двигательная установка ракетного блока

Классы МПК:B64G1/40 размещение и модификация двигательных систем
B64G1/32 с использованием магнитного поля земли
F02K1/00 Реактивные двигатели, отличающиеся по форме или расположению реактивных сопел или сопловых насадок; сопла и насадки для них
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-05-27
публикация патента:

Изобретение относится к ракетно-космической технике. Двигательная установка ракетного блока содержит топливный бак окислителя и топливный бак горючего, снабжающие топливом маршевый двигатель, баллон высокого давления, редуктор понижения давления с дренажным штуцером редуктора понижения давления, соединенный питающим трубопроводом с баллоном высокого давления. В двигательную установку введен пироклапан с двумя выходами и обратный клапан. Вход пироклапана сообщен с дренажным штуцером редуктора понижения давления. На первый выход пироклапана установлен защитный элемент внутренней полости пироклапана с выходным штуцером. Второй выход пироклапана через обратный клапан сообщен с трубопроводом наддува бака горючего. Достигается повышение надежности работы двигательной установки ракетного блока в процессе проведения пневмоиспытаний и подготовки к пуску ракетного блока. 2 ил. двигательная установка ракетного блока, патент № 2474520

двигательная установка ракетного блока, патент № 2474520 двигательная установка ракетного блока, патент № 2474520

Формула изобретения

Двигательная установка ракетного блока, содержащая топливный бак окислителя и топливный бак горючего, снабжающие топливом маршевый двигатель, баллон высокого давления, редуктор понижения давления с дренажным штуцером редуктора понижения давления, соединенный питающим трубопроводом с баллоном высокого давления, отличающаяся тем, что в нее введен пироклапан с двумя выходами и обратный клапан, причем вход пироклапана сообщен с дренажным штуцером редуктора понижения давления, на первый выход пироклапана установлен защитный элемент внутренней полости пироклапана с выходным штуцером, а второй выход пироклапана через обратный клапан сообщен с трубопроводом наддува бака горючего, при этом в исходном состоянии пироклапана дренажный газ, поступающий из редуктора понижения давления на вход пироклапана, свободно выходит из первого выхода пироклапана, а второй выход пироклапана закрыт, после срабатывания пироклапана первый выход пироклапана перекрывается, и открывается второй выход пироклапана.

Описание изобретения к патенту

Известна двигательная установка ракетного блока по патенту RU 2399564, содержащая топливный бак окислителя и топливный бак горючего, снабжающие топливом маршевый двигатель, баллон высокого давления, редуктор понижения давления, который соединен питающим трубопроводом с баллоном высокого давления, а дренажный штуцер редуктора понижения давления соединен с трубопроводом наддува топливного бака горючего - прототип.

Из баллона высокого давления газ поступает на редуктор, который понижает высокое давление баллона до рабочего давления, необходимого для функционирования элементов двигательной установки, в том числе для работы исполнительных органов (электропневмоклапанов, пневмоклапанов). В процессе проведения пневмоиспытаний двигательной установки ракетного блока, которые могут проводиться в течение длительного времени (несколько часов), используется, как правило, сжатый воздух как наиболее дешевый и доступный газ, которым заполняют баллон высокого давления, и в результате работы редуктора из его полости дренируется воздух.

В процессе подготовки ракетного блока к пуску на стартовой позиции баллон высокого давления заполняют гелием, и в результате работы редуктора в полете, который происходит за значительно меньшее время (измеряется минутами), из его полости дренируется гелий.

Поскольку пневмоиспытания двигательной установки ракетного блока проводятся в течение длительного времени, то дренируемый воздух из полости редуктора, поступая в полость бака горючего, может привести к его перенаддуву, вследствие чего возможна деформация оболочки бака горючего или ее разрушение - недостаток прототипа.

Задачей предложенной двигательной установки ракетного блока является повышение ее надежности в процессе проведения пневмоиспытаний и подготовки к пуску ракетного блока за счет исключения возможности передува бака горючего вследствие подачи в этот бак газа наддува в течение длительного времени пневмоиспытаний.

Задача решается за счет того, что в двигательную установку ракетного блока, содержащую топливный бак окислителя и топливный бак горючего, снабжающие топливом маршевый двигатель, баллон высокого давления, редуктор понижения давления с дренажным штуцером редуктора понижения давления, соединенный питающим трубопроводом с баллоном высокого давления, введен пироклапан с двумя выходами и обратный клапан, причем вход пироклапана сообщен с дренажным штуцером редуктора понижения давления. На первый выход пироклапана установлен защитный элемент внутренней полости пироклапана с выходным штуцером, а второй выход пироклапана через обратный клапан сообщен с трубопроводом наддува бака горючего, при этом в исходном состоянии пироклапана дренажный газ, поступающий из редуктора понижения давления на вход пироклапана, свободно выходит из первого выхода пироклапана, а второй выход пироклапана закрыт, после срабатывания пироклапана первый выход пироклапана перекрывается и открывается второй выход пироклапана.

На фиг 1. схематично изображена двигательная установка ракетного блока, причем пироклапан изображен в исходном состоянии, на фиг.2 пироклапан изображен после его срабатывания, где:

1 - топливный бак окислителя;

2 - топливный бак горючего;

3 - баллон высокого давления;

4 - маршевый двигатель;

5 - питающий трубопровод;

6 - трубопровод наддува;

7 - редуктор понижения давления;

8 - дренажный штуцер редуктора понижения давления;

9 - пироклапан;

10 - защитный элемент внутренней полости пироклапана;

11 - выходной штуцер защитного элемента;

12 - обратный клапан;

13 - первый выход пироклапана;

14 - второй выход пироклапана.

В двигательную установку ракетного блока, содержащую топливный бак окислителя 1 и топливный бак горючего 2, снабжающие топливом маршевый двигатель 4, баллон высокого давления 3, редуктор понижения давления 7 с дренажным штуцером редуктора понижения давления 8, соединенный питающим трубопроводом 5 с баллоном высокого давления 3, введен пироклапан 9 с двумя выходами 13 и 14 и обратный клапан 12, причем вход пироклапана 9 сообщен с дренажным штуцером редуктора понижения давления 8. На первый выход пироклапана 13 установлен защитный элемент внутренней полости пироклапана 10 с выходным штуцером защитного элемента 11, а второй выход пироклапана 14 через обратный клапан 12 сообщен с трубопроводом наддува 6 бака горючего 2, при этом в исходном состоянии пироклапана 9 дренажный газ, поступающий из редуктора понижения давления 7 на вход пироклапана 9, свободно выходит из первого выхода пироклапана 13, а второй выход пироклапана 14 закрыт, после срабатывания пироклапана 9 первый выход пироклапана 13 перекрывается и открывается второй выход пироклапана 14.

В процессе проведения пневмоиспытаний двигательной установки и подготовки к пуску ракетного блока дренируемый газ, как правило, воздух, из редуктора понижения давления 7 проходит через пироклапан 9, защитный элемент внутренней полости пироклапана 10 и выходит в полость ракетного блока через выходной штуцер защитного элемента 11, не попадая в полость топливного бака горючего 2. Защитный элемент внутренней полости пироклапана 10 может быть выполнен, например, в виде сетчатой конструкции, которая защищает пироклапан 9 от попадания в его внутреннюю полость посторонних механических элементов. Обратный клапан 12 препятствует попаданию газа на второй выход пироклапана 14 внутреннего давления топливного бака горючего 2. В процессе эксплуатации ракетного блока баллон высокого давления 3 заполняется гелием, гелий поступает из баллона высокого давления 3 в редуктор понижения давления 7, а после начала функционирования двигательной установки срабатывает пироклапан 9, в результате чего первый выход пироклапана 13 закрывается, а второй выход пироклапана 14 открывается и дренируемый гелий из редуктора понижения давления 7, открывая обратный клапан 12, поддерживает необходимое давление в топливном баке горючего 2 в процессе расходования его топлива для работы маршевого двигателя 4, при этом потерь гелия не происходит и внутренняя полость ракетного блока гелием не загазовывается, что благоприятно отражается на работе авионики.

Решение поставленной задачи другими способами, например, контролем давления в топливном баке горючего 2 или открытием одного из выходов из него на время проведения длительных пневмоиспытаний не позволяет исключить влияние человеческого фактора и не дает 100-процентной уверенности в положительных результатах испытаний.

Пироклапан 9 в исходном состоянии позволяет дренируемый воздух из редуктора понижения давления 7 сбрасывать, минуя топливный бак горючего 2 и исключая его наддув этим воздухом, а после срабатывания пироклапана 9 дренируемый гелий из редуктора понижения давления 7 используется для наддува топливного бака горючего 2, а обратный клапан 12 исключает нагружение пироклапана 9 давлением топливного бака горючего 2.

В результате обеспечивается повышение надежности двигательной установки ракетного блока в процессе проведения пневмоиспытаний и подготовки к пуску ракетного блока за счет исключения возможности передува бака горючего вследствие подачи в этот бак газа наддува в течение длительного времени пневмоиспытаний.

Класс B64G1/40 размещение и модификация двигательных систем

система хранения криогенной жидкости для космического аппарата -  патент 2529084 (27.09.2014)
бортовая электролизная установка космического аппарата -  патент 2525350 (10.08.2014)
бак топливный космического аппарата для хранения и подачи жидких компонентов -  патент 2522763 (20.07.2014)
летательный аппарат -  патент 2521145 (27.06.2014)
ионная двигательная установка космических аппаратов -  патент 2518467 (10.06.2014)
связка из двух пар баков и летательная пусковая установка, снабженная такой связкой -  патент 2509039 (10.03.2014)
способ ударного воздействия на опасные космические объекты и устройство для его осуществления -  патент 2504503 (20.01.2014)
блок тяги жидкостного ракетного двигателя -  патент 2502645 (27.12.2013)
двигательная установка космического летательного аппарата (варианты) и способ ее эксплуатации -  патент 2497730 (10.11.2013)
покрытие мультипликатора инжекторного ускорителя реактивного двигателя для космических и летательных аппаратов десятого поколения, подводных лодок и морских торпед -  патент 2495790 (20.10.2013)

Класс B64G1/32 с использованием магнитного поля земли

электрический генератор для искусственного спутника земли -  патент 2525301 (10.08.2014)
устройство для поворота летательного аппарата -  патент 2474519 (10.02.2013)
электрический генератор для подвижных объектов -  патент 2460199 (27.08.2012)
способ определения трехосной ориентации космического аппарата -  патент 2408508 (10.01.2011)
способ определения магнитной помехи на космическом аппарате в полете -  патент 2408507 (10.01.2011)
способ полупассивной трехосной стабилизации динамически симметричного искусственного спутника земли -  патент 2332334 (27.08.2008)
способ управления кинетическим моментом космического аппарата с помощью реактивных исполнительных органов -  патент 2253596 (10.06.2005)
способ управления ориентацией космического аппарата, снабженного бортовым радиотехническим комплексом -  патент 2191721 (27.10.2002)
способ полупассивной стабилизации искусственного спутника земли и устройство для его реализации -  патент 2191146 (20.10.2002)
способ управления кинетическим моментом космического аппарата в процессе коррекции орбиты и система для его реализации -  патент 2178761 (27.01.2002)

Класс F02K1/00 Реактивные двигатели, отличающиеся по форме или расположению реактивных сопел или сопловых насадок; сопла и насадки для них

осесимметричное сопло турбореактивного двигателя -  патент 2529283 (27.09.2014)
реверсор тяги гондолы двухконтурного турбореактивного двигателя и гондола двухконтурного турбореактивного двигателя, содержащая такой реверсор тяги -  патент 2529282 (27.09.2014)
поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя -  патент 2529268 (27.09.2014)
газотурбинный двигатель (варианты) -  патент 2527815 (10.09.2014)
устройство реверса тяги -  патент 2525884 (20.08.2014)
изогнутый шатун, снабженный, по меньшей мере, одним средством самовыравнивания -  патент 2524831 (10.08.2014)
способ синхронизации приводов подвижного капота реверсора тяги -  патент 2523618 (20.07.2014)
кольцевой кожух для сопла турбомашины и сопло турбомашины и турбомашина, содержащие такой кольцевой кожух -  патент 2522232 (10.07.2014)
реверсор тяги -  патент 2522017 (10.07.2014)
стартовый ускоритель самолёта -  патент 2521153 (27.06.2014)
Наверх