топливная композиция, способ ее производства и присадка для жидкого топлива

Классы МПК:C10L1/10 содержащее присадки 
B82B3/00 Изготовление или обработка наноструктур
Патентообладатель(и):Житницкий Александр Леонидович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-02-28
публикация патента:

Изобретение относится к композиции жидкого топлива с присадками для обеспечения антизадирных, противоизносных и антиокислительных свойств жидких топлив, таких как углеводородное, моторное, биодизельное топливо и их смеси. Композиция жидкого топлива включает основное количество жидкого топлива и наноразмерной присадки на основе галогенпроизводных фуллеренов, общей формулы Full Hall2x, где Full - фуллерен С60, С 70, С72, С76, С78, C 82, C84, C90, С94, С 96, Hall - в виде F, Cl, Br, a x - 1-50, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

присадка - 0,0001-0,5;

вспомогательные компоненты - 0,01-15%;

жидкое топливо - остальное.

Способ получения композиции жидкого топлива характеризуется подачей основного количества топлива и наноразмерных присадок на основе галогенпроизводных фуллеренов в кавитатор с получением в нем композиции жидкого топлива. 3 н. и 8 з.п. ф-лы, 2 табл.

Формула изобретения

1. Композиция жидкого топлива, включающая основное количество жидкого топлива и наноразмерной присадки на основе галогенпроизводных фуллеренов, общей формулы Full Hall2x, где Full - фуллерен С60, С70, С72, С 76, С78, С82, С84, С 90, С94, C96, Hall - в виде F, Cl, Br, a х -1÷50, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Присадка 0,0001-0,5

Вспомогательные компоненты 0,01-15

Жидкое топливо Остальное

2. Композиция по п.1, характеризующаяся тем, что в качестве топлива она содержит углеводородное топливо.

3. Композиция по п.2, характеризующаяся тем, что в качестве углеводородного топлива она содержит бензин.

4. Композиция по п.2, характеризующаяся тем, что в качестве углеводородного топлива она содержит дизельное топливо.

5. Композиция по п.1, характеризующаяся тем, что в качестве топлива она содержит биоэтанольное топливо.

6. Композиция по п.1, характеризующаяся тем, что в качестве топлива она содержит биодизельное топливо.

7. Композиция по п.6, характеризующаяся тем, что в качестве биодизельного топлива она содержит эфиры метиловые и этиловые.

8. Композиция по п.1, характеризующаяся тем, что в качестве топлива она содержит смесь углеводородного топлива с биоэтанольным.

9. Композиция по п.1, характеризующаяся тем, что в качестве топлива она содержит смесь углеводородного топлива с биодизельным.

10. Присадка для жидкого топлива, выполненная в виде наноразмерной присадки на основе галогенпроизводных фуллеренов, общей формулы Full Hall2x, где Full - фуллерен С60, С 70, С72, С76, С78, С 82, С84, С90, С94, C 96, Hall - в виде F, Cl, Br, а х - 1÷50.

11. Способ получения композиции жидкого топлива по любому из пп.1-9, характеризующийся подачей основного количества топлива и наноразмерных присадок на основе галогенпроизводных фуллеренов в кавитатор с получением в нем композиции жидкого топлива.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к композиции жидкого топлива с присадками для обеспечения антизадирных, противоизносных и антиокислительных свойств жидких топлив, таких как углеводородное, моторное, биодизельное топливо и их смеси.

Известно, что противоизносные свойства топливам придают соединения серы и связанные с ними ароматические и полярные соединения. Однако ароматические углеводороды ухудшают процесс сгорания в цилиндре дизеля и способствуют отложению смолистых веществ на деталях ТНВД. Стремление к заметному снижению содержания вредных компонентов в выбросах при сжигании жидких топлив обусловлено рядом экологических факторов. Так, например, предпринимаются попытки свести к минимуму выброс диоксида серы в результате сгорания жидких топлив. Как следствие, предпринимаются попытки свести к минимальному содержание серы в топливах. Хотя в последнее время типичные жидкие топлива содержат 1 вес.% или более серы (в пересчете на элементарную серу), в настоящее время считается необходимым снижение ее содержания предпочтительно до 0,05 вес.%, более предпочтительно до менее 0,01 вес.%.

Дополнительная очистка жидких топлив, необходимая для достижения столь низкого содержания серы, часто приводит к снижению содержания полярных компонентов. Кроме того, определенные процессы очистки позволяют снизить содержание конденсированных ароматических соединений, входящих в состав таких жидких топлив.

Снижение содержания одного или нескольких таких продуктов, как сера, конденсированные ароматические или полярные компоненты жидкого топлива, может привести к ухудшению смазывающих характеристик этого топлива в отношении смазки системы впрыска двигателя до такой степени, при которой, например, насос для впрыска топлива двигателя выходит из строя уже на относительно ранней стадии срока эксплуатации двигателя. Поломки могут происходить в системах впрыска топлива высокого давления, таких как центробежные распределители высокого давления, рядные многоплунжерные топливные насосы и инжекторы.

Проблема неудовлетворительной смазывающей способности жидких топлив в будущем станет, вероятно, еще более острой при последующих усовершенствованиях двигателей (с целью дальнейшего уменьшения выбросов), которые будут предъявлять к смазывающей способности еще более жесткие требования, чем при эксплуатации современных двигателей. Так, например, появление инжекторных узлов высокого давления повысит требования к смазывающей способности жидкого топлива и, следовательно, возрастет необходимость в усиливающих смазывающую способность присадках.

Более того, существует постоянная необходимость в создании присадок с повышенной эксплуатационной смазывающей способностью.

В литературе, касающейся данной области техники, известен способ повышения смазывающей способности топлив с низким содержанием серы путем введения в их состав растительных масел, рапс-метилового эфира и других кислородсодержащих соединений растительного происхождения [Т.Н.Митусова, Е.В.Полинина, М.В.Калинина. Современные дизельные топлива и присадки к ним. - М.: Издательство "Техника". ООО "ТУМА ГРУПП", 2002. - 64 с.].

Общим недостатком данных методов является вовлечение в состав топлива прямых или переработанных пищевых продуктов.

Известно техническое решение, которое относится к композициям жидких топлив (см. патент РФ № 2158750), содержащих присадки, улучшающие их смазывающую способность, а также способам их производства. Композиция включает основное количество среднего дистиллятного жидкого топлива, содержание серы в котором составляет 0,2 мас.% или меньше, и небольшое количество повышающей смазывающую способность присадки, включающей (а) эфир ненасыщенной монокарбоновой кислоты и многоатомного спирта и (б) эфир ненасыщенной монокарбоновой кислоты и многоатомного спирта, содержащего по меньшей мере три гидроксильные группы, причем эфиры (а) и (б) различны.

Недостатком аналога является использование в составе большого количества компонентов, что делает композицию нестабильной, а способ производства трудоемким.

Задачей настоящей группы изобретений является устранение вышеуказанных недостатков.

Обобщенный технический результат заключается в повышении антизадирных, противоизносных и антиокислительных свойств с обеспечением простого и надежного способа производства.

Технический результат заключается в том, что композиция жидкого топлива включает основное количество жидкого топлива и наноразмерной присадки на основе галогенпроизводных фуллеренов, общей формулы Full Hall2x, где Full - фуллерен С60, С70, С72, C 76, C78, C82, C84, C 90, C94, C96, Hall - в виде F, Cl, Br, a x - 1-50, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

присадка - 0,0001-0,5;

вспомогательные компоненты - 0,01-15%;

жидкое топливо - остальное.

В соответствии с частными случаями осуществления изобретение имеет следующие особенности.

В качестве топлива композиция содержит углеводородное топливо.

В качестве углеводородного топлива композиция содержит бензин.

В качестве углеводородного топлива композиция содержит дизельное топливо.

В качестве топлива композиция содержит биоэтанольное топливо.

В качестве топлива композиция содержит биодизельное топливо.

В качестве биодизельного топлива она содержит эфиры метиловые и этиловые.

В качестве топлива композиция содержит смесь углеводородного топлива с биоэтанольным.

В качестве топлива композиция содержит смесь углеводородного топлива с биодизельным.

Кроме того, технический результат обеспечивается тем, что присадка для жидкого топлива выполнена в виде наноразмерной присадки на основе галогенпроизводных фуллеренов, общей формулы Full Hall 2x, где Full - фуллерен С60, C70, C72, C76, C78, C82 , C84, C90, C94, C96 , Hall - в виде F, Cl, Br, a x - 1-50.

Технический результат обеспечивается также тем, что способ получения композиции жидкого топлива характеризуется подачей основного количества топлива и наноразмерных присадок на основе галогенпроизводных фуллеренов в кавитатор с получением в нем композиции жидкого топлива.

Предложенная группа изобретений может быть осуществлена и использована следующим образом.

В качестве присадок к жидким топливам используют наноразмерные присадки на основе галогенпроизводных фуллеренов, общей формулы Full Hall2x, где Full - фуллерен С60, С 70, C72, C76, C78, C 82, C84, C90, C94, C 96, Hall - в виде F, Cl, Br, а х - 1-50.

Галогенпроизводные фуллерены - это продукты химической модификации фуллеренов галогенами.

Настоящее изобретение предусматривает использование хлорированных, фторированных и бромированных фуллеренов для получения присадок.

При этом хлорированный фуллерен синтезируют по реакции фуллерена с монохлоридом йода по методике, описанной в Troshin, P.A. Some New Aspects of Chlorination of Fullerenes / P.A.Troshin, O.Popkov, R N.Lyubovskaya // Fullerenes, Nanotubes and Carbon Nanostructures. - 2003. - Vol.11. - N2. - P.165-185.

Бромирование фуллерена проводят избытком жидкого брома в течение одной недели по методике, описанной в Synthesis and Single-Crystal X-ray Structure of a Highly Symmetrical C60 Derivative, C60Br24 / F.N.Tebbe, R.L.Harlow, D.B.Chase et al. // Science. - Vol.256. - Issue 5058. - P.822-825.

Фторированную производную фуллерена синтезируют по методике, описанной в Selective Synthesis and Structure Determination of C60F48 / A.A.Gakh, A.A.Tuinman, J.L.Adcock [et al.] // J. Am. Chem. Soc. - 1994. - Issue 116. - P.819-820.

Для получения наноразмерных присадок галогенпроизводные фуллерены вместе с алкановыми спиртами подают в ультразвуковой кавитатор для структурообразования. В качестве кавитатора может быть использован ультразвуковой турбулизированный кавитатор для нефтепродуктов.

Так, для получения этанола с содержанием галогенпроизводных фуллеренов 0,0001 мас.% на 100 мл (79,9 г) этилового спирта с содержанием воды 0,2 мас.% необходимо взять 0,0001·0,799=0,000079 г фуллерена.

Полученные наноразмерные присадки подают вместе с жидким топливом вспомогательными компонентами на обработку в ультразвуковой кавитатор для получения готовой топливной композиции.

Для приготовления топливной композиции используется этиловый спирт, содержащий определенные концентрации галогенпроизводных фуллеренов.

Например, были созданы следующие композиции моторного биоэтанольного топлива.

Композиция 1

ароматические амины - 0,05 мас.%,

стабилизатор - 0,01 мас.%,

углеводородная фракция (н.к. - 60) - 10,0 мас.%,

галогенпроизводные фуллерены - 0,0001 мас.%,

биоэтанол - остальное

Композиция 2

ароматические амины - 0,05 мас.%,

стабилизатор - 0,5 мас.%,

углеводородная фракция (н.к. - 60) - 5,0 мас.%,

галогенпроизводные фуллерены - 0,5 мас.%,

биоэтанол - остальное

В качестве стабилизатора используют гетероциклические ароматические спирты (С36).

Было установлено, что наноразмерные присадки обладают антизадирными, противоизносными и антиокислительными свойствами как при добавлении их к моторному биоэтанольному топливу, так и к неполярным органическим жидкостям.

Изготовленные композиции были испытаны по физико-химическим показателям для моторного топлива. Физико-химические показатели испытаний критической нагрузки задира для компонента моторного биоэтанольного топлива, а также изооктана с добавлением C60F48 с содержанием около 0,1% приведены в таблице 1.

Таблица 1
Физико-химические показатели испытаний критической нагрузки задира для компонента моторного биоэтанольного топлива (этанол 99,97%), а также изооктана с добавлением C60F48 в концентрации около 0,1%
ОбразецЗначение, НМетод контроля
Этанол 99,97% без присадки50 Согласно ASTM D 2783
Этанол 99,97% с C60F48 в концентрации около 0,1%500
Изооктан без присадки 80
Изооктан с C60F48 в концентрации около 0,1%500

Антиокислительные свойства галогенированных фуллеренов были исследованы стандартным модельным методом путем изучения кинетики поглощения кислорода при инициированном окислении бензилового спирта кислородом при температуре 323 К с дальнейшим определением скорости окисления. Результаты опытов приведены в таблице 2.

Таблица 2
Антиокислительные свойства продуктов бензилового спирта с присадками
Название продукта Начальная концентрация фуллерена C60F48 в бензиловом спирте Скорость окисления Коэффициент уменьшения скорости окисления
Бензиловый спирт 0,001·10-4 моль/дм3 12,6·10-7 моль/дм3 1,00
Бензиловый спирт с добавкой фуллерена 1,8·10-4 моль/дм3 8,5·10-7 моль/дм3·c 1,48
2,8·10 -4 моль/дм3 7,2·10-7 моль/дм3·с 1,75
5,8·10 -4 моль/дм3 4,6·10-7 моль/дм3·c 2,74
8,6·10 -4 моль/дм3 2,8·10-7 моль/дм3·с 4,50
Бензиловый спирт С C60F48 0,49·10-4 моль/дм3 8,70·10-7 моль/дм3·c 1,45
1,23·10 -4 моль/дм3 2,22·10-7 моль/дм3·с 5,68
2,45·10 -4 моль/дм3 0,19·10-7 моль/дм3·с 66,32

Приведенные данные в таблицах 1 и 2 подтверждают, что наноразмерные присадки на основе галогенпроизводных фуллеренов повышают антизадирные свойства для компонентного моторного биоэтанольного топлива и изооктана в 6-10 раз и антиокислительные свойства бензилового спирта в 2-66 раз.

Класс C10L1/10 содержащее присадки 

способ получения оксигенатов, повышающих эксплуатационные свойства топлив для двигателей внутреннего сгорания (варианты) -  патент 2522764 (20.07.2014)
ракетное топливо староверова - 14 (варианты) -  патент 2516825 (20.05.2014)
ракетное топливо староверова - 15 (варианты) -  патент 2516711 (20.05.2014)
модификатор горения твердого, жидкого и газообразного топлива -  патент 2515988 (20.05.2014)
ракетное топливо -  патент 2513850 (20.04.2014)
жидкие топливные композиции -  патент 2512083 (10.04.2014)
многофункциональная добавка к автомобильному бензину и топливная композиция, ее содержащая -  патент 2510415 (27.03.2014)
способ введения депрессорной присадки в парафинистую нефть -  патент 2508393 (27.02.2014)
способ получения противотурбулентной присадки с рециклом мономеров, способ получения противотурбулентной присадки, способ получения высших поли- -олефинов для этих способов и противотурбулентная присадка на их основе -  патент 2505551 (27.01.2014)
способ получения и состав присадки к жидкому топливу -  патент 2502790 (27.12.2013)

Класс B82B3/00 Изготовление или обработка наноструктур

Наверх