устройство совместной обработки результатов измерения курса мобильного средства гнсс-компасом и гирогоризонткомпасом

Классы МПК:G01S5/00 Определение местоположения путем сопоставления в одной системе координат двух и более найденных направлений; определение местоположения путем сопоставления в одной системе координат двух и более найденных расстояний
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество научно-внедренческое предприятие "ПРОТЕК" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-02-13
публикация патента:

Изобретение относится к навигационному приборостроению, в частности к устройствам совместной обработки результатов измерения курса ГНСС-компасом и гирогоризонткомпасом, и может быть использовано в навигационных комплексах мобильных средств (МС). Технический результат - повышение точности. Для этого введены пороговое устройство для понижения составляющих погрешности, обусловленных случайными выбросами результатов измерения курса ГНСС-компасом, а также -многоканальный дискретный фильтр, обеспечивающий в составе предложенного схемотехнического решения понижение динамических составляющих погрешности, обусловленных непредсказуемыми маневрами мобильного средства по скорости и направлению. 3 з.п. ф-лы, 2 ил. устройство совместной обработки результатов измерения курса мобильного   средства гнсс-компасом и гирогоризонткомпасом, патент № 2488843

устройство совместной обработки результатов измерения курса мобильного   средства гнсс-компасом и гирогоризонткомпасом, патент № 2488843 устройство совместной обработки результатов измерения курса мобильного   средства гнсс-компасом и гирогоризонткомпасом, патент № 2488843

Формула изобретения

1. Устройство совместной обработки результатов измерения курса мобильного средства ГНСС-компасом и гирогоризонткомпасом, включающее первое и второе вычитающие устройства, пороговое устройство, дискретный многоканальный фильтр и устройство сравнения и отличающееся тем, что значения курса мобильного средства (МС), измеренные гирогоризонткомпасом и ГНСС-компасом, соответственно, подаются на входы первого вычитающего устройства, и значение курса, измеренное гирогоризонткомпасом, подается на один из входов второго вычитающего устройства, выход первого вычитающего устройства подключен к входу порогового устройства, выход порогового устройства подключен к входу дискретного многоканального фильтра, выход дискретного многоканального фильтра подключен к входу устройства сравнения, выход устройства сравнения подключен к входу второго вычитающего устройства, выход второго вычитающего устройства подключен к входу аппаратуры потребителя навигационной информации.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что, с целью уменьшения погрешности оптимальной совместной обработки информации при появлении выбросов в результатах измерения курса ГНСС-компасом, в состав устройства включены первое вычитающее устройство, рассчитывающее разность значений курса мобильного средства, измеренных гирогоризонткомпасом и ГПСС-компасом, и пороговое устройство, ограничивающее эту разность по абсолютной величине перед подачей ее на вход дискретного многоканального фильтра.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что, с целью уменьшения динамической погрешности оптимальной совместной обработки информации, обусловленной непредсказуемыми маневрами мобильного средства по скорости и направлению движения, в состав устройства включен дискретный многоканальный фильтр для определения зависимости текущего значения оценки погрешности гирогоризонткомпаса и зависимости среднеквадратического значения разности между экстраполированным значением погрешности гирогоризонткомпаса и ее псевдонаблюдением от величины переходного коэффициента и коэффициента передачи фильтра, и включено устройство сравнения для отыскания минимума среднеквадратического значения разности между экстраполированным значением погрешности гирогоризонткомпаса и ее псевдонаблюдением, определения значений переходного коэффициента и коэффициента передачи, соответствующих найденному минимуму, и отыскания оптимальной совместной оценки погрешности автономного канала, соответствующей полученным значениям переходного коэффициента и коэффициента передачи.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что для получения оптимальной совместной оценки курса МС в состав устройства включено вычитающее устройство, вычитающее из значения курса МС, измеренного гирогоризонткомпасом, оптимальную совместную оценку погрешности гирогоризонткомпаса.

Описание изобретения к патенту

Заявленное устройство относится к устройствам навигации, в частности к устройствам совместной обработки результатов измерения курса ГНСС-компасом и гирогоризонткомпасом. Здесь и далее ГНСС-компасом будем называть радионавигационную аппаратуру для определения фазо-метрическим методом пространственной ориентации подвижного объекта по сигналам ГНСС с использованием трех и более приемных антенн (например, аппаратура МРК-32, разработка Красноярского политехнического университета, Satellite Compass Model SC, разработка фирмы FURUNO, и ряд других).

Заявленное устройство может быть использовано в навигационных комплексах мобильных средств (МС).

Основным требованием, предъявляемым к устройствам совместной обработки, является уменьшение погрешности навигационных измерений.

Известно устройство [1-11], выполняющее в дискретном времени tm (m=1, 2, 3, устройство совместной обработки результатов измерения курса мобильного   средства гнсс-компасом и гирогоризонткомпасом, патент № 2488843 , М-1, М) совместную обработку текущих значений координат объекта, измеренных автономным и неавтономным навигационными каналами. Схема функциональная такого устройства приведена на фиг.1. Приведенную схему в известной литературе называют схемой компенсации ошибок.

Известное устройство содержит:

- вычитающие устройства 1 и 3 (всего 2 шт.);

- дискретный рекурсивный оптимальный фильтр Калмана 2.

На входы вычитающего устройства 1 поступают значения координат подвижного объекта Aa[m] и Ан[m], измеренные автономным и неавтономным навигационными каналами, соответственно. Кроме того, значения координат подвижного объекта Aa [m], измеренные автономным навигационным каналом, поступают на вход вычитающего устройства 3.

Выход вычитающего устройства 1 подключен к входу дискретного рекурсивного оптимального фильтра Калмана 2. Выход дискретного рекурсивного оптимального фильтра Калмана 2 подключен к входу вычитающего устройства 3. Выход вычитающего устройства 3 подключен к аппаратуре потребителя навигационной информации.

Вычитающее устройство 1 решает задачу расчета текущего значения псевдонаблюдения погрешности автономного навигационного канала P[m] по формуле

устройство совместной обработки результатов измерения курса мобильного   средства гнсс-компасом и гирогоризонткомпасом, патент № 2488843

Фильтр Калмана 2 решает задачу определения оптимальной оценки погрешности определения текущих координат подвижного объекта устройство совместной обработки результатов измерения курса мобильного   средства гнсс-компасом и гирогоризонткомпасом, патент № 2488843 автономным навигационным каналом с использованием следующего алгоритма:

устройство совместной обработки результатов измерения курса мобильного   средства гнсс-компасом и гирогоризонткомпасом, патент № 2488843

где устройство совместной обработки результатов измерения курса мобильного   средства гнсс-компасом и гирогоризонткомпасом, патент № 2488843 - переходная матрица состояния погрешностей автономного канала;

устройство совместной обработки результатов измерения курса мобильного   средства гнсс-компасом и гирогоризонткомпасом, патент № 2488843 [m] - поправка, вычисляемая по формуле

устройство совместной обработки результатов измерения курса мобильного   средства гнсс-компасом и гирогоризонткомпасом, патент № 2488843

K[m] - матрица коэффициентов передачи фильтра.

В приведенном алгоритме реализована концепция «экстраполяция - коррекция». Согласно этой концепции оценку погрешностей канала автономных средств навигации устройство совместной обработки результатов измерения курса мобильного   средства гнсс-компасом и гирогоризонткомпасом, патент № 2488843 полученную на предшествующем такте счета, экстраполируют на последующий такт счета путем ее умножения на переходную матрицу состояния погрешностей автономного канала Ф[m/m-1] и уточняют путем вычитания из нее поправки устройство совместной обработки результатов измерения курса мобильного   средства гнсс-компасом и гирогоризонткомпасом, патент № 2488843 [m].

Коэффициент передачи фильтра Калмана K[m] определяют с использованием следующих формул

устройство совместной обработки результатов измерения курса мобильного   средства гнсс-компасом и гирогоризонткомпасом, патент № 2488843

устройство совместной обработки результатов измерения курса мобильного   средства гнсс-компасом и гирогоризонткомпасом, патент № 2488843

устройство совместной обработки результатов измерения курса мобильного   средства гнсс-компасом и гирогоризонткомпасом, патент № 2488843

где V[m/m-1] - вариация погрешностей экстраполяции;

V[m] - вариация погрешностей оценки состояния составляющих вектора устройство совместной обработки результатов измерения курса мобильного   средства гнсс-компасом и гирогоризонткомпасом, патент № 2488843 Xa[m-1];

cov{nн[m]} - ковариация устройство совместной обработки результатов измерения курса мобильного   средства гнсс-компасом и гирогоризонткомпасом, патент № 2488843 -коррелированных гауссовых шумов измерения неавтономного канала;

cov{na[m]} - ковариация устройство совместной обработки результатов измерения курса мобильного   средства гнсс-компасом и гирогоризонткомпасом, патент № 2488843 -коррелированных гауссовых шумов измерения автономного канала;

I - единичная матрица;

T - знак транспонирования матрицы.

На входы вычитающего устройства 3 поступают от фильтра Калмана 2 совместная оптимальная оценка погрешности автономного навигационного канала устройство совместной обработки результатов измерения курса мобильного   средства гнсс-компасом и гирогоризонткомпасом, патент № 2488843 и значение координаты подвижного объекта устройство совместной обработки результатов измерения курса мобильного   средства гнсс-компасом и гирогоризонткомпасом, патент № 2488843 измеренное автономным каналом. Вычитающее устройство 3 решает задачу расчета совместной оптимальной оценки координаты подвижного объекта по формуле

устройство совместной обработки результатов измерения курса мобильного   средства гнсс-компасом и гирогоризонткомпасом, патент № 2488843

Совместная оптимальная оценка погрешности автономного навигационного канала поступает от вычитающего устройства 3 к потребителю навигационной информации.

В общем случае известное устройство проводит совместную обработку всех составляющих вектора состояния текущих координат подвижного объекта, и для его математического описания используют векторно-матричный аппарат теории пространства состояний. Ниже будет рассмотрен частный случай обработки информации о текущем состоянии только одной составляющей из состава вектора состояния текущих координат подвижного объекта. В этом случае все векторно-матричные величины, входящие в выражения (1-6), являются скалярными. Устройство совместной обработки информации о текущем состоянии только одной составляющей вектора состояния текущих координат подвижного объекта будем считать прототипом заявленного устройства.

К существенным признакам прототипа, совпадающим с существенными признаками заявляемого технического решения, относятся:

- назначение (оптимальная совместная обработка информации от разнородных навигационных датчиков);

- реализация канонической схемы компенсации ошибок автономного канала;

- реализация концепции «экстраполяция - коррекция» ошибок автономного канала (в рассматриваемом случае ошибок гирогоризонткомпаса);

- реализация рекурсивного метода обработки информации;

- функционирование в реальном масштабе времени.

К недостаткам прототипа, применительно к случаю оптимальной совместной обработки информации о курсе мобильного средства с использованием ГНСС-компаса и гирогоризонткомпаса, относятся отсутствие возможности анализа реальных ошибок навигационных измерений в динамике движения и, как следствие, отсутствие возможности принятия мер, исключающих:

- возрастание погрешности оптимальной совместной обработки информации при наличии выбросов результатов измерения курса ГНСС-компасом;

- наличие погрешности оптимальной совместной обработки информации вследствие неадекватности математических форм представления переходного коэффициента погрешности гирогоризонткомпаса и шумов измерения гирогоризонткомпаса неавтономного каналов, используемых в фильтре Калмана, реальным физическим процессам.

Математические формы адекватного представления изменений погрешностей измерения навигационных параметров МС в динамике его движения неизвестны, а их разработка связана с непреодолимыми трудностями, так как МС в общем случае выполняет непредсказуемые маневры по скорости и азимутальному углу.

Задачей технического решения является уменьшение погрешности оптимальной совместной обработки информации о курсе мобильного средства. Схема функциональная заявленного устройства совместной обработки приведена на фиг.2.

Поставленная задача решается благодаря тому, что в заявленном устройстве совместной обработки результатов измерения курса мобильного средства ГНСС-компасом и гирогоризонткомпасом, содержащем вычитающие устройства 1 и 5 (всего 2 шт.), пороговое устройство 2, дискретный многоканальный фильтр 3 и устройство сравнения 4, предусмотрены следующие отличия от известного прототипа:

- включены в его состав пороговое устройство, дискретный многоканальный фильтр и устройство сравнения;

- исключен дискретный оптимальный фильтр Калмана, вместо которого включены в состав изделия многоканальный дискретный фильтр и устройство сравнения.

Между совокупностью существенных признаков заявленного объекта и достигаемым техническим результатом существует причинно-следственная связь, а именно:

- включение в состав заявленного объекта порогового устройства 2 уменьшает погрешность оптимальной обработки информации при появлении выбросов в результатах измерения курса ГНСС - компасом;

- включение в состав устройства дискретного многоканального фильтра и устройства сравнения уменьшает погрешность оптимальной обработки информации, обусловленную неадекватностью математических форм представления переходного коэффициента погрешности автономного канала и шумов измерения реальным физическим процессам.

Согласно схеме функциональной, приведенной на фиг.2, на входы вычитающего устройства 1 поступают значения курса МС Aa[m] и Aн[m], измеренные гирогоризонткомпасом и ГНСС-компасом, соответственно. Кроме того, значение координаты подвижного объекта Aa[m], измеренное автономным навигационным каналом поступает на вход вычитающего устройства 5. Выход вычитающего устройства 1 подключен к входу порогового устройства 2. Выход порогового устройства 2 подключен к входу дискретного многоканального фильтра 3. Выход дискретного многоканального фильтра 3 подключен к входу устройства сравнения 4. Выход устройства сравнения 4 подключен к входу вычитающего устройства 5. Выход вычитающего устройства 5 подключен к входу аппаратуры потребителя навигационной информации.

Вычитающее устройство 1 решает задачу расчета текущего значения псевдонаблюдения погрешности автономного навигационного канала P[m] по формуле

устройство совместной обработки результатов измерения курса мобильного   средства гнсс-компасом и гирогоризонткомпасом, патент № 2488843

Пороговое устройство 2 сравнивает абсолютное значение псевдонаблюдения Р[m] с заданным порогом Z. Если порог не превышен, то псевдонаблюдение без изменения поступает на вход многоканального дискретного фильтра 3, иначе пороговое устройство подает на вход многоканального дискретного фильтра 3 псевдонаблюдение P[m-1], задержанное относительно P[m] на такт счета.

Дискретный многоканальный фильтр 3 решает следующие задачи:

- рассчитывает элементы устройство совместной обработки результатов измерения курса мобильного   средства гнсс-компасом и гирогоризонткомпасом, патент № 2488843 прямоугольной матрицы устройство совместной обработки результатов измерения курса мобильного   средства гнсс-компасом и гирогоризонткомпасом, патент № 2488843 размерности I×J вида

устройство совместной обработки результатов измерения курса мобильного   средства гнсс-компасом и гирогоризонткомпасом, патент № 2488843

по формуле

устройство совместной обработки результатов измерения курса мобильного   средства гнсс-компасом и гирогоризонткомпасом, патент № 2488843

где

устройство совместной обработки результатов измерения курса мобильного   средства гнсс-компасом и гирогоризонткомпасом, патент № 2488843

устройство совместной обработки результатов измерения курса мобильного   средства гнсс-компасом и гирогоризонткомпасом, патент № 2488843

- рассчитывает элементы устройство совместной обработки результатов измерения курса мобильного   средства гнсс-компасом и гирогоризонткомпасом, патент № 2488843 прямоугольной матрицы устройство совместной обработки результатов измерения курса мобильного   средства гнсс-компасом и гирогоризонткомпасом, патент № 2488843 размерности I×J вида

устройство совместной обработки результатов измерения курса мобильного   средства гнсс-компасом и гирогоризонткомпасом, патент № 2488843

по формуле

устройство совместной обработки результатов измерения курса мобильного   средства гнсс-компасом и гирогоризонткомпасом, патент № 2488843

где устройство совместной обработки результатов измерения курса мобильного   средства гнсс-компасом и гирогоризонткомпасом, патент № 2488843 - коэффициент «экспоненциального затухания»;

- выдает результаты расчета элементов матриц устройство совместной обработки результатов измерения курса мобильного   средства гнсс-компасом и гирогоризонткомпасом, патент № 2488843 устройство совместной обработки результатов измерения курса мобильного   средства гнсс-компасом и гирогоризонткомпасом, патент № 2488843 на вход устройства сравнения 4.

Устройство сравнения 4 решает следующие задачи:

- определяет номер строки i* и столбца j*, на пересечении которых находится минимальный элемент матрицы устройство совместной обработки результатов измерения курса мобильного   средства гнсс-компасом и гирогоризонткомпасом, патент № 2488843

устройство совместной обработки результатов измерения курса мобильного   средства гнсс-компасом и гирогоризонткомпасом, патент № 2488843

где arg - функция, возвращающая номера строки и столбца элемента матрицы;

- выбирает значение элемента матрицы устройство совместной обработки результатов измерения курса мобильного   средства гнсс-компасом и гирогоризонткомпасом, патент № 2488843 расположенного на пересечении строки с номером i* и столбца с номером j*, и выдает выбранное значение устройство совместной обработки результатов измерения курса мобильного   средства гнсс-компасом и гирогоризонткомпасом, патент № 2488843 на вход вычитающего устройства 5.

Иными словами, дискретный многоканальный фильтр определяет зависимость текущего значения оценки погрешности гирогоризонткомпаса устройство совместной обработки результатов измерения курса мобильного   средства гнсс-компасом и гирогоризонткомпасом, патент № 2488843 и зависимость среднеквадратического значения разности между экстраполированным значением погрешности гирогоризонткомпаса и ее псевдонаблюдением устройство совместной обработки результатов измерения курса мобильного   средства гнсс-компасом и гирогоризонткомпасом, патент № 2488843 от величины переходного коэффициента фильтра f(i)=i/I и коэффициента передачи фильтра k(j)=j/J. Устройство сравнения отыскивает минимум среднеквадратического значения разности между экстраполированным значением погрешности гирогоризонткомпаса и ее псевдонаблюдением, определяет значения i* и j*, соответствующие найденному минимуму, и находит оценку погрешности автономного канала устройство совместной обработки результатов измерения курса мобильного   средства гнсс-компасом и гирогоризонткомпасом, патент № 2488843 соответствующую полученным значениям переходного коэффициента и коэффициента передачи.

Вычитающее устройство 5 решает задачу расчета совместной оптимальной оценки курса МС по формуле

устройство совместной обработки результатов измерения курса мобильного   средства гнсс-компасом и гирогоризонткомпасом, патент № 2488843

Совместная оптимальная оценка курса МС поступает от вычитающего устройства 5 к потребителю навигационной информации.

Устройство изготавливают в виде программно-аппаратного модуля с использованием перспективных программируемых логических интегральных схем (ПЛИС) фирмы Xilinx на основе программных пакетов MATLAB-Simulink R2008b с использованием библиотечных элементов Xilinx, экспортируемых из программного пакета Xilinx ISE 11.

Литература

1. Степанов О.А. Состояние, перспективы развития и применения наземных систем навигации для подвижных объектов. // Гироскопия и навигация. 2005. № 2 (49). - С.95-121.

2. Харисов В.Н., Горев А.П. Синтез тесносвязанного алгоритма инерциально-спутниковой навигации. // Радиотехника. 2000. - № 7. - С.80-86.

3. Харисов В.Н., Аникин А.Л., Оганесян А.А. Статистический анализ характристик помехоустойчивости алгоритма глубокой интеграции приемника спутниковой навигации и инерциальных датчиков. // Радиотехника. Радиосистемы. 2005. - № 7. - С.21-26.

4. Синтез и анализ комплексированных ГЛОНАСС/ИНС приемников: Дис. маг. техники и технологий: 05.12.04. / Шатилов А.Ю. МЭИ, 2004. - 132 с.

5. Перов А.И., Шатилов А.Ю. Сравнительный анализ характеристик двух алгоритмов комплексной вторичной обработки информации в инерциально-спутниковых навигационных системах. II Радиотехника. Радиосистемы. 2003. - № 7. - С.88-98.

6. Kreye C., Eissfeller B., Winkel J.O. Improvements of GNSS Receiver Performance Using Deeply Coupled INS Measurements. // ION GPS 2000. Salt Lake City, UT: 2000. - September 19-22. - Pp.844-854.

7. Перов А.И., Шатилов А.Ю. Синтез и анализ вторичных алгоритмов обработки информации в комплексных ГЛОНАСС/ИНС системах. // Сборник тезисов докладов 8-й Международной конференции «Радиотехника, электротехника и энергетика». - T.1. М.: МЭИ, 2002 - с.114.

8. Ривкин С.С. Метод оптимальной фильтрации Калмана и его применение в инерциальных навигационных системах. Л.: Судостроение, 1974. - 219 с.

9. Шебшаевич B.C., Дмитриев П.П. и др. Сетевые спутниковые радионавигационные системы. - М.: "Радио и связь", 1993. - 408 с.

10. Ярлыков М.С. Статистическая теория радионавигации [Текст] / Ярлыков М.С.: Радио и связь, 1985. - 344 с.

11. Ю.П.Гришин, В.П.Ипатов, Ю.М.Казаринов и др. Радиотехнические системы. Учеб. для вузов по спец. "Радиотехника" [Текст] / Ю.М.Казаринов. М.: Высшая школа, 1990. - 496 с.

Класс G01S5/00 Определение местоположения путем сопоставления в одной системе координат двух и более найденных направлений; определение местоположения путем сопоставления в одной системе координат двух и более найденных расстояний

система навигации буксируемого подводного аппарата -  патент 2529207 (27.09.2014)
способ определения пеленгационной панорамы источников радиоизлучения на одной частоте -  патент 2528177 (10.09.2014)
способ формирования пространственного навигационного поля с распределенными источниками навигационных сигналов -  патент 2527923 (10.09.2014)
оценка местоположения пользовательского устройства в беспроводной сети -  патент 2527483 (10.09.2014)
способ определения местоположения источника радиоизлучения -  патент 2526094 (20.08.2014)
способ однопозиционной радиолокации подвижных объектов на дорожной сети -  патент 2524482 (27.07.2014)
интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и навигации для морских объектов -  патент 2523670 (20.07.2014)
способ однопунктного определения местоположения источника коротковолнового излучения -  патент 2523650 (20.07.2014)
устройство автоматизированного формирования эталонной информации для навигационных систем -  патент 2520386 (27.06.2014)
способ передачи и приема радиосигналов -  патент 2519296 (10.06.2014)
Наверх