система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях

Классы МПК:G08B25/12 устройства тревожной сигнализации о бедствии, приводимые в действие вручную
B61L29/22 с помощью электрических средств 
B60Q9/00 Размещение и модификация сигнальных устройств, не отнесенных к одной из основных групп  1/00
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Заренков Вячеслав Адамович (RU),
Заренков Дмитрий Вячеславович (RU),
Дикарев Виктор Иванович (RU),
Койнаш Борис Васильевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-06-07
публикация патента:

Изобретение относится к средствам обеспечения безопасности, защиты и спасения в условиях движения на крупных автомагистралях и на железнодорожных переездах. Предложенная система содержит солнечную батарею (1), оптические концентраторы (2), планки (3), фотодиоды (4), отражатели (5), сельсины (6), полусферический колпак (7), герметичную коробку (8), микрофоны (9), кнопку вызова (10), штыревую приемопередающую антенну (11), разделительный барьер (12). Кроме того, в систему входят микропроцессор, генератор высокой частоты, многоотводная линия задержки, фазоинверторы, сумматор, телеграфный ключ, усилитель мощности, передающая антенна, первый радиопередатчик, дуплексер, гетеродин, два смесителя, два усилителя промежуточной частоты, четыре линии задержки, четыре фазовых детектора, четыре блока памяти, четыре блока сравнения, два исполнительных блока, сигнальная панель, звуковой сигнализатор, световой сигнализатор, радиоприемник, пять узкополосных фильтров, три фазоинвертора, пять сумматоров, два полосовых фильтра, два фазовращателя на +90°, два перемножителя, четыре амплитудных детектора, четыре ключа, фазовращатель на -90°, логический элемент ИЛИ. Изобретение обеспечивает повышенную надежность передачи радиотелефонных сообщений за счет расширения диапазона рабочих частот без расширения диапазона частотной перестройки гетеродина путем использования зеркального и комбинационных каналов. 6 ил. система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244

система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244

Формула изобретения

Система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, использующая солнечную энергию для электропитания радиопередатчика в дневное и ночное время и состоящая из многоячеистой панели солнечных параболоидных концентраторов, в фокусах которых расположены арсенид-галлиевые фотоприемники, имеющие возможность преобразовывать концентрированную солнечную энергию с КПД до 20% и с удельной мощностью 200 Вт/м, по бокам солнечной батареи установлены фотодиоды в цилиндрических отражателях, имеющие возможность ориентировать батарею на солнце с помощью сельсинов с точностью ±2°, а сама батарея размещается в герметичной прозрачной полусфере, на которой сверху установлена штыревая антенна, соединенная с коробкой, в которой размещены буферная щелочная батарея, первый радиопередатчик, радиоприемник, микрофоны и кнопки вызова, при этом коробки крепятся к разделительному барьеру автомагистрали на расстоянии 0,8система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 1 км друг от друга, первый радиопередатчик подключен к дуплексеру, вход-выход которого связан с приемопередающей антенной, второй радиопередатчик выполнен в виде последовательно включенных микропроцессора, генератора высокой частоты и многоотводной линии задержки, кодовые отводы которой через фазоинверторы, обеспечивающие на своих выходах поворот фазы на 180°, в соответствии с идентификационным кодом, подключены к сумматору, первый вход которого соединен с выходом генератора высокой частоты, а к выходу последовательно подключены телеграфный ключ, второй вход которого соединен со вторым выходом микропроцессора, усилитель мощности и передающая антенна, первый радиопередатчик и радиоприемник установлены в коробке, которая крепится к разделительному барьеру автомагистрали в непосредственной близости от железнодорожного переезда, второй радиопередатчик установлен на локомотиве, радиоприемник содержит два исполнительных блока, звуковой сигнализатор, световой сигнализатор и последовательно подключенные к выходу дуплексера первый узкополосный фильтр, первый фазоинвертор, первый сумматор, второй вход которого соединен с выходом дуплексера, первый полосовой фильтр, второй фазоинвертор, второй сумматор, второй вход которого соединен с выходом первого сумматора, второй полосовой фильтр, третий фазоинвертор, третий сумматор, второй вход которого соединен с выходом второго сумматора, первый смеситель, второй вход которого соединен с первым выходом гетеродина, первый усилитель промежуточной частоты, четвертый сумматор, первый перемножитель, второй вход которого соединен с выходом третьего сумматора, второй узкополосный фильтр, первый амплитудный детектор, первый ключ, второй вход которого соединен с выходом четвертого сумматора, первую линию задержки, первый фазовый детектор, второй вход которого соединен с выходом первого ключа, и первый блок сравнения, второй вход которого соединен с выходом первого блока памяти, при этом к второму выходу гетеродина последовательно подключены первый фазовращатель на +90°, второй смеситель, второй вход которого соединен с выходом третьего сумматора, второй усилитель промежуточной частоты и второй фазовращатель на +90°, выход которого соединен с вторым входом четвертого сумматора, отличающаяся тем, что радиоприемник снабжен фазовращателем на -90°, пятым сумматором, вторым перемножителем, третьим, четвертым и пятым узкополосными фильтрами, вторым, третьим и четвертым амплитудными детекторами, вторым, третьим и четвертым ключами, второй, третьей и четвертой линиями задержки, вторым, третьим и четвертым фазовыми детекторами, вторым, третьим и четвертым блоками памяти, вторым, третьим и четвертым блоками сравнения и логическим элементом ИЛИ, причем к выходу второго усилителя промежуточной частоты последовательно подключены фазовращатель на -90°, пятый сумматор, второй вход которого соединен с выходом первого усилителя промежуточной частоты, второй перемножитель, второй вход которого соединен с выходом третьего сумматора, третий узкополосный фильтр, второй амплитудный детектор, второй ключ, второй вход которого соединен с выходом пятого сумматора, вторая линия задержки, второй фазовый детектор, второй вход которого соединен с выходом второго ключа, второй блок сравнения, второй вход которого соединен с выходом второго блока памяти, и логический элемент ИЛИ, второй вход которого соединен с выходом первого блока сравнения, а выход подключен к входам первого и второго исполнительных блоков, звукового и светового сигнализаторов, к выходу второго перемножителя последовательно подключены четвертый узкополосный фильтр, третий амплитудный детектор, третий ключ, второй вход которого соединен с выходом пятого сумматора, третья линия задержки, третий фазовый детектор, второй вход которого соединен с выходом третьего ключа, и третий блок сравнения, второй вход которого соединен с выходом третьего блока памяти, а выход подключен к третьему входу логического элемента ИЛИ, к выходу первого перемножителя последовательно подключены пятый узкополосный фильтр, четвертый амплитудный детектор, четвертый ключ, второй вход которого соединен с выходом четвертого сумматора, четвертая линия задержки, четвертый фазовый детектор, второй вход которого соединен с выходом четвертого ключа, и четвертый блок сравнения, второй вход которого соединен с выходом четвертого блока памяти, а выход подключен к четвертому входу логического элемента ИЛИ.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемая система относится к средствам обеспечения безопасности, защиты и спасения человека в условиях движения на крупных автомагистралях и на железнодорожных переездах.

Известны системы для радиотелефонных сообщений на автомагистралях и автоматического ограждения железнодорожных переездов (авт. свид. СССР № № 1.342.796, 1.592.206, 1.796.521, 1.801.849; патенты РФ № № 2.090.777, 2.170.187, 2.183.351, 2.282.897, 2.319.212; 2.395.121, 2.397.548; патенты США № № 4.753.895, 4.816.893; Дикарев В.И. Безопасность, защита и спасение человека. - СПб, 2007, с.78-104 и другие).

Из известных систем наиболее близкой к предлагаемой является система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях (патент РФ № 2.395.121, G08B 25/12, 2009), которая и выбрана в качестве прототипа.

В состав радиооборудования системы, устанавливаемого на железнодорожном переезде, входит супергетеродинный радиоприемник, в котором одно и то же значение промежуточной частоты система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 пр может быть получено в результате приема сигналов на двух частотах система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 с и система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 з, т.е.

система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 пр=система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 с-система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 г и система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 пр=система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 г-система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 з.

Следовательно, если частоту настройки система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 с принять за основной канал приема, то наряду с ним будет иметь место зеркальный канал приема, частота система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 з которого отличается от частоты система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 с на 2система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 пр и расположена симметрично (зеркально) относительно частоты система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 г гетеродина (фиг.4).

Преобразование по зеркальному каналу приема происходит с тем же коэффициентом преобразования Кпр, что и по основному каналу. Поэтому он наиболее существенно влияет на избирательность и помехоустойчивость радиоприемника.

Кроме зеркального существуют и другие дополнительные (комбинационные, интермодуляционные и канал прямого прохождения) каналы приема.

В общем виде любой комбинационный канал приема имеет место при выполнении условия:

система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 ,

где система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 - частота i -го комбинационного канала;

m, n, i - целые положительные числа.

Наиболее вредными комбинационными каналами приема являются каналы, образующиеся при взаимодействии первой гармоники частоты сигнала с гармониками частоты гетеродина малого порядка (второй, третьей и т.д.), так как чувствительность радиоприемника по этим каналам близка к чувствительности основного канала. Так, двум комбинационным каналам при m=1 и n=2 соответствуют частоты:

система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 к1=2система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 г-система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 пр и система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 к2=2система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 г+система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 пр.

Если несущая частота помехи равна промежуточной частоте система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 пр, то образуется канал прямого прохождения.

Если два или более сигналов одновременно попадают в полосу частот система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 п1, расположенную «слева» от полосы пропускания система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 п радиоприемника, или в полосу частот система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 п2, расположенную «справа» от полосы пропускания система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 п радиоприемника, то на нелинейных элементах образуются интермодуляционные частоты, которые могут попадать в полосу пропускания система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 п радиоприемника, т.е. образуются интермодуляционные каналы приема (фиг.5, 6). Наличие ложных сигналов (помех), принимаемых по каналу прямого прохождения, зеркальному, комбинационным и интермодуляционным каналам, приводит к снижению избирательности и помехоустойчивости радиоприемника.

Известная система обеспечивает подавление ложных сигналов (помех), принимаемых по каналу прямого прохождения, зеркальному, комбинационным и интермодуляционным каналам. Благодаря этому повышаются избирательность и помехоустойчивость радиоприемника.

Однако с точки зрения расширения диапазона рабочих частот в ряде случаев целесообразно не подавлять некоторые дополнительные каналы, а использовать их.

Технической задачей изобретения является расширение диапазона рабочих частот без расширения диапазона частотной перестройки гетеродина путем использования зеркального и комбинационных каналов.

Поставленная задача решается тем, что система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, использующая в соответствии с ближайшим аналогом солнечную энергию для электропитания радиопередатчика в дневное и ночное время и состоящая из многоячеистой панели солнечных параболоидных концентраторов, в фокусах которых расположены арсенид-галлиевые фотоприемники, имеющие возможность преобразовывать концентрированную солнечную энергию с КПД до 20% и с удельной мощностью 200 Вт/м2 , по бокам солнечной батареи установлены фотодиоды в цилиндрических отражателях, имеющие возможность ориентировать батарею на солнце с помощью сельсинов с точностью ±2°, а сама батарея размещается в герметичной прозрачной полусфере, на которой сверху установлена штыревая антенна, соединенная с коробкой, в которой размещены буферная щелочная батарея, первый радиопередатчик, радиоприемник, микрофоны и кнопки вызова, при этом коробки крепятся к разделительному барьеру автомагистрали на расстоянии 0,8-1 км друг от друга, первый радиопередатчик подключен к дуплексеру, вход-выход которого связан с приемопередающей антенной, второй радиопередатчик выполнен в виде последовательно включенных микропроцессора, генератора высокой частоты и многоотводной линии задержки, кодовые отводы которой через фазоинверторы, обеспечивающие на своих выходах поворот фазы на 180° в соответствии с идентификационным кодом, подключены к сумматору, первый вход которого соединен с выходом генератора высокой частоты, а к выходу последовательно подключены телеграфный ключ, второй вход которого соединен с вторым выходом микропроцессора, усилитель мощности и передающая антенна, первый радиопередатчик и радиоприемник установлены в коробке, которая крепится к разделительному барьеру автомагистрали в непосредственной близости от железнодорожного переезда, второй радиопередатчик установлен на локомотиве, радиоприемник содержит два исполнительных блока, звуковой сигнализатор, световой сигнализатор и последовательно подключенные к выходу дуплексера первый узкополосный фильтр, первый фазоинвертор, первый сумматор, второй вход которого соединен с выходом дуплексера, первый полосовой фильтр, второй фазоинвертор, второй сумматор, второй вход которого соединен с выходом первого сумматора, второй полосовой фильтр, третий фазоинвертор, третий сумматор, второй вход которого соединен с выходом второго сумматора, первый смеситель, второй вход которого соединен с первым выходом гетеродина, первый усилитель промежуточной частоты, четвертый сумматор, первый перемножитель, второй вход которого соединен с выходом третьего сумматора, второй узкополосный фильтр, первый амплитудный детектор, первый ключ, второй вход которого соединен с выходом четвертого сумматора, первую линию задержки, первый фазовый детектор, второй вход которого соединен с выходом первого ключа, и первый блок сравнения, второй вход которого соединен с выходом первого блока памяти, при этом к второму выходу гетеродина последовательно подключены первый фазовращатель на +90°, второй смеситель, второй вход которого соединен с выходом третьего сумматора, второй усилитель промежуточной частоты и второй фазовращатель на +90°, выход которого соединен с вторым входом четвертого сумматора, отличается от ближайшего аналога тем, что радиоприемник снабжен фазовращателем на -90°, пятым сумматором, вторым перемножителем, третьим, четвертым и пятым узкополосными фильтрами, вторым, третьим и четвертым амплитудными детекторами, вторым, третьим и четвертым ключами, второй, третьей и четвертой линиями задержки, вторым, третьим и четвертым фазовыми детекторами, вторым, третьим и четвертым блоками памяти, вторым, третьим и четвертым блоками сравнения, и логическим элементом ИЛИ, причем к выходу второго усилителя промежуточной частоты последовательно подключены фазовращатель на -90°, пятый сумматор, второй вход которого соединен с выходом первого усилителя промежуточной частоты, второй перемножитель, второй вход которого соединен с выходом третьего сумматора, третий узкополосный фильтр, второй амплитудный детектор, второй ключ, второй вход которого соединен с выходом пятого сумматора, вторая линия задержки, второй фазовый детектор, второй вход которого соединен с выходом второго ключа, второй блок сравнения, второй вход которого соединен с выходом второго блока памяти, и логический элемент ИЛИ, второй вход которого соединен с выходом первого блока сравнения, а выход подключен к входам первого и второго исполнительных блоков, звукового и светового сигнализаторов, к выходу второго перемножителя последовательно подключены четвертый узкополосный фильтр, третий амплитудный детектор, третий ключ, второй вход которого соединен с выходом пятого сумматора, третья линия задержки, третий фазовый детектор, второй вход которого соединен с выходом третьего ключа, и третий блок сравнения, второй вход которого соединен с выходом третьего блока памяти, а выход подключен к третьему входу логического элемента ИЛИ, к выходу первого перемножителя последовательно подключены пятый узкополосный фильтр, четвертый амплитудный детектор, четвертый ключ, второй вход которого соединен с выходом четвертого сумматора, четвертая линия задержки, четвертый фазовый детектор, второй вход которого соединен с выходом четвертого ключа, и четвертый блок сравнения, второй вход которого соединен с выходом четвертого блока памяти, а выход подключен к четвертому входу логического элемента ИЛИ.

Общий вид предлагаемой системы изображен на фиг.1. Структурная схема второго радиопередатчика, устанавливаемого на локомотиве, представлена на фиг.2. Структурная схема радиооборудования, устанавливаемого в коробке на железнодорожном переезде, изображена на фиг.3. Частотные диаграммы, поясняющие образование дополнительных каналов приема, представлены на фиг.4, 5 и 6.

Второй радиопередатчик содержит последовательно включенные микропроцессор 13, генератор 14 высокой частоты и многоотводную линию задержки 15, некоторые отводы которой через фазоинверторы 16j (j=1, система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 , m), обеспечивающие на своих выходах поворот фазы на 180° в соответствии с идентификационным кодом M(t), подключены к сумматору 17, первый вход которого соединен с выходом генератора 14 высокой частоты, а к выходу последовательно подключены телеграфный ключ 18, второй вход которого соединен со вторым выходом микропроцессора 13, усилитель 19 мощности и передающая антенна 20.

К выходу первого радиопередатчика 21 последовательно подключены дуплексер 22, вход-выход которого связан с приемопередающей антенной 11, и радиоприемник 35, состоящий из последовательно подключенных к выходу дуплексера 22 первого узкополосного фильтра 36, первого фазоинвертора 37, первого сумматора 38, второй вход которого соединен с выходом дуплексера 22, первого полосового фильтра 39, второго фазоинвертора 40, второго сумматора 41, второй вход которого соединен с выходом первого сумматора 38, второго полосового фильтра 42, третьего фазоинвертора 43, третьего сумматора 44, второй вход которого соединен с выходом второго сумматора 41, первого смесителя 24, второй вход которого соединен с первым выходом гетеродина 23, первого усилителя 25 промежуточной частоты, четвертого сумматора 49, первого перемножителя 50, второй вход которого соединен с выходом третьего сумматора 44, второго узкополосного фильтра 51, первого амплитудного детектора 52, первого ключа 53, второй вход которого соединен с выходом четвертого сумматора 49, первой линии задержки 26, первого фазового детектора 27, второй вход которого соединен с выходом первого ключа 53, первого блока 29 сравнения, второй вход которого соединен с выходом первого блока 28 памяти, и логический элемент ИЛИ 78, выход которого соединен с входами первого 30 и второго 31 исполнительных блоков, звукового сигнализатора 33 и светового сигнализатора 34. К второму выходу гетеродина 23 последовательно подключены первый фазовращатель 45 на +90°, второй смеситель 46, второй вход которого соединен с выходом третьего сумматора 44, второй усилитель 47 промежуточной частоты и второй фазовращатель 48 на +90°, выход которого соединен с вторым входом второго сумматора 49. К выходу второго усилителя 47 промежуточной частоты последовательно подключены фазовращатель 54 на -90°, пятый сумматор 55, второй вход которого соединен с выходом первого усилителя 25 промежуточной частоты, второй перемножитель 56, второй вход которого соединен с выходом третьего сумматора 44, третий узкополосный фильтр 57, второй амплитудный детектор 58, второй ключ 59, второй вход которого соединен с выходом пятого сумматора 55, вторая линия 60 задержки, второй фазовый детектор 61, второй вход которого соединен с выходом второго ключа 59, и второй блок 63 сравнения, второй вход которого соединен с выходом второго блока 62 памяти, а выход подключен к второму входу логического элемента ИЛИ 78. К выходу второго перемножителя 56 последовательно подключены четвертый узкополосный фильтр 64, третий амплитудный детектор 65, третий ключ 66, второй вход которого соединен с выходом пятого сумматора 55, третья линия 67 задержки, третий фазовый детектор 68, второй вход которого соединен с выходом третьего ключа 66, и третий блок 70 сравнения, второй вход которого соединен с выходом третьего блока 69 памяти, а выход подключен к третьему входу логического элемента ИЛИ 78. К выходу первого перемножителя 50 последовательно подключены пятый узкополосный фильтр 71, четвертый амплитудный детектор 72, четвертый ключ 73, второй вход которого соединен с выходом четвертого сумматора 49, четвертая линия 74 задержки, четвертый фазовый детектор, 75, второй вход которого соединен с выходом четвертого ключа 73, и четвертый блок 77 сравнения, второй вход которого соединен с выходом четвертого блока 76 памяти, а выход подключен к четвертому входу логического элемента ИЛИ 78. Звуковой 33 и световой 34 сигнализаторы размещаются на сигнальной панели 32, которая устанавливается на железнодорожном переезде так, чтобы приближающийся участок движения мог в любое время заметить ее перед въездом на железнодорожные пути.

Солнечная батарея 1 представляет собой набор солнечных параболоидных оптических концентраторов 2, сфокусированных на арсенид-галлиевые преобразователи, размещенные на тыловой стороне планок 3. Для азимутально-зенитальной ориентации по бокам батареи установлены фотодиоды 4 с отражателями 5, управляющие сельсинами 6.

Батарея установлена в герметичном прозрачном полусферическом колпаке 7 на герметичной коробке 8, внутри которой расположены буферная щелочная батарея, радиопередатчик 21, дуплексер 22 и радиоприемник 35, а на противоположных стенах коробки размещены микрофоны 9 и кнопки вызова 10. Штыревая приемно-передающая радиоантенна 11 установлена в верхней части полусферы, а вся система закреплена на разделительном барьере 12 автомагистрали в непосредственной близости от железнодорожного переезда.

Система работает следующим образом.

При возникновении дорожно-транспортного происшествия его участники нажимают кнопку 10 и через микрофон 9 сообщают в дежурную часть о подробностях случившегося.

В течение дня солнечную батарею ориентируют на солнце (или на наиболее освещенную часть неба) при помощи фотодиодов 4 с отражателями 5, которые на основе достижения равносигнальной зоны управляют сельсинами 6. При этом подзаряжают буферную батарею для работы в ночное время.

При приближении локомотива к железнодорожному переезду на определенном расстоянии R микропроцессор 13 включает радиопередатчик и генератор 14 высокой частоты, который формирует радиоимпульс

система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 ,

где Uc, система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 с, система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 с, система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 и - амплитуда, несущая частота, начальная фаза и длительность радиоимпульса.

Сформированный импульс с выхода генератора 14 высокой частоты поступает на первый вход сумматора 17 и на вход многоотводной линии задержки 15.i (i=1, 2, система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 , n). В многоотводной линии задержки 15.1 время задержки между ближайшими соседними отводами равно длительности радиоимпульса (система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 i=система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 и, i=1, 2,система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 , n). В некоторых отводах линии задержки включены фазоинверторы 16.j (j=1, 2, система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 , m), обеспечивающие на своих выходах поворот фазы на 180° в соответствии с идентификационным кодом M(t). На выходе сумматора 17 образуется сложный фазоманипулированный (ФМн) радиосигнал в виде алгебраической суммы радиоимпульсов со всех отводов линии задержки 15.i (i=1, 2, система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 , n) и с выхода генератора 14 высокой частоты

система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 ,

где система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 k(t)={0, система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 } - манипулируемая составляющая фазы, отображающая закон фазовой манипуляции в соответствии с модулирующим кодом M(t), причем система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 k(t)=const при kсистема для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 и<t<(k+1)система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 и и может изменяться скачком при t=kсистема для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 и, т.е. на границах между элементарными посылками (радиоимпульсами) (k=1, система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 , n);

система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 и, n - длительность и количество элементарных радиоимпульсов, из которых составлен сигнал длительностью Т сс=система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 иn).

Данный радиосигнал с выхода сумматора 17 через телеграфный ключ 18 и усилитель 19 мощности поступает в передающую антенну 20, излучается ею в эфир, улавливается приемопередающей антенной 11 и через дуплексер 22 И сумматоры 38, 41, у которых работает только одно плечо, поступает на первые входы смесителей 24 и 46, на вторые входы которых подается напряжение гетеродина 23:

система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 ,

система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 .

На выходе смесителей 24 и 46 образуются напряжения комбинационных частот. Усилителями 25 и 47 выделяются напряжения промежуточной (разностной) частоты

система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244

система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244

где система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244

система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 пр=система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 с-система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 г - промежуточная частота;

система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 пр=система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 с-система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 г.

Напряжение uпр2 (t) с выхода второго усилителя 47 промежуточной частоты поступает на входы фазовращателей 48 и 54 на +90° и -90°, на выходах которых образуются напряжения:

система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244

система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244

Напряжения unpl(t) и u np4(t), поступающие на два входа пятого сумматора 55, на его выходе компенсируются.

Напряжения unp1 (t) и unp3(t) поступают на два входа четвертого сумматора 49, на выходе которого образуется суммарное напряжение

система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244

где система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 .

Это напряжение подается на второй вход первого перемножителя 50, на первый вход которого поступает принимаемый сигнал u1(t) с выхода третьего сумматора 44. На выходе перемножителя 50 образуется гармоническое напряжение

u2(t)=U2·cos(система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 гt+система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 г),

где система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244

которое выделяется узкополосным фильтром 51, детектируется амплитудным детектором 52 и подается на управляющий вход ключа 53, открывая его.

В исходном состоянии ключи 53, 59, 66 и 73 всегда закрыты.

Частота настройки система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 н1 узкополосного фильтра 36 выбирается равной промежуточной частоте система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 пр (фиг.4): система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 н1=система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 пр.

Частота настройки система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 н2 полосового фильтра 39 и полоса пропускания система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 п1 выбираются равными (фиг.5):

система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244

Частота настройки система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 н3 полосового фильтра 42 и полоса пропускания система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 п2 выбираются равными (фиг.6):

система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244

Частота настройки система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 н4 узкополосных фильтров 51 и 57 выбирается равной частоте система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 г гетеродина 23 система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 н4=система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 г.

Частота настройки система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 н5 узкополосных фильтров 64 и 71 выбирается равной второй гармонике частоты 2система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 г гетеродина 23 система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 н5=2система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 г.

Суммарное напряжение U система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 1(t) c выхода сумматора 49 через открытый ключ 53 поступает на первый вход фазового детектора 27 непосредственно и на второй вход фазового детектора 27 через линию задержки 26, время задержки система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 з которой выбирается равным длительности система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 и радиоимпульса (система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 з=система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 и).

В фазовом детекторе 27 сравнивается фаза предыдущего радиоимпульса с фазой последующего радиоимпульса. Если указанные радиоимпульсы имеют одинаковые фазы, то формируется положительный видеоимпульс. Если указанные радиоимпульсы имеют разные фазы, то формируется отрицательный видеоимпульс. На выходе фазового детектора 27 формируется низкочастотно напряжение

система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244

где система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244

К2 - коэффициент передачи фазового детектора,

пропорциональное модулирующему коду M(t). Это напряжение поступает на первый вход блока 29 сравнения кодов, на второй вход которого подается модулирующий код M(t), заранее записанный в блок 28 памяти. Так как на два входа блока 29 сравнения кодов поступают идентичные коды, то на его выходе формируется постоянное управляющее напряжение, которое поступает через логический элемент ИЛИ 78, на управляющие входы двух исполнительных блоков 30 и 31, звукового 33 и светового 34 сигнализаторов.

Исполнительные блоки 30 и 31 срабатывают и обеспечивают опускание двух шлагбаумов, препятствующих с двух сторон движению транспорта через железнодорожный переезд.

Звуковой 33 и световой 34 сигнализаторы срабатывают и извещают о приближении к железнодорожному переезду локомотива.

Для повышения достоверности приема ФМн-сигнала последний дублируется несколько раз с интервалом, например в 5 секунд. Это обеспечивается микропроцессором 13, который замыкает цепь телеграфного ключа 18 через тот же интервал времени. При этом звуковой 33 и световой 34 сигнализаторы работают в проблесковом режиме с периодом следования Тсл =5 секунд.

При достижении локомотивом второго рубежа R2 (критического) микропроцессор 13 замыкает цепь телеграфного ключа 18 накоротко. При замкнутой накоротко цепи телеграфного ключа 18 звуковой 33 и световой 34 сигнализаторы посылают в пространство непрерывные звуковой и световой сигналы.

При проследовании локомотива через железнодорожный переезд, шлагбаумы опускаются, а звуковой 33 и световой 34 сигнализаторы прекращают свою работу.

При приближении локомотива к очередному железнодорожному переезду работа системы происходит аналогичным образом.

Описанная выше работа устройства соответствует случаю приема ФМн-сигналов по основному каналу на частоте система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 с (фиг.4).

Если ФМн-сигнал принимается по зеркальному каналу на частоте система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 3 (фиг.4):

система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244

то усилителями 25 и 47 промежуточной частоты выделяются следующие напряжения:

система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244

система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244

где система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244

система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 пр=система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 г-система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 з - промежуточная частота;

система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 пр5=система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 г-система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 з.

Напряжение uпр6 (t) с выхода усилителя 47 промежуточной частоты поступает на входы фазовращателей 48 и 54 +90° и -90°, на выходах которых образуются напряжения:

система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244

Напряжения uпp5(t) и u пp7(t), поступающие на два входа четвертого сумматора 49, на его выходе компенсируются.

Напряжения u пp5(t) и uпp8(t) поступают на два входа пятого сумматора 55, на выходе которого образуется суммарное напряжение:

система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244

где система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244

Это напряжение подается на второй вход перемножителя 56, на первый вход которого поступает принимаемый сигнал uз(t) с выхода сумматора 44. На выходе перемножителя 56 образуется гармоническое напряжение

система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 ,

где система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244

которое выделяется узкополосным фильтром 57, детектируется амплитудным детектором 58 и подается на управляющий вход ключа 69, открывая его. При этом суммарное напряжение u система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 2(t) с выхода сумматора 55 через открытый ключ 59 поступает на первый вход фазового детектора 81 непосредственно и на второй вход фазового детектора 61 через линию задержки 60, время задержки система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 з которой выбирается равным длительности система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 и элементарных посылок (система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 З=система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 и).

На выходе фазового детектора 61 образуется низкочастотное напряжение

система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 ,

где система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244

пропорциональное модулирующему коду M 1(t). Это напряжение поступает на первый вход блока 63 сравнения кодов, на второй вход которого подается модулирующий код M1(t), заранее записанный в блок 62 памяти. Так как на два входа блока 63 сравнения кодов поступают идентичные коды, то на выходе формируется постоянное управляющее напряжение, которое поступает через логический элемент ИЛИ 78 на управляющие входы исполнительных блоков 30 и 31, звукового 33 и светового 34 сигнализаторов.

Если ФМн-сигнал принимается по первому комбинационному каналу на частоте система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 k1 (фиг.4)

система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 ,

то усилителями 25 и 47 промежуточной частоты выделяются следующие напряжения:

система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244

система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244

где система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244

система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 пр=2система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 г-система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 k1 - промежуточная частота;

система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 пр9=система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 г-система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 k1.

Напряжение unp10 (t) с выхода усилителя 47 промежуточной частоты поступает на входы фазовращателей 48 и 54 на +90° и -90°, на выходах которых образуются напряжения:

система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244

Напряжения uпp9(t) и u пp11(t), поступающие на два входа четвертого сумматора 49, на его выходе компенсируются.

Напряжения uпp9(t) и uпpl2(t) поступают на два входа пятого сумматора 55, на выходе которого образуется суммарное напряжение

система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244

где Uсистема для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 3=2Uпp9.

Это напряжение подается на второй вход перемножителя 56, на первый вход которого поступает принимаемый сигнал uk1(t) с входа третьего сумматора 44. На выходе перемножителя 56 образуется гармоническое напряжение

u4(t)=U4·cos(2система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 гt+система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 г),

где система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244

которое выделяется узкополосным фильтром 64, детектируется амплитудным детектором 65 и подается на управляющий вход ключа 66, открывая его. При этом суммарное напряжение система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 с выхода сумматора 55 через открытый ключ 66 подается на два входа фазового детектора 68 непосредственно и через линию задержки 67. На выходе фазового детектора 68 образуется низкочастотное напряжение

система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244

где система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244

пропорциональное модулирующему коду M 2(t). Это напряжение после сравнения поступает на первый вход логического элемента ИЛИ 78.

Если ФМн-сигнал принимается по второму комбинационному каналу на частоте система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 к2 (фиг.4)

система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244

то усилители 25 и 47 промежуточной частоты выделяются следующие напряжения:

система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244

система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244

где система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244

система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 пр=система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 k2-2система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 г - промежуточная частота;

система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 пр13=система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 k2-система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 г.

Напряжение uпp14 (t) с выхода усилителя 47 промежуточной частоты поступает на входы фазовращателей 48 и 54 на +90° и -90°, на выходах которых образуются напряжения:

система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244

Напряжения uпр13(t) и u пр16(t), поступающие на два входа сумматора 55, на его выходе компенсируются.

Напряжения uпр13 (t) и uпрl5(t) поступают на два входа сумматора 49, на выходе которого образуется суммарное напряжение

система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244

где Uсистема для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 4=2Uпр13.

Это напряжение подается на второй вход перемножителя 60, на первый вход которого поступает принимаемый сигнал uk2(t) с выхода третьего сумматора 44. На выходе перемножителя 50 образуется гармоническое напряжение

система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 ,

где система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244

которое выделяется узкополосным фильтром 71, детектируется амплитудным детектором 72 и подается на управляющий вход ключа 73, открывая его. При этом суммарное напряжение система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 с выхода сумматора 49 через открытый ключ 73 подается на два входа фазового детектора 75 непосредственно и через линию задержки 74. На выходе фазового детектора 75 образуется низкочастотное напряжение

система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244

где система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244

пропорциональное модулирующему коду M 3(t). Это напряжение после сравнения поступает на четвертый вход логического элемента ИЛИ 78.

Если на вход радиоприемника 35 поступают ФМн-сигналы по основному каналу на частоте система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 с, по зеркальному каналу на частоте система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 з, по первому комбинационному каналу на частоте система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 к1 и по второму комбинационному каналу на частоте система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, патент № 2471244 к2, то в работе участвуют все блоки радиоприемника 35.

Предлагаемая система обеспечивает своевременное предупреждение о приближении поезда к железнодорожному переезду. Для этого используется сигнальная панель со звуковой и световой сигнализацией, которая монтируется на железнодорожном переезде так, чтобы приближающийся участник движения мог в любое время заметить ее перед выездом на железнодорожные пути.

На локомотиве устанавливается радиопередатчик, который работает на определенной частоте и излучает сложные сигналы с фазовой манипуляцией. Указанные сигналы обладают энергетической и структурной скрытностью и позволяют использовать структурную селекцию ФМн-сигналов среди других сигналов и помех. Работой радиопередатчика управляет микропроцессор, в памяти которого имеются все железнодорожные переезды.

Предлагаемая система, имеющая автономный источник электрической энергии, может быть смонтирована на любом железнодорожном переезде, независимо от того, где он находится. Можно быть также уверенным, что звуковая и сигнальная сигнализации обязательно сработают при приближении локомотива к железнодорожному переезду в любую погоду (туман, дождь, снег, солнце) и, следовательно, предупредят всех участников движения о приближении поезда.

Таким образом, предлагаемая система по сравнению с прототипом и другими техническими решениями аналогичного назначения обеспечивает расширение диапазона рабочих частот без расширения диапазона частотной перестройки гетеродина. Это достигается использованием зеркального и комбинационных каналов.

Класс G08B25/12 устройства тревожной сигнализации о бедствии, приводимые в действие вручную

система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях -  патент 2397548 (20.08.2010)
система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях -  патент 2395121 (20.07.2010)
система тревожного оповещения и определения местоположения -  патент 2341826 (20.12.2008)
система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях -  патент 2319212 (10.03.2008)
система тревожного оповещения и определения местоположения -  патент 2295160 (10.03.2007)
sos-система для автомагистралей -  патент 2282897 (27.08.2006)
система тревожного оповещения и определения местоположения -  патент 2259595 (27.08.2005)
sos-система для автомагистралей -  патент 2183351 (10.06.2002)

Класс B61L29/22 с помощью электрических средств 

Класс B60Q9/00 Размещение и модификация сигнальных устройств, не отнесенных к одной из основных групп  1/00

ультразвуковая система помощи водителю, способ ее конфигурирования и соответствующий ультразвуковой датчик -  патент 2513097 (20.04.2014)
устройство светового оповещения для топливораздаточных колонок -  патент 2438889 (10.01.2012)
система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях -  патент 2397548 (20.08.2010)
система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях -  патент 2395121 (20.07.2010)
усилительно-приемно-коммутационное устройство и система связи и громкоговорящего оповещения электропоезда -  патент 2377144 (27.12.2009)
sos-система для автомагистралей -  патент 2282897 (27.08.2006)
автомобильное сигнально-знаковое устройство с разделением потока информации по назначениям - цвайзер -  патент 2261186 (27.09.2005)
sos-система для автомагистралей -  патент 2183351 (10.06.2002)
предупреждающий сигнал транспортного средства -  патент 2177886 (10.01.2002)
устройство для оповещения об аварийной ситуации на дороге -  патент 2157769 (20.10.2000)
Наверх