клапан запорный электромагнитный нормально-закрытый

Классы МПК:F16K31/02 электрические; магнитные 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Закрытое акционерное общество Производственная компания "Промконтроллер" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-03-14
публикация патента:

Изобретение относится к автоматической арматуре с дистанционным управлением. Клапан запорный электромагнитный нормально-закрытый предназначен для автоматического перекрытия потоков газообразных сред на газопроводах систем газораспределения и газопотребления природного газа. Внутри корпуса выполнено седло для затвора. С корпусом соединена разделительная трубка. В затворе расположен пилотный клапан. Шток соединен с пилотным клапаном и сердечником. На разделительной трубке установлены катушка, магнитопровод и верхний полюс. Полюс и сердечник расположены в разделительной трубке. На фланце электромагнита установлен стакан, в котором расположен блок управления клапаном. Пружина расположена между сердечником и разделительной трубкой. В стенке корпуса установлен индуктивный датчик положения затвора. Технический результат - наличие блока управления клапаном и использование только одной пружины увеличило надежность клапана. 8 з.п. ф-лы, 2 ил. клапан запорный электромагнитный нормально-закрытый, патент № 2493466

клапан запорный электромагнитный нормально-закрытый, патент № 2493466 клапан запорный электромагнитный нормально-закрытый, патент № 2493466

Формула изобретения

1. Клапан запорный электромагнитный нормально-закрытый, содержащий корпус с входной и выходной полостями и с седлом для затвора, затвор с седлом для пилотного клапана, расположенный в корпусе, пилотный клапан, расположенный в затворе, пружину, шток, один конец которого соединен с пилотным клапаном, а другой конец штока соединен с сердечником, отличающийся тем, что он дополнительно содержит блок управления клапаном, расположенный в стакане, датчик положения затвора, расположенный в стенке корпуса, закрепленную на корпусе разделительную трубку, в которой расположены полюс и сердечник, и расположенные на разделительной трубке магнитопровод, электромагнитную катушку и верхний полюс, при этом стакан расположен на верхнем полюсе, пружина расположена в зазоре между сердечником и разделительной трубкой, а в затворе выполнены отверстия.

2. Клапан по п.1, отличающийся тем, что блок управления клапаном имеет возможность изменять величину потребляемого клапаном тока.

3. Клапан по п.1, отличающийся тем, что индуктивный датчик выполнен с возможностью регистрации одного из крайних положений затвора.

4. Клапан по п.1, отличающийся тем, что отверстия, выполненные в затворе, соединяют входную полость корпуса и внутреннюю полость затвора.

5. Клапан по п.1, отличающийся тем, что в пилотном клапане выполнены отверстия, соединяющие внутреннюю полость затвора и внутреннюю полость пилотного клапана.

6. Клапан по п.1, отличающийся тем, что полюс зафиксирован от осевого перемещения в разделительной трубке кольцом.

7. Клапан по п.1, отличающийся тем, что сердечник установлен в разделительной трубке с возможностью осевого перемещения.

8. Клапан по п.1, отличающийся тем, что электромагнитная катушка, магнитопровод, верхний полюс и стакан зафиксированы от перемещения по разделительной трубке.

9. Клапан по п.1, отличающийся тем, что седло пилотного клапана выполнено как отдельная деталь, установленная в торец затвора.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к автоматической арматуре с дистанционным управлением. Клапан запорный электромагнитный нормально-закрытый (далее клапан) предназначен для автоматического перекрытия потоков газообразных сред на газопроводах систем газораспределения и газопотребления природного газа. Клапан может быть использован в блоке газооборудования автоматического, предназначенного для работы группы горелок котлов.

Известен резервированный запорный магистральный электропневматический клапан модульного исполнения для встроенного монтажа, высоких давлений и температур (далее клапан) (RU, патент № 2350813 С1, опубл. 27.03.2009 г.), предназначенный для перекрытия потоков рабочей среды в трубопроводных технологических линиях или магистралях, транспортирующих преимущественно газообразные среды с высокими давлением и температурой, в газовой, нефтяной, химической и других отраслях промышленности. Известный клапан является нормально-закрытым. Клапан управляется двумя приводами - электромагнитным и резервным ручным приводом. На корпусе клапана с впускным и выпускным участками для прохода рабочей среды и с седлом для затвора закреплен направляющий цилиндр. На направляющем цилиндре установлен корпус для ручного и электромагнитного приводов. Электромагнитный привод содержит размещенные коаксиально две электромагнитные катушки, центральная из них - импульсная, другая выполнена с функцией «удерживающей» катушки с меньшей выходной мощностью. На электромагнитном приводе установлен блок сигнализации и переключений, цель которого информировать о крайних положениях затвора и отключать или включать импульсную катушку электромагнита. По оси электромагнитных катушек расположена направляющая гильза, в которой расположен стоп и сердечник. В полости корпуса и направляющего цилиндра расположен затвор, в котором расположен пилотный клапан. Седло пилотного клапана расположено в затворе. В затворе выполнены дросселирующие отверстия, с помощью которых внутренняя полость затвора соединяется с впускным участком корпуса. Шток закреплен одним концом с сердечником, а другим с пилотным клапаном. Возврат клапана в исходное состояние «закрыто» осуществляется двумя возвратными пружинами.

Конструкция известного клапана решает несколько задач, а именно:

- Обеспечение информативности о положении затвора, а именно введение в конструкцию блока сигнализации, что увеличивает потребительские свойства клапана.

- Снижение расхода электроэнергии, потребляемой клапаном, что, в свою очередь, ведет к уменьшению нагрева катушки электромагнита и, следовательно, к увеличению надежности клапана. Эта задача обеспечивается введением в конструкцию клапана пилотного клапана и введением блока переключений. Использование пилотного клапана с уменьшенной неразгруженной от давления площадью уменьшает тяговое усилие электромагнитной катушки на открытие клапана. Использование блока переключений позволяет отключить одну из двух катушек, а именно «импульсную» в длительном режиме «удержания».

- Выполнение запорного клапана в виде единого блока-модуля с возможностью легкого встраивания непосредственно в магистральную линию.

- Обеспечение управления клапаном как вручную, так и дистанционно с помощью электрического сигнала, формируемого на панели управления (автоматического управления).

Однако при всех достоинствах известного клапана, у него есть и недостатки. Так, чтобы открыть затвор движущийся сердечник должен преодолеть усилие двух возвратных пружин, что ведет к снижению надежности работы клапана. Использование двух катушек приводит к увеличению габаритов и стоимости клапана.

Известен электромагнитный клапан (RU, полезная модель № 43614U1, опубл. 27.01.2005 г.), предназначенный для использования в системах дистанционного автоматического управления газогорелочными устройствами, бытовыми отопительными установками, трубопроводными системами управления потоками углеводородных газов (природного или сжиженного), воздуха, а также других неагрессивных газов в качестве запорно-регулирующего органа. Указанный клапан является нормально-закрытым и содержит одну электромагнитную катушку и форсирующее устройство, которое установлено в кабельном вводе. Во время работы форсирующего устройства происходит увеличение тягового усилия за счет увеличения силы тока. В этот момент потребляемая мощность возрастает, но продолжительность момента невелика и составляет менее одной секунды, что равно времени срабатывания электромагнитного клапана. За это время происходит открытие нормально-закрытого клапана. Затем форсирующее устройство отключается, и электромагнитный клапан переходит в режим удержания, продолжительность которого значительно превышает время срабатывания клапана. В указанном клапане решена задача снижение расхода электроэнергии и увеличения надежности в клапане с одной электромагнитной катушкой. Однако патент касается только возможности использования форсирующего устройства и его расположения (в кабельном вводе между электромагнитной катушкой и источником питания) и не затрагивает конструктивное выполнение клапана, тогда как для создания единого устройства, легко встраиваемого в магистральную линию газопровода, требуется обеспечить оптимальное расположение взаимодействующих между собой конструктивных элементов.

В качестве прототипа принят электромагнитный клапана (SU, авторское свидетельство № 850964, опубл. 30.07.1981 г.), поскольку ему присуща совокупность признаков, наиболее близкая к совокупности существенных признаков изобретения. Известный электромагнитный клапан является нормально-закрытым. Он содержит электромагнит и корпус с впускным и выпускным патрубками и с седлом для затвора. В корпусе установлен затвор с седлом для пилотного клапана. Пилотный клапан, расположен в затворе. Один конец штока соединен с сердечником электромагнита, а другой с пилотным клапаном. Возвратная пружина расположена между упором штока и корпусом. В известном электромагнитном клапане отсутствует средство, позволяющее снизить потребляемую электроэнергию, и средство, дающее информацию о расположении затвора, что снижает удобство работы и сужает сферу применения клапана.

Задачей изобретения является создание простой и надежной конструкции клапана, выполненной в виде единого блока, легко встраиваемого в магистраль газопровода, снижение расхода электроэнергии и повышение потребительских свойств клапана.

Технический результат достигается тем, что клапан запорный электромагнитный нормально-закрытый содержит корпус с входной и выходной полостями и седлом для затвора, затвор с седлом для пилотного клапана, установленный в корпусе, пилотный клапан, расположенный в затворе, разделительную трубку, закрепленную на корпусе, электромагнит, содержащий полюс, сердечник, электромагнитную катушку, магнитопровод и верхний полюс, при этом полюс и сердечник расположены в разделительной трубке, а электромагнитная катушка, магнитопровод и верхний полюс расположены на разделительной трубке, шток, один конец которого соединен с пилотным клапаном, а другой соединен с сердечником, пружину, расположенную в зазоре между сердечником и разделительной трубкой, стакан, расположенный на верхнем полюсе электромагнита, блок управления клапаном, расположенный в стакане и индуктивный датчик положения затвора, расположенный в стенке корпуса, при этом в затворе выполнены отверстия. Блок управления клапаном имеет возможность изменять величину потребляемого клапаном тока. Индуктивный датчик выполнен с возможностью регистрации закрытого положения затвора. Отверстия, выполненные в затворе, соединяют входную полость корпуса и внутреннюю полость затвора. В пилотном клапане выполнены отверстия, соединяющие внутреннюю полость затвора и внутреннюю полость пилотного клапана. Полюс, расположенный в разделительной трубке, зафиксирован от осевого перемещения по разделительной трубке кольцом. Сердечник установлен в разделительной трубке с возможностью осевого перемещения. Электромагнитная катушка, магнитопровод, верхний полюс и стакан зафиксированы от перемещения по разделительной трубке. Седло пилотного клапана может быть выполнено, как отдельная деталь, расположенная в торцевой стенке затвора.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где:

Фиг.1 Клапан запорный электромагнитный нормально-закрытый (главный вид).

Фиг.2 Клапан запорный электромагнитный нормально-закрытый (вид сбоку).

Клапан запорный электромагнитный нормально-закрытый содержит следующие элементы:

1 - корпус;

2 - седло затвора;

3 - разделительная трубка;

4 - затвор;

5 - пилотный клапан;

6 - шток;

7 - штифт;

8 - сердечник;

9 - штифт;

10 - полюс;

11 - стопорное кольцо;

12 - пружина;

13 - стопорное кольцо;

14 - седло пилотного клапана;

15 - сквозные отверстия в затворе;

16 - отверстия в пилотном клапане;

17 - уплотнительное кольцо;

18 - уплотнительное кольцо;

19 - уплотнительное кольцо;

20 - электромагнитная катушка;

21 - магнитопровод;

22 - верхний полюс;

23 - стакан;

24 - кольцо;

25 - стопорное кольцо;

26 - винт;

27 - крышка;

28 - плата БУК;

29 - стойка;

30 - розетка соединительная;

31 - индуктивный датчик;

32 - заглушка.

В корпусе 1 клапана выполнены входная и выходная полости и седло 2 затвора. Седло 2 затвора имеет вид кольцевого выступа. На корпусе жестко установлены штуцера для соединения с магистралью газопровода. Корпус 1 соединен с разделительной трубкой 3 и их резьбовое соединение герметизировано уплотнительным кольцом. В корпусе 1 расположен затвор 4, предназначенный для закрытия прохода в седле 2 затвора. В затворе 4 выполнена внутренняя полость, в которой расположен пилотный клапан 5. Пилотный клапан 5 соединен со штоком 6 при помощи штифта 7, расположенного в отверстиях пилотного клапана и штока, при этом часть штока расположена во внутренней полости пилотного клапана. Другой конец штока 6 соединен с сердечником 8 при помощи штифта 9, расположенного в отверстиях штока и сердечника, при этом часть штока расположена в осевом отверстии сердечника. Штифты 7 и 9 расположены перпендикулярно относительно друг друга. Полюс 10 электромагнита расположен во внутренней полости разделительной трубки 3 и зафиксирован от осевого перемещения кольцом 11. Сердечник 8 электромагнита расположен с возможностью осевого перемещения во внутренней полости разделительной трубки 3. Сердечник 8 имеет на одном конце конус для вхождения в ответный конус на торце полюса 10, а на другом конце упор для пружины 12. Пружина 12 расположена в зазоре между внешней поверхностью сердечника 8 и внутренней стенкой разделительной трубки 3 и имеет возможность сжиматься между упором сердечника и упором на внутренней поверхности разделительной трубки.

Перемещение пилотного клапана в полости затвора ограничено кольцом 13 и седлом 14 пилотного клапана, которое может быть выполнено как отдельная деталь, установленная в торец затвора. В цилиндрической стенке затвора 4 выполнены сквозные отверстия 15, соединяющие входную полость корпуса и внутреннюю полость затвора. В пилотном клапане 5 выполнены отверстия 16, соединяющие внутреннюю полость затвора с внутренней полостью пилотного клапана. В цилиндрической и торцевой стенках затвора 4 установлены уплотнительные кольца (17 и 18) из эластичного материала. В торцевой поверхности пилотного клапана 5 установлено уплотнительное кольцо 19 из эластичного материала. При закрытии клапана уплотнительное кольцо 19 пилотного клапана вдавливается в седло 14 пилотного клапана, а уплотнительное кольцо 18 затвора вдавливается в седло 2 затвора.

На разделительной трубке последовательно расположены магнитопровод 21 (может быть выполнен составным), электромагнитная катушка 20 и верхний полюс. На верхнем полюсе 22 установлен стакан 23. Все эти детали зафиксированы от перемещения по разделительной трубке кольцами 24 и 25 и винтами 26. На стакан 23 устанавливается крышка 27.

В стакане 23 расположен блок управления клапаном (далее БУК), плата 28 которого расположена на пустотелой трубчатой стойке 29. Питание к БУК подается через соединительную розетку 30, расположенную в стенке стакана. Клапан оснащен индуктивным датчиком (выключателем) 31 одного из крайних положений затвора, а именно положения «закрыто».

Сигнал состояния клапана снимается с индуктивного датчика 31. Индуктивный датчик 31 расположен в боковой стенке корпуса. Для этого в корпусе выполнены резьбовые отверстия, ось которых перпендикулярна оси штуцеров. В одном из отверстий установлена заглушка 32, а в другом индуктивный датчик 31. Индуктивный датчик и заглушка, для удобства эксплуатации, могут быть переставлены. Индуктивный датчик 31 может быть расположен в основании корпуса.

Работа клапана происходит следующим образом.

Исходное состояние клапана - нормально-закрытое. В этом состоянии электромагнитная катушка 20 электромагнита и БУК обесточены. К клапану подведено рабочее давление от источника магистральной газовой системы. Через отверстия 15 в затворе и отверстия 16 в пилотном клапане рабочая среда поступает в пространство над затвором и пилотным клапаном и далее через расточки в сердечнике в пространство между полюсом и сердечником. Давление в указанных полостях равно давлению на входе в клапан, следовательно, затвор 4 и пилотный клапан 5 прижаты к седлам давлением среды и дополнительно пружиной 12. Индуктивный датчик 31 регистрирует состояние клапана, как «закрытое».

В режиме «открывания» клапана подается управляющий сигнал на БУК, а с него на электромагнитную катушку 20 подается величина тока Jоткр., достаточная для открывания клапана. При этом сердечник 8 движется к полюсу 10 и перемещает шток 6 с пилотным клапаном 5. Пружина 12 сжимается. Проход в седле 14 пилотного клапана открывается, и рабочая среда из полостей над затвором и над пилотным клапаном, а так же из полостей в разделительной трубке попадает через проход в седле 14 пилотного клапана в выходную полость корпуса. Так как сопротивление истечению через проход в седле 14 пилотного клапана гораздо меньше сопротивлению в отверстиях 15 затвора, давление в полостях над затвором и пилотным клапаном и в выходной полости корпуса примерно выравниваются. Пилотный клапан 5 движется до кольца 13, установленного в затворе 4, и увлекает за собой затвор. БУК подает на электромагнитную катушку 20 величину тока Jоткр не более 4 секунд, а затем переходит в режим «удержания», продолжительность которого значительно превышает время срабатывания клапана. Усилие по удержанию затвора в несколько раз меньше тягового усилия, необходимого для поднятия затвора, поэтому потребляемая мощность в это время значительно ниже, чем в режиме «открывания». Поэтому БУК снижает величину тока Jоткр. до величины тока Jудерж., необходимого для удержания затвора.

Для возвращения клапана в исходное состояние, а именно для закрытия клапана, прекращается подача питания на БУК и электромагнитную катушку.

Использование БУК позволяет снизить потребление электроэнергии при эксплуатации клапана запорного электромагнитного нормально-закрытого, что уменьшает разогрев электромагнитной катушки и, следовательно, увеличивает надежность клапана.

Класс F16K31/02 электрические; магнитные 

предохранительный клапан, оснащенный средствами для подачи энергии к вставному предохранительному клапану -  патент 2522682 (20.07.2014)
клапан с электромагнитным двухпозиционным приводом -  патент 2517002 (27.05.2014)
вставной предохранительный клапан с электрическим приводом -  патент 2516398 (20.05.2014)
механизм аварийного срабатывания -  патент 2514451 (27.04.2014)
устройство для управления положением дозирующего узла регулятора газа или жидкости (варианты) -  патент 2513545 (20.04.2014)
электропневмоклапан -  патент 2509247 (10.03.2014)
запорное устройство -  патент 2503868 (10.01.2014)
клапан запорный электромагнитный нормально открытый -  патент 2498138 (10.11.2013)
шаровой кран -  патент 2495312 (10.10.2013)
пускоотсечной электропневмоклапан постоянного низкого давления -  патент 2493465 (20.09.2013)
Наверх