зубчатое колесо

Классы МПК:F16H57/04 конструктивные особенности, относящиеся к смазке или охлаждению 
F16H55/17 зубчатые колеса
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Мендрух Елена Николаевна (RU),
Мендрух Николай Викторович (RU),
Терзиева Наталья Сергеевна (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-01-10
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо состоит из тела (1) и зубчатого венца с зубьями (2), вдоль рабочих поверхностей (3) которых на торцах (4) расположены смазкоудерживающие карманы в виде полок (5). Полки смещены в сторону от зубьев на величину максимального износа боковых поверхностей. Изобретение направлено на обеспечение работоспособности зубчатого колеса в процессе изнашивания его зубьев. 2 ил. зубчатое колесо, патент № 2485371

зубчатое колесо, патент № 2485371 зубчатое колесо, патент № 2485371

Формула изобретения

Зубчатое колесо, содержащее тело, и зубчатый венец с зубьями, и смазочные карманы, выполненные в виде полок, размещенных на торцах зубьев вдоль всей длины их боковых поверхностей, отличающееся тем, что полки смещены относительно боковых поверхностей в сторону оси зубьев на величину максимального износа боковых поверхностей.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами.

Известно зубчатое колесо, содержащее тело и зубчатый венец с зубьями (см., например, «Детали машин: Учебник для машиностроительных техникумов / Ю.Н.Березовский, Д.В.Чернилевский, М.С.Петров; Под ред. Н.А.Бородина. - М.: Машиностроение, 1983. - 384 с., ил.», стр.74).

Недостаток данного зубчатого колеса состоит в том, что при его работе пластичный смазочный материал, нанесенный на рабочие поверхности зубьев, вытесняется с них и в дальнейшем процессе смазывания зубьев не участвует, что приводит к увеличению изнашивания зубьев.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса, содержащего тело и зубчатый венец с зубьями, вдоль боковых поверхностей которых и заподлицо с ними на торцах зубьев заподлицо с боковыми поверхностями расположены смазкоудерживающие карманы в виде полок, предотвращающие вытеснение смазочного материала с боковых поверхностей на торцы зубьев - см. А.С. СССР № 898191, кл. F16H 57/04, 1978 г.

Недостаток прототипа состоит в том, что зубья со стороны рабочих поверхностей в процессе работы колеса подвержены изнашиванию; при этом происходит уменьшение толщины зубьев, и полки, размещенные на торцах зубьев, лишаются опоры и отваливаются от зубьев. Тем самым зубья лишаются смазочных карманов, что ухудшает процессы смазывания, снижает износостойкость зубьев и работоспособность зубчатого колеса.

Изобретением решается задача обеспечения работоспособности зубчатого колеса в процессе изнашивания его зубьев.

Это достигается тем, что зубчатое колесо состоит из тела и зубчатого венца с зубьями, вдоль боковых поверхностей которых на торцах зубьев расположены смазкоудерживающие карманы в виде полок, причем полки смещены от боковых поверхностей в сторону зубьев на величину максимального износа боковых поверхностей.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображены: элемент зубчатого колеса (вид сбоку) - фиг.1 и сечение зуба (фиг.2).

Зубчатое колесо состоит из тела 1 и зубчатого венца с зубьями 2, вдоль боковых поверхностей 3 которых на торцах 4 зубьев размещены смазкоудерживающие карманы в виде полок 5, причем полки смещены от боковых поверхностей в сторону от зубьев на величину максимального износа зубьев (h).

Работает данное зубчатое колесо следующим образом. При работе колеса в зацеплении в передаче с другим колесом пластичный смазочный материал, нанесенный на его рабочие (боковые) поверхности 3, выдавливается с них на полки 5, являющиеся смазкоудерживающими карманами, откуда затем смазочный материал мигрирует в области смазочного голодания - на рабочие поверхности 3.

По сравнению с прототипом данная конструкция зубчатого колеса (выполнение полок смещенными от боковых поверхностей в сторону оси зубьев учитывает изнашивание боковых поверхностей в процессе работы зубьев) позволяет выполнять полкам смазкоудерживающую функцию и играть роль смазочных карманов в течение всего срока эксплуатации колеса.

Класс F16H57/04 конструктивные особенности, относящиеся к смазке или охлаждению 

устройство для подачи жидкой смазки -  патент 2529116 (27.09.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525944 (20.08.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525942 (20.08.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525506 (20.08.2014)
масляная система охлаждения главного редуктора вертолета при испытании -  патент 2524519 (27.07.2014)
корпус механического оборудования, в частности коробки передач, с охладамой внутренней аппаратной камерой -  патент 2521068 (27.06.2014)
метод охлаждения электронных систем в механических устройствах, особенно в коробках передач -  патент 2521067 (27.06.2014)
зубчатый редуктор с системой уплотнений валов и фрикционной муфтой с гидравлическим управлением -  патент 2519308 (10.06.2014)
смазка и охлаждение редуктора с эпициклоидальной зубчатой передачей -  патент 2519305 (10.06.2014)
зубчатое колесо -  патент 2516827 (20.05.2014)

Класс F16H55/17 зубчатые колеса

Наверх