судовое маловязкое топливо

Классы МПК:C10L1/04 на основе смесей углеводородов 
Автор(ы):, , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-02-09
публикация патента:

Изобретение относится к судовому маловязкому топливу, содержащему смесь дистиллятов атмосферной и вакуумной перегонки нефти. Топливо характеризуется тем, что оно содержит фракцию атмосферной перегонки с интервалом выкипания 210-365°С и фракцию вакуумной перегонки с интервалом выкипания 255-360°С при следующем массовом соотношении компонентов, мас.%: фракция атмосферной перегонки с интервалом выкипания 210-365°С - 60-70; фракция вакуумной перегонки с интервалом выкипания 255-360°С - до 100. Настоящее топливо обладает улучшенными показателями по цетановому числу, при этом технология его получения является упрощенной. 4 табл.

Формула изобретения

Судовое маловязкое топливо, содержащее смесь дистиллятов атмосферной и вакуумной перегонки нефти, отличающееся тем, что оно содержит фракцию атмосферной перегонки с интервалом выкипания 210-365°С и фракцию вакуумной перегонки с интервалом выкипания 255-360°С при следующем массовом соотношении компонентов, мас.%:

Фракция атмосферной перегонки с судовое маловязкое топливо, патент № 2478692
интервалом выкипания 210-365°С 60-70
Фракция вакуумной перегонки с судовое маловязкое топливо, патент № 2478692
интервалом выкипания 255-360°С до 100

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к углеводородным топливным композициям на основе продуктов переработки нефти и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.

Судовое маловязкое топливо (СМТ) предназначено для использования в среднеоборотных и высокооборотных дизельных двигателях, потребляющих значительное количество дефицитного дизельного топлива по ГОСТ 305-82. В табл.1 представлены требования к дизельному топливу марки «Л-0,5», вырабатываемому по ГОСТ 305-82, и предлагаемому взамен его СМТ, вырабатываемому по ТУ 38.101567-2000. Из данных табл.1 следует, что по сравнению с дизельным топливом марки «Л-0,5» нормы на топливо СМТ менее жесткие.

Таблица 1
Норма показателей качества
ПоказательГОСТ 305-82 на топливо марки Л-0,5-69 ТУ 38.101567-2000
Вязкость кинематическая при 20°С, мм2 в пределах 3,0-6,0 не более 11,4
Цетановое число, не менее 4540
Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже 6062
Температура застывания, °С, не выше Минус 10Минус 10
Массовая доля серы, %, не более 0,51,5
Массовая доля меркаптановой серы, %, не более 0,010,025
Коксуемость, %, не более10% ост 0,3 0,2
Содержание механических примесей, %, не более Отс.0,02
Зольность, %, не более 0,01 0,01
Плотность, кг/м3, не более 860890

Известно топливо для судовых двигателей, которое получается путем компаундирования легкого газойля коксования с установки 21-10/6, дизельных фракций с АВТ, вакуумного газойля с АВТ и дистиллята прямогонного с комбинированной установки КГФ-АТ-ТК («Химия и технология топлив и масел», 1979, № 3, с.28-30). Однако используемые фракции характеризуются низкой перегонкой топлива и большим запасом качества по показателю кинематической вязкости. Топливо характеризуется низким цетановым числом и выходом. Оно содержит мас.%: смесь продуктов атмосферной перегонки и вакуумной переработки нефти фракции 110-500°С 2-15; фракцию 240-500°С вакуумного дистиллята переработки нефти 1-20; фракцию 130-400°С вакуумной перегонки мазута при производстве масел 10-40; фракцию 160-400°С газойля каталитического крекинга до 100%.

Однако используемые фракции каталитического крекинга, а также продукты прямогонные с н.к. 110°С приводят к снижению смазывающей способности топлива и повышению его коррозионной активности.

Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является топливо для судовых двигателей (Пат. РФ № 2058372, C10L 1/04, опубл. 20.04.96, БИ № 11), содержащее смесь дистиллятов нефти: фракции 160-360°С, 240-450°С атмосферной перегонки при массовом соотношении во фракции 240-450°С фракций, выкипающих в интервале 240-360°С и 360-450°С, равном (80-90):(20-10), фракцию 240-550°С вторичной вакуумной перегонки мазута при массовом соотношении в ней фракций 240-360°С и 360-550°С, равном (80-90):(20-10), при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Фракция 240-450° атмосферной перегонки 5-30
Фракция 240-550°С вторичной вакуумной перегонки мазута 5-15
Фракция 160-360°С атмосферной перегонки До 100

Известное судовое маловязкое топливо получают следующим образом: нефть подвергают перегонке с выделением на установке AT фракций 160-360°С, 240-450°С и на установке вакуумной перегонки мазута фракции 240-550°С.

Однако выделяемые на AT и вакуумной перегонки мазута фракции должны иметь определенное соотношение в них дизельных и мазутных (выше 360°С) фракций. Это достигается регулированием режима и коэффициента рециркуляции фракций на установке. Таким образом, в дистиллятах 240-450°С атмосферной перегонки и 240-550°С вакуумной перегонки мазута соотношение фракций 160-360°С и выше 360°С должно составлять (80-90):(20-10).

Недостатками предложенного судового топлива является недостаточно высокое цетановое число, а также вовлечение в его состав значительного количества легких углеводородных фракций. Количество фракции с интервалом выкипания 160-360°С составляет от 55 до 90% от массы судового топлива. В двух других компонентах топлива доля фракции с интервалом выкипания 240-360°С составляет 80-90%. Известно, что наличие низкомолекулярных фракций снижает цетановое число топлива. Фракции с интервалом выкипания 160-170°С имеют цетановое число лишь 34, фракции, выкипающие в интервале 170-180°С, имеют цетановое число 36, а у фракций, выкипающих при 180-190°С, оно находится на уровне 38. Присутствие в топливе фракций с температурой начала кипения 160°С приводит к жесткой работе двигателя, поскольку к моменту самовоспламенения рабочей смеси в его цилиндре накапливается большое количество паров топлива, и горение сопровождается чрезмерным повышением давления и стуками в двигателе. Значительное присутствие в составе топлива фракций с относительно невысокими температурами начала кипения нецелесообразно также по экономическим соображениям, поскольку они могут являться компонентами гораздо более ценных и дорогих продуктов, таких, например, как нефрас, керосин или реактивное топливо типа ТС-1. Процесс, согласно прототипу, отличается сложностью, поскольку предполагает смешение 7 потоков в четко определенных соотношениях. Особенно сложно регулировать количество введенной фракции с интервалом выкипания 360-550°С, поскольку ее количество варьируется от 0,5 до 3,0 мас.%.

Задачей изобретения является разработка топливной композиции, обладающей улучшенными показателями по цетановому числу.

Указанная задача решается тем, что судовое маловязкое топливо получают следующим образом: нефть подвергают перегонке с выделением на атмосферной колонне фракции с интервалом выкипания 210-365°С и на колонне вакуумной перегонки мазута фракции с интервалом выкипания 255-360°С. Судовое маловязкое топливо получают компаундированием фракций при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Фракция атмосферной перегонки с судовое маловязкое топливо, патент № 2478692
интервалом выкипания 210-365°С 60-70
Фракция вакуумной перегонки с судовое маловязкое топливо, патент № 2478692
интервалом выкипания 255-360°С До 100

В табл.2 приведен компонентный состав, в табл. 3, 4 - показатели качества компонентов судового маловязкого топлива по прототипу и предлагаемому техническому решению.

В качестве сравнительного примера прототипа выбран состав и показатели качества примера 1 (табл.3, 4, 5, пат. РФ № 2058372). Состав топлива согласно прототипу в соответствии с примером 2 табл.3 пат. РФ № 2058372 имеет более высокий показатель цетанового числа, однако его температура застывания минус 10°С не обеспечивает необходимого запаса качества (норма по ГОСТ 305-82 и ТУ 38.101567-2000 - минус 10°С).

Таблица 2
Компонентный состав судового маловязкого топлива
Компонент Состав, мас. %
прототип1 23 45
Фракция атмосферной перегонки 160-360°С 80- -- --
Фракция 240-450°С атмосферной перегонки Соотношение фракций: 5- - -- -
240-36°С 80
360-450°С20
Фракция 240-550°С вакуумной перегонки Соотношение фракций: 15судовое маловязкое топливо, патент № 2478692 судовое маловязкое топливо, патент № 2478692 судовое маловязкое топливо, патент № 2478692 судовое маловязкое топливо, патент № 2478692 судовое маловязкое топливо, патент № 2478692
240-360420
360-550°С 10
Фракции 210-365°С атмосферной перегонки -65 6070 5971
Фракции 255-360°С вакуумной перегонки -35 4030 4129

Таблица 3
Физико-химические свойства образцов топлива
судовое маловязкое топливо, патент № 2478692 Содержание, мас. %
Показательпрототип 1 23 45
Вязкость при 20°С, мм2 8,18,2 8,38,1 8,38,0
Цетановое число 48 5051 5050 48
Температура застывания,°С -14-12 -12-14 -12-15
Массовая доля серы, %1,0 0,90,9 0,90,9 0,9
Коксуемость, %0,1 0,10,1 0,090,09 0,13
Плотность при 20°С, кг/м3 870873 875870 876869
Йодное число, г йода на 100 г топлива 4,24,2 4,14,2 4,14,2

Таблица 4
Показатели качества судового маловязкого топлива
Показатель Содержание, мас. %
прототип1 23 45
Содержание осадка при хранении, мг/100 см3/топл. 0,630,62 0,630,56 0,620,63
Теплота сгорания, Дж/кг49,7 49,749,8 49,850,0 50,1
Коррозионные потери стали Ст. 3 на приборе Пинкевича, кг/м3 17,6 17,517,5 17,417,6 17,5
Показатель горючести в дизельном топливе 145145 146145 144145
Смазывающие свойства на двигателе ЧШМ, Р кр. мет. 6262 6262 6262
Коррозионная агрессивность в условиях конденсации воды по ГОСТ 8607-73, г/м3 1,2 1,21,2 1,11,2 1,0

Из приведенных данных следует, что предлагаемое топливо (примеры 1-3, табл.3) по сравнению с прототипом характеризуется более высокими численными значениями цетанового числа. Эксплуатационными испытаниями доказана достаточно высокая его смазывающая способность и стабильность при хранении, а также теплотворная способность в сочетании с низкой коррозионной агрессивностью.

Примеры 4 и 5 характеризуют показатели качества неоптимального состава судового топлива. Снижение содержания в топливе фракции вакуумной перегонки с интервалом выкипания 255-360°С ниже величины 30% приводит к повышению его коксуемости.

С другой стороны, превышение содержания в топливе фракции атмосферной перегонки с интервалом выкипания 210-365°С более величины 70% приводит к снижению цетанового числа.

Реализация изобретения позволит:

- Получать судовое маловязкое топливо с повышенным цетановым числом, без добавления специальных цетаноповышающих присадок;

- Максимально вовлекать более тяжелые фракции;

- Получать дополнительное количество керосиновых фракций или фракций ракетного топлива;

- Упростить технологический процесс получения топлива.

Класс C10L1/04 на основе смесей углеводородов 

способ получения низкозастывающего дизельного топлива -  патент 2527564 (10.09.2014)
способ получения оксигенатов, повышающих эксплуатационные свойства топлив для двигателей внутреннего сгорания (варианты) -  патент 2522764 (20.07.2014)
способ получения реактивного топлива из биоэтанола -  патент 2510389 (27.03.2014)
углеводородная композиция, используемая в качестве топлива и горючего, полученная из компонентов нефти и биологического компонента -  патент 2505582 (27.01.2014)
топливная композиция авиационного бензина -  патент 2503711 (10.01.2014)
способ получения и состав присадки к жидкому топливу -  патент 2502790 (27.12.2013)
котельное топливо -  патент 2500792 (10.12.2013)
композиция неэтилированного экологически чистого высокооктанового бензина -  патент 2493239 (20.09.2013)
интегрированный способ получения дизельного топлива из биологического материала, продукты, применение и установка, относящиеся к этому способу -  патент 2491319 (27.08.2013)
горючее ракетное топливо (варианты) и способ его приготовления -  патент 2486230 (27.06.2013)
Наверх