способ финишной обработки внутренних поверхностей заготовок гильз двигателей внутреннего сгорания

Классы МПК:B24B39/02 для обработки внутренних поверхностей вращения 
B23P9/00 Механическая обработка или отделка поверхностей с калибровкой или без нее, главным образом, в целях повышения сопротивления износу или ударам, например выглаживание или придание шероховатости поверхностям турбинных лопаток или подшипников
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Государственное учреждение высшего профессионального образования "Белорусско-Российский университет" (BY)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-02-14
публикация патента:

Изобретение относится к технологии машиностроительного производства, а именно к финишной обработке внутренних поверхностей заготовок гильз двигателей внутреннего сгорания. Производят черновое и получистовое хонингование внутренней поверхности гильзы с достижением шероховатости поверхности Ra=1,15способ финишной обработки внутренних поверхностей заготовок гильз   двигателей внутреннего сгорания, патент № 2501644 2,35 мкм. Осуществляют пневмовибродинамическую обработку внутренней поверхности гильзы стальными шарами с получением на ее поверхности шероховатости Raспособ финишной обработки внутренних поверхностей заготовок гильз   двигателей внутреннего сгорания, патент № 2501644 0,5 мкм, средней глубины впадин Rvkспособ финишной обработки внутренних поверхностей заготовок гильз   двигателей внутреннего сгорания, патент № 2501644 1 мкм и относительной опорной длины профиля поверхности tp50=85%. В результате повышается износостойкость гильз двигателей внутреннего сгорания. 1 з.п. ф-лы, 1 пр.

Формула изобретения

1. Способ финишной обработки внутренних поверхностей заготовок гильз двигателей внутреннего сгорания, включающий пневмовибродинамическую обработку внутренней поверхности гильзы, отличающийся тем, что перед пневмовибродинамической обработкой производят черновое и получистовое хонингование внутренней поверхности гильзы с достижением шероховатости поверхности Ra=1,15способ финишной обработки внутренних поверхностей заготовок гильз   двигателей внутреннего сгорания, патент № 2501644 2,35 мкм, а пневмовибродинамическую обработку осуществляют стальными шарами с получением на поверхности гильзы шероховатости Raспособ финишной обработки внутренних поверхностей заготовок гильз   двигателей внутреннего сгорания, патент № 2501644 0,5 мкм, средней глубины впадин Rvkспособ финишной обработки внутренних поверхностей заготовок гильз   двигателей внутреннего сгорания, патент № 2501644 1 мкм и относительной опорной длины профиля поверхности tp50=85%.

2. Способ финишной обработки по п.1, отличающийся тем, что пневмовибродинамическую обработку осуществляют путем подачи пневматического шарикового накатника центробежного действия Sмин, к которому посредством пневмосистемы подведен воздух, при этом подача пневматического шарикового накатника Sмин<500 мм/мин, а давление воздуха в пневмосистеме Рспособ финишной обработки внутренних поверхностей заготовок гильз   двигателей внутреннего сгорания, патент № 2501644 0,5 МПа.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к технологии машиностроительного производства, а именно к финишной обработке внутренних поверхностей заготовок гильз двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

Известен способ окончательной обработки внутренней поверхности гильзы ДВС, традиционно применяемый в основном производстве, включающий операции чернового, получистового и чистового хонингования [1], с последующим ее фосфатированием [2].

Это позволяет обеспечить плосковершинный микрорельеф, уменьшить износ рабочей поверхности гильзы в процессе ее обкатки и придает поверхности высокие противозадирные свойства.

Недостатками упомянутого способа является увеличение трудоемкости обработки, большие затраты электроэнергии при хонинговании, а так же применение дополнительной операции химической обработки гильзы цилиндра.

Известен также способ упрочняющей пневмоцентробежной обработки гильз ДВС стальными шарами, движущимися по кольцевой траектории в турбулентном потоке сжатого воздуха и перемещающимися по обрабатываемой поверхности относительно продольной оси заготовки, при их импульсно-ударном воздействии на исходный микрорельеф, полученный в результате лезвийной обработки - растачивания [3].

Данный способ позволяет за счет деформационного упрочнения рабочей поверхности гильзы исключить операцию фосфатирования, снизить трудоемкость изготовления гильз, но процесс импульсно-ударной пневмовибродинамической обработки является малопроизводительным, осуществляется за два прохода, а подача пневматического шарикового накатника составляет около 60 мм/мин.

Задачей изобретения является создание способа обработки, позволяющего увеличить износостойкость гильз за счет упрочнения поверхности шарами, смятия и сглаживания микронеровностей, увеличения относительной опорной длины профиля, приводящей к уменьшению удельных контактных давлений при трении поршневого кольца по поверхности гильзы. Техническим результатом заявленного изобретения является повышение износостойкости цилиндропоршневой группы, а также уменьшение трудоемкости изготовления гильз и повышение производительности пневмовибродинамической обработки.

Поставленная задача решается способом финишной обработки внутренних поверхностей заготовок гильз двигателей внутреннего сгорания, включающим пневмовибродинамическую обработку (ПВДО), в котором согласно изобретению перед ПВДО производят черновое и получистовое хонингование с достижением шероховатости поверхности Ra=1,15способ финишной обработки внутренних поверхностей заготовок гильз   двигателей внутреннего сгорания, патент № 2501644 2,35 мкм, а затем ПВДО внутренней поверхности гильзы осуществляют стальными шарами с получением шероховатости Raспособ финишной обработки внутренних поверхностей заготовок гильз   двигателей внутреннего сгорания, патент № 2501644 0,5 мкм, средней глубины впадин Rvkспособ финишной обработки внутренних поверхностей заготовок гильз   двигателей внутреннего сгорания, патент № 2501644 1 мкм, относительной опорной длины профиля поверхности tp50=85%. ПВДО осуществляют путем подачи пневматического шарикового накатника центробежного действия Sмин, к которому посредством пневмосистемы подведен воздух, при этом подача пневматического шарикового накатника Sминспособ финишной обработки внутренних поверхностей заготовок гильз   двигателей внутреннего сгорания, патент № 2501644 500 мм/мин, а давление воздуха в пневмосистеме Рспособ финишной обработки внутренних поверхностей заготовок гильз   двигателей внутреннего сгорания, патент № 2501644 0,5 МПа.

Использование вышеописанного способа для обработки внутренних поверхностей опытной партии заготовок гильз двигателей внутреннего сгорания мод. Д-245 показало, что рабочая поверхность гильз после ПВДО имеет шероховатость Ra=0,48способ финишной обработки внутренних поверхностей заготовок гильз   двигателей внутреннего сгорания, патент № 2501644 0,50 мкм, среднюю глубину впадин Rvk=1 мкм и относительную опорную длину профиля поверхности tp50 =85%, что влияет на повышение износостойкости гильз за счет увеличения фактической опорной длины профиля обработанной поверхности и уменьшения удельных контактных давлений при трении поршневого кольца по поверхности гильзы. Применение ПВДО привело к устранению задиров, натиров на обработанной поверхности гильз цилиндров. Производительность ПВДО достигает 500 мм/мин. Использование ПВДО вместо операции чистового хонингования позволяет до 17 раз снизить затраты электроэнергии в процессе обработки.

Пример. Финишная ПВДО внутренней поверхности заготовки гильзы двигателя мод. Д-245.

Материал гильзы - специальный серый чугун с твердостью 229способ финишной обработки внутренних поверхностей заготовок гильз   двигателей внутреннего сгорания, патент № 2501644 269 НВ. Номинальный внутренний диаметр после получистового хонингования - 110 мм. Шероховатость поверхности гильзы после получистового хонингования Ra=1,15способ финишной обработки внутренних поверхностей заготовок гильз   двигателей внутреннего сгорания, патент № 2501644 2,34 мкм.

Применяемое технологическое оснащение - радиально-сверлильный станок мод. 2А55. Приспособление специальное с вертикальным расположением продольной оси гильзы. Базирование гильзы происходит по внутреннему диаметру и нижнему торцу ее буртика, находящемуся в сферической самоустанавливающейся опоре. Закрепление гильзы не требуется.

Применяемый инструмент: пневматический шариковый накатник центробежного действия, укомплектованный стальными шарами с двумя рядами, каждый из которых имеет разнонаправленное вращение под действием струй сжатого воздуха. Между внутренним диаметром поверхности гильзы и наружным диаметром инструмента имеется зазор. Для центрирования продольной оси заготовки с осью инструмента и шпинделя станка в конструкции инструмента предусмотрены направляющие.

Режимы процесса финишной ПВДО:

Минутная подача инструмента, Sмин=150способ финишной обработки внутренних поверхностей заготовок гильз   двигателей внутреннего сгорания, патент № 2501644 250 мм/мин;

Давление в пневмосистеме подводимого к инструментусжатого воздуха, Р=0,03способ финишной обработки внутренних поверхностей заготовок гильз   двигателей внутреннего сгорания, патент № 2501644 0,5 МПа;

Количество ходов инструмента, i=1.

В результате обработки по предлагаемому способу после ПВДО гильз на различных режимах достигается шероховатость поверхности Raспособ финишной обработки внутренних поверхностей заготовок гильз   двигателей внутреннего сгорания, патент № 2501644 0,5 мкм. Средняя глубина впадин Rvk=1 мкм, относительная опорная длина профиля поверхности составила tp50=85%. Анализ полученных результатов показал, что предлагаемый способ обработки гильз ДВС позволяет по сравнению с хонингованными гильзами повысить износостойкость гильз в 1,5-1,7 раза, устранить задиры и натиры на их поверхности.

Источники информации

1. Махаринский, Е.И. Основы технологии машиностроения: учебник / Е.И. Махаринский, В.А. Горохов - Минск: Выш. шк., 1997. - 423 с., с.88, табл.2.23.

2. Гаркунов, Д.Н. Триботехника: Учебник для студентов втузов / Д.Н. Гаркунов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1989. - 328 с., с.255.

3. Минаков А.П., Бунос А.А. Технологические основы пневмовибродинамической обработки нежестких деталей / Под ред. П.И. Ящерицына. - Мн.: Навука i тэхнiка, 1995. - 304 с., с.249.

Класс B24B39/02 для обработки внутренних поверхностей вращения 

способ финишной обработки внутренних поверхностей гильз тракторных и комбайновых дизельных двигателей -  патент 2507054 (20.02.2014)
метчик для накатывания внутренней резьбы на заготовке -  патент 2505374 (27.01.2014)
устройство для местного электромеханического упрочнения поверхности отверстия -  патент 2489246 (10.08.2013)
устройство для местного электромеханического упрочнения поверхности отверстия -  патент 2488477 (27.07.2013)
устройство для поверхностного пластического деформирования -  патент 2487793 (20.07.2013)
дорн -  патент 2483859 (10.06.2013)
способ статико-импульсного раскатывания внутренней дорожки наружного кольца шарикоподшипника -  патент 2483858 (10.06.2013)
устройство статико-импульсного раскатывания внутренней дорожки наружного кольца шарикоподшипника -  патент 2483857 (10.06.2013)
инструмент для накатывания внутренних поверхностей вращения -  патент 2482954 (27.05.2013)
способ пластического деформирования сложнопрофильных отверстий с нагревом -  патент 2479407 (20.04.2013)

Класс B23P9/00 Механическая обработка или отделка поверхностей с калибровкой или без нее, главным образом, в целях повышения сопротивления износу или ударам, например выглаживание или придание шероховатости поверхностям турбинных лопаток или подшипников

устройство для накатывания на станках -  патент 2517081 (27.05.2014)
способ упрочнения деталей поверхностным пластическим деформированием -  патент 2514253 (27.04.2014)
способ финишной обработки внутренних поверхностей гильз тракторных и комбайновых дизельных двигателей -  патент 2507054 (20.02.2014)
устройство для обкатывания ребер панелей с регулируемой нагрузкой -  патент 2478032 (27.03.2013)
способ упрочнения боковых рам тележек грузовых вагонов во внутренних углах буксовых проемов -  патент 2476302 (27.02.2013)
способ создания износостойких плоских поверхностей пар трения -  патент 2466002 (10.11.2012)
способ упрочнения рабочей поверхности плужного лемеха сельскохозяйственных машин -  патент 2453412 (20.06.2012)
способ виброобработки маложестких деталей для снижения в них остаточных напряжений -  патент 2424101 (20.07.2011)
способ и устройство для технологии холодной микроковки любых трехмерных поверхностей произвольной формы -  патент 2414340 (20.03.2011)
способ упрочнения стенок металлических сосудов -  патент 2379172 (20.01.2010)
Наверх