устройство для подачи жидкой смазки

Классы МПК:F16H57/00 Узлы и детали общего назначения для передач
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Мендрух Денис Николаевич (RU),
Мендрух Николай Викторович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-05-17
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания закрытых зубчатых редукторов с масляными ваннами, преимущественно тихоходных, с колесами большого диаметра. Устройство для подачи жидкой смазки редуктора имеет корпус (1), масляную ванну (2) с верхним (3) уровнем смазки, разбрызгиватель. Короб (4) разбрызгивателя без верхней крышки укреплен на одном конце подпружиненного (5) кронштейна (6) и установлен внутри корпуса шарнирно (7) с возможностью перемещения в вертикальной плоскости. Выступ (8) кронштейна контактирует в верхнем положении с упором (9), укрепленным на корпусе (1) редуктора. Второй конец (10) кронштейна периодически контактирует с кулачком (11), укрепленным на приводном валу (12). Стенки (13) короба (4) выполнены перфорированными, ориентированы вдоль кронштейна (6) и расположены вертикально. Стенки (14, 15) короба ориентированы перпендикулярно кронштейну и расположены по дугам, описываемым верхними ребрами этих стенок. При нижнем положении короба все его стенки расположены с превышением над верхним уровнем смазки. Изобретение позволяет повысить эффективность подачи жидкой смазки. 2 ил. устройство для подачи жидкой смазки, патент № 2489624

устройство для подачи жидкой смазки, патент № 2489624 устройство для подачи жидкой смазки, патент № 2489624

Формула изобретения

Устройство для передачи жидкой смазки, преимущественно закрытого зубчатого редуктора с масляной ванной, содержащее подпружиненный разбрызгиватель, периодически погружаемый в ванну посредством кулачка, укрепленного на приводном валу, отличающееся тем, что разбрызгиватель выполнен в виде короба без верхней крышки, укрепленного на одном конце подпружиненного кронштейна, установленного внутри корпуса редуктора шарнирно с возможностью перемещения в вертикальной плоскости, второй конец кронштейна выполнен с возможностью периодического контактирования с кулачком, установленным на приводном валу, и погружения в ванну, причем стенки короба, ориентированные вдоль кронштейна, расположены вертикально; его стенки, ориентированные перпендикулярно этому кронштейну, расположены по дугам, описываемым верхними ребрами этих стенок; кронштейн снабжен ограничителем его вертикального перемещения вверх; при нижнем положении короба все его стенки расположены с превышением над верхним уровнем смазки, причем вертикальные стенки выполнены перфорированными.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания закрытых зубчатых редукторов с масляными ваннами, преимущественно - тихоходных, с колесами большого диаметра.

Известно устройство для подачи жидкой смазки, представляющее собой насаженный на приводной вал разбрызгиватель в виде колеса с лопастями, погруженными в масляную ванну (см., например, Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. пособие для машиностроит. спец. вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1985 - 416 с., ил., стр.149).

Недостаток данного устройства состоит в недостаточной его эффективности при низкоскоростных режимах работы зубчатых передач, особенно - при больших диаметрах зубчатых колес, а также - при частых перерывах в их работе.

Наиболее близко к изобретению устройство для подачи жидкой смазки по а.с. СССР № 1146508, кл. F16Н 57/4, опубликованному 23.03.83 г., БИ № 11. Сущность его состоит в том, что в редукторе с масляной ванной установлен на приводном валу кулачок, который при вращении периодически взаимодействует с упругой пластиной, укрепленной внутри на корпусе редуктора и погруженной в масляную ванну.

Недостаток данного устройства состоит в том, что плоская пластина захватывает недостаточное количество смазки, кроме того, объем смазки, расположенный над погруженной в ванну пластиной, не весь подается ею из ванны в зону смазывания: при ходе пластины вверх часть этой смазки отбрасывается пластиной в стороны - обратно в ванну, при этом происходит перемешивание смазки, расположенной в ванне, ее взмучивание, перемешивание с осадком и продуктами изнашивания трущихся элементов зубчатой передачи, и - загрязнение всего объема смазки, расположенной в масляной ванне, и - загрязнение, соответственно, смазки, подаваемой устройством в зоны смазывания. Это снижает эффективность работы устройства и ухудшает процесс смазывания элементов передачи.

Изобретением решается задача повышения эффективности подачи жидкой смазки.

Это достигается тем, что для подачи жидкой смазки закрытого зубчатого редуктора с масляной ванной содержит подпружиненный разбрызгиватель, периодически погружаемый в масляную ванну посредством кулачка, расположенного на приводном валу, разбрызгиватель выполнен в виде короба без верхней крышки, укрепленного на одном конце подпружиненного кронштейна, установленного внутри корпуса редуктора шарнирно с возможностью перемещения в вертикальной плоскости, второй конец кронштейна выполнен с возможностью периодического контактирования с кулачком и погружения в ванну, причем стенки короба, ориентированные вдоль кронштейна, расположены вертикально; его стенки, ориентированные перпендикулярно кронштейну, расположены по дугам, описываемым верхними ребрами этих стенок, кронштейн снабжен ограничителем его вертикального перемещения вверх; при нижнем положении короба все его стенки расположены с превышением над верхним уровнем смазки, причем вертикальные стенки выполнены перфорированными.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображено устройство для подачи жидкой смазки: при нижнем положении разбрызгивателя (фиг.1) и при верхнем положении разбрызгивателя (фиг.2).

Устройство для подачи жидкой смазки для закрытого редуктора, имеющего корпус 1 и масляную ванну 2 с верхним уровнем (3) смазки, состоит из разбрызгивателя, выполненного в виде короба 4 без верхней крышки, укрепленного на одном конце подпружиненного (5) кронштейна 6, установленного внутри корпуса шарнирно (7) с возможностью перемещения в вертикальной плоскости; этот конец снабжен выступом 9, укрепленным на корпусе 1 редуктора; второй конец (10) кронштейна выполнен с возможностью периодического контактирования с кулачком 11, укрепленным на приводном валу 12; стенки 13 короба 4, ориентированные вдоль кронштейна 6, расположены вертикально, а его стенки (14, 15), ориентированные перпендикулярно этому кронштейну, расположены по дугам, описываемым верхними ребрами этих стенок; упор 9 установлен с обеспечением верхнего положения короба 4 с превышением (h1) над верхним уровнем (3) смазки масляной ванны редуктора; при нижнем положении короба все его стенки расположены с превышением (h2 ) над верхним уровнем смазки; причем вертикальные стенки (13) выполнены перфорированными (16).

Работает данное устройство следующим образом. Кулачок 11, установленный на приводном валу 12, вращаясь (устройство для подачи жидкой смазки, патент № 2489624 ), периодически контактирует с одним (10) концом кронштейна, при этом другой его конец (6) опускается вниз, погружая короб 4 в масляную ванну 2, при этом верхняя часть стенок короба остается приподнятой (h2) относительно верха уровня (3) смазки в масляной ванне 2; происходит наполнение короба смазкой - через перфорационные отверстия 16 в вертикальных стенках 13. При дальнейшем вращении вала 12 контакт кулачка 11 с концом 10 кронштейна прерывается, и наполненный смазкой короб 4 под действием пружины 5, отбрасывается вверх; на верхней точке траектории, выступ 8 кронштейна ударяется об упор 9 и смазка, набранная ковшом, отбрасывается вверх (V) - на смазываемые элементы зубчатой передачи. Затем процесс повторяется. Превышение верха стенок короба над уровнем смазки - при нижнем положении короба - способствует меньшему перемешиванию смазки при ходе короба вверх. Наполнение короба через его перфорированные стенки способствует фильтрованию набираемой в короб смазки и подаче смазки вверх, очищенной от загрязнений. Наличие перфорации не приводит к значительной потере смазки при выбросе ковша вверх, так как выброс смазки из ковша происходит значительно быстрее, чем его наполнение. При выбросе ковша вверх часть смазки выходит из ковша через перфорационные отверстия, но эта часть весьма незначительна и она используется для промывки отверстий от возможных загрязнений.

Во сравнению с прототипом данная конструкция устройства для подачи жидкой смазки позволяет подать в смазываемые зоны большее количество смазки и на большую высоту. Процесс подачи приводит к меньшему перемешиванию смазки в масляной ванне и - к меньшему ее взмучиванию. Подаваемая ковшом смазки предварительно фильтруется через отверстия в стенках ковша при его заполнении. Все это повышает качество смазывания и повышает износостойкость и долговечность смазываемых элементов зубчатой передачи.

Класс F16H57/00 Узлы и детали общего назначения для передач

планетарная передача с защитой от проворота -  патент 2529255 (27.09.2014)
устройство для подачи жидкой смазки -  патент 2529116 (27.09.2014)
опорное устройство для трансмиссии автомобиля -  патент 2529112 (27.09.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525944 (20.08.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525942 (20.08.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525506 (20.08.2014)
масляная система охлаждения главного редуктора вертолета при испытании -  патент 2524519 (27.07.2014)
модуль трансмиссии автотранспортного средства -  патент 2524323 (27.07.2014)
промежуточный редуктор хвостовой трансмиссии вертолета -  патент 2523360 (20.07.2014)
корпус механического оборудования, в частности коробки передач, с охладамой внутренней аппаратной камерой -  патент 2521068 (27.06.2014)
Наверх