приспособление и способ установки передней шторки стабилизатора самолета

Классы МПК:B64C1/26 крепление крыльев, элементов хвостового оперения или стабилизирующих поверхностей 
B64C5/00 Стабилизирующие поверхности
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Туполев" (ОАО "Туполев") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-05-13
публикация патента:

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к сборке конструкций и агрегатов самолета, и касается крепления стабилизатора к фюзеляжу самолета. Во время установки передней шторки стабилизатора в зазор между фюзеляжем и торцевой частью носка стабилизатора выставляют стабилизатор в 0° по отношению к фюзеляжу, снимают панели с торцевой части носка и устанавливают переднюю шторку в свободном состоянии в зазор. Предварительно закрепляют на внешней шторке кронштейны для установки шторки. Далее вставляют тяги-ключи через сквозные отверстия и поворотом на 90° устанавливают тяги-ключи в несквозную прорезь кронштейна и деформируют (обжимают) шторку до рабочих размеров. После чего устанавливают съемные панели стабилизатора, располагая их по контуру деформированной шторки, и убирают тяги-ключи. Приспособление для установки передней шторки стабилизатора содержит кронштейны и тяги-ключи, которые имеют сочленяемые сферические поверхности. При этом кронштейны с одной стороны имеют крестообразные отверстия, у которых одна прорезь сквозная, а другая несквозная. Несквозные прорези образуют поверхности упора для буртиков тяг-ключей. С противоположной стороны кронштейнов выходные отверстия выполнены в форме усеченных конусов. Тяги-ключи выполнены с одного конца в виде стержней с резьбой, а с другого - в виде пластин с буртиками и имеют геометрические размеры, соответствующие сквозным прорезям и сферическим поверхностям кронштейнов. Достигается исключение механических повреждений передней шторки и торцевой части носка стабилизатора, повышение контроля и качества установки шторки, возможность проведения значительных упругих деформаций шторки за счет изменения направления действия силы в процессе обжатия. 2 н.п. ф-лы, 5 ил. приспособление и способ установки передней шторки стабилизатора   самолета, патент № 2470833

приспособление и способ установки передней шторки стабилизатора   самолета, патент № 2470833 приспособление и способ установки передней шторки стабилизатора   самолета, патент № 2470833 приспособление и способ установки передней шторки стабилизатора   самолета, патент № 2470833 приспособление и способ установки передней шторки стабилизатора   самолета, патент № 2470833 приспособление и способ установки передней шторки стабилизатора   самолета, патент № 2470833

Формула изобретения

1. Приспособление для установки передней шторки стабилизатора самолета в зазор между фюзеляжем и торцевой частью носка стабилизатора, содержащее кронштейны и тяги-ключи, имеющие сочленяемые сферические поверхности, отличающееся тем, что кронштейн имеет с одной стороны крестообразное отверстие, одна прорезь которого сквозная, а другая несквозная, образующая поверхность упора для буртиков тяги-ключа, при этом с противоположной стороны выходное отверстие выполнено в форме усеченного конуса, а тяга-ключ выполнен с одного конца в виде стержня с резьбой, а с другого в виде пластины с буртиками, и имеет геометрические размеры, соответствующие сквозной прорези кронштейна и его сферической поверхности.

2. Способ установки передней шторки стабилизатора самолета, включающий ее упругое обжатие, отличающийся тем, что сначала стабилизатор выставляют в 0° по отношению к фюзеляжу, снимают панели с торцевой части носка стабилизатора, устанавливают переднюю шторку в свободном состоянии в зазор и, предварительно закрепив на внешней шторке кронштейны приспособления по п.1, вставив тяги-ключи через сквозные отверстия во внешней поверхности фюзеляжа, а также шторке и крестообразном отверстии кронштейна, поворотом тяги-ключа на 90° устанавливают в несквозную прорезь кронштейна и деформируют (обжимают) шторку до рабочих размеров, после чего устанавливают съемные панели стабилизатора, располагая их по контуру деформированной шторки, и убирают тяги-ключи.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к сборке конструкций и агрегатов самолета.

Шторки закрывают конструктивный вырез в фюзеляже самолета под стабилизатор, изготовлены из композиционного материала и работают по принципу тарельчатой пружины.

Известно изобретение, в котором закрепленные края шторки располагаются на стабилизаторе, а свободные опираются на поверхность фюзеляжа самолета (см. патент ЕР 1834873 А1). При изменении угла установки стабилизатора шторки перемещаются вместе со стабилизатором по поверхности фюзеляжа.

Известен способ установки передней шторки стабилизатора самолета, в котором используют упругие свойства шторки и последовательные перемещения носка стабилизатора вверх-вниз, фиксируя промежуточные положения шторки относительно стабилизатора с помощью деревянных опор, при этом производится постепенное заполнение шторного зазора между фюзеляжем и торцом стабилизатора и установка шторки в рабочее положение. Недостатками этого способа являются механические повреждения по периметру шторки и торцовой части носка стабилизатора, возникающие при ее установке, нетехнологичная сборка, большие трудозатраты.

Известно изобретение (см. патент US 6199798 В1) для крепления панелей на несущей конструкции летательных аппаратов, причем один крепежный элемент которого используется для поглощения силы сдавливания, а другой выполнен таким образом, что позволяет снимать крепление без применения дополнительных инструментов.

Наиболее близким решением к предлагаемому изобретению является соединительное устройство (см. патент RU 2373107 - прототип) для крепления щитков или панелей на несущей конструкции летательного аппарата. Устройство содержит закрепленный на щитке или панели фиксатор, удерживающий регулируемую в ограниченных пределах вставную цапфу. При этом приемное устройство на несущей конструкции выполнено из упругодеформируемого мягкого материала.

Недостатком перечисленных решений является незначительная деформация упругих панелей с приложением небольших усилий. Положение панелей можно регулировать в ограниченных пределах, по меньшей мере, по вертикали по отношению к поверхности панели. Существенным недостатком аналогов и прототипа являются жесткие требования к взаимно согласованному расположению ответных деталей на каркасе и монтируемой панели.

Главной задачей изобретения является предложение способа, который позволит производить монтаж и демонтаж передней шторки стабилизатора самолета и контроль выполнения данных операций с исключением механических повреждений шторки и торцовой части носка стабилизатора, повысить качество установки деталей, снизить трудозатраты.

Другой задачей изобретения является предложение приспособления, позволяющего проводить значительную упругую деформацию шторки стабилизатора за счет изменения направления действия силы в процессе ее обжатия.

Поставленные задачи решаются тем, что сначала стабилизатор выставляют в 0° по отношению к фюзеляжу, снимают панели с торцевой части носка стабилизатора и устанавливают переднюю шторку в свободном состоянии в зазор. Далее с помощью предлагаемого приспособления, состоящего из кронштейнов, предварительно закрепленных на внешней поверхности шторки, и тяги-ключей, каждый из которых вставляют через сквозные отверстия во внешней поверхности фюзеляжа, в шторке, через крестообразное отверстие кронштейна, поворотом тяги-ключа на 90° устанавливают в несквозную прорезь кронштейна и деформируют шторку до рабочих размеров, после чего устанавливают съемные панели стабилизатора и убирают тяги-ключи.

Приспособление для установки шторки стабилизатора самолета состоит из кронштейнов и тяги-ключей. Кронштейн имеет крестообразное отверстие, где одна прорезь сквозная, а другая несквозная с поверхностью упора для буртиков тяги-ключа, при этом поверхность сочленения с тягой-ключом выполнена в виде сферы, а для возможности манипуляции тягами-ключами и изменения направления действия силы в процессе обжатия шторки выходное отверстие выполнено в форме усеченного конуса. Тяга-ключ выполнен с одного конца в виде стержня с резьбой, а с другого конца - в виде пластины с буртиками, имеющей геометрические размеры, соответствующие сквозной прорези кронштейна и его сферической поверхности.

Приспособление и способ по установке передней шторки стабилизатора иллюстрируется чертежами:

фиг.1 - общий вид на стабилизатор самолета;

фиг.2 - передняя шторка с установленными на ее поверхности кронштейнами;

фиг.3 - принципиальная схема установки передней шторки с помощью приспособления (сечение В-В фиг.2);

фиг.4 - конструкция приспособления, состоящего из кронштейна и тяги-ключей и их взаимного расположения (узел Б фиг.2);

фиг.5 - сечение Г-Г приспособления.

Приспособление для установки передней шторки стабилизатора самолета состоит из кронштейна 6 и тяги-ключа 7, которые имеют сочленяемые сферические поверхности 12. При этом кронштейн с одной стороны имеет крестообразное отверстие, у которой одна прорезь 9 сквозная, а другая прорезь 11 несквозная, образующая поверхность упора для буртиков 10 тяги-ключа 7. С противоположной стороны выходное отверстие 13 выполнено в форме усеченного конуса, а тяга-ключ 7 выполнен с одного конца в виде стержня с резьбой, с другого конца - в виде пластины с буртиками 10 и имеет геометрические размеры, соответствующие сквозной прорези 9 кронштейна и его сферической поверхности 12.

Способ установки передней шторки стабилизатора самолета осуществляют с помощью предлагаемого приспособления следующим образом:

a) стабилизатор 1 выставляют под углом 0° по отношению к фюзеляжу 2;

b) снимают панели 3, 4 с торцевой части носка стабилизатора 1;

c) устанавливают переднюю шторку 5 в свободном состоянии в зазор между фюзеляжем 2 и торцом стабилизатора 1;

d) шторку 5 упруго деформируют с помощью предлагаемого приспособления, состоящего из кронштейнов 6, закрепленных на внешней поверхности шторки 5 в зоне внутреннего теоретического контура стабилизатора 1, и тяги-ключей 7, которые вставляют через сквозные отверстия 8 во внешней поверхности фюзеляжа 2, в шторке 5 и через крестообразные сквозные прорези 9 кронштейнов 6;

e) закрепляют соединение с помощью буртиков 10 тяги-ключа 7 в несквозных прорезях 11 кронштейнов 6 поворотом тяги-ключа 7 на 90°.

Следует иметь ввиду, что деформацию передней шторки 5 начинают с помощью тандеров 14, закрепленных за резьбовую часть тяги-ключей 7, поочередно и постепенно увеличивая нагрузку на тяги-ключи 7 в пределах 10-20 кгс до максимального (суммарного) усилия 500 кгс. После обжатия шторки 5 до рабочего состояния устанавливают съемные панели стабилизатора 1, которые свободно располагают по контуру деформированной шторки 5, и убирают тяги-ключи 7.

Таким образом, благодаря использованию предлагаемого изобретения повышается контроль и качество установки передней шторки стабилизатора самолета, так как расширяются возможности значительной упругой деформации шторки стабилизатора самолета за счет изменения направления действия силы в процессе обжатия. При этом снижается риск механического повреждения передней шторки и торцевой части носка стабилизатора самолета, а также появляется возможность неоднократно производить монтаж и демонтаж передней шторки стабилизатора самолета.

Класс B64C1/26 крепление крыльев, элементов хвостового оперения или стабилизирующих поверхностей 

соединительные детали для крепления вертикального хвостового стабилизатора летательного аппарата -  патент 2524803 (10.08.2014)
арматура для перестановки горизонтального стабилизатора летательного аппарата -  патент 2517931 (10.06.2014)
конструкция зоны приложения нагрузки в заднем конце летательного аппарата -  патент 2514301 (27.04.2014)
передний узел крепления стабилизатора летательного аппарата, сопрягаемый с работающим на растяжение соединением двух боковых кессонов стабилизатора -  патент 2513358 (20.04.2014)
стыковочное соединение панелей из полимерного композиционного материала -  патент 2495786 (20.10.2013)
поверхность управления летательного аппарата -  патент 2492109 (10.09.2013)
узел уплотнения и его применение в воздушном судне -  патент 2490166 (20.08.2013)
элемент конструкции крыло - фюзеляж для соединения двух крыльев и секции фюзеляжа на самолете -  патент 2482997 (27.05.2013)
крыло самолета и узел стыка его консолей -  патент 2481243 (10.05.2013)
конструктивный элемент летательного аппарата, размещенный на границе раздела между крылом и фюзеляжем -  патент 2478519 (10.04.2013)

Класс B64C5/00 Стабилизирующие поверхности

законцовка крыла летательного аппарата -  патент 2525335 (10.08.2014)
непланарная законцовка крыла для крыльев самолета и крыло, содержащее такую законцовку -  патент 2521458 (27.06.2014)
система повышения управляемости для летательного аппарата -  патент 2520850 (27.06.2014)
арматура для перестановки горизонтального стабилизатора летательного аппарата -  патент 2517931 (10.06.2014)
устройство для увеличения подъемной силы, крыло и устройство для снижения шума, используемые с устройством для увеличения подъемной силы -  патент 2517540 (27.05.2014)
управление "утка" - 3 -  патент 2515818 (20.05.2014)
конструкция зоны приложения нагрузки в заднем конце летательного аппарата -  патент 2514301 (27.04.2014)
передний узел крепления стабилизатора летательного аппарата, сопрягаемый с работающим на растяжение соединением двух боковых кессонов стабилизатора -  патент 2513358 (20.04.2014)
гиперзвуковой летательный аппарат -  патент 2509035 (10.03.2014)
крыло летательного аппарата -  патент 2506200 (10.02.2014)
Наверх