способ восстановления проектной высоты неподвижной опоры нефтепровода

Классы МПК:F16L3/16 с приспособлением, допускающим передвижение трубы
F16L3/10 составные кронштейны, те кронштейны с двумя элементами, охватывающими трубу, шланг, кабель или защитный кожух 
Автор(ы):, , , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть" (ОАО "АК "Транснефть") (RU),
Открытое акционерное общество "Сибнефтепровод" (ОАО "Сибнефтепровод") (RU),
Общество с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский институт транспорта нефти и нефтепродуктов" (ООО "НИИ ТНН") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-04-17
публикация патента:

Изобретение относится к строительству нефтепроводного транспорта и используется в случае просадки неподвижных опор нефтепровода, расположенного в сложных геологических условиях. В способе восстановления проектной высоты неподвижной опоры нефтепровода, заключающемся в вертикальном перемещении оси трубопровода относительно несущих конструкций неподвижной опоры, согласно изобретению устанавливают под оси опоры на подставки гидравлические домкраты. Затем устанавливают винты упорные в верхнее положение, выбирают свободный ход домкратов, с помощью которых поднимают катушку опоры на расстояние, соответствующее проектному положению, регулировка высоты производится в диапазоне от -200 до +200 мм. После устанавливают пластины регулировочные на сменные упоры в необходимом количестве, опускают катушку опоры на регулировочные пластины домкратами, фиксируют оси опоры винтами упорными, демонтируют домкраты. Технический результат: обеспечение регулирования высоты опоры в процессе эксплуатации на расстояние ±200 мм и повышение удобства и безопасности монтажа. 2 ил. способ восстановления проектной высоты неподвижной опоры нефтепровода, патент № 2499940

способ восстановления проектной высоты неподвижной опоры нефтепровода, патент № 2499940 способ восстановления проектной высоты неподвижной опоры нефтепровода, патент № 2499940

Формула изобретения

Способ восстановления проектной высоты неподвижной опоры нефтепровода, включающий установку основания ложемента, выполненного в виде двух клиньев, опорных плоскостей с опорными основаниями клиньев ложемента, а также регулировочных башмаков, стянутых регулировочным винтом с гайкой, отличающийся тем, что под оси опоры устанавливают на подставки гидравлические домкраты, а винты упорные устанавливают в верхнее положение, причем выбирают свободный ход домкратов и поднимают катушку опоры на расстояние, соответствующее проектному положению, регулировку высоты производят в диапазоне от -200 до +200 мм, пластины регулировочные устанавливают на сменные упоры в необходимом количестве, катушку опоры опускают на регулировочные пластины домкратами, оси опоры фиксируют винтами упорными, после чего демонтируют домкраты.

Описание изобретения к патенту

Способ относится к строительству нефтепроводного транспорта и используется в случае просадки неподвижных опор нефтепровода.

Известна конструкция опоры трубопровода, в которой с противоположных сторон выполнены продольные пазы и закреплены кронштейны. В полости основания размещена с возможностью продольного возвратно-поступательного перемещения поддерживающая трубопровод стойка. Опора снабжена опорно-поворотными узлами, установленными в верхней части стойки опоры и в нижней части основания, и рычагами, ось которых закреплена на кронштейне. Один конец рычага выполнен с возможностью упора в торец стойки, а на втором конце рычага закреплен с возможностью перемещения вдоль рычага груз для создания регулируемого усилия, воздействующего на трубопровод. Расширяет арсенал технических средств (патенте РФ № 2308633 на полезную модель F16L 3/26 от 20.10.2007).

Известна также конструкция подвижной опоры трубопровода, содержащая закрепленный на основаниях опоры ригель, ползун с ложементом и расположенной на нем прокладкой из диэлектрического материала, шарниры. В качестве шарниров используются полусферические головки силоизмерительных датчиков с полусферической опорной поверхностью, закрепленные своими основаниями на ригеле. Основание ложемента выполнено в виде двух клиньев, а ползун дополнительно снабжен опирающейся на полусферические головки силоизмерительных датчиков плитой и парой регулировочных башмаков. Последние опираются на верхнее основание плиты и контактируют опорными плоскостями с опорными основаниями клиньев ложемента, а регулировочные башмаки стянуты регулировочным винтом с гайкой. Устройство снабжено регистратором, подключенным к выходам силоизмерительных датчиков. Обеспечивает проектный уровень нагрузки на опору (см. патент РФ № 2253790 на полезную модель F16L 3/16 от 10.06.2005). В вышеописанном патенте приведены сведения о способе регулировки нагрузки на опору. При этом к признакам, совпадающим с заявляемым изобретением, относятся установка основания ложемента, выполненого в виде двух клиньев, опорных плоскостей с опорными основаниями клиньев ложемента, а также регулировочных башмаков, стянутых регулировочным винтом с гайкой. Устройство наиболее близко по техническому решению к предлагаемому изобретению и принято за прототип.

Причинами, препятствующими получению технического результата, который обеспечивается изобретением, являются отсутствие регулировки трубопровода по высоте.

Задача, на решение которой направлен данный способ, заключается в регулировании опоры нефтепровода по высоте во время эксплуатации нефтепровода, расположенного в сложных геологических условиях, вследствие чего возможна просадка опоры.

Технический результат, который может быть получен при осуществлении настоящего изобретения, заключается в обеспечении регулирования высоты опоры в процессе эксплуатации на расстояние ±200 мм и повышения удобства и безопасности монтажа.

Указанный технический результат достигается тем, что устанавливают под оси опоры на подставки гидравлические домкраты, устанавливают винты упорные в верхнее положение, затем выбирают свободный ход домкратов, с помощью которых поднимают катушку опоры на расстояние, соответствующее проектному положению, регулировку высоты производят в диапазоне от -200 до +200 мм, затем устанавливают пластины регулировочные на сменные упоры в необходимом количестве, опускают катушку опоры на регулировочные пластины домкратами, фиксируют оси опора винтами упорными, демонтируют домкраты.

Проведенные в ООО «НИИ ТНН» и организациях системы ОАО «АК «Транснефть» ОКР и НИР показали, что, являясь линейно-протяженным сооружением, трубопровод, как правило, проходит в различных мерзлотно-грунтовых и природно-климатических условиях, что обусловливает необходимость индивидуальных технических решений для обеспечения требуемой устойчивости, несущей способности и надежности его эксплуатации.

После возможного оттаивания мерзлых грунтов в ходе их уплотнения происходит просадка поверхности и образование выемки глубиной до 1,5 м, которые необходимо заполнять привозным грунтом с послойным уплотнением.

Защита нефтепровода от воздействия геокриологических процессов в условиях многолетнемерзлых грунтов решается по-разному.

Применение кольцевой теплоизоляции нефтепровода при стандартных температурах перекачки нефти уменьшает ореол оттаивания, но не ликвидирует его. При наличии сильнольдистых грунтов это будет сопровождаться значительной осадкой нефтепровода. Увеличение толщины теплоизоляции не приводит к существенному эффекту и экономически нецелесообразно.

Более надежным техническим решением является устройство подземных опор из металлических свай. Исходя из того, что под нефтепроводом как нетеплоизолированным, так и с кольцевой теплоизоляцией в процессе эксплуатации происходит относительно интенсивное оттаивание вечномерзлых грунтов, свайные подземные опоры необходимо применять совместно с мероприятиями по термостабилизации грунтов. При таком подходе подошва чаши оттаивания под нефтепроводом консолидируется в пределах глубины заложения свайной опоры, не способствуя потере ее несущей способности.

Однако прокладка нефтепроводов на подземных опорах также неэкономична и трудоемка.

В районах распространения многолетнемерзлых грунтов за чертой населенных пунктов в настоящее время основным способом сооружения трубопроводов является надземная прокладка. При строительстве надземных трубопроводов стремятся применять простые системы конструкций, в которых трубопровод работает как неразрезная балка. Конструкция надземной прокладки определяется главным образом способом компенсации тепловых деформаций трубопроводов. При этом необходимо предусматривать мероприятия инженерной защиты свайных опор нефтепровода от воздействия сил морозного пучения. Характер взаимодействия с грунтом свайных опор трубопроводов мало зависит от транспортируемого продукта, отличие нефтепроводов состоит в том, что плотность и температура продукта выше, чем в газопроводах, что способствует ухудшению взаимодействия свай с грунтами основания.

Способ восстановления проектной высоты неподвижной опоры нефтепровода поясняется чертежами (Фиг.1, 2), на которых изображена регулировка опоры неподвижной трубопровода по высоте. На Фиг.1 показан торцевой вид, на Фиг.2 - боковой вид. Цифрами обозначено: 1 - ось, 2 - подставка под домкрат, 3 - домкрат, 4 - катушка опоры, 5 - винт упорный, 6 - подставка сменная, 7 - пластина регулировочная.

Работа.

Согласно изобретению, устанавливают под оси опоры 1 на подставки 2 гидравлические домкраты 3, устанавливают винты упорные 5 в верхнее положение, затем выбирают свободный ход домкратов, с помощью которых поднимают катушку опоры 4 на расстояние, соответствующее проектному положению, регулировка высоты производят в диапазоне от -200 до +200 мм, затем устанавливают пластины регулировочные 7 на сменные упоры в необходимом количестве, опускают катушку опоры на регулировочные пластины 7 домкратами 3, фиксируют оси опоры 1 винтами упорными 5, демонтируют домкраты 3.

Класс F16L3/16 с приспособлением, допускающим передвижение трубы

подвижная опора трубопровода -  патент 2265768 (10.12.2005)
подвижная опора трубопровода -  патент 2253790 (10.06.2005)
устройство усиления надземного трубопроводного перехода с помощью рычажной установки -  патент 2166576 (10.05.2001)
устройство усиления трубопроводного перехода -  патент 2150548 (10.06.2000)
свободно-подвижная опора -  патент 2030673 (10.03.1995)

Класс F16L3/10 составные кронштейны, те кронштейны с двумя элементами, охватывающими трубу, шланг, кабель или защитный кожух 

Наверх