зубчатая передача

Классы МПК:F16H57/04 конструктивные особенности, относящиеся к смазке или охлаждению 
F16H1/04 с двумя взаимозацепляющимися колесами 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Мендрух Елена Николаевна (RU),
Мендрух Николай Викторович (RU),
Терзиева Наталья Сергеевна (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-02-02
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатая передача содержит пару зубчатых колес (1, 2), на торцах зубьев которых вдоль боковых поверхностей зубьев расположены смазкоудерживающие карманы в виде полок (4). Полки смещены от боковых поверхностей в сторону симметрии зубьев. Изобретение направлено на повышение износостойкости рабочих поверхностей зубьев зубчатых колес передачи. 1 ил. зубчатая передача, патент № 2484337

зубчатая передача, патент № 2484337

Формула изобретения

Зубчатая передача, преимущественно смазываемая пластичными смазочными материалами, содержащая пару зубчатых колес, на торцах зубьев которых вдоль боковых поверхностей зубьев расположены смазкоудерживающие карманы в виде полок, отличающаяся тем, что полки смещены от боковых поверхностей в сторону оси симметрии зубьев.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами.

Известна зубчатая передача, содержащая пару сопряженных зубчатых колес, состоящих из тела и зубчатого венца с зубьями. (см., например, «Детали машин: Учебник для машиностроительных техникумов /Ю.Н.Березовский, Д.В.Чернилевский, М.С.Петров; Под ред. Н.А.Бородина. - М.: Машиностроение, 1983. - 384 с., ил.», стр.60).

Недостаток конструкции данной зубчатой передачи состоит в том, что при ее работе пластичный смазочный материал, нанесенный на боковые (рабочие) поверхности зубьев, вытесняется с них в процессе контактирования сопряженных зубьев колес из зоны зацепления на торцы зубьев. Количество смазочного материала в зонах зацепления уменьшается, что интенсифицирует процессы изнашивания рабочих поверхностей зубьев.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатой передачи, составленной из пары зубчатых колес, причем, по крайней мере, из одного из колес, на торцах зубьев вдоль боковых (рабочих) поверхностей заподлицо с ними расположены смазкоудерживающие карманы в виде полок. Полки являются резервуарами для вытесняемого с рабочих поверхностей зубьев смазочного материала и предотвращения его попадания на торцы зубьев; с полок вытесненный смазочный материал мигрирует обратно на рабочие поверхности зубьев, что оптимизирует процессы их смазывания (см. А.С. СССР № 1567839, кл. F16H 57/04, 1988 г.).

Недостаток данной конструкции зубчатой передачи состоит в том, что при использовании в передаче пары зубчатых колес, снабженных смазкоудерживающими полками, выполненными заподлицо с боковыми (рабочими) поверхностями зубьев, не позволяет полкам выполнять функцию смазкоудерживающих карманов: при зацеплении сопряженных зубьев обоих колес происходит также контактирование между собой и полок, при этом смазочный материал вытесняется с них в сторону торцов зубьев. А использование в передаче только одного колеса с полками не дает полного эффекта повышения износостойкости.

Изобретением решается задача повышения износостойкости рабочих поверхностей зубьев зубчатых колес передачи.

Это достигается тем, что зубчатая передача, содержащая пару зубчатых колес, на торцах которых вдоль доковых поверхностей зубьев расположены смазкоудерживающие карманы в виде полок, причем полки смещены от боковых поверхностей в сторону оси симметрии зубьев.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображена в сечении пара сопряженных зубьев колес зубчатой передачи.

Зубчатая передача состоит из пары зубчатых колес с зубьями 1 и 2, сопрягающихся между собой боковыми (рабочими) поверхностями 3 и 4, на торцах 5 и 6 зубьев расположены смазкоудерживающие карманы в виде полок 7 и 8, которые смещены в сторону оси симметрии зубьев от боковых (рабочих) поверхностей на расстояния h1 и h2 .

Работает данная зубчатая передача следующим образом. При контактировании рабочих поверхностей 3 и 4 сопряженных зубьев 1 и 2 смазочный материал, нанесенный на рабочие поверхности, вытесняется с них на полки 7 и 8, играющие роль смазкоудерживающих карманов, откуда смазочный материал мигрирует в области смазочного голодания - обратно на рабочие поверхности зубьев.

По сравнению с прототипом выполнение смазкоудерживающих карманов (полок) с зазором относительно рабочих поверхностей зубьев позволяет смазочному материалу не выдавливаться с полок, а удерживаться на них, обеспечивая в дальнейшем миграцию смазочного материала обратно на рабочие поверхности зубьев, что оптимизирует процесс смазывания этих поверхностей и повышает их износостойкость.

Класс F16H57/04 конструктивные особенности, относящиеся к смазке или охлаждению 

устройство для подачи жидкой смазки -  патент 2529116 (27.09.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525944 (20.08.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525942 (20.08.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525506 (20.08.2014)
масляная система охлаждения главного редуктора вертолета при испытании -  патент 2524519 (27.07.2014)
корпус механического оборудования, в частности коробки передач, с охладамой внутренней аппаратной камерой -  патент 2521068 (27.06.2014)
метод охлаждения электронных систем в механических устройствах, особенно в коробках передач -  патент 2521067 (27.06.2014)
зубчатый редуктор с системой уплотнений валов и фрикционной муфтой с гидравлическим управлением -  патент 2519308 (10.06.2014)
смазка и охлаждение редуктора с эпициклоидальной зубчатой передачей -  патент 2519305 (10.06.2014)
зубчатое колесо -  патент 2516827 (20.05.2014)

Класс F16H1/04 с двумя взаимозацепляющимися колесами 

Наверх