способ управления траекторией движения судна

Классы МПК:G05D1/00 Управление или регулирование величин, определяющих местоположение, курс, высоту или положение в пространстве наземных, водных, воздушных или космических транспортных средств, например с помощью автопилотов
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Мурманский государственный технический университет" (ФГБОУВПО "МГТУ") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-03-11
публикация патента:

Изобретение относится к судовождению и может быть использовано для автоматизации управления траекторией движения любых типов судов, выполняющих сложное маневрирование, в частности, с большими углами дрейфа. Техническим результатом является повышение эффективности использования средств управления судном. В способе управления траекторией движения судна используют текущие значения модулей и направлений векторов линейных скоростей способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 носовой F точки и способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 кормовой А точки, при этом управление направлениями векторов осуществляют исходя из условия их постоянной направленности в заданную точку в неподвижной системе координат X00Y 0, а именно вектор способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 в процессе движения направлен в конечное заданное положение носовой точки судна - точку Fк, вектор способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 в процессе движения направлен в конечное заданное положение кормовой точки судна - точку Ак, управление модулями осуществляют путем оценки соотношений заданных значений каждого из модулей с соответствующими текущими значениями этих модулей, формируют сигнал способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 управления из величин разностей текущих и заданных значений модулей и направлений векторов способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 и способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 . 3 з.п. ф-лы, 2 ил. способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064

способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064

Формула изобретения

1. Способ управления траекторией движения судна, включающий использование двух разнесенных по длине диаметральной плоскости судна носовой F и кормовой А точек с установленными в них приемниками СНС для измерения координат этих точек и на их основе определение параметров движения судна, непрерывную идентификацию математической модели судна, отличающийся тем, что используют текущие значения модулей и направлений векторов линейных скоростей способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 носовой F точки и способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 кормовой А точки, при этом управление направлениями векторов осуществляют исходя из условия их постоянной направленности в заданную точку в неподвижной системе координат X00Y 0, а именно вектор способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 в процессе движения направлен в конечное заданное положение носовой точки судна точку Fк, вектор способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 в процессе движения направлен в конечное заданное положение кормовой точки судна точку Ак, управление модулями осуществляют путем оценки соотношений заданных значений каждого из модулей с соответствующими текущими значениями этих модулей, формируют для движительно-рулевого комплекса сигнал способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 управления из величин разностей текущих и заданных значений модулей и направлений векторов способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 и способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 .

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что заданные значения модулей векторов способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 и способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 рассчитывают методом компьютерного моделирования с использованием идентифицируемой в процессе движения математической модели судна.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что текущие значения векторов способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 и способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 определяют с помощью акселерометров, установленных в носовой F и кормовой А точках судна.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что сигнал управления определяют по формуле:

способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 , где

способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 , способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 , способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 , способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 Ат - текущие значения модулей и направлений векторов скоростей точек F и А,

способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 , способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 , способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 , способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 Аз заданные значения модулей и направлений векторов скоростей точек F и А,

kспособ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 F, kспособ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 A, kспособ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 F, kспособ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 A - коэффициенты усиления.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судовождению и может быть использовано для автоматизации управления траекторией движения любых типов судов, выполняющих сложное маневрирование, в частности, с большими углами дрейфа.

Существует способ управления траекторией движения судна, например, при динамическом позиционировании, который основан на определении параметров вектора аэродинамической силы, действующей на судно, с использованием датчиков, измеряющих направление и скорость ветра, а также математической модели судна, расчете параметров суммарного вектора тяги движительно-рулевого комплекса судна, направление которого противоположно направлению вектора аэродинамической силы, а модуль равен модулю аэродинамической силы [1], [2], [7].

Однако такой способ управления имеет ряд недостатков:

во-первых, все внешние воздействия, кроме аэродинамического, учитываются методом последовательных приближений, что требует неоднократного определения значений их параметров по результатам многократных промахов при приведении судна в заданное конечное положение;

во-вторых, указанные промахи возможны и по причине неадекватности математической модели судна, используемой в системе управления, так как ее параметры не идентифицируются с учетом текущих значений гидродинамических и аэродинамических параметров корпуса судна, которые имеют свойство меняться даже в процессе выполнения маневра;

в-третьих, неоднократные промахи при выходе в заданное конечное положение снижают эффективность работы системы управления судном, в основном за счет увеличения энергетических затрат, расходуемых на обеспечение выхода судна в заданное конечное положение;

в-четвертых, в целях обеспечения безопасности при выполнении отдельных маневров (швартовка к причалу) непопадание судна в заданное конечное положение недопустимо, указанный способ этого не предусматривает.

Известен способ определения гидродинамических параметров математической модели движения судна, включающий использование двух разнесенных по длине диаметральной плоскости судна носовой F и кормовой А точек с установленными в них приемниками СНС для измерения координат этих точек, определение кинематических параметров движения судна, непрерывную идентификацию математической модели судна (Пат. РФ № 2442718, опубл. 20.02.2012). Изобретение позволяет повысить точность прогнозирования движения судна при маневрировании. Данный способ наиболее близок к предлагаемому и принят за прототип.

Целью изобретения является повышение безопасности выполнения судном сложных маневров, а также повышение эффективности использования средств управления судном и, как следствие, экономии его энергетических ресурсов.

Управление осуществляют регулированием текущих значений параметров векторов линейных скоростей двух разнесенных по длине судна точек, расположенных в его диаметральной плоскости (ДП), условно называемых носовой F и кормовой А (фиг.1). В качестве регулируемых параметров рассматривают модули векторов линейной скорости носовой способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 и линейной скорости кормовой способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 точек судна, а также их направления. Управление направлениями векторов способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 и способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 осуществляют исходя из условия их постоянной направленности в заданную точку в неподвижной координатной системе X0 0Y0, а именно, вектор способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 в процессе движения направлен в точку Fк, конечное заданное положение носовой F точки судна, вектор способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 в процессе движения направлен в точку Ак, конечное заданное положение кормовой А точки судна. Управление модулями векторов способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 и способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 осуществляют путем оценки соотношений заданных значений каждого из модулей, рассчитанных методом компьютерного моделирования с использованием идентифицируемой в процессе движения математической модели судна [3], [4], [5], [6], с соответствующими текущими значениями этих модулей, определяемых с помощью акселерометров, установленных в носовой F и кормовой А точках судна.

В заявляемом способе управления траекторией движения эффективность работы систем управления судном определяется уменьшением количества попыток вывода судна в заданное конечное положение (т.е. промахов). Этот эффект достигается за счет постоянной идентификации математической модели судна (общий признак) и ее использования для определения заданных значений модулей векторов способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 и способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 . С помощью акселерометров определяют текущие значения векторов способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 и способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 и полученные данные используют для формирования управляющего сигнала способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 для движительно-рулевого комплекса (ДРК) судна. Таким образом, повышение эффективности работы систем управления судном позволяет уменьшить количество пробных выводов судна в заданную конечную позицию и тем самым уменьшить количество циклов работы ДРК судна и, как следствие, соответственно уменьшить энергетические затраты.

Сущность способа управления траекторией движения судна поясняется чертежами, представленными на фиг.1, 2, и заключается в следующем.

Заданное конечное положение точек Fк, Ак и Gк (центр тяжести) (фиг.1, 2) в неподвижной системе координат X 00Y0 задается их координатами, т.е. Fк (X0Fк, Y0Fк), Ак(X0Aк , Y0Aк), Gк(X0Gк, Y0Gк ). Координаты начального положения точек Fн(X 0Fн, Y0Fн), Ан0Ан, Y 0Ан) Gн0Gн, Y0Gн) определяют с использованием спутниковой навигационной системы (СНС), также определяют текущие значения координат этих точек в процессе выполнения маневрирования F(Х0F, Y0F), А(Х0A , Y0A), G(Х0G, Y0G). Для определения координат указанных точек с помощью СНС приемники устанавливают в двух точках: носовой F и кормовой А, координаты третьей точки G определяют вычислением с учетом ее положения относительно носовой F и кормовой А точек. Если расстояние от точки F до точки G равно lF (фиг.2), а от точки А до точки G равно lA , то текущие значения координат точки G с учетом текущих значений координат точек F и А будут равны:

способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064

способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064

Значение планируемого времени перехода судна из начального положения в конечное положение способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 t=tк-tн (tн - время начала маневрирования судна, tк - время прихода судна в заданное конечное положение) определяют методом компьютерного моделирования планируемого маневра судна из исходного положения в конечное с использованием идентифицированной математической модели судна и с учетом параметров, характеризующих факторы внешней среды в районе выполнения маневра. При этом достаточно рассчитать допустимую скорость одной точки судна, например его центра тяжести (ЦТ) на пути GнGк или любой другой точки судна, лежащей в его ДП, согласно фиг.1, например, носовой точки F на пути FнFк или кормовой точки А на пути АнАк. В дальнейшем можно использовать осредненное из трех значение способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 t по результатам его определения для каждой из указанных точек.

Учитывая, что все рассматриваемые точки должны оказаться в заданном конечном положении одновременно, для определения заданных начальных значений модулей векторов линейных скоростей точек G, F, A, а именно, способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 , способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 , способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 Ан используют зависимость

способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064

откуда:

способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064

В процессе движения судна к конечному положению, заданные значения модулей векторов способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 и способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 корректируют исходя из условия равенства их нулю в момент выхода точек F и А в заданное конечное положение Fк и Ак соответственно. Для этого определяют прогнозируемое время выхода точек (F, A, G) в планируемое конечное положение (Fк, Ак, Gк) и вычитанием значения текущего времени из значения прогнозируемого времени рассчитывают временной интервал, необходимый для уменьшения скоростей движения точек F и А до нулевого значения. Методом компьютерного моделирования с использованием идентифицированной математической модели судна определяют заданные на данный момент времени значения модулей векторов скоростей способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 и способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 .

Заданные направления векторов скоростей перемещения точек способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 , способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 и способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 в начале маневра и в течение всего периода его выполнения определяют из условия постоянной направленности соответствующего вектора в соответствующую конечную точку. Например, в процессе движения судна из начального положения в конечное отклонение вектора скорости точки способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 от линии, соединяющей текущее положение точки F и ее конечное положение Fк, должно иметь нулевое значение. В процессе выполнения маневра ведут постоянный пересчет заданных значений направлений векторов способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 , способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 , способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 .

Текущие значения модулей и направлений векторов способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 и способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 определяют с помощью акселерометров, установленных в точках F и А соответственно, при этом учитывают текущее значение курса судна способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 . Акселерометры измеряют продольные и поперечные линейные ускорения точек F(wxF, wyF) и A(wxA , wyA), а величины текущих значений модулей (способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 F, способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 A) и направлений (способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 F, способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 A) линейных скоростей точки F и точки А (фиг.2) рассчитывают на основании очевидных соотношений:

способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064

способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064

где способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 F, способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 A - текущие значения углов дрейфа в точках F и А соответственно.

Величину сигнала управления способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 , передаваемую на движительно-рулевой комплекс судна, формируют из величин разностей текущих и заданных значений как модулей, так и направлений векторов способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 и способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064

способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064

здесь способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 , способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 , способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 , способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 Ат, способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 , способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 , способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 , способ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 Аз - текущие (индекс «т») и заданные (индекс «з») значения модулей и направлений векторов скоростей точек F и A; kспособ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 F, kспособ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 A, kспособ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 F, kспособ управления траекторией движения судна, патент № 2501064 A - коэффициенты усиления.

Для повышения точности определения значений прогнозируемых с помощью компьютерного моделирования и необходимых для формирования сигнала управления параметров и, в конечном итоге, для повышения безопасности выполнения маневра, необходимо в течение всего процесса маневрирования непрерывно идентифицировать математическую модель судна известными методами [3], [4], [5], [6].

Литература

1. Барахта А.В., Юдин Ю.И. Структура и принципы работы систем динамического позиционирования: Мурманск, Вестник МГТУ, том. 12, № 2, 2009. с.255-258.

2. Петров Ю.П., Червяков В.В. Системы стабилизации буровых судов. Л.: Судостроение, 216 с., 1985 (Техника освоения океана).

3. Юдин Ю.И. Использование принципа максимума для параметрической идентификации математической модели судна / С.В.Пашенцев, Ю.И.Юдин // Наука и техника транспорта. - 2006. - № 2. - С.100-107.

4. Юдин Ю.И. Идентификация параметров тренажерной модели движения танкера / Ю.И.Юдин, Г.И.Мартюк // Управление безопасностью мореплавания и подготовка морских специалистов SSN, 2004: материалы 4-й междунар. конф. (Калининград, 9-10 июня 2004 г.) / БГАРФ. - Калининград, 2004. - С.154-159.

5. Юдин Ю.И. Идентификация модели судна - важнейший элемент управления безопасностью мореплавания / Ю.И.Юдин, Р.Г.Степахно // Управление безопасностью мореплавания и подготовки морских специалистов: SSN, 2002: материалы 3-й междунар. конф. (Калининград, 27-29 ноября 2002) / БГАРФ. - Калининград, 2003. - С.274-283.

6. Эйкхоф П. Основы идентификации систем управления / П.Эйкхоф. - М.: Мир, 1975. - 432 с.

7. Operator Manual Kongsberg Simrad SDP. Dynamic Positioning System (Rel. 4.0 Update 5), p.492, 2003.

Класс G05D1/00 Управление или регулирование величин, определяющих местоположение, курс, высоту или положение в пространстве наземных, водных, воздушных или космических транспортных средств, например с помощью автопилотов

датчик препятствия /варианты/ -  патент 2527196 (27.08.2014)
устройство и способ автоматического управления движением судна по расписанию -  патент 2525606 (20.08.2014)
способ помощи в навигации для определения траектории летательного аппарата -  патент 2523183 (20.07.2014)
адаптивная система для регулирования и стабилизации физических величин -  патент 2522899 (20.07.2014)
маневр боевого самолета канцера -  патент 2521189 (27.06.2014)
комплексная система управления траекторией летательного аппарата при заходе на посадку -  патент 2520872 (27.06.2014)
комплекс бортового оборудования вертолета -  патент 2520174 (20.06.2014)
автоматическая инструментальная система передачи метеорологических характеристик аэродрома и ввода их в пилотажно-навигационный комплекс управления полетом самолета -  патент 2519622 (20.06.2014)
среднемагистральный пассажирский самолет с системой управления общесамолетным оборудованием -  патент 2519465 (10.06.2014)
способ контроля непотопляемости судна -  патент 2518374 (10.06.2014)
Наверх