зубчатое колесо

Классы МПК:F16H57/04 конструктивные особенности, относящиеся к смазке или охлаждению 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Мендрух Елена Николаевна (RU),
Мендрух Николай Викторович (RU),
Терзиева Наталья Сергеевна (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-01-10
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым передачам. Зубчатое колесо состоит из тела и пары зубчатых венцов с канавкой между ними. В канавке расположен смазковозвращающий элемент в виде пары пластин, ориентированных перпендикулярно телу и примыкающих к нему по всей своей длине. Пластины одними торцами соединены между собой на оси симметрии колеса и ориентированы навстречу вращению колеса, а другими торцами примыкают к венцам. При этом пластины укреплены на основании с подпружиниванием в сторону венцов. Основание закреплено неподвижно на корпусе зубчатой передачи. Техническим результатом является оптимизация режима смазывания зубчатого колеса, уменьшение износа зубчатых колес, уменьшение расхода смазки. 2 ил. зубчатое колесо, патент № 2481519

зубчатое колесо, патент № 2481519 зубчатое колесо, патент № 2481519

Формула изобретения

Зубчатое колесо, преимущественно шевронное с разрывным шевроном, содержащее тело и пару зубчатых венцов с канавкой между ними, отличающееся тем, что в канавке расположен смазковозвращающий элемент в виде пары пластин, ориентированных перпендикулярно телу, которые одними торцами соединены между собой на оси симметрии колеса и ориентированы навстречу вращению колеса, а другими торцами примыкают к венцам, пластины соприкасаются по всей своей длине с телом и укреплены на основании, закрепленном неподвижно на корпусе передачи, причем пластины укреплены на основании с подпружиниванием в сторону венцов.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению, а именно - к открытым зубчатым передачам, смазываемым пластичными смазочными материалами, преимущественно шевронным с разрывным шевроном.

Известно шевронное зубчатое колесо с разрывным шевроном, включающее тело и пару зубчатых венцов, разделенных канавкой (см., например, «Иванов М.Н. Детали машин: Учеб. для машиностр. спец. вузов. - 4-е изд., перераб. - М.: Высш. шк., 1984. - 336 с., ил.», стр.124, рис.8.23).

Недостаток данного зубчатого колеса состоит в том, что пластичный смазочный материал, наносимый на рабочие поверхности зубьев, в процессе работы колеса в передаче вытесняется с этих поверхностей, часть смазочного материала передает в канавку между венцами и в дальнейшем в процессе смазывания колеса не участвуют. Это приводит к ухудшению режима смазывания колеса и перерасходу смазочного материала.

В качестве прототипа взята конструкция шевронного зубчатого колеса, включающего тело и пару зубчатых венцов, разделенных канавкой (см. Производство зубчатых колес. Справочник / С.Н.Калашников, А.С.Калашников, Г.И.Коган и др.; Под общ. ред. Б.А.Тайца. - 3-е изд., перераб. и допол. - М.: Машиностроение. 1990. - 464 с.: ил.).

Недостаток данной конструкции зубчатого колеса состоит в том, что смазочный материал, нанесенный на рабочие поверхности зубьев, в процессе работы передачи вытесняется с них, частично попадая в канавку между венцами, и в дальнейшем в процессе смазывания не участвует. Размер канавки может быть значительным, особенно у крупномодульных колес. Так, например, ширина канавки для колес с модулем 20 мм при изготовлении колес методом долбления инструментом с передней поверхностью по нормали к зубьям, при угле наклона зубьев в 30°, составляет 50 мм (см. выше - источник описания прототипа - стр.38, табл.3.3). Таким образом, объем канавки, особенно для крупномодульных колес, может быть значительным, т.е. количество смазочного материала, удерживаемого смазочной канавкой, также может быть значительным. Это приводит к ухудшению режима смазывания колеса и перерасходу смазочного материала.

Изобретением решается задача оптимизации режима смазывания шевронного зубчатого колеса с разрывным шевроном.

Это достигается тем, что шевронное зубчатое колесо с разрывным шевроном содержит тело и пару зубчатых венцов с канавкой между ними, причем в канавке расположен смазковозвращающий элемент в виде пары пластин, ориентированных перпендикулярно телу и примыкающих к нему по всей своей длине, пластины одними торцами соединены между собой на оси симметрии колеса и ориентированы навстречу вращению колеса, а другими торцами примыкают к венцам, пластины укреплены на основании, которое неподвижно укреплено на корпусе передачи, причем пластины укреплены с подпружиниванием в сторону венцов.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображены: фрагмент зубчатого колеса - вид с торца колеса (фиг.1) и фрагмент зубчатого колеса - вид с вершин зубьев (фиг.2).

Зубчатое колесо состоит из тела 1 и пары зубчатых венцов 2 и 3, разделенных канавкой шириной S, в канавке расположен смазковозвращающий элемент в виде пары пластин 4, 5, ориентированных перпендикулярно телу, которые одними торцами соединены между собой на оси симметрии колеса и ориентированы навстречу вращению (зубчатое колесо, патент № 2481519 , V) колеса, а другими торцами примыкают к венцам, пластины соприкасаются по всей своей длине с телом и укреплены на основании 6, которое посредством кронштейнов 7 и 8 неподвижно укреплено на корпусе 9 зубчатой передачи, причем пластины укреплены на основании с подпружиниванием в сторону венцов, например, посредством упругих подкладок 10, 11.

Работает данное колесо следующим образом. При работе его в передаче в зацеплении с другим колесом пластичный смазочный материал вытесняется с рабочих поверхностей зубьев в канавку между венцами (12, 13). Вытесненный смазочный материал (12, 13) при вращении колеса затем захватывается пластинами 4 и 5 и перемещается обратно - во впадины между зубьями венцов 2 и 3 (14, 15).

По сравнению с прототипом данная конструкция зубчатого шевронного колеса позволяет оптимизировать режим смазывания зубьев колеса, снизить их изнашивание и уменьшить расход требуемого для смазывания колеса смазочного материала.

Класс F16H57/04 конструктивные особенности, относящиеся к смазке или охлаждению 

устройство для подачи жидкой смазки -  патент 2529116 (27.09.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525944 (20.08.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525942 (20.08.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525506 (20.08.2014)
масляная система охлаждения главного редуктора вертолета при испытании -  патент 2524519 (27.07.2014)
корпус механического оборудования, в частности коробки передач, с охладамой внутренней аппаратной камерой -  патент 2521068 (27.06.2014)
метод охлаждения электронных систем в механических устройствах, особенно в коробках передач -  патент 2521067 (27.06.2014)
зубчатый редуктор с системой уплотнений валов и фрикционной муфтой с гидравлическим управлением -  патент 2519308 (10.06.2014)
смазка и охлаждение редуктора с эпициклоидальной зубчатой передачей -  патент 2519305 (10.06.2014)
зубчатое колесо -  патент 2516827 (20.05.2014)
Наверх