кормовая оконечность судна с движительно-рулевым комплексом

Классы МПК:B63B1/08 форма кормовой части 
B63H5/125 смонтированных подвижно по отношению к корпусу судна, например положение которых регулируется по направлению
B63H20/02 установка двигательно-движительных агрегатов
Патентообладатель(и):Кеслер Анатолий Александрович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-04-26
публикация патента:

Изобретение относится к области судостроения и касается конструирования кормовой оконечности судна, оборудованной движительно-рулевым комплексом (ДРК), установленным за пределами корпуса судна. Кормовая оконечность судна снабжена кринолином. В настиле кринолина выполнено отверстие, которое закрывается съемной платформой, на которой закреплен ДРК. По периметру отверстия установлены направляющие стойки, у которых верхний конец жестко связан с кронштейном, закрепленным на корпусе судна. Технический результат заключается в улучшении условий эксплуатации и технического обслуживания ДРК. 1 з.п. ф-лы, 4 ил. кормовая оконечность судна с движительно-рулевым комплексом, патент № 2493040

кормовая оконечность судна с движительно-рулевым комплексом, патент № 2493040 кормовая оконечность судна с движительно-рулевым комплексом, патент № 2493040 кормовая оконечность судна с движительно-рулевым комплексом, патент № 2493040 кормовая оконечность судна с движительно-рулевым комплексом, патент № 2493040

Формула изобретения

1. Кормовая оконечность судна с движительно-рулевым комплексом, установленным за пределами корпуса судна, отличающаяся тем, что для размещения комплекса выполнен кринолин с отверстием в настиле и съемной платформой, закрывающей отверстие, при этом по периметру отверстия установлены направляющие стойки, у которых верхний конец жестко связан с кронштейном, закрепленным на корпусе.

2. Кормовая оконечность судна по п.1, отличающаяся тем, что отверстие размещено в настиле так, что центр тяжести его площади удален от поверхности корпуса на минимальное расстояние, а движительно-рулевой комплекс закреплен на платформе с возможностью его поворота вокруг вертикальной оси.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к судостроению и касается конструирования кормовой оконечности судна, оборудованного движительно-рулевым комплексом (ДРК).

В заявленном техническом решении под ДРК понимается устройство, создающее силу упора и рулевую силу; при этом для создания рулевой силы винт (движитель) перемещают (поворачивают) вокруг вертикальной оси ДРК, которая перпендикулярна к основной плоскости судна.

В составе ДРК различают нижнюю часть, которая при движении судна находится под водой (ниже днища судна) и верхнюю, к которой подводится привод поворота ДРК вокруг вертикальной оси, а также подводится либо гребной вал, либо проводник энергии к гребному электродвигателю.

Для поворота ДРК к его верхней части подается вращающий момент от двигателя, жестко закрепленного относительно корпуса судна.

К винту вращающий момент подводится посредством системы валов от главного двигателя или непосредственно от гребного электродвигателя, размещенного за винтом в гондоле. В заявленном техническом решении принято, например, что нижняя часть ДРК включает: гондолу, в которой заключен гребной электродвигатель, винт, соосный с электродвигателем, и обтекаемую стойку, жестко связанную в ее нижней части с гондолой, а в верхней части - с фланцем, посредством которого нижняя часть ДРК крепится к его верхней части. Такая конструктивная компоновка ДРК получила распространение (См. Ж. «Судостроение», 2008 г., № 1, стр.66; № 2, стр.8 и 32). Одной из ее особенностей является соотношение габаритных размеров нижней части ДРК в плане: размер по оси винта в 1,5-2 раза превышает диаметр винта. Это обстоятельство ниже отражено при определении отличительных признаков заявленного решения.

В заявленном техническом решении ДРК предложено размещать на кринолине, т.е. за пределами корпуса судна. В связи с этим определимся с термином - «кринолин». В «Морском энциклопедическом словаре» (Изд. «Судостроение», 1986 г., Т 1, стр.361) отмечено: «Кринолинкормовая оконечность судна с движительно-рулевым комплексом, патент № 2493040 состоит из металлических кронштейнов, прикрепленных к обшивке в плоскостях поворотных (веерных) и кормовых бортовых шпангоутов, с установленными на них деревянными брусьями, которые образуют криволинейный навес, выступающий наружу за кормовые обводы корпуса» и далее «Сверху кринолин может иметь деревянный настил». В дальнейшем здесь принято, что кринолин - жесткий криволинейный навес с настилом, закрепленный на кормовой оконечности корпуса судна.

С учетом отмеченного рассмотрим аналоги заявленного технического решения.

Известно изобретение (SU № 1418194, кл. B63H 3/00, 1985 г., на 3x стр.), автор которого определил цель следующим образом: «повышение удобства эксплуатации гребного винта путем изменения величины и направления тяги без изменения режима и направления вращения вала гребного винта». Такие возможности гребной установки аналогичны возможностям ДРК.

Поставленная цель достигается тем, что двухлопастный винт крепится на гребном валу шарнирно посредством вала, пропущенного через П-образную ступицу. Кроме того, с лопастями винта шарнирно соединена вилка, у которой свободный конец установлен в подшипнике, размещенном в поворотной раме. Последняя шарнирно закреплена на кронштейне, который установлен на наружной поверхности кормовой оконечности корпуса судна. Поворот рамы вокруг вертикальной оси осуществляется с помощью рукоятки с судна. Такая гребная установка позволяет изменять силу упора и направление действия этой силы.

Техническому решению по а.с. № 1418194 свойствены сложность и низкая гидравлическая эффективность; последнее обусловлено тем, что при работе винта в воде находится только одна его лопасть.

Наиболее близким к заявленному техническому решению является изобретение по а.с. RU № 2203824, кл. В63B 1/08, на 3 стр., фиг.1-6. Автором изобретения предложено ДРК размещать в наделке, которая крепится на кормовой оконечности корпуса судна. В объеме наделки жестко крепится цилиндрическая труба с вертикальным расположением ее оси, а внутри трубы размещается поворотно-выдвижной блок, который вместе с трубой образуют ДРК. Нижнее выходное отверстие трубы располагается выше уровня поверхности воды.

Выемка (установка) поворотно-выдвижного блока из трубы предусмотрена через ее нижнее отверстие. Осмотр этого блока на плавающем судне возможен только на участке между поверхностью воды и уровнем отверстия трубы. Эти обстоятельства затрудняют как техническое обслуживание ДРК на судне, так и процесс его съема для последующего осмотра и ремонта.

Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в улучшении условий технического обслуживания и ремонта ДРК.

Поставленная задача достигается тем, что у кормовой оконечности судна с ДРК, для размещения последнего, согласно изобретению, выполнен кринолин с отверстием в настиле и съемной платформой, закрывающей отверстие; при этом по периметру отверстия установлены направляющие стойки, у которых верхний конец жестко связан с кронштейном, закрепленным на корпусе судна. Кроме того, отверстие размещено в настиле так, что центр тяжести его площади удален от поверхности корпуса судна на минимальное расстояние, а ДРК закреплен на платформе с возможностью его поворота вокруг вертикальной оси.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежами.

На фиг.1 изображен вид сбоку кормовой оконечности корпуса судна с кринолином и установленным на нем ДРК.

На фиг.2 дан вид сверху кормовой оконечности корпуса с кринолином и ДРК. Штриховой линией представлен контур прямоугольного отверстия, выполненного в настиле кринолина и имеющего размеры сторон «a» и «b». Также показано отстояние центра тяжести площади отверстия от транца корпуса судна - «с».

На фиг.3 представлен разрез по А-А фиг.2 с усеченным изображением кормовой оконечности корпуса.

На фиг.4 изображен разрез по Б-Б фиг.2 с показом, условно, внешнего вида ДРК и в поднятом его положении.

На кормовой оконечности корпуса 1 судна закреплен кринолин 2, имеющий закругленную форму свободной кромки; эта кромка сопрягается с привальным брусом 3, установленным на корпусе 1.

Прямоугольное отверстие в настиле кринолина 2 выполнено неравнобоким, с соотношением сторон b>а (фиг.2, 3, 4). Отверстие закрывается платформой 4, на которой закреплен ДРК. Размещение отверстия на кринолине 2 и его положение относительно корпуса 1 судна принято таким, что отстояние центра тяжести площади отверстия от корпуса 1 (размер «с» на фиг.2) составляет минимальное из возможных значений. В этом случае механический момент, создаваемый силой веса платформы 4 с ДРК относительно корпуса 1, также будет минимальным. Такой вариант размещения отверстия и, как следствие, платформы 4 с ДРК относительно корпуса 1, позволяет минимизировать механические напряжения в конструкциях корпуса 1, удерживающего кринолин 2.

На кринолине 2, вблизи каждого из углов отверстия, закреплено основание направляющей стойки 5, выполненной из L-образной в поперечном сечении балки. Верхний конец стойки 5 жестко связан с кронштейном 6, который закреплен на корпусе 1.

Направляющие стойки 5 служат для обеспечения необходимого положения в плане (позиционирования) платформы 4 относительно отверстия при различных уровнях возвышения платформы 4 над отверстием. Такая необходимость возникает при подъеме платформы 4 вместе с ДРК из «штатного» положения. (На фиг.4 «штатное» положение ДРК условно показано в виде изображения штрихпунктирной линией его нижней части; там же показан габаритный размер по оси винта, обозначенный «l»). Направляющие стойки 5 также обеспечивают позиционирование платформы 4 относительно отверстия при установке (опускании) ее вместе с ДРК на штатное место.

ДРК крепится к платформе 4 посредством, например, поворотной втулки 7, которая снабжена верхним и нижним фланцами и сопрягается с платформой 4 посредством подшипников качения (размещены под фланцами, см. фиг.3) и трения (размещены по толщине платформы 4). К нижнему фланцу втулки 7 жестко крепится нижняя (подводная) часть ДРК, а к верхнему фланцу жестко крепится верхняя часть ДРК (фиг.3).

Для поворота ДРК вокруг его вертикальной оси служит привод, включающий двигатель 8, вал и червяк 9. Червяк 9 образует червячную передачу с червячным колесом 10, которое жестко закреплено сверху на ДРК (фиг.3, 4). Двигатель 8, вал и червяк 9 удерживаются на платформе 4. Привод позволяет, поворачивать ДРК вместе с втулкой 7 вокруг вертикальной оси как при движении судна, так и его плавании на месте.

Выполнение кормовой оконечности корпуса 1 судна с кринолином 2, который служит для размещения ДРК, позволяет улучшить условия технического обслуживания его и ремонта по сравнению с известными техническими решениями. В этом случае процесс съема и установки ДРК становится возможным на плавающем судне.

Рассмотрим процесс съема ДРК.

Вначале, с помощью привода поворота ДРК поворачивают вокруг вертикальной оси из положения «ход» (фиг.1) на 90°, т.е. в положение, показанное на фиг.4. В результате этого габаритный размер («l», см. фиг.4) подводной части ДРК проекционно (по вертикали) оказывается в пределах размера «6» отверстия (фиг.2, 4). При таком положении ДРК (фиг.4), с учетом того, что b>l и а>D (где D - диаметр винта), появляется возможность перемещения ДРК через отверстие в кринолине 2.

Затем удаляются (отсоединяются) болты 11, с помощью которых при работе судна платформа 4 удерживается на кринолине 2.

Подъем платформы 4 с ДРК может быть выполнен, например, с использованием тросов 12 (фиг.4). При этом направляющие стойки 5 обеспечивают позиционирование платформы 4 и нижней части ДРК относительно отверстия в кринолине 2.

Платформа 4 может быть поднята относительно настила кринолина 2 на тот или иной уровень для осмотра ДРК или его текущего ремонта. В случае необходимости ремонта ДРК в цеховых условиях на берег подается платформа 4 вместе с ДРК; здесь платформа 4 может быть закреплена на тележке (подвижном стенде).

Подача ДРК с берега на судно выполняется после его монтажа на платформе 4. Установка платформы 4 с ДРК на кринолине 2 производится в обратном порядке.

В целом отмеченные особенности кормовой оконечности судна с ДРК позволяют улучшить условия технического обслуживания и ремонта ДРК.

Класс B63B1/08 форма кормовой части 

кормовая оконечность двухвального судна -  патент 2527244 (27.08.2014)
кормовая оконечность судна туннельного типа -  патент 2495781 (20.10.2013)
кормовая оконечность судна ледового плавания -  патент 2494911 (10.10.2013)
яхта -  патент 2426670 (20.08.2011)
кормовая оконечность корпуса водоизмещающего судна -  патент 2331543 (20.08.2008)
корабль водоизмещением класса фрегата -  патент 2311313 (27.11.2007)
кормовая оконечность транцевого типа с булевыми наделками для однокорпусного надводного быстроходного водоизмещающего судна -  патент 2300478 (10.06.2007)
корабль водоизмещением класса эсминца (варианты) -  патент 2300477 (10.06.2007)
устройство для увеличения тяги судна -  патент 2297361 (20.04.2007)
кормовая оконечность судна с движительно-рулевым комплексом -  патент 2203824 (10.05.2003)

Класс B63H5/125 смонтированных подвижно по отношению к корпусу судна, например положение которых регулируется по направлению

вспомогательный движительный комплекс плавательного средства -  патент 2516892 (20.05.2014)
способ улучшения ледокольных свойств водного судна и судно, сконструированное согласно этому способу -  патент 2463201 (10.10.2012)
водное транспортное средство -  патент 2402452 (27.10.2010)
дополнительное приводное устройство для судов -  патент 2379212 (20.01.2010)
движительно-рулевой комплекс -  патент 2374126 (27.11.2009)
винторулевая колонка системы прямого привода -  патент 2349493 (20.03.2009)
многоцелевое сухогрузное судно ледового плавания -  патент 2297941 (27.04.2007)
судно ледового класса, преимущественно, танкер двойного действия, способ плавания судна ледового класса, движительный узел и главная двигательная установка судна ледового класса -  патент 2297358 (20.04.2007)
способ транспортировки наливных грузов (варианты) -  патент 2286903 (10.11.2006)
судовой движительно-рулевой комплекс -  патент 2276040 (10.05.2006)

Класс B63H20/02 установка двигательно-движительных агрегатов

Наверх