кушсаз

Классы МПК:G10D1/00 Струнные музыкальные инструменты
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Сулейманов Риф Сафинович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-03-27
публикация патента:

Изобретение относится к производству народных щипковых музыкальных инструментов. Саз содержит полый овальный корпус с плоской верхней декой со струнодержателем, порожком, резонаторным отверстием и панцирем, шейку с грифом и ладовыми пластинами и колковую прямоугольную головку, установленную на верхнем конце шейки в продолжение последней, и набор струн. Инструмент дополнительно снабжен второй шейкой с грифом, ладовыми пластинами и колковой прямоугольной головкой и вторым набором струн. При этом верхняя дека снабжена вторым резонаторным отверстием, вторым порожком, вторым струнодержателем и вторым панцирем. Обе шейки с колковыми головками и соответствующие им струнодержатели, порожки, резонаторные отверстия и панцири установлены на корпусе параллельно друг другу симметрично продольной оси инструмента. Колковые головки соединены между собой жестким элементом, закрепляемым с торцевой стороны головок, либо на лицевой поверхности головок, частично ее перекрывая. Обеспечивается расширение диапазона звучания и исполнительских возможностей. 2 ил.

кушсаз, патент № 2490725 кушсаз, патент № 2490725

Формула изобретения

Саз, содержащий полый овальный корпус с плоской верхней декой со струнодержателем, порожком, резонаторным отверстием и панцирем, шейку с грифом и ладовыми пластинами, колковую прямоугольную головку, установленную на верхнем конце шейки в продолжение последней, и набор струн, отличающийся тем, что инструмент дополнительно снабжен второй шейкой с грифом, ладовыми пластинами и колковой прямоугольной головкой, установленной на верхнем конце шейки в продолжение последней, и вторым набором струн, при этом верхняя дека снабжена вторым струнодержателем, вторым порожком, вторым резонаторным отверстием и вторым панцирем, причем обе шейки с колковыми головками и соответствующие им струнодержатели, порожки, резонаторные отверстия и панцири установлены на корпусе параллельно друг другу симметрично продольной оси инструмента, а колковые головки соединены между собой жестким элементом, закрепляемым с торцевой стороны головок, либо на лицевой поверхности головок, частично ее перекрывая.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к производству народных щипковых музыкальных инструментов типа лютня (танбур. уд. саз).

Известен национальный музыкальный инструмент - Башкирская думбыра [1], содержащий объемный корпус в виде симметричного многогранника с плоскими нижней и верхней деками, соединенными граненой обечайкой. К корпусу крепится укороченная шейка с полой куполообразной колковой головкой на конце, установленной с наклоном вниз. Верхняя дека снабжена фигурным резонаторным отверстием, порожком-подставкой для струн и струнодержателем. Ладовые пластины вклеены в гриф шейки. Инструмент содержит три струны, которые крепятся верхними концами к колковой головке, а нижними концами посредством кнопок крепятся к струнодержателю. Во время игры инструмент держат перед собой с наклоном, приподняв шейку инструмента вверх. Инструмент отличается оригинальностью конструкции корпуса и колковой головки, а также выполнением ладовых пластин.

Известен национальный музыкальный инструмент «Саз», содержащий полый овальный корпус с плоской верхней декой со струнодержателем, порожком и резонаторным отверстием, укороченную шейку с грифом и ладовыми пластинами, и струны, которые крепятся к струнодержателю и колковой головке на конце шейки [2], взятый за прототип. Саз отличается от Башкирской думбыры большим количеством струн (пять), оригинальной колковой головкой и наличием панциря на верхней деке, что в совокупности обеспечивает разнообразие исполнительского мастерства музыканта при исполнении национальных мелодий в сольной или ансамблевой игре.

Задачей настоящего изобретения является создание музыкального инструмента с расширенными исполнительскими возможностями при сохранении общей самобытности игры на лютневых музыкальных инструментах и оригинальности общей конструкции корпуса названных инструментов в целом.

Поставленная задача решается следующим образом.

Согласно изобретению, Кушсаз, содержащий полый овальный корпус с плоской верхней декой со струнодержателем, порожком, резонаторным отверстием и панцирем, удлиненную шейку с грифом и ладовыми пластинами, колковую прямоугольную головку, установленную на верхнем конце шейки в продолжение последней, и набор струн, дополнительно снабжен второй удлиненной шейкой с грифом, ладовыми пластинами и колковой прямоугольной головкой, установленной на верхнем конце шейки в продолжение последней, и вторым набором струн. При этом верхняя дека снабжена вторым струнодержателем, вторым порожком и вторым резонаторным отверстием, причем обе шейки с колковыми головками и соответствующие им струнодержатели, порожки и резонаторные отверстия размещены на корпусе параллельно друг другу симметрично продольной оси инструмента, а колковые головки соединены между собой жестким элементом, закрепляемым с торцевой стороны головок, либо на лицевой поверхности головок, частично ее перекрывая.

Предложенная конструкция Кушсаза по сравнению с известным башкирским щипковым музыкальным инструментом имеет следующие отличительные особенности и преимущества:

- предложенная конструкция расширяет диапазон звучания и другие исполнительские возможности предложенного музыкального инструмента;

- название музыкального инструмента «Кушсаз» означает - двухгрифный саз. Наличие двух грифов на удлиненных шейках обеспечивает кварто-квинтовую настройку одного грифа плюс квинто-квартовую настройку второго грифа. Полученный хроматический звукоряд предложенного музыкального инструмента обеспечивает возможность воспроизведения музыкальных произведений всех народов России. Необходимость создания предложенного народного музыкального инструмента с двойным грифом обусловлена ладомелодической особенностью башкирской музыки, так как множество народных напевов основаны на тонико-доминантовом (кварто-квинтовом) соотношении звуков. При этом на одном грифе кварто-квинтовой настройки (как у прототипа) возможно исполнение мелодий лишь с подобной ладовой основой. Вторая часть пентотонных мелодий построена на тонико-субдоминантовом (квинто-квартовом) соотношении опорных тонов, которые и обеспечиваются настройкой второго грифа. Кроме того, настройка одного грифа на полтона выше второго обеспечивает модуляцию напева.

- звукоизвлечение мелодии методом тремолирования и бряцания на первом или втором грифе, в зависимости от исполняемой мелодии, обеспечивает ведение основной мелодии, а также аккордовой и ритмической основы в оркестровой игре.

- оснащение предложенного музыкального инструмента жестким соединительным элементом, закрепляемым на торце или на поверхности колковых головок, повышает надежность конструкции, сохраняет параллельность грифов относительно друг друга, исключает вибрацию колковых головок в процессе игры на инструменте. Кроме того, выполнение жесткого соединительного элемента в виде пластины, закрепляемой на лицевой поверхности головок и частично перекрывающей их поверхность, помимо своей основной функции (элемента жесткости конструкции) придает эстетичность инструменту, закрывая от зрителя колки с концами струн.

Предложенная конструкция Кушсаза технологична в практической реализации, доступна для обучения игре начинающим музыкантам, удобна при игре профессионалами. Наличие у музыкального инструмента двух грифов обеспечивают возможность вопроизведения башкирских народных мелодий с оригинальным колоритом и оранжировкой, привлекая тем самым внимание к национальной культуре и истории народов России.

Заявителю не известны подобные технические решения, используемые при изготовлении щипковых музыкальных инструментов типа лютня.

На фиг.1 представлен вариант конструкции музыкального инструмента Кушсаз, колковые головки которого соединены соединительным элементом в виде бруска.

На фиг.2 представлен вариант конструкции музыкального инструмента Кушсаз, колковые головки которого соединены соединительным элементом в виде пластины.

Кушсаз содержит полый овальный корпус, выполненный из выпуклой нижней деки 1, плоской верхней деки 2 и обечайки 3. На верхней деке 2 установлены порожки-подставки 4, 5 для струн, струнодержатели 6, 7 и выполнены резонаторные отверстия 8, 9 в виде сгруппированных мелких отверстий, симметрично разнесенных относительно друг друга. Верхняя дека 2 с внутренней стороны корпуса укреплена системой опорных планок (на фиг. не показаны), опирающихся на нижнюю деку 1, которые помогают деке 2 выдерживать усилие натяжения струн, и оснащена системой акустических планок, опирающихся на обечайку (на фиг. не показано). На верхней части корпуса посредством шипового соединения закреплены удлиненные шейки 10, 11 с грифами 12, 13. Грифы 12, 13 оснащены врезными ладовыми пластинами 14, 15. Между основанием грифов 12, 13 и резонаторными отверстиями 8, 9 на поверхности верхней деки 2 закреплен панцирь 16. Шейки 10 и 11 оснащены колковыми головками 17 и 18 соответственно, каждая из которых выполнена в виде полого прямоугольника, составленного их плоских элементов. Колковые головки 17 и 18 оснащены винтовыми колками 19, установленными в продольных пазах правой и левой боковых сторон каждой из головок (на фиг. не показаны). На фиг.1 инструмент имеет по три струны 20 на каждом из грифов 12, 13. Верхние концы струн 20 крепятся к колкам 19, а нижние - к соответствующим струнодержателям 6 и 7. Колковые головки 17, 18 соединены между собой жестким соединительным элементом 21 в виде деревянного бруска. Крепление соединительного элемента 21 к колковым головкам 17, 18 на фиг. не показано. Это может быть осуществлено путем вклеивания, либо с применением зажимов, шурупов и т.п.

На фиг.2 жесткий соединительный элемент 21 выполнен в виде деревянной пластины, закрепленной на поверхности колковых головок 17, 18 со стороны верхней деки, частично закрывая колки 19. При этом поверхность соединительного элемента 21 художественно расписана в виде оконных ставенок, закрывающих колки 19.

Предложенная конструкция музыкального инструмента Кушсаз проста в технической реализации. Оригинальная конструкция и объемный слегка вытянутый корпус придают внешнему виду данного музыкального инструмента национальный колорит. Изготавливается музыкальный инструмент Кушсаз из хвойных или лиственных пород древесины. Ладовые пластины 14, 15 выполнены из отрезков гибкого материала (медной проволоки, жилки, лески и т.п.), либо могут быть нанесены краской. В конструкции используются шесть одинарных или сдвоенных струн.

Посредством внешнего оформления (полировки, инкрустации) корпуса музыкальному инструменту придается оригинальный внешний вид, что позволяет украсить оркестр. При этом панцирь 16 является также элементом декора музыкального инструмента.

Пользуются Кушсазом следующим образом.

Играют на данном музыкальном инструменте сидя. Исполнитель держит инструмент на коленях перед собой, приподняв удлиненные шейки 10, 11 вверх. Второй рукой исполнитель плектором воспроизводит мелодию и аккорды, используя приемы игры - бряцанье, тремолирование, а также дробь, защипывание струн и иные приемы, путем чередования этих приемов, играя на первом или втором грифе. Ладовые пластины 14, 15 задают хроматический звукоряд. Использование нескольких идентичных Кушсазов предложенной конструкции с панцирями 16 и/или грифами 12, 13 различных размеров позволяет разнообразить исполнительское мастерство при исполнении песенно-танцевальных и программно-инструментальных мелодий в сольной или ансамблевой игре. Квартовая и квинто-квартовая настройка струн двухгрифного инструмента позволяет исполнять народные мелодии и произведения композиторов всех народов мира.

Оригинальность конструкции предложенного музыкального инструмента, технологичность его изготовления, надежность конструкции не требуют специального дорогостоящего оборудования и оснащения для изготовления. Удобство пользования Кушсазом делает его доступным для обучения детей, а также для создания музыкальных ансамблей в отдаленных районах региона.

Наверх