устройство для подачи жидкой смазки

Классы МПК:F16H57/04 конструктивные особенности, относящиеся к смазке или охлаждению 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Мендрух Денис Николаевич (RU),
Мендрух Николай Викторович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-02-06
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания закрытых зубчатых редукторов с масляными ваннами, преимущественно тихоходных, с колесами большого диаметра. Устройство для подачи жидкой смазки редуктора, имеющего корпус (1) и масляную ванну (2), состоит из разбрызгивателя, выполненного в виде короба (4) без верхней крышки, укрепленного на одном конце подпружиненного кронштейна (6), установленного внутри корпуса шарнирно с возможностью перемещения в вертикальной плоскости. Второй конец (10) кронштейна выполнен периодически контактирующим с кулачком (11), укрепленным на приводном валу (12). Стенки (13) короба, ориентированные вдоль кронштейна, расположены вертикально. Стенки (14, 15) короба, ориентированные перпендикулярно этому кронштейну, расположены по дугам, описываемым верхними ребрами этих стенок. Кронштейн снабжен ограничителем - упором (9) его вертикального перемещения после выхода верхней части короба из ванны. Изобретение направлено на повышение эффективности подачи жидкой смазки. 2 ил. устройство для подачи жидкой смазки, патент № 2480653

устройство для подачи жидкой смазки, патент № 2480653 устройство для подачи жидкой смазки, патент № 2480653

Формула изобретения

Устройство для подачи жидкой смазки, преимущественно закрытого зубчатого редуктора с масляной ванной, содержащее подпружиненный разбрызгиватель, периодически погруженный в ванну посредством кулачка, укрепленного на приводном валу, отличающееся тем, что разбрызгиватель выполнен в виде короба без верхней крышки, укрепленного на одном конце подпружиненного кронштейна, установленного внутри корпуса редуктора шарнира с возможностью перемещения в вертикальной плоскости, второй конец кронштейна выполнен с возможностью периодического контактирования с кулачком и погружения в ванну, причем стенки короба, ориентированные вдоль кронштейна, расположены вертикально; его стенки, ориентированные перпендикулярно этому кронштейну, расположены по дугам, описываемым верхними ребрами этих стенок, а кронштейн снабжен ограничителем его вертикального перемещения после выхода верхней части короба из ванны.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания закрытых зубчатых редукторов с масляными ваннами, преимущественно тихоходных, с колесами большого диаметра.

Известно устройство для подачи жидкой смазки, представляющее собой насаженный на приводной вал разбрызгиватель в виде колеса с лопастями, погруженными в масляную ванну (см., например, Дунаев П. Ф., Леликов О. П. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. пособие для машиностроит. спец. вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1985-416 с., ил., стр.149).

Недостаток данного устройства состоит в недостаточной его эффективности при низкоскоростных режимах работы зубчатых передач, особенно при больших диаметрах зубчатых колес, а также при частых перерывах в их работе.

Наиболее близко к изобретению устройство для подачи жидкой смазки по А.С. СССР № 1146508, кл. F16Н 57/4, опубликованному 23.03.83 г., Б.И. № 11. Сущность его состоит в том, что в редукторе с масляной ванной установлен на приводном валу кулачок, который при вращении периодически взаимодействует с упругой пластиной, укрепленной внутри на корпусе редуктора и погруженной в масляную ванну.

Недостаток данного устройства состоит в том, что плоская пластина захватывает недостаточное количество смазки, кроме того объем смазки, расположенный над погруженной в ванну пластиной, не весь подается ею из ванны в зону смазывания: при ходе пластины вверх часть этой смазки отбрасывается пластиной в стороны - обратно в ванну, при этом происходит перемешивание смазки, расположенной в ванне, ее взмучивание, перемешивание с осадком и продуктами изнашивания трущихся элементов зубчатой передачи и загрязнение всего объема смазки, расположенной в масляной ванне, и загрязнение, соответственно, смазки, подаваемой устройством в зоны смазывания. Это снижает эффективность работы устройства и ухудшает процесс смазывания элементов зубчатой передачи.

Изобретением решается задача повышения эффективности подачи жидкой смазки.

Это достигается тем, что устройство для подачи жидкой смазки закрытого зубчатого редуктора с масляной ванной содержит подпружиненный разбрызгиватель, периодически погружаемый в масляную ванну посредством кулачка, расположенного на приводном валу, разбрызгиватель выполнен в виде короба без верхней крышки, укрепленного на одном конце подпружиненного кронштейна, установленного внутри корпуса редуктора шарнирно с возможностью перемещения в вертикальной плоскости, второй конец кронштейна выполнен с возможностью периодического контактирования с кулачком и погружения в ванну, причем стенки короба, ориентированные вдоль кронштейна, расположены вертикально; его стенки, ориентированные перпендикулярно кронштейну, расположены по дугам, описываемым нижними ребрами этих стенок, а кронштейн снабжен ограничителем его вертикального перемещения после выхода верхней части короба из ванны.

Сущность изобретения пояснена чертежами, на котором изображено устройство для подачи жидкой смазки: при нижнем положении разбрызгивателя (фиг.1), при верхнем положении разбрызгивателя (фиг.2).

Устройство для подачи жидкой смазки для закрытого редуктора, имеющего корпус 1 и масляную ванну 2 с верхним уровнем (3) смазки, состоит из разбрызгивателя, выполненного в виде короба 4 без верхней крышки, укрепленного на одном конце подпружиненного (5) кронштейна 6, установленного внутри корпуса шарнирно (7) с возможностью перемещения в вертикальной плоскости; этот конец снабжен выступом 8, контактирующим в верхнем положении с упором 9, укрепленным на корпусе 1 редуктора; второй конец (10) кронштейна выполнен с возможностью периодического контактирования с кулачком 11, укрепленным на приводном валу 12; стенки 13 короба 4, ориентированные вдоль кронштейна 6, расположены вертикально, а его стенки (14 и 15), ориентированные перпендикулярно этому кронштейну, расположены по дугам, описываемым верхними ребрами этих стенок; упор 9 установлен с обеспечением верхнего положения короба 4 с превышением (h) над верхним уровнем (3) смазки масляной ванны редуктора.

Работает данное устройство следующим образом. Кулачок 11, укрепленный на приводном валу, 12 периодически контактирует с одним (10) концом кронштейна, при этом другой конец (6) кронштейна опускается вниз, погружая короб 4 в масляную ванну 2, короб наполняется смазкой. При дальнейшем вращении (устройство для подачи жидкой смазки, патент № 2480653 ) приводного вала 12 контакт кулачка 11 с концом 10 кронштейна прерывается, и короб 4, наполненный смазкой под действием пружины 5, отбрасывается вверх; на верхней точке траектории, при достижении превышения (h) верха короба 4 над верхним уровнем (3) смазки масляной ванны, выступ 8 кронштейна ударяется об упор 9, и смазка, набранная коробом, отбрасывается вверх (V) на смазываемые элементы зубчатой передачи. Затем процесс повторяется.

По сравнению с прототипом, данная конструкция устройства для подачи жидкой смазки позволяет захватывать большее количество смазки; расположение продольных стенок короба по вертикали, а горизонтальных его стенок по дугам способствует меньшему перемешиванию и взмучиванию смазки в масляной ванне; обеспечение превышения верха короба над верхним уровнем смазки в масляной ванне - в момент выброса смазки из короба - также способствует улучшению подачи смазки за счет снижения потерь при подаче и уменьшает перемешивание и взмучивание смазки в ванне. Все это в целом повышает эффективность подачи смазки, улучшает смазывание элементов зубчатой передачи, снижает их износ и повышает их долговечность.

Класс F16H57/04 конструктивные особенности, относящиеся к смазке или охлаждению 

устройство для подачи жидкой смазки -  патент 2529116 (27.09.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525944 (20.08.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525942 (20.08.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525506 (20.08.2014)
масляная система охлаждения главного редуктора вертолета при испытании -  патент 2524519 (27.07.2014)
корпус механического оборудования, в частности коробки передач, с охладамой внутренней аппаратной камерой -  патент 2521068 (27.06.2014)
метод охлаждения электронных систем в механических устройствах, особенно в коробках передач -  патент 2521067 (27.06.2014)
зубчатый редуктор с системой уплотнений валов и фрикционной муфтой с гидравлическим управлением -  патент 2519308 (10.06.2014)
смазка и охлаждение редуктора с эпициклоидальной зубчатой передачей -  патент 2519305 (10.06.2014)
зубчатое колесо -  патент 2516827 (20.05.2014)
Наверх