средство транспортное высокой проходимости

Классы МПК:
Патентообладатель(и):
Приоритеты:
подача заявки:
0000-00-00
публикация патента:

Изобретение относится к средствам транспортным высокой проходимости, которые оснащены роторно-винтовыми движителями. Транспортное средство высокой проходимости содержит двигатель внутреннего сгорания, смонтированный на корпусе, который установлен на двух роторно-винтовых движителях с винтовыми гребнями. Винтовые гребни выполнены в виде сменных пружин растяжения, установленных с зазором поверх полых, с гладкой поверхностью, цилиндрических движителей, и закреплены одним концом спереди по ходу движения с помощью параллельных косынок и фиксаторов. Цилиндрические движители с винтовыми гребнями образуют одно-двух-трех- или четырехзаходный винт. На оси крепления каждого цилиндрического движителя сзади по ходу движения установлен гребной винт. Достигается улучшение ходовых качеств транспортного средства и уменьшение ударных нагрузок на элементы движителя. 3 з.п. ф-лы, 8 ил.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к средствам транспортным высокой проходимости, а более точно к тем, которые оснащены роторно-винтовыми движителями и предназначены для движения там, где нет твердого грунта и асфальта, а есть непроходимая тундра, болота, топи, не замерзшие реки, глубокие снега.

Известно транспортное средство высокой проходимости по патенту США №3397668, кл.115-1, 1967, содержащее двигатель внутреннего сгорания, смонтированный на корпусе, который установлен на роторно-винтовых движителях с полыми винтовыми гребнями, соединенными с выпускным трубопроводом двигателя.

Основными недостатками этого транспортного средства является то, что:

- из-за чрезмерной высоты гребня при движении движитель не уплотняет, а разрыхляет снег, выполняя бесполезную работу, затрачивая дополнительную мощность;

- при движении воспринимаются значительные ударные нагрузки на винтовой гребень из-за жесткого его крепления на движителе;

- дополнительные потери мощности из-за того, что выхлопные газы от двигателя до выхлопа проходят значительное расстояние в лабиринте;

- конструкция движителя сложна и трудоемка в изготовлении.

Также известно транспортное средство высокой проходимости по авторскому свидетельству №1118578, В62D 57/00, В60F 3/00.

Недостатком этого транспортного средства также является то, что:

- из-за чрезмерной высоты гребня при движении транспортного средства его движитель не уплотняет, а рыхлит снег, выполняя бесполезную работу, затрачивая дополнительную мощность;

- при движении воспринимаются значительные ударные нагрузки на винтовой гребень из-за жесткого его крепления на движителе;

- дополнительные потери мощности из-за того, что выхлопные газы от двигателя до выхлопа проходят значительное расстояние в лабиринте;

- конструкция движителя сложна и трудоемка в изготовлении.

Цель изобретения:

1. Улучшить ходовые качества средства транспортного с роторно-винтовым движителем.

2. Уменьшить возникающие при движении средства транспортного ударные нагрузки на элементы движителя.

3. Упростить конструкцию движителя.

4. Снизить трудоемкость изготовления движителя.

5. Повысить ремонтопригодность движителя.

6. Уменьшить нагрузки и затраты мощности средства транспортного при трогании его с места.

7. Устранить налипание снега, грязи и других фракций на рабочий орган движителя.

Эта цель достигается тем, что винтовые гребни выполнены в виде сменных пружин растяжения, установленных с зазором поверх полых, с гладкой поверхностью, цилиндрических движителей, образующих с ними одно-двух-трех- или четырехзаходный винт и закрепленных одним концом спереди по ходу движения с помощью параллельных косынок и фиксаторов, при этом на оси крепления каждого цилиндрического движителя сзади по ходу движения установлен гребной винт.

Сменная пружина растяжения может быть выполнена из пружинной стали трапецеидального, круглого или прямоугольного сечения.

Таким образом, заявляемое средство транспортное высокой проходимости соответствует критерию «Новизна».

Признаки, отличающие заявляемое техническое решение от прототипа, в других технических решениях данной области техники не выявлены, что позволяет сделать вывод, что заявляемое средство транспортное высокой проходимости соответствует критерию «существующие отличия».

На фиг.1 изображено предлагаемое средство транспортное высокой проходимости, вид сбоку; на фиг.2 - вид А фиг.1; на фиг 3 - сечение В-В фиг.2; на фиг.4 - состояние движителя в статике; на фиг.5 - состояние движителя в движении; на фиг.6 - сменная пружина растяжения трапецеидального сечения, общий вид, в аксонометрии; на фиг.7 - сменная пружина растяжения круглого сечения, общий вид, в аксонометрии; на фиг.8 - сменная пружина растяжения прямоугольного сечения, общий вид, в аксонометрии.

Средство транспортное высокой проходимости (фиг.1) содержит двигатель 1 внутреннего сгорания, смонтированный на корпусе 2, который установлен на двух роторно-винтовых движителях 3 с винтовыми гребнями 4, которые выполнены в виде сменных пружин растяжения 5, установленных с зазором поверх полых, с гладкой поверхностью 6, цилиндрических движителей 7, образующих с ними одно-двух-трех- или четырехзаходный винт и закрепленных одним концом 8 спереди по ходу движения с помощью параллельных косынок 9 и фиксаторов 10, при этом на оси 11 (фиг.1) крепления каждого цилиндрического движителя 7 сзади по ходу движения установлен гребной винт 12.

Сменная пружина растяжения 5 может быть выполнена из пружинной стали трапецеидального 13, круглого 14 или прямоугольного 15 сечения.

При трогании с места средства транспортного высокой проходимости, содержащего двигатель 1 внутреннего сгорания, смонтированный на корпусе 2, который установлен на двух роторно-винтовых движителях 3 с винтовыми гребнями 4, которые выполнены в виде сменных пружин растяжения 5, установленных с зазором «S» поверх полых, с гладкой поверхностью 6, цилиндрических движителей 7, образующих с ними одно-двух-трех или четырехзаходный винт и закрепленных одним концом 8 спереди по ходу движения с помощью параллельных косынок 9 и фиксаторов 10, нижние витки сменной пружины растяжения 5 будут прижаты к гладкой поверхности 6 цилиндрического движителя 7 под воздействием массы средства транспортного, а верхние витки будут иметь зазор «S», при этом шаг витков сменной пружины растяжения 5 будет равен t1.

После того как средство транспортное начнет движение, сменная пружина растяжения 5 под воздействием составляющих сил и сил трения, действующих на нее, начнет растягиваться до тех пор, пока ее верхние витки не прижмутся к гладкой поверхности 6, при этом шаг витков увеличится и будет равен t2, то есть t2>t1.

Учитывая, что при движении средства транспортного силы, действующие на сменную пружину растяжения 5, постоянно изменяются из-за рельфа, также будет изменяться и ее шаг, благодаря чему происходит смягчение ударных нагрузок, возникающих, например, при соприкосновении витков сменной пружины растяжения 5 с камнями, корнями деревьев или другими препятствиями.

Кроме этого такое состояние сменной пружины растяжения 5 препятствует налипанию снега, грязи и других фракций на гладкую поверхность 6 цилиндрического движителя 7.

В зависимости от времени года, состояния рельефа на цилиндрический движитель 7 могут быть установлены сменные пружины растяжения 5 как трапецеидального 13, так и круглого 14 или прямоугольного 15 сечения.

Например, при передвижении по льду целесообразно устанавливать сменные пружины растяжения 5 трапецеидального 13 сечения, а по снегу - прямоугольного 15 сечения.

На слабонесущих грунтах, на песках подойдут сменные пружины растяжения 5 круглого 14 сечения.

Конструкция цилиндрических движителей 7 позволяет устанавливать различного рода сочетания сменных пружин растяжения 5.

Учитывая тот факт, что высота сечения профиля сменной пружины растяжения 5 имеет значительно меньшую высоту, чем гребень прототипа, гребной винт 12, установленный на оси 11 крепления каждого цилиндрического движителя 7 сзади по ходу движения, обеспечивает переправу средства транспортного через водные преграды.

Замену сменных пружин растяжения 5 осуществляют следующим образом:

- освобождают концы 8 сменных пружин растяжения 5 от фиксаторов 10, извлекая их из отверстий параллельных косынок 9;

- своим ходом средство транспортное перемещают (проезжают) вперед до тех пор, пока все установленные на цилиндрическом движителе 7 сменные пружины растяжения 5 не сойдут с него;

- спереди по одной новой сменной пружине растяжения 5 проталкивают ее задний конец под цилиндрический движитель 7 и проезжают вперед, пока сменная пружина растяжения не навьется на гладкую поверхность 6 цилиндрического движителя 7;

- фиксатором 10 спереди стопорят сменную пружину растяжения 5.

Установку остальных сменных пружин растяжения 5 осуществляют вышеописанным способом.

Применение предлагаемого средства транспортного высокой проходимости позволит:

1. Улучшить ходовые качества средства транспортного с роторно-винтовым движителем.

2. Уменьшить возникающие при движении средства транспортного ударные нагрузки на элементы движителя.

3. Упростить конструкцию движителя.

4. Снизить трудоемкость изготовления движителя.

5. Повысить ремонтопригодность движителя.

6. Уменьшить нагрузки и затраты мощности средства транспортного при трогании его с места.

7. Устранить налипание снега, грязи и других фракций на рабочий орган движителя.

1. Средство транспортное высокой проходимости, содержащее двигатель внутреннего сгорания, смонтированный на корпусе, который установлен на двух роторно-винтовых движителях с винтовыми гребнями, отличающееся тем, что винтовые гребни выполнены в виде сменных пружин растяжения, установленных с зазором поверх полых, с гладкой поверхностью, цилиндрических движителей, образующих с ними одно-двух-трех- или четырехзаходный винт и закрепленных одним концом спереди по ходу движения с помощью параллельных косынок и фиксаторов, при этом на оси крепления каждого цилиндрического движителя сзади по ходу движения установлен гребной винт.

2. Средство транспортное высокой проходимости по п.1, отличающееся тем, что сменная пружина растяжения может быть выполнена из пружинной стали трапецеидального сечения.

3. Средство транспортное высокой проходимости по п.1, отличающееся тем, что сменная пружина растяжения может быть выполнена из пружинной стали круглого сечения.

4. Средство транспортное высокой проходимости по п.1, отличающееся тем, что сменная пружина растяжения может быть выполнена из пружинной стали прямоугольного сечения.

Наверх