способ определения моющих свойств у присадок к автомобильным бензинам

Классы МПК:G01N33/22 топлива, взрывчатых веществ 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти" (ОАО "ВНИИ НП") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-08-22
публикация патента:

Изобретение относится к лабораторным методам исследования присадок к автомобильным бензинам. Способ заключается в определении смол, промытых н-гептаном в бензине до и после введения исследуемой присадки по ГОСТ 1567, при этом используют бензин с содержанием промытых смол не менее 5 мг на 100 мл бензина (например, бензины вторичного происхождения - каталитического и термического крекинга, висбрекинга, коксования, полимеризации и т.д., как правило, с большим содержанием олефиновых углеводородов). Исследуемую присадку вводят в количестве 0,03-0,1% масс. По разнице в количестве промытых смол в бензине до и после введения исследуемой присадки судят о наличии моющих свойств у исследуемой присадки. Достигается повышение надежности определения. 1 табл.

Формула изобретения

Способ определения моющих свойств у присадки в автомобильном бензине, заключающийся в том, что в бензин с содержанием промытых смол (смол, оставшихся после промывки н-гептаном) не менее 5 мг на 100 мл бензина, вводят исследуемую присадку в количестве 0,03-0,1 мас.% и определяют количество промытых смол, затем по разнице в количестве промытых смол в бензине до и после введения исследуемой присадки судят о наличии моющих свойств у исследуемой присадки.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к лабораторным методам исследования присадок к автомобильным бензинам, в частности к способу определения моющих свойств у присадок к автомобильным бензинам.

Необходимость разработки и введения моющих присадок в автомобильные бензины вызвана тем, что автомобильные бензины содержат в своем составе значительное количество ароматических и олефиновых углеводородов, что обуславливает их повышенную склонность к образованию смол и отложений в системе подачи топлива, что в конечном итоге оказывает негативное влияние на токсичные выбросы автотранспорта в окружающую среду.

Для оценки эффективности присадок в качестве моющих, в настоящее время существуют только стендовые методы, использующие автомобильные двигатели. Для испытаний на стенде соединений в качестве моющей присадки необходимо провести сравнительные испытания исходного бензина и бензина с моющей присадкой. Количество бензина для этих испытаний требуется от 200 до 600 литров, время испытаний 5-10 дней и соответственно стоимость испытаний от 3 до 10 тыс евро.

Известен способ определения промытых смол (смол, оставшихся после промывки н-гептаном) по ГОСТ 1657 или ASTM D-381. Способ заключается в том, что бензин наливают в предварительно взвешенный стаканчик в количестве 25 или 50 мл и помещают в нагретую до 155-165°C баню. Затем через 3-5 минут в стаканчик направляют через сопло воздух с температурой 155-165°C и расходом 500-700 см3/с, и стаканчик с бензином выдерживают при данных условиях 30 минут. После этого стаканчик вынимают из бани и помещают в эксикатор на 2 часа. Через два часа стаканчик несколько раз промывают 25 мл н-гептана до исчезновения окраски н-гептана, а затем стаканчик помещают в нагретую до 155-165°C баню и выдерживают 5 минут без продувки воздухом. После этого стаканчик вынимают из бани и помещают в эксикатор на 2 часа. Через 2 часа стаканчик взвешивают и, вычитая исходный вес стаканчика, определяют количество смол в бензине в пересчете на 100 мл.

Задача предлагаемого изобретения заключается в том, чтобы определить наличие моющих свойств у присадок, вводимых в автомобильный бензин, используя метод определения промытых смол (смол, оставшихся после промывки н-гептаном) по ГОСТ 1657 или ASTM D-381.

Способ определения моющих свойств у присадок к автомобильным бензинам заключается в определении смол, промытых н-гептаном в бензине до и после введения исследуемой присадки по ГОСТ 1567, при этом используют бензин с содержанием промытых смол не менее 5 мг на 100 мл бензина (например, бензины вторичного происхождения - каталитического и термического крекинга, висбрекинга, коксования, полимеризации и т.д., как правило, с большим содержанием олефиновых углеводородов). Исследуемую присадку вводят в количестве 0,03-0,1% масс. По разнице в количестве промытых смол в бензине до и после введения исследуемой присадки судят о наличии моющих свойств у исследуемой присадки.

Сущность изобретения подтверждается примерами, представленными в таблице.

Из представленных в табл. данных следует, что у известных моющих присадок в концентрации 0,05-0,1% масс. (примеры 2-5) содержание промытых смол значительно меньше, чем до введения присадок (значительно ниже 5 мг на 100 мл бензина). Присадка Хайтек 6470 в концентрации 0,05% масс. (пример 6) практически не влияет на моющие свойства бензина. Исследование в качестве моющих присадок фракций первичных алифатических аминов C 10-C16 (85%) в концентрации 0,05% масс., а также первичных дистиллированных алифатических аминов С1720 (95%) в концентрации 0,03-0,05% масс. показали высокую эффективность в качестве моющих присадок (примеры 7-9); при уменьшении концентрации присадки С1720 (95%) до 0,01% масс. количество промытых смол значительно возрастает (пример 10). Также не проявляют моющих свойств другие вводимые в бензин присадки (примеры 11-13).

Таким образом, предлагаемый способ определения моющих свойств у исследуемых присадок подтверждается приведенными примерами.

Таблица
Определение содержания промытых смол (смол, оставшихся после промывки н-гептаном) в бензине до введения и после введения исследуемой присадки по ГОСТ 1567*
№ п/пНаименование образца Содержание промытых смолРазность содержания промытых смол до и после введения присадки
1Бензин с установки коксования (БУК) 80
2БУК + 0,05% масс. Керопур 3458N 26
3БУК + 0,05% масс. Керопур 3606 17
4БУК + 0,05% масс. Octimise G 2003 35
5БУК + 0,1% масс. Octimise G 2003 17
6БУК + 0,05% масс. Хайтек 6470 80
7 БУК + 0,05% масс. первичные алифатические амины фракция C10-C16 (85%) 26
8 БУК + 0,05% масс. первичные дистиллированные алифатические амины фракция C17-C20 (95%) 17
9БУК + 0,03% масс. первичные дистиллированные алифатические амины фракция C17-C20 (95%) 26
10БУК + 0,01% масс. первичные дистиллированные алифатические амины фракция С17-C20 (95%) 17-9
11БУК + 0,05% масс. N-метил-пара-анизидин11 -3
12 БУК + 0,05% масс. В-15/419 -1
13 БУК + 0,03% масс. Ионол11 -3
* Содержание фактических смол до промывки н-гептаном у бензина с установки коксования (БУК) 8 мг на 100 мл бензина

Класс G01N33/22 топлива, взрывчатых веществ 

способ оценки цетанового индекса жидких углеводородных топлив -  патент 2526174 (20.08.2014)
устройство для определения качества нефтепродуктов -  патент 2522207 (10.07.2014)
реагентная индикаторная трубка на основе хромогенных дисперсных кремнеземов -  патент 2521368 (27.06.2014)
способ определения содержания воды в нефтепродуктах -  патент 2521360 (27.06.2014)
способ определения количества антиоксидантов в авиакеросинах -  патент 2519680 (20.06.2014)
способ оценки разрушительных свойств наливных взрывчатых веществ -  патент 2519658 (20.06.2014)
способ прогнозирования склонности ископаемых углей к самовозгоранию и устройство для его осуществления -  патент 2509212 (10.03.2014)
способ определения содержания воды в углеводородном топливе и устройство для его осуществления -  патент 2502069 (20.12.2013)
способ определения наличия моющих присадок в автомобильных бензинах -  патент 2497111 (27.10.2013)
способ маркировки взрывчатого вещества -  патент 2495860 (20.10.2013)
Наверх