способ контроля судовой газотурбинной установки

Классы МПК:F02C9/00 Управление газотурбинными установками; управление топливоподачей в воздушно-реактивных двигательных установках
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "СТАР" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-01-10
публикация патента:

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения и может быть использовано в локальных системах управления (ЛСУ) газотурбинными силовыми установками (ГТУ) судов различного назначения. Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно в процессе эксплуатации ГТУ при работе на режимах от номинального и выше вычисляют отношение температуры газов за ТВД к температуре газов за ТНД и сравнивают его с наперед заданным предельным значением, определяемым расчетным путем для каждого тина двигателей и уточняемым в процессе ПСИ конкретного двигателя, если разница между вычисленным и предельным значением становится меньше первой наперед заданной величины, формируют сообщение в судовую систему управления «Минимальный остаток ресурса горячей части ГТУ», если разница между предельным и вычисленным значением становится меньше второй наперед заданной величины, формируют сообщение в судовую систему управления «Необходим останов ГТУ», выключают ГТУ и проводят регламентные работы по газогенератору.

Технический результат изобретения - повышение надежности работы ГТУ и безопасности судна за счет повышения качества контроля технического состояния ГТУ. 1 ил.

способ контроля судовой газотурбинной установки, патент № 2493390

Формула изобретения

Способ контроля судовой газотурбинной установки (ГТУ), заключающийся в том, что в ЛСУ ГТУ измеряют температуру газов за турбиной высокого давления (ТВД) и турбиной низкого давления (ТНД) и сравнивают их с наперед заданными предельными значениями, при превышении любой температурой предельного значения формируют сообщение в судовую систему управления «Превышена температура газов», отличающийся тем, что дополнительно в процессе эксплуатации ГТУ при работе на режимах от номинального и выше вычисляют отношение температуры газов за ТВД к температуре газов за ТНД и сравнивают его с наперед заданным предельным значением, определяемым расчетным путем для каждого типа двигателей и уточняемым в процессе ПСИ конкретного двигателя, если разница между вычисленным и предельным значением становится меньше первой наперед заданной величины, формируют сообщение в судовую систему управления «Минимальный остаток ресурса горячей части ГТУ», если разница между предельным и вычисленным значением становится меньше второй наперед заданной величины, формируют сообщение в судовую систему управления «Необходим останов ГТУ», выключают ГТУ и проводят регламентные работы по газогенератору.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения и может быть использовано в локальных системах управления (ЛСУ) газотурбинными силовыми установками (ГТУ) судов различного назначения.

Известен способ контроля газотурбинного двигателя (ГТД), реализованный в электронно-гидромеханической системе автоматического управления (САУ) супервизорного типа, Кеба И.В. «Летная эксплуатация вертолетных ГТД», М., «Транспорт», 1976 г., с.78-81.

Способ заключается в том, что с целью защиты ГТД управляющее воздействие гидромеханического регулятора корректируется по температуре газов за турбиной в ограниченном диапазоне электронным корректором.

Недостатком известного способа является его низкая эффективность.

Наиболее близким к данному изобретению по технической сущности является способ контроля судовой ГТУ, заключающийся в том, что в ЛСУ ГТУ измеряют температуру газов турбиной высокого давления (ТВД) и турбиной низкого давления

(ТНП) и сравнивают их с наперед заданными предельными значениями, при превышении любой температурой предельного значения формируют сообщение в судовую систему управления «Превышена температура газов», Багерман А.З. «Обеспечение надежной эксплуатации газотурбинных двигателей в морских условиях», СПб., ЦНИИ им. Академика А.Н.Крылова, 2010 г., с.41.

Недостатком этого способа является то, что он позволяет только констатировать случившийся факт - переход газогенератора в нерабочее состояние. Не анализируется динамика выработки ресурса «горячей части» газогенератора ГТУ.

Это снижает надежность работы ГТУ и безопасность судна, т.к. для судовых ГТУ, применяемых на морских и океанских грузовозах, поломку ГТУ необходимо прогнозировать, чтобы судно в нужный момент оказалось там, где возможен ремонт или замена ГТУ.

Целью изобретения является повышение надежности работы ГТУ и безопасности судна.

Поставленная цель достигается тем, что в способе контроля судовой ГТУ, заключающемся в том, что в ЛСУ ГТУ измеряют температуру газов за ТВД и ТНД и сравнивают их с наперед заданными предельными значениями, при превышении любой температурой предельного значения формируют сообщение в судовую систему управления «Превышена температура газов», дополнительно в процессе эксплуатации ГТУ при работе на режимах от номинального и выше вычисляют отношение температуры газов за ТВД к температуре газов за ТНД и сравнивают его с наперед заданным предельным значением, определяемым расчетным путем для каждого типа двигателей и уточняемым в процессе ПСИ конкретного двигателя, если разница между вычисленным и предельным значением становится меньше первой наперед заданной величины, формируют сообщение в судовую систему управления «Минимальный остаток ресурса горячей части ГТУ», если разница между предельным и вычисленным значением становится меньше второй наперед заданной величины, формируют сообщение в судовую систему управления «Необходим останов ГТУ», выключают ГТУ и проводят регламентные работы по газогенератору.

На фигуре представлена схема устройства, реализующая заявляемый способ.

Устройство содержит последовательно соединенные блок 1 датчиков (БД), ЛСУ 2, блок 3 управления дозирующим агрегатом, дозирующий агрегат 4 (ДГ), стоп-кран 5 (СК), причем ДГ 4 подключен к БД 1, ЛСУ 2 подключена к системе 6 управления судном.

Устройство работает следующим образом.

Система 6 управления судном задает в ЛСУ 2 режим работы ГТУ: запуск, холостой ход, номинальный режим, максимальный режим.

Связь между системой 6 и ЛСУ 2 осуществляется по цифровому каналу связи (например, RS 485 или Ethernet).

ЛСУ 2 в соответствии с полученной от системы 6 командой по сигналам датчиков из БД 1 по известным зависимостям (см., например, книгу Кеба И.В. «Летная эксплуатация вертолетных ГТД», М., «Транспорт», 1976 г., с.117-135) вычисляет потребный расход топлива в КС ГТУ и с помощью блока 3 и ДГ 4 поддерживает режим работы ГТУ, изменяя расход топлива в КС ГТУ. При работе ГТУ стоп-кран 5 находится в положении «Открыт».

В ЛСУ 2 с помощью БД 1 измеряют температуру газов за ТВД и ТНД и сравнивают их с наперед заданными предельными значениями. Для судовой ГТУ на базе ГТД Е 70/8 РД производства ОАО «НПО «Сатурн», г.Рыбинск, это 790°С - для ТВД, и 470°С -для ТНД.

При превышении любой температурой предельного значения в ЛСУ 2 формируют и и передают в судовую систему 6 управления сообщение «Превышена температура газов».

Дополнительно в процессе эксплуатации ГТУ при работе на режимах от номинального и выше (для ГТД Е 70/8 РД это режимы, где частот вращения турбокомпрессора выше 95%) в ЛСУ 2 вычисляют отношение температуры газов за ТВД к температуре газов за ТНД и сравнивают его с наперед заданным предельным значением, определяемым расчетным путем для каждого типа двигателей и уточняемым в процессе ПСИ конкретного двигателя (уточненное значение заносится в запоминающее устройство ЛСУ 2 - на фигуре не показано).

Для судовой ГТУ на базе ГТД Е 70/8 РД это значение может меняться в зависимости от конкретного двигателя в диапазоне от до 1,24 до 1,26.

Если разница между вычисленным и предельным значением становится меньше первой наперед заданной величины (для судовой ГТУ на базе ГТД Е 70/8 РД эта величина равна 0,05), формируют сообщение в судовую систему управления «Минимальный остаток ресурса горячей части ГТУ». При получении этого сообщения необходимо принять меры по поставке на судно запасных модулей ТНД и ТВД либо планировать маршрут судна (если в его силовой установке более одной ГТУ) таким образом, чтобы оно все время находилось от рем. базы на расстоянии не более трех дней хода с одним отказавшим ГТУ.

Если разница между предельным и вычисленным значением становится меньше второй наперед заданной величины (для судовой ГТУ на базе ГТД Е 70/8 РД эта величина равна 0), формируют сообщение в судовую систему управления «Необходим останов ГТУ», выключают ГТУ и проводят регламентные работы по газогенератору: проводят осмотр узлов ТВД и ТНД и, в зависимости от состояния ТВД и ТНД проводят замену одного или обоих модулей.

Таким образом, за счет повышения качества контроля технического состояния судовой ГТУ повышается надежность работы ГТУ и, как следствие, безопасность судна.

Класс F02C9/00 Управление газотурбинными установками; управление топливоподачей в воздушно-реактивных двигательных установках

способ поэтапного изменения подачи топлива в устройстве с камерой сгорания -  патент 2526410 (20.08.2014)
способ и устройство регулирования газотурбинной установки -  патент 2522258 (10.07.2014)
устройство для управления газотурбинным двигателем -  патент 2516761 (20.05.2014)
устройство гашения крутильных колебаний и цепь сжатия -  патент 2514977 (10.05.2014)
устройство для управления положением дозирующего узла регулятора газа или жидкости (варианты) -  патент 2513545 (20.04.2014)
способ и система для управления газовой турбиной и газовая турбина, содержащая такую систему -  патент 2509905 (20.03.2014)
способ и устройство для окисления топлива -  патент 2509904 (20.03.2014)
двухканальная система топливопитания и регулирования газотурбинного двигателя -  патент 2504677 (20.01.2014)
способ определения ресурса реактивного двигателя -  патент 2504676 (20.01.2014)
способ и система регулирования подачи топлива при запуске газотурбинной установки -  патент 2503840 (10.01.2014)
Наверх