способ оценки проходимости местности вне дорог

Классы МПК:G01C21/00 Навигация; навигационные приборы, не отнесенные к группам  1/00
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии и минералогии им. В.С. Соболева Сибирского отделения Российской академии наук (Институт геологии и минералогии СО РАН, ИГМ СО РАН) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-07-13
публикация патента:

Изобретение относится к области картографии и может быть использовано в качестве информационной базы при управлении движением различных транспортных средств и пеших групп, использовании автоматизированной системы управления войсками, планировании и проведении полевых исследований и туристических маршрутов. Сущность: способ оценки проходимости местности вне дорог включает анализ по геоморфологической карте местности контролирующих факторов, в качестве которых выбирают участки генетически однородных поверхностей, группируют выделенные участки в классы, близкие по морфометрическим характеристикам и характеру грунтов, калибруют выделенные классы по скорости перемещения движущихся объектов (транспортных средств разного типа - гусеничные машины, колесные машины, а также пешие группы), объединяют области с равными скоростями движения для каждого типа движущихся объектов и формируют итоговые карты проходимости для каждого вида движущихся объектов. Технический результат: обеспечение повышения безопасности маршрута путем исключения непроходимых и труднопроходимых участков, снижение времени на разработку маршрута с учетом требований, предъявляемых типом движущихся объектов, а также оптимизацию маршрута по заданным параметрам и критериям. 1 з.п. ф-лы, 1 табл., 4 ил. способ оценки проходимости местности вне дорог, патент № 2502047

способ оценки проходимости местности вне дорог, патент № 2502047 способ оценки проходимости местности вне дорог, патент № 2502047 способ оценки проходимости местности вне дорог, патент № 2502047 способ оценки проходимости местности вне дорог, патент № 2502047

Формула изобретения

1. Способ оценки проходимости местности вне дорог, включающий анализ контролирующих факторов по карте местности, отличающийся тем, что в качестве контролирующих факторов выбирают участки генетически однородных поверхностей по геоморфологической карте, группируют выделенные участки в классы, близкие по морфометрическим характеристикам и характеру грунтов, калибруют выделенные классы по скорости перемещения движущихся объектов, объединяют области с равными скоростями движения для каждого типа движущихся объектов и формируют итоговые карты проходимости для каждого вида движущихся объектов.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве движущихся объектов выбирают транспортные средства разного типа - гусеничные машины, колесные машины, а также пешие группы.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области картографии и может быть использовано в качестве информационной базы при управлении движением различных транспортных средств и пеших групп, использовании автоматизированной системы управления войсками, планировании и проведении полевых исследований и туристических маршрутов.

Известные методы оценки проходимости местности основаны на анализе контролирующих факторов, взятых из различных карт.

Например, при оценке проходимости местности по целине используют данные, получаемые с топографических карт. При этом контролирующими факторами, которые учитывают при определении характера проходимости и скорости движения, являются гидрография, растительность и угол наклона поверхности [Бубнов И.А. и др. Военная топография. / М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1963, стр.239; Говорухин A.M. и др. Справочник по военной топографии. / М.: Воениздат, 1980, стр.111, 3, лист 12-2,4].

Известно использование карт проходимости местности вне дорог для оперативной оценки проходимости и выбора оптимального маршрута движения. При этом контролирующими факторами являются различные типы грунтов и проходимость по временам года [ФГУГП «Гидрогеологическая экспедиция 16 района. Карта проходимости. - http://www.gge16.rii/usl.html].

Недостатком данного метода является низкая точность оценки характера проходимости и скорости перемещения, связанные с отсутствием учета влияния на эти параметры микрорельефа местности и интенсивности рельефообразующих процессов, проявляющаяся в условиях пересеченной и сильно пересеченной местности.

Задачей изобретения является повышение достоверности определения проходимости местности.

Технический результат - обеспечение повышения безопасности маршрута путем исключения непроходимых и труднопроходимых участков, снижение времени на разработку маршрута с учетом требований, предъявляемых типом движущихся объектов, а также оптимизацию маршрута по заданным параметрам и критериям.

Анализ проходимости местности вне дорог осуществляют на основе геоморфологической карты. Анализируемую местность разделяют на участки, соответствующие граням рельефа - генетически однородным поверхностям, группируют выделенные участки в классы, близкие по морфометрическим характеристикам и характеру грунтов, калибруют выделенные классы по скорости перемещения движущихся объектов (транспортные средства разного типа - гусеничные машины, колесные машины, пешие группы), объединяют области с равными скоростями движения для каждого типа движущихся объектов и формируют итоговые карты проходимости для каждого вида движущихся объектов.

Способ оценки проходимости местности вне дорог реализован для территории западной части Курайского хребта (Горный Алтай).

На фиг.1 приведен фрагмент геоморфологической карты генетически однородных поверхностей западной части Курайского хребта и Курайской впадины (Горный Алтай).

На фиг.2 приведен фрагмент карты скоростей движения пешей группы для западной части Курайского хребта. Скорости движения указаны в километрах в час с индивидуальным грузом 40-45 кг, в скобках - с грузом 5-10 кг: 1 - непроходимо; 2 - местами проходимо 0-0,5 (0,5-1,5); 3-6 - проходимо: 3 - 0,5-1 (1,5-2,5); 4 - 1-1,5 (2,5-4); 5 - 2-2,5 (4-5); 6 - 2,5-3 (5-6).

На фиг.3 приведен фрагмент карты скоростей движения гусеничных тягачей и самоходных установок для западной части Курайского хребта. Скорости движения указаны в километрах в час: 1 - непроходимо, 2 - труднопроходимо (3-7), проходимо (7-10), легко проходимо (10-30).

На фиг.4 приведен фрагмент карты проходимости и скоростей движения колесного транспорта повышенной проходимости для западной части Курайского хребта. Скорости движения указаны в километрах в час: 1 - непроходимо, 2 - труднопроходимо (5-10), проходимо (10-15), легко проходимо (15-40).

Способ оценки проходимости местности вне дорог включает следующие операции:

Используют имеющуюся геоморфологическую карту или осуществляют построение карты граней рельефа и ее последующее преобразование в геоморфологическую карту генетически однородных поверхностей по известному алгоритму [Методические указания по составлению геоморфологических карт при средне- и крупномасштабной геологической съемке. / Сост.Г.С.Ганешин, Ред. В.В. Соловьев / Л.: ВСЕГЕИ, 1980. - 60 с. + легенда и 5 листов геоморфологических карт]. Анализируемую местность разделяют на участки, соответствующие граням рельефа - выделяют генетически однородные поверхности, и группируют выделенные участки в классы, близкие по морфометрическим характеристикам и характеру грунтов. В таблице 1 приведена информация о типах выделенных генетически однородных поверхностей части Курайского хребта и прилегающих территорий Курайской впадины (Горный Алтай). Таблица включает описание участков с разными типами уклона, микрорельефа, грунтов и динамики поверхностных отложений. На фиг.1 цифрами на карте обозначены типы генетически однородных поверхностей (столбец Id), перечисленные в таблице 1.

Осуществляют полевую калибровку каждого из типов генетически однородных поверхностей по скорости прохождения разных типов транспортных средств.

Объединяют контуры с одинаковой проходимостью и осуществляют построение итоговой карты проходимости (фиг.2-4).

Таким образом, способ оценки проходимости местности вне дорог, основанный на анализе контролирующих факторов по геоморфологической карте местности, обеспечивает повышение безопасности путем исключения непроходимых и труднопроходимых участков, снижение времени на разработку маршрута с учетом требований, предъявляемых типом движущихся объектов, а также оптимизацию маршрута по заданным параметрам и критериям.

Таблица 1.
IdИндексОписание Уклон в градусахМикрорельеф Грунты (подвижность)Почвы
АККУМУЛЯТИВНЫЕ ПОВЕРХНОСТИ
Поверхности, сложенные фирном и льдом
1 glt1Языки ледников 6-9трещиныЛед (слабо подвижен)нет
2glt2Ледники на склонах30-40обрывы лед и фирн (слабоподвижны) нет
3glt Ледники нерасчлененные 6-40трещины, обрывы лед и фирннет
4sp+gltЛедники на плоских вершинах5-10 нетфирннет
5slt+gl t Ледники на тектоногенных уступах20-30 обрывылед и фирн нет
Поверхности, сложенные четвертичными породами
Ледниковыми
11 gl1Морены Малой ледниковой эпохи 0-30валы, бугры, западины валуны, глыбы (просадки, провалы) нет

12gl2 Стадиальные и донные морены последнего оледенения 0-15сглаженные валы валуны, суглинки (заболачивание) есть
13gl 3Конечные морены последнего оледенения 0-25сглаженные валы и впадинывалуны, суглинки есть
14gl 2+slg1Морены последнего оледенения на склоне долины15-25 отдельные рытвинывалуны, суглинки есть
16gl 2+sltМорены на тектоногенном уступе 15-25отдельные выступы и рытвинывалуныесть
17gl3 lmСубаквальные морены 2-4нетвалуны есть
18 gl?Морены, сглаженные неясного возраста (более древних оледенений ?)5-7 нетестьесть
Водно-ледниковыми
21flg1 Шлейфы вокруг конечных морен последнего оледенения 3-5мелкие рытвины валуны и галькаесть
22flg2 Фрагменты шлейфов более древних оледенений 5-7местами серии озерных террасвалуны и галька есть
Озерными
31lmg Озерно-ледниковые равнины1-3 нетгалькаесть, часто заболочены
32 lmОзерные равнины 0-3нетГалька (заболачивание) есть, часто заболочены
Гравитационными и водно-гравитационными
41kl1Осыпные конусы и шлейфы25-30 нетглыбы и щебень (очень подвижны) нет
42 kl2Обвальные тела 7-30бугры и западины глыбы и щебеньесть
43dlДелювиальные шлефы6-8нет щебень, суглинокесть
45dl+sfДелювиальные и солифлюкционные шлейфы нерасчлененные 4-8валы и бугрыглыбы, щебень, суглинок (местами слабо подвижны) есть, часто заболочены
46 glsКаменные глетчеры 4-15валы и бугрыглыбы, щебень (слабо подвижны)нет
Водными
51plПролювиальные шлейфы и конусы2-5 рытвинывалуны, галька есть
53al 1Аллювиальные пойма и первая терраса 0,5-1,5мелкие рытвины валуны, галька (заболачивание) нет
54al 1Аллювиальные пойма, первая и вторая терраса0,5-2мелкие рытвинывалуны, галька есть
55al 2Аллювиальные третья-седьмая террасы нерасчлененные0,5-3 нетвалуны, галька есть
56al 2+3Аллювиальные вторая-седьмая террасы нерасчлененные0,5-4 нетвалуны, галька есть
57kfl Катафлювиальные валы и террасы 2-8нетдресвяники есть
58 rplКатафлювиальная рябь течения 2-5ветвящиеся валы валуны, галька, дресвяникиесть
ДЕНУДАЦИОННЫЕ ПОВЕРХНОСТИ
Комплексной денудации
61sp1 Вершинная поверхность выравнивания 0-7скальные выступы скальники, глыбы, щебень (морозное пучение) нет
62 sp2Фрагменты поверхности 5-10скальные скальники,местами

способ оценки проходимости местности вне дорог, патент № 2502047 способ оценки проходимости местности вне дорог, патент № 2502047 выравнивания на склонах способ оценки проходимости местности вне дорог, патент № 2502047 выступыглыбы, щебеньесть
63sptНаклонные фрагменты поверхности выравнивания3-5 скальные выступыскальники, глыбы, щебень местами есть
64 sp2+rbФрагменты поверхности выравнивания, обработанные ледником 5-18сглаженные выступы и ложбины скальники, глыбы, щебеньместами есть
65sp2 +gl2Фрагменты поверхности выравнивания с прерывистым моренным чехлом7-12 сглаженные выступы и ложбиныскальники, валуны, глыбы, щебеньесть
Ледниковые
71rbЭкзарационные слабонаклонные поверхности4-7 сглаженные выступы, уступы и ложбиныскальники местами есть
72 slg2Крутые обвально-осыпные склоны38-45 поперечные гребни и лавинные лотки (кулуары) скальникинет
73slg2 Умеренно крутые делювиальные и осыпные склоны 25-30редкие рытвины щебень, суглинкиесть
74sir1 Крутые экзарационные склоны (20-40°) 25-35уступыскальники нет
75 slr2Пологие экзарационные склоны 7-12сглаженные выступы, уступы и ложбиныскальники местами есть
76 slr2+sldПологие экзарационные склоны с делювиальным чехлом10-15 нетщебень, суглинки есть
Делювиально-коллювиальные
81sld Делювиальные склоны5-15 нетщебень, суглинки есть
82slk Стенки отрывов обвалов и оползней 40-50поперечные гребни и лавинные лотки (кулуары)скальники нет
Эрозионные
91sle1 Склоны эрозионных долин коллювиальные 25-35нет скальники, валунникинет
92sle2 Склоны эрозионных долин выположенные15-25 нетщебень, суглинки есть
Тектоногенные
101 sltСклоны денудационные на месте тектоногенных уступов20-30нет скальники, щебень, суглинки нет
103slt+sld Склоны на месте тектоногенных уступов выположенные 5-15редкие рытвины щебень, суглинкиесть
104slt+slr 2Склоны тектоногенные обработанные ледником7-12нет скальникинет
106slt+slg1 Склоны тектоногенные - крутые борта ледниковых долин38-45поперечные гребни и лавинные лотки (кулуары)скальники нет
107 sit+slg2Склоны тектоногенные - борта ледниковых долин средней крутизны25-30 редкие рытвиныскальники, щебень, суглинки есть
Каталювиальные
111 sbl+slg2Скэблэнд на ледниковых склонах25-40бугры, уступы, ложбины вдоль склонаскальники местами есть
112 sbl+sldСкэблэнд на пологих делювиальных склонах6-15 бугры, уступы, ложбины вдоль склонаскальники местами есть
113 sbl+rbСкэблэнд на экзарационных слабонаклонных поверхностях5-8 бугры, уступы, ложбиныскальники местами есть
114 sbl+spСкэблэнд на фрагментах поверхности выравнивания8-15бугры, уступы, ложбиныскальники местами есть

115sbl1 Скэблэнд на пологих поверхностях невыявленного генезиса10-20бугры, уступы, ложбиныскальники местами есть
116 sbl2Уступы катафлювиальные 20-50бугры, уступы, ложбины скальникиместами есть

Класс G01C21/00 Навигация; навигационные приборы, не отнесенные к группам  1/00

способ определения планово-высотного положения подземного магистрального трубопровода -  патент 2527902 (10.09.2014)
способ определения угла крена вращающегося по крену летательного аппарата -  патент 2527369 (27.08.2014)
способ коррекции дрейфа микромеханического гироскопа, используемого в системе дополненной реальности на движущемся объекте -  патент 2527132 (27.08.2014)
навигационная система -  патент 2526740 (27.08.2014)
навигационное устройство, способ управления работой и мобильное оконечное устройство -  патент 2526470 (20.08.2014)
углоизмерительный прибор -  патент 2525652 (20.08.2014)
активный ультрафиолетовый солнечный датчик для системы ориентации малоразмерного космического аппарата -  патент 2525634 (20.08.2014)
способ персональной автономной навигации -  патент 2523753 (20.07.2014)
способы, устройства и картографические базы данных для прокладки "зеленого" маршрута -  патент 2523192 (20.07.2014)
эффективный способ привязки местоположения -  патент 2523171 (20.07.2014)
Наверх