артиллерийское орудие с дульным тормозом

Классы МПК:F41A21/32 надульные устройства или чековые насадки
F41F1/00 Устройства для метания или пуска снарядов или реактивных снарядов из стволов, например пушки
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Уральский завод транспортного машиностроения" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-07-04
публикация патента:

Изобретение относится к артиллерийской технике. Артиллерийское орудие с дульным тормозом включает люльку, ствол. Дульный тормоз имеет два окна, расположенные в его верхней и нижней частях, причем размеры окон одинаковы. Нижнее окно снабжено подвижной заслонкой, кинематически связанной с электроприводом, размещенным на люльке. Кинематическая связь выполнена в виде винтовой передачи, винт которой снабжен прямозубым зубчатым колесом. Достигается уменьшение угловых колебаний корпуса либо лафета орудия, повышается скорострельность, снижается запыленность позиции. 1 з.п. ф-лы, 1 ил. артиллерийское орудие с дульным тормозом, патент № 2498186

артиллерийское орудие с дульным тормозом, патент № 2498186 артиллерийское орудие с дульным тормозом, патент № 2498186

Формула изобретения

1. Артиллерийское орудие с дульным тормозом, включающее люльку, ствол, отличающееся тем, что дульный тормоз имеет два окна, расположенные в его верхней и нижней частях, причем размеры окон одинаковы, а нижнее окно снабжено подвижной заслонкой, кинематически связанной с электроприводом, размещенным на люльке.

2. Артиллерийское орудие с дульным тормозом по п.1, отличающееся тем, что кинематическая связь подвижной заслонки с электроприводом на люльке выполнена в виде винтовой передачи, винт которой снабжен прямозубым зубчатым колесом.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к артиллерийской технике и может быть использовано в полевой артиллерии и САО.

Известны артиллерийские орудия с дульными тормозами, использование которых позволяет уменьшить силу сопротивления откату или силу отдачи - (см. Н.И. Гордиенко, И.И. Жуков, Б.Н. Осипович, «Теория и расчет артиллерийских орудий», Пенза - 1967, стр.29-32). Однако при небольших углах возвышения ствола, когда высота линии огня максимальная, действие этой силы вызывает угловые колебания лафета полевого артиллерийского орудия либо корпуса САО, что препятствует повышению скорострельности и является недостатком.

Наиболее близким к заявляемому изобретению по совокупности существенных признаков является артиллерийское орудие самоходной гаубицы 2С19 - (см. «Техническое описание 2С19артиллерийское орудие с дульным тормозом, патент № 2498186 »).

Это орудие включает люльку и размещенный в ней ствол, снабженный дульным тормозом, имеющим симметричные боковые окна, через которые истекают пороховые газы после вылета снаряда из канала ствола. Суммарная сила реакции этих газов на дульный тормоз направлена по оси ствола, что позволяет затормозить откатные части и уменьшить силу сопротивления откату орудия.

Недостатком конструкции является возникновение угловых колебаний корпуса самоходной гаубицы при стрельбе на небольших углах возвышения ствола орудия (т.е. при максимальной высоте линии огня), что препятствует повышению скорострельности, а также запыленность позиции под действием истекающих из дульного тормоза пороховых газов.

Задачей предлагаемого изобретения является уменьшение угловых колебаний корпуса САО либо лафета полевого орудия при небольших углах возвышения ствола, а также снижение запыленности позиции.

Сущность изобретения заключается в следующем. На артиллерийском орудии устанавливается дульный тормоз, имеющий два окна в верхней и нижней его части, причем размеры окон одинаковы, а нижнее окно снабжено подвижной заслонкой, кинематически связанной, например, через винтовую передачу, с электроприводом, размещенным на люльке.

Новая совокупность конструктивных элементов, а также наличие связей между ними позволяют, в частности, за счет:

- размещения окон в верхней и нижней частях дульного тормоза и наличия подвижной заслонки на нижнем окне создавать направленную вниз силу реакции пороховых газов при их истечении из канала ствола через верхнее окно, что позволяет уменьшить угловые колебания корпуса САО либо лафета полевого орудия при стрельбе на небольших углах возвышения ствола, а также снизить запыленность позиции;

- наличия винтовой передачи, кинематически связывающей подвижную заслонку с электроприводом, размещенным на люльке, открывать нижнее окно дульного тормоза при значительных углах возвышения ствола орудия, что позволяет в этом случае исключить возникновение момента относительно оси цапф от сил реакции пороховых газов при их истечении из канала ствола.

На Фиг.1 показан пример реализации предложенной конструкции артиллерийского орудия. В люльке 1 размещен ствол 2, снабженный дульным тормозом 3, на котором имеются верхнее окно 4 и такое же по размерам нижнее окно 5. Заслонка 6 размещена в нижнем окне 5 с возможностью полного его перекрытия и связана с винтовой передачей в виде гайки 7 и винта 8. Винт 8 имеет зубчатое колесо 9 с прямыми зубьями, которое в исходном положении (перед выстрелом) находится в зацеплении с таким же зубчатым колесом 10 редуктора 11 и через него может вращаться электродвигателем 12.

При небольших углах возвышения ствола 2 заслонка 6 полностью перекрывает нижнее окно 5 дульного тормоза 3, поэтому после вылета снаряда из ствола 2 при последующем истечении пороховых газов через верхнее окно 4 создается направленная вниз сила реакции, действующая на дульный тормоз 3, что позволяет уменьшить угловые колебания корпуса САО либо лафета полевого орудия при стрельбе, а также дополнительно снизить запыленность позиции (т.к. пороховые газы направлены вверх от поверхности грунта).

При значительных углах возвышения ствола 2, когда высота линии огня уменьшается до нуля, электродвигатель 12 через редуктор 11, зубчатые колеса 10 и 9 приводит во вращение винт 8, который перемещает гайку 7, и заслонка 6 открывает нижнее окно 5 дульного тормоза 3. В этом случае после вылета снаряда из ствола 2 пороховые газы истекают через одинаковые по размерам верхнее окно 4 и нижнее окно 5 симметрично, что позволяет исключить возникновение момента относительно оси цапф орудия от сил реакции пороховых газов на дульный тормоз 3.

Так как зубчатые колеса 9 и 10 прямозубые, то в процессе отката ствола 2 колесо 9 свободно перемещается относительно колеса 10 и выходит из зацепления с ним, а в конце наката вновь входит в зацепление.

Класс F41A21/32 надульные устройства или чековые насадки

локализатор авиационной пушки -  патент 2520708 (27.06.2014)
огнестрельное оружие с подвижным стволом -  патент 2518510 (10.06.2014)
дульный тормоз -  патент 2506515 (10.02.2014)
дульный тормоз - компенсатор переменной длины -  патент 2472094 (10.01.2013)
огнестрельное оружие с подвижным стволом -  патент 2458309 (10.08.2012)
способ измерения дульной скорости снаряда -  патент 2406959 (20.12.2010)
дульное или ствольное устройство -  патент 2366884 (10.09.2009)
надульное устройство ствола огнестрельного оружия -  патент 2355976 (20.05.2009)
дульное устройство -  патент 2345305 (27.01.2009)
способ создания корректирующей силы малокалиберным артиллерийским снарядам для организации разнесенной стрельбы -  патент 2328689 (10.07.2008)

Класс F41F1/00 Устройства для метания или пуска снарядов или реактивных снарядов из стволов, например пушки

Наверх