучения стрельбе при переменном ветре -  патент 2514966 (10.05.2014)
стрелковый тренажер -  патент 2495355 (10.10.2013)
имитатор боевого средства -  патент 2486427 (27.06.2013)
способ обучения операторов танкового вооружения -  патент 2483271 (27.05.2013)
способ обучения операторов высокоточного оружия -  патент 2478897 (10.04.2013)
способ обучения операторов танкового вооружения -  патент 2472095 (10.01.2013)
Наверх