способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата и устройство, его реализующее

Классы МПК:G01P5/00 Измерение скорости текучих сред, например воздушных потоков; измерение скорости твердых тел, например судов, самолетов и тп, относительно текучей среды
Автор(ы):, , , , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Раменское приборостроительное конструкторское бюро" (ОАО "РПКБ") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-09-20
публикация патента:

Изобретение относится к области авиационного приборостроения и может быть использовано при разработке навигационного оборудования летательных аппаратов. Сущность: измеряют скорость летательного аппарата (ЛА) относительно воздуха. Счисляют путь пройденного ЛА относительно воздуха. Измеряют путевую скорость и/или координаты местоположения ЛА любым из известных методов, например инерциальным, радиотехническим или визуальным. Сравнивают путевую скорость со скоростью относительно воздуха и/или сравнивают текущие координаты с координатами, полученными счислением. Интегрируют полученные разностные сигналы по скорости и/или координатам. Измеряют курс крена и тангажа ЛА. При этом ЛА переводят в режим прямолинейного горизонтального равномерного полета. Определяют и запоминают скорость ветра. Затем совершают маневр по курсу, переводят ЛА в режим прямолинейного горизонтального равномерного полета на другом курсе. Заново определяют скорость ветра. После этого определяют фактические значения составляющих скорости ветра по осям географической системы координат. Устройство, реализующее способ определения скорости ветра, включает взаимосвязанные датчики воздушной скорости, углов атаки и скольжения, курса и вертикали, путевой скорости и координат местоположения, а также блок определения составляющих вектора относительной скорости, четыре интегратора, шесть усилителей, десять сумматоров, блок памяти и анализа траектории, блок определения фактического ветра. Технический результат: повышение точности определения скорости ветра на борту ЛА. 3 ил. способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527

способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527

Формула изобретения

1. Способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата (ЛА), основанный на измерении скорости ЛА относительно воздуха и счислении пути пройденного ЛА относительно воздуха, измерении путевой скорости и/или координат местоположения ЛА любым из известных методов, например инерциальным, радиотехническим или визуальным, сравнении путевой скорости со скоростью относительно воздуха и/или сравнении текущих координат с координатами, полученными счислением, интегрировании полученных разностных сигналов по скорости и/или координатам, а также измерении курса, крена и тангажа ЛА, отличающийся тем, что ЛА переводят в режим прямолинейного, горизонтального равномерного полета и производят определение и запоминание скорости ветра, затем совершают маневр по курсу, переводят ЛА в режим прямолинейного горизонтального равномерного полета на другом курсе и заново производят определение скорости ветра, после чего фактические значения составляющих скорости ветра UE и UN по осям географической системы координат определяют из выражений:

способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 ; способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 ,

где UE1*, UN1*, способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 1 - соответственно значения составляющих скорости ветра и курс ЛА, запомненные перед началом маневра ЛА по курсу, a UE2*, UN2*, способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 2 - аналогичные параметры на другом курсе ЛА.

2. Устройство, реализующее способ определения скорости ветра на борту ЛА по п.1, включающее датчик путевой скорости и координат местоположения, соединенный четырьмя выходами соответственно с входами четвертого, восьмого, третьего и седьмого сумматоров, датчики воздушной скорости, углов атаки и скольжения, курса и вертикали, выходами соединенные с входами блока определения составляющих вектора относительной скорости, два выхода которого соответственно через последовательно соединенные первый сумматор, второй сумматор, первый интегратор, третий сумматор, третий усилитель, девятый сумматор, третий интегратор и последовательно соединенные пятый сумматор, шестой сумматор, второй интегратор, седьмой сумматор, пятый усилитель, десятый сумматор, четвертый интегратор поданы на вторые входы первого и пятого сумматоров, причем вторые входы девятого и десятого сумматоров соответственно через четвертый и шестой усилители соединены с выходами четвертого и восьмого сумматоров, вторые входы которых соединены соответственно с выходами первого и пятого сумматоров, причем выходы третьего и седьмого сумматоров соответственно через первый и второй усилители поданы также на вторые входы второго и шестого сумматоров, отличающееся тем, что введен блок памяти и анализа траектории, четырьмя входами подключенный соответственно к выходам датчика воздушной скорости, датчика курса и вертикали, третьего и четвертого интеграторов, а шестью выходами соединенный с входами вновь введенного блока определения фактического ветра.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемые способ и устройство относятся к области авиационного приборостроения и могут быть использованы при разработке навигационного оборудования летательных аппаратов (ЛА).

В навигационных системах ЛА широко используется курсо-воздушный метод счисления пути (Селезнев В.П. «Навигационные устройства», М., Машиностроение, 1974 г., гл.Х).

Для обеспечения большей точности определения координат местоположения в режиме курсо-воздушного счисления пути и при решении многих функциональных задач на борту ЛА необходимо иметь информацию о скорости и направлении ветра.

Теоретические и практические аспекты функционирования бортового оборудования, обеспечивающего определение и использование скорости ветра на борту ЛА, приведены в следующих работах:

1. Воробьев Л.М. Воздушная навигация, М.: Машиностроение, 1984.

2. Кирст М.А. "Навигационная кибернетика полета" Воениздат, М., 1971.

3. Помыкаев И.И., Селезнев В.П., Дмитроченко Л.А. "Навигационные приборы и системы", М.: Машиностроение, 1983.

4. Рогожин В.О., Синеглазов В.М., Фiляшкiн М.К. Пiлотажно-навiгацiйнi комплекси повiтряних суден, К.: Книжкове видавництво НАУ, 2005 (на украинском языке).

5. Селезнев В.П. "Навигационные устройства" Машиностроение, М., 1974.

6. Справочник пилота и штурмана гражданской навигации. Под редакцией Васина И.Ф., М.: Транспорт, 1988.

Скорость и направление ветра обычно задаются с помощью задатчика по командам с земли либо определяются на борту ЛА каким-либо косвенным способом (см. [5], гл. X; [2], гл. VII; [4], гл. 7; [6], гл. 9). Измерение скорости и направления ветра непосредственно на борту ЛА более предпочтительно, т.к. позволяет постоянно уточнять их значения в районе нахождения ЛА.

В книге [5] на стр.276 описан способ измерения скорости ветра на борту ЛА, при котором скорость и направление ветра в полете получаются в результате сравнения координат ЛА ХВ, YB, полученных счислением пути относительно воздуха и координат фактического места ЛА Х, Y, измеренных любым из известных методов ориентировки (визуальным, астрономическим, радиотехническим и др.).

Составляющие скорости ветра в земной системе координат равны:

способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527

способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527

где t - время счисления пути.

Конкретным примером реализации этого способа в авиационной аппаратуре может служить комбинированная навигационная система, описанная в книге [2] на стр.131-135. В этой системе в качестве интегральных ошибок системы с помощью данных радиоизмерений определяются погрешности датчика воздушной скорости и датчика курса, включающие составляющие вектора скорости ветра:

способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527

способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527

что принципиально не мешает рассматривать эту систему как определяющую составляющие скорости ветра в земной географической системе координат.

В книге [5] на стр.546-556, на примере курсо-воздушно-доплеровской навигационной системы, описан способ измерения скорости ветра, при котором скорость и направление ветра в полете определяют в результате сравнения скорости ЛА относительно воздуха VB, измеренной аэрометрическим методом, с путевой скорости ЛА W, измеренной радиотехническим доплеровским методом. В принципе, для определения скорости ветра может быть использован любой метод измерения путевой скорости W, например инерциальный или широко применяемый в настоящее время радиотехнический спутниковый.

Полагаем, что в обоих случаях описан один и тот же способ определения скорости ветра, основанный на измерении параметров движения ЛА относительно воздуха и сравнении их с аналогичными параметрами движения ЛА относительно поверхности земли.

Этот способ, как наиболее близкий к предлагаемому, выбран в качестве прототипа.

При этом, учитывая, что измерителям путевой скорости и фактического места ЛА, например радиотехническим системам (ДИСС - доплеровский измеритель скорости и сноса, СНС - спутниковая навигационная система, РСБН - радиотехническая система ближней навигации, РСДН - радиотехническая система дальней навигации) присуши случайные погрешности, имеющие высокочастотный характер, полагаем, что способ предполагает фильтрацию этих погрешностей.

Как уже говорилось выше, систему, описанную в книге [2] на стр.131-135, можно рассматривать как определяющую составляющие скорости ветра в земной географической системе координат:

способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527

способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527

где ХЕ, YN - измеренные координаты фактического местоположения ЛА в географической системе координат, а координаты ХЕВ, YNB получают счислением горизонтальных составляющих вектора воздушной скорости VEB, VNB в географической системе координат относительно координат начального местоположения ЛА ХЕ0 , YNO:

способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527

способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527

способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527

способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527

V, V - составляющие вектора воздушной скорости в горизонтальной самолетной системе координат:

V=VИ(cosспособ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 +способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 АТsinспособ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 cosспособ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 +способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 CKsinспособ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 sinспособ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 ),

V=способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 И(способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 СКcosспособ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 -способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 ATsinспособ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 ),

VИ - продольная составляющая вектора воздушной скорости, измеряемая датчиком воздушной скорости, способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 АТ, способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 СК - углы атаки и скольжения, измеряемые датчиками угла атаки и угла скольжения, способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 , способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 , способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 - курс, крен, тангаж, измеряемые датчиком курса и вертикали.

Конкретным примером реализации способа-прототипа в авиационной аппаратуре, с использованием данных о путевой скорости ЛА, может служить вышеупомянутая курсо-воздушно-доплеровская навигационная система, описанная в книге [5], на стр.546-556.

В системе, описанной в книге [5], составляющие скорости ветра в географической системе координат определяются путем интегрирования результатов сравнения составляющих векторов путевой WE , WN и воздушной скорости V, VNB :

способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527

способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527

Постоянные коэффициенты K1 и К2, обычно подбираются из условия минимума среднеквадратической ошибки по координатам и скорости.

Измеренные по способу-прототипу составляющие скорости будут определены с погрешностью, т.к. они включают в себя составляющие, обусловленные погрешностью датчика воздушной скорости:

UE*=U E+способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 UEV,

UN*=UN +способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 UNV,

где способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 UEV, способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 UNV - ошибки в определении по соответствующим осям составляющих скорости ветра, обусловленные погрешностями датчика воздушной скорости, UX, UY - действительные составляющие вектора скорости ветра, UX*, UY* - измеренные составляющие вектора скорости ветра.

Поскольку информация о скорости ветра используется при решении многих задач на борту ЛА, то точность данных о скорости ветра имеет существенное значение.

Целью предлагаемого изобретения является повышение точности измерения скорости ветра путем обеспечения инвариантности предлагаемых способа и устройства к погрешности датчика воздушной скорости.

Если ограничиться учетом влияния на точность определения скорости ветра только постоянной составляющей погрешности датчика воздушной скорости способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 V, разностные сигналы по скорости на двух разных курсах способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 1 и способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 2 записываются следующим образом:

способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 VE1=VEB1-WE1=UE +способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 Vsinспособ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 1,

способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 VN1=VNB1-WN1=UN +способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 Vcosспособ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 1,

способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 VE2=VEB2-WE2=UE +способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 Vsinспособ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 2,

способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 VN2=VNB2-WN2=UN +способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 Vcosспособ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 .

В результате использования при фильтрации постоянных коэффициентов K1 и K 2 измеренные по способу-прототипу составляющие скорости ветра будут определены с ошибками, обусловленными погрешностью датчика воздушной скорости:

UE1*=U E+способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 V sinспособ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 1,

UN1*=UN +способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 V cosспособ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 1,

UE2*=UE +способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 V sinспособ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 2,

UN2*=UN +способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 V cosспособ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 2.

Решая попарно первое, третье и второе, четвертое уравнения, можно получить решение данной системы уравнений относительно фактических значений составляющих вектора скорости ветра, инвариантное к погрешности измерения воздушной скорости.

Таким образом, поставленная цель достигается тем, что в способе измерения скорости ветра на борту ЛА, основанном на измерении скорости ЛА относительно воздуха и счислении пути пройденного ЛА относительно воздуха, измерении путевой скорости и/или координат местоположения ЛА любым из известных методов, например инерциальным, радиотехническим или визуальным, сравнении путевой скорости со скоростью относительно воздуха и/или сравнении текущих координат с координатами полученными счислением, интегрировании полученных разностных сигналов по скорости и/или координатам, а также измерении курса, крена и тангажа ЛА, производят определение и запоминание скорости ветра в режиме прямолинейного, горизонтального равномерного полета, затем совершают маневр по курсу, переводят ЛА в режим прямолинейного, горизонтального равномерного полета на другом курсе и заново производят определение скорости ветра, после чего фактические значения составляющих скорости ветра UE и UN по осям географической системы координат определяют из выражений:

способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 ;

способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 ,

UE1*, UN1*, способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 1 - соответственно значения составляющих скорости ветра по осям географической системы координат и курс ЛА, запомненные перед началом маневра ЛА по курсу, a UE2*, UN2* , способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 2 - аналогичные параметры на другом курсе ЛА.

На фиг.3 изображен рисунок характеризующий взаимную ориентацию векторов скорости ветра и воздушной скорости ЛА при различном положении самолетной системы координат, в которой работает датчик воздушной скорости, и земной системы координат.

Составляющие вектора скорости ветра UE*, UN* определяются следующим образом:

способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527

способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527

где способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 X и способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 Y - разностные сигналы по координатам, способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 VX и способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 VY - разностные сигналы по скорости, K1 и K2 - постоянные коэффициенты, подобранные из условия минимума среднеквадратической ошибки по координатам и скорости.

При использовании разностных сигналов по координатам:

способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 Х=ХEBE, способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 Y=YNB-YN,

где Х Е и YN - координаты фактического местоположения ЛА, измеренные любым из известных способов, а ХЕB и YNB получают интегрированием составляющих вектора воздушной скорости в земной системе координат:

способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527

способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527

способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 ,

способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 ,

V, V- составляющие вектора воздушной скорости в горизонтальной самолетной системе координат:

V=VИ(cosспособ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 +способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 АТsinспособ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 cosспособ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 +способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 CKsinспособ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 sinспособ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 ),

V=VИ(способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 СКcosспособ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 -способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 ATsinспособ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 ),

VИ - продольная составляющая вектора воздушной скорости, измеряемая датчиком воздушной скорости, способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 АТ, способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 CK - углы атаки и скольжения, измеряемые датчиком угла атаки и угла скольжения, способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 , способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 , способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 - курс, крен, тангаж, измеряемые датчиком курса и вертикали.

При использовании разностных сигналов по скорости:

способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 VX=VEB-WE, способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 VY=VNB-WN,

где WE и WN - составляющие вектора путевой скорости, измеренные любым из известных способов.

Предлагаемый способ измерения скорости ветра на борту ЛА выгодно отличается от способа-прототипа тем, что измерение скорости ветра производится инвариантным образом относительно погрешности датчика воздушной скорости, что позволяет повысить точность определения составляющих скорости ветра.

Реализация способа-прототипа в виде устройства, с учетом только существенных для предполагаемого изобретения признаков, может быть представлена в виде функциональной блок-схемы, изображенной на фиг.1.

Устройство-прототип включает в себя:

- датчик воздушной скорости (ДВС) - 1;

- датчик углов атаки и скольжения (ДУАС) - 2;

- датчик курса и вертикали (ДКВ) - 3;

- датчик путевой скорости и координат местоположения (ДСК) - 4;

- блок определения составляющих вектора относительной скорости (БОС) - 5;

- четыре интегратора (И1, И2, И3, И4) - соответственно 6, 7, 8, 9;

- шесть усилителей (У1, У2, У3, У4, У5, У6) - соответственно 10, 11, 12, 13, 14, 15;

- десять сумматоров (C1, С2, С3, С4, С5, С6, С7, С8, С9, С10) - соответственно 6, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25.

Недостатки устройства-прототипа аналогичны недостаткам способа-прототипа, приведенным выше.

Цель изобретения в виде устройства аналогична цели изобретения в виде способа, приведенной выше.

Поставленная цель для устройства, реализующего способ определения скорости ветра на борту ЛА, достигается тем, что в устройство, включающее датчик путевой скорости и координат местоположения, соединенный четырьмя выходами соответственно с первыми входами четвертого, восьмого, третьего и седьмого сумматоров, датчики воздушной скорости, углов атаки и скольжения, курса и вертикали, выходами соединенные с входами блока определения составляющих вектора относительной скорости, два выхода которого соответственно через последовательно соединенные первый сумматор, второй сумматор, первый интегратор, третий сумматор, третий усилитель, девятый сумматор, третий интегратор и последовательно соединенные пятый сумматор, шестой сумматор, второй интегратор, седьмой сумматор, пятый усилитель, десятый сумматор, четвертый интегратор поданы на вторые входы первого и пятого сумматоров, причем вторые входы девятого и десятого сумматоров соответственно через четвертый и шестой усилители соединены с выходами четвертого и восьмого сумматоров, вторые входы которых соединены соответственно с выходами первого и пятого сумматоров, причем выходы третьего и седьмого сумматоров соответственно через первый и второй усилители поданы также на вторые входы второго и шестого сумматоров, введен блок памяти и анализа траектории, четырьмя входами подключенный соответственно к выходам датчика воздушной скорости, датчика курса и вертикали, третьего и четвертого интеграторов, а шестью выходами соединенный с входами вновь введенного блока определения фактического ветра.

Предлагаемое устройство представлено на фиг.2 в виде функциональной блок-схемы и включает в себя:

- датчик воздушной скорости (ДВС) - 1;

- датчик углов атаки и скольжения (ДУАС) - 2;

- датчик курса и вертикали (ДКВ) - 3;

- датчик путевой скорости и координат местоположения (ДСК) - 4;

- блок определения составляющих вектора относительной скорости (БОС) - 5;

четыре интегратора (И1, И2, И3, И4) - соответственно 6, 7, 8, 9;

- шесть усилителей (У1, У2, У3, У4, У5, У6) - соответственно 10, 11, 12, 13, 14, 15;

- десять сумматоров (C1, С2, С3, С4, С5, С6, С7, С8, С9, С10) - соответственно 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25,

- блок памяти и анализа траектории (БАТ) - 26;

- блок определения фактического ветра (БФВ) - 27.

Предлагаемое устройство работает следующим образом.

ДВС измеряет продольную составляющую вектора скорости ЛА относительно воздуха - истинную воздушную скорость VИ. В настоящее время для измерения истинной воздушной скорости наибольшее распространение нашли системы, основанные на аэрометрическом методе.

ДУАС измеряет углы ориентации ЛА относительно вектора воздушной скорости - соответственно угол атаки способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 АТ угол скольжения способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 СК. В настоящее время для измерения углов атаки и скольжения наибольшее распространение нашли системы, основанные на аэрометрическом методе.

ДВС и ДУАС совместно реализуют функцию измерения вектора воздушной скорости ЛА.

ДСК измеряет скорость ЛА относительно земной поверхности - путевую скорость W и координаты фактического местоположения ХЕ и YN. В настоящее время для измерения составляющих вектора путевой скорости и координат фактического местоположения наибольшее распространение нашли инерциальные, радиотехнические и обзорно-сравнительные (визуальные, по полям рельефа) методы. В частности, для одновременного измерения путевой скорости и координат местоположения, на борту современных ЛА очень широко применяются спутниковые навигационные системы (СНС).

ДКВ измеряет углы ориентации ЛА относительно земной поверхности - курс способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 , крен способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 и тангаж способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 . В настоящее время для измерения углов ориентации ЛА наиболее распространены системы, основанные на инерциальном методе. В качестве такого датчика может быть использована инерциальная навигационная система, инерциальная курсовертикаль, совокупность специализированных датчиков курса и вертикали.

В БОС определяются составляющие вектора воздушной скорости ЛА в земной системе координат:

VE=V И[(cosспособ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 +способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 АТsinспособ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 cosспособ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 +способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 CKsinспособ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 sinспособ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 )sinспособ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 +(способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 CKcosспособ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 -способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 ATsinспособ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 )cosспособ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 ],

VN=VИ[(cosспособ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 +способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 АТsinспособ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 cosспособ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 +способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 CKsinспособ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 sinспособ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 )sinспособ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 -(способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 CKcosспособ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 -способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 ATsinспособ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 )sinспособ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 ].

В сумматорах C1 и C5 осуществляется учет составляющих скорости ветра UE*, UN* , оценка которых произведена на интеграторах И3 и И4:

VEB=VE+UE*,

VNB=VN+UN*.

Оценка составляющих скорости ветра UE*, UN* на интеграторах И3 и И4 осуществляется в соответствии со следующими зависимостями:

способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527

способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527

где K1 - постоянный коэффициент усилителей У3 и У5, К2 - постоянный коэффициент усилителей У4 и У6, способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 Х=ХЕВЕ - разностный сигнал по координате с сумматора С3, способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 Y=YNB-YN - разностный сигнал по координате с сумматора С7, способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 VX=VEB-WE - разностный сигнал по скорости с сумматора С4, способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 VY=VNB-WN - разностный сигнал по скорости с сумматора С8, XE И YN - координаты фактического местоположения ЛА, измеренные ДСК, WE и WN - составляющие вектора путевой скорости, измеренные ДСК, ХЕВ и YNB - координаты ЛА, полученные интегрированием в интеграторах И1 и И2 сигналов с сумматоров С2 и С6, в которых суммируются сигналы VEB и VNB с сумматоров С1 и С5 и корректирующие сигналы по координатам с усилителей У1 и У2:

способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527

способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527

где K3- постоянный коэффициент усилителей У1 и У2.

Вновь введенный блок памяти и анализа траектории БАТ, в процессе естественного полета ЛА, осуществляет поиск участков прямолинейного горизонтального полета с разными курсами и отстоящих во времени друг от друга на допустимую временную величину. Логика работы этого блока, например, может быть следующая.

1. В процессе естественного полета ЛА находится участок прямолинейного горизонтального полета с любым курсом и длительностью по времени ТПП, гарантирующей окончание переходных процессов по оценке составляющих скорости ветра на интеграторах И3 и И4. При нахождении такого участка полета в БАТ запоминаются значения курса способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 1 из ДКВ и оценки составляющих ветра UE1* , UN1* из И3 и И4.

2. После нахождения участка прямолинейного горизонтального полета с курсом способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 1, в течении времени ТПВИ, гарантирующего малость пространственно-временной изменчивости скорости ветра, в процессе дальнейшего полета ЛА находится другой участок прямолинейного горизонтального полета с курсом, отличным от способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 1 и длительностью по времени, гарантирующей окончание переходных процессов по оценке составляющих скорости ветра. При нахождении такого участка полета в БАТ запоминаются значения курса способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 2 из ДКВ оценки составляющих ветра UE2* , UN2* из И3 и И4.

После нахождения двух участков прямолинейного горизонтального полета с разными курсами из БАТ в блок определения фактического ветра БФВ передаются параметры способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 1 и способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 2 и оценки составляющих скорости ветра на этих участках UE1*, UN1*, UE2*, U N2*.

В БФВ составляющие скорости фактического ветра в земной географической системе координат определяются в соответствии со следующими зависимостями:

способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527 ;

способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата   и устройство, его реализующее, патент № 2486527

Выходы БФВ являются выходами устройства по составляющим скорости ветра в земной географической системе координат.

Использование предлагаемых способа и устройства в авиационной аппаратуре позволит увеличить точность решения навигационных и других задач и, следовательно, увеличить эффективность использования ЛА.

Реализация предлагаемых способа и устройства не подразумевает изменение или дополнение аппаратуры, устанавливаемой на борту ЛА, предполагает использование только известных сигналов бортового оборудования ЛА и поэтому изобретение может быть реализовано на существующей технической базе практически на любых типах ЛА.

Класс G01P5/00 Измерение скорости текучих сред, например воздушных потоков; измерение скорости твердых тел, например судов, самолетов и тп, относительно текучей среды

термоанемометр и способ нагрева его терморезисторной структуры -  патент 2528572 (20.09.2014)
анемометрический зонд с одной или несколькими проволочками и способ его осуществления -  патент 2524448 (27.07.2014)
способ бесконтактной оптико-лазерной диагностики нестационарного гидропотока и устройство для его реализации -  патент 2523737 (20.07.2014)
устройство для измерения эмиссии парниковых газов из почвы и растений -  патент 2518979 (10.06.2014)
система воздушных сигналов вертолета -  патент 2518871 (10.06.2014)
устройство регулирования анемометра с проволочкой -  патент 2510027 (20.03.2014)
способ измерения скорости потока и устройство для его осуществления -  патент 2506597 (10.02.2014)
вихревой датчик аэродинамического угла и истинной воздушной скорости -  патент 2506596 (10.02.2014)
автономное устройство для регистрации скорости и направления течения жидкости и газа -  патент 2503962 (10.01.2014)
электромагнитный лаг-дрейфомер -  патент 2503014 (27.12.2013)
Наверх