мобильный комплекс забора и заготовки крови

Классы МПК:B60P3/00 Транспортные средства для транспортировки, перевозки и размещения специальных грузов или объектов
B60P9/00 Прочие транспортные средства для перевозок грузов
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Инженерно-маркетинговый центр Концерна "Вега" (ОАО "ИМЦ Концерна "Вега") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-06-29
публикация патента:

Изобретение относится к медицинской технике, в частности к передвижным комплексам заготовки крови и ее компонентов. Мобильный комплекс забора и заготовки крови (МКЗЗК) выполнен на базе передвижного средства, оснащенного системой горячего и холодного водоснабжения, системой электропитания (2) с входом подключения к внешней сети, системой освещения, системой мониторинга и контроля транспорта, RFID системой, персональным компьютером, средствами диагностики крови. Салон передвижного средства содержит холодильную камеру, операционную зону (12) с не менее чем одним комплексом технологического оборудования (13) для забора и заготовки крови, включающим донорское кресло (14), устройство для дозирования крови (15), устройство для запаивания трубок полимерных контейнеров (16). МКЗЗК оснащено средствами связи с диспетчерским пунктом мониторинга подвижного состава и с базой данных Службы крови России. Устройства для дозирования крови, устройства для запаивания трубок полимерных контейнеров и холодильная камера оснащены RFID метками. В качестве передвижного средства для МКЗЗК могут быть использованы автобусы, автомобили высокой проходимости, трейлеры, железнодорожные вагоны, грузопассажирские вертолеты, речные пассажирские суда. Изобретение расширяет функциональные возможности. 7 з.п. ф-лы, 2 ил. мобильный комплекс забора и заготовки крови, патент № 2470801

мобильный комплекс забора и заготовки крови, патент № 2470801 мобильный комплекс забора и заготовки крови, патент № 2470801

Формула изобретения

1. Мобильный комплекс забора и заготовки крови, выполненный на базе передвижного средства, оснащенного системой горячего и холодного водоснабжения, системой электропитания, содержащей миниэлектростанцию, не менее одного источника бесперебойного питания, блок автоматического включения резерва и щит электропитания, имеющий вход подключения к внешней сети, системой освещения, системой мониторинга и контроля подвижного состава с функцией приема и передачи коротких сообщений, включающей тревожную кнопку, RFID системой, включающей RFID считыватель, персональным компьютером, не менее чем одной холодильной камерой, комплектом диагностического оборудования для биохимического анализа крови, комплектом диагностического оборудования для определения концентрации глюкозы в крови, в салоне передвижного средства выделена операционная зона, в которой установлены не менее одного комплекса технологического оборудования для забора и заготовки крови, включающего донорское кресло, устройство для дозирования крови, расположенное рядом с донорским креслом, устройство для запаивания трубок полимерных контейнеров, расположенное рядом с донорским креслом, причем устройства для дозирования крови, устройства для запаивания трубок полимерных контейнеров, холодильная камера, диагностическое оборудование для биохимического анализа крови, диагностическое оборудование для анализа концентрации глюкозы в крови, система освещения, система горячего и холодного водоснабжения, система мониторинга и контроля транспорта, RFID считыватель системы и персональный компьютер подключены к системе электропитания; подвижное средство оснащено средствами связи по радиоканалам УКВ-радиосвязи, и/или GSM/GRPS каналам, и/или по каналам спутниковой связи, и/или системой беспроводного широкополосного доступа для организации связи с диспетчерским пунктом мониторинга подвижного состава и с базой данных Службы крови России, как минимум устройства для дозирования крови, устройства для запаивания трубок полимерных контейнеров, холодильная камера оснащены RFID метками, RFID считыватель системы, тревожная кнопка и система мониторинга и контроля транспорта соединены с персональным компьютером.

2. Мобильный комплекс забора и заготовки крови по п.1, отличающийся тем, что передвижное средство выполнено на базе автобуса.

3. Мобильный комплекс забора и заготовки крови по п.1, отличающийся тем, что передвижное средство выполнено на базе большегрузного автомобиля типа "КАМАЗ".

4. Мобильный комплекс забора и заготовки крови по п.1, отличающийся тем, что передвижное средство выполнено на базе трейлера.

5. Мобильный комплекс забора и заготовки крови по п.1, отличающийся тем, что передвижное средство выполнено на базе железнодорожного вагона.

6. Мобильный комплекс забора и заготовки крови по п.1, отличающийся тем, что передвижное средство выполнено на базе грузопассажирского вертолета.

7. Мобильный комплекс забора и заготовки крови по п.1, отличающийся тем, что передвижное средство выполнено на базе речного пассажирского судна для местных перевозок.

8. Мобильный комплекс забора и заготовки крови по п.1, отличающийся тем, что салон передвижного средства разделен на шлюзовой тамбур, зону регистрации и обследования доноров, операционную зону, в которой расположены не менее одного комплекса технологического оборудования для забора и заготовки крови, и вспомогательную зону, в которой установлен щит электропитания и монитор видеонаблюдения, подключенный к системе электропитания.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области медицинской техники, в частности к передвижным комплексам заготовки крови и ее компонентов.

Важной задачей в области здравоохранения является заготовка донорской крови в выездных условиях.

Известен передвижной донорский пункт (см. патент на полезную модель RU 48155 от 15.07.2009, кл. МПК A61G 3/00), содержащий транспортное средство, салон которого разделен перегородками на отдельные помещения, имеющие различное функциональное назначение, в том числе операционный блок, в котором размещены донорские кресла, грузовое отделение, в котором размещено оборудование для охлаждения полимерных контейнеров с донорской кровью и их хранения в процессе транспортировки, причем в качестве транспортного средства применен городской автобус.

Недостатком этого передвижного донорского пункта являются ограничения по его использованию, связанные с отсутствием автономного электропитания оборудования, отсутствием системы горячего и холодного водоснабжения, а также отсутствием мониторинга его местоположения и контроля за его перемещением при выезде на заготовку крови, а также отсутствие оперативной связи с местом постоянной дислокации (диспетчерским пунктом/станцией переливания крови).

Также известен передвижной донорский пункт (см. патент на изобретение RU 2279268 от 01.06.2005, кл. МПК F61G 3/00 и В60Р 3/00), выполненный на базе автобуса, в салоне которого посредством перегородок сформированы операционный блок, в котором установлены донорские кресла, грузовое отделение, в котором размещено оборудование для охлаждения полимерных контейнеров.

Недостатком этого передвижного донорского пункта являются ограничения по его использованию, связанные с отсутствием автономного электропитания оборудования, отсутствием системы горячего и холодного водоснабжения, а также отсутствием мониторинга его местоположения и контроля за его перемещением при выезде на заготовку крови, а также отсутствие оперативной связи с местом постоянной дислокации (диспетчерским пунктом/станцией переливания крови).

Наиболее близким к данному техническому решению является мобильный комплекс заготовки и сепарации крови (см. RU 2403001, кл. А61G 3/00, 15.07.2009), выполненный в виде автобуса, оснащенного миниэлектростацией, источниками бесперебойного питания, щитом электропитания, имеющим выход на внешние источники электропитания, блоком автономного запуска резервного питания, системой горячего и холодного водоснабжения, системой освещения в виде индивидуальных светильников, а в салоне выделена операционная зона, в которой расположены донорские кресла, устройства для дозирования донорской крови, размещенные между креслами, холодильная камера и индивидуальные светильники.

Основными недостатками указанного выше мобильного комплекса заготовки и сепарации крови являются:

- низкая пропускная способность доноров за счет выполнения операции плазмацитафереза, требующей продолжительного времени;

- отсутствие мониторинга его местоположения и контроля за его перемещением при выезде на заготовку крови;

- отсутствие оперативной связи с местом постоянной дислокации (диспетчерским пунктом/станцией переливания крови);

- отсутствие оперативного контроля за сохранностью оборудования, входящего в состав мобильного комплекса заготовки и сепарации крови;

- отсутствие оперативной связи с базами данных Службы крови России.

Технический результат, на достижение которого направлена полезная модель, заключается в создании устройства, лишенного указанных недостатков и позволяющего обеспечить возможность заготовки и хранения крови в мобильных условиях и ее гарантированной доставки на станции переливания крови.

Указанный технический результат достигается тем, что мобильный пункт забора и заготовки крови (далее МКЗЗК) базируется на передвижном средстве, оснащенном миниэлектростацией 3, источниками бесперебойного питания 4, щитом электропитания 6, имеющим выход на внешние источники электропитания, блоком автономного запуска резервного питания 5, системой горячего и холодного водоснабжения 7, системой освещения 8, холодильной камерой 9, комплектом диагностического оборудования для биохимического анализа крови 10, комплектом диагностического оборудования для определения концентрации глюкозы в крови 11, с выделенной в салоне 1 передвижного средства операционной зоной 12, в которой расположены не менее одного комплекса технологического оборудования для забора и заготовки крови 13, включающего донорское кресло 14, устройство для дозирования крови 15, расположенное рядом с донорским креслом, устройство для запаивания трубок полимерных контейнеров 16, расположенное рядом с донорским креслом, дополнительно оснащено системой мониторинга и управления подвижного состава 21, RFID-системой, включающей RFID метки 20 и RFID считыватель 17, персональным компьютером 19. Между МКЗЗК и диспетчерским пунктом 24 организованы каналы связи для оперативного мониторинга местоположения передвижного средства и контроля его безопасности на маршруте, передачи коротких сообщений. Также между МКЗЗК и базами данных Службы крови РФ 25 организованы каналы связи для оперативного контроля и внесения в базу данных доноров. Местоположение МКЗЗК осуществляется системой мониторинга и управления подвижного состава 21 с помощью глобальной навигационной спутниковой системы (далее - ГНСС) 22, например, ГЛОНАСС и/или GPS и др. Связь организуется по каналам спутниковой связи через спутники связи 23 (ИСЗ "Ямал", "Экспресс"), по каналам беспроводного Интернета, в УКВ диапазоне и/или GSM/GRPS каналам, и/или по системе беспроводного широкополосного доступа.

Для увеличения пропускной способности комплексы технологического оборудования для забора и заготовки крови 13 оснащены оборудованием только для забора цельной крови.

На фигуре 1 представлена схема комплектации МКЗЗК. На фигуре 2 представлена схема деления салона 1 передвижного средства на функциональные зоны. На чертежах приведены следующие обозначения:

1 - салон передвижного средства;

2 - система электропитания;

3 - миниэлектростанция;

4 - источник бесперебойного электропитания;

5 - блок автоматического включения резерва;

6 - щит электропитания;

7 - система горячего и холодного водоснабжения;

8 - система освещения;

9 - холодильная камера;

10 - комплект диагностического оборудования для биохимического анализа крови;

11 - комплект диагностического оборудования для определения концентрации глюкозы в крови;

12 - операционная зона;

13 - комплекс технологичного оборудования для забора и заготовки крови;

14 - донорское кресло;

15 - устройство для дозирования крови;

16 - устройство для запаивания трубок полимерных контейнеров;

17 - RFID считыватель;

18 - тревожная кнопка;

19 - персональный компьютер;

20 - RFID метка;

21 - система мониторинга и управления подвижного состава;

22 -ГНСС;

23 - связной спутник;

24 - диспетчерский пункт мониторинга и управления подвижного состава;

25 - базы данных Службы крови России;

26 - шлюзовой тамбур;

27 - зона регистрации и обследования доноров;

28 - вспомогательная зона;

29 - монитор видеонаблюдения.

Работа передвижного комплекса заготовки и сепарации крови осуществляется следующим образом.

Перед выездом к месту забора и заготовки крови МКЗЗК на само передвижное средство и на ценное оборудование, находящееся в МКЗЗК, устанавливаются RFID метки 20.

Момент выезда МКЗЗК и состав ценного оборудования (такого, как устройство для дозирования крови 15, устройство для запаивания трубок полимерных контейнеров 16, холодильная камера 9, комплект диагностического оборудования для биохимического анализа крови 10, комплект диагностического оборудования для определения концентрации глюкозы в крови 11) фиксируется RFID считывателем, установленным на воротах базы. Состав ценного оборудования параллельно фиксируется RFID считывателем 17, установленным в салоне 1 передвижного средства.

Внос и вынос ценного оборудования из салона 1 постоянно контролируется посредством RFID считывателя 17, установленного в салоне 1, а результаты мониторинга отражаются на экране персонального компьютера 19 и передаются на диспетчерский пункт. RFID считыватель 17, тревожная кнопка 18, система мониторинга и управления подвижного состава 21 соединены с персональным компьютером 19.

Факт возвращения МКЗЗК на базу фиксируется RFID считывателем, установленным на воротах базы; также с помощью данного RFID считывателя осуществляется сравнение перечня оборудования при выезде МКЗЗК с базы и при возвращении его на базу.

Система мониторинга и управления подвижным составом 21 позволяет осуществлять определение и отображение в реальном масштабе времени местоположения МКЗЗК как на экране персонального компьютера 19, расположенного в самом МКЗЗК, так и на мониторе диспетчера. С помощью тревожной кнопки 18 персонал МКЗЗК (члены медицинской бригады, водитель) может передать на диспетчерский пункт 24 сигнал тревоги/сигнал экстренного вызова. Система мониторинга и управления подвижным составом 21 позволяет осуществлять передачу коротких сообщений между диспетчерским пунктом 24 и персоналом МКЗЗК и их отображение на экранах монитора диспетчера и бортового контроллера, входящего в состав системы мониторинга и управления подвижным составом 21. При необходимости в состав системы мониторинга и управления подвижным составом 21 может включаться черный ящик.

Диспетчер, получив сигнал, срочно связывается с МКЗЗК для уточнения ситуации и случае необходимости или при отсутствии ответа направляет по месту нахождения МКЗЗК аварийную бригаду и/или наряд милиции.

При прибытии МКЗЗК к месту заготовки крови медицинский персонал осуществляет развертывание комплексов технологичного оборудования для забора и заготовки крови 13. Производится подключение системы электропитания 2 к внешней сети переменного тока. При отсутствии возможности подключения к внешней сети переменного тока запускают миниэлектростанцию 3 (дизель-генератор).

Напряжение питания от внешней сети переменного тока через щит электропитания 3 системы электропитания 2 подается на систему горячего и холодного водоснабжения 7, устройство для дозирования крови 15, устройство для запаивания трубок полимерных контейнеров 16, холодильную камеру 9, систему освещения 8, RFID считыватель 17, персональный компьютер 19, систему мониторинга и управления подвижного состава 21, источники бесперебойного питания 4.

Перед началом кроводачи проводится регистрация и медицинский осмотр доноров. По каналам связи осуществляется проверка наличия данных о соответствующем доноре в базе данных Службы крови РФ 25. В случае наличия "отрицательных" данных донору отказывается в сдаче крови. В случае наличия "положительных" данных осуществляется первичное медицинское освидетельствование доноров и проводятся необходимые анализы.

Для забора и заготовки цельной крови производятся венопункции.

Донор располагается в донорском кресле 14. С помощью устройств для дозирования донорской крови 13 осуществляется процесс забора заданного объема крови у донора и перемешивания ее с консервантом в полимерных контейнерах, связанных магистралью из полимерного материала и иглой с веной донора.

В случае внезапного отключения напряжения во внешней сети электропитание медицинского оборудования, используемого при заборе донорской крови и при получении компонентов крови, сначала осуществляется от источника бесперебойного электропитания 4, представляющего собой преобразователь постоянного напряжения бортовой сети автобуса в переменное напряжение 220 В 50 Гц. Этим обеспечивается безопасность доноров вследствие нормального (без сбоев) функционирования медицинского оборудования, используемого в процессах забора крови (дозаторов донорской крови) и получения ее компонентов (аппаратов для плазмацитафереза). При отключении напряжения внешней сети с блока автоматического включения резерва 5 подается сигнал на запускающий вход миниэлектростанции 3, которая после вывода на рабочий режим обеспечивает электропитание оборудования МКЗЗК в автономном режиме.

Ход процесса заготовки крови контролируется руководителем бригады медицинского персонала визуально, а в случае разбиения салона 1 на функциональные зоны - с помощью монитора видеонаблюдения 29, связанного с видеокамерами, расположенными в различных зонах салона 1 передвижного средства.

После заготовки компонентов крови в полимерные контейнеры осуществляют их герметизацию с помощью устройства для запаивания трубок полимерных контейнеров 16. Полимерные контейнеры с кровью помещаются на хранение в холодильную камеру 9 с температурой в пределах от 2 до 6 градусов Цельсия.

По окончании процесса забора и заготовки крови производят их транспортировку в стационарное медицинское учреждение (на станцию переливания крови) для дальнейшей переработки и карантинизации. Во время транспортировки электропитание холодильной камеры 9 осуществляется от источника бесперебойного электропитания 4, подключенного к бортовой сети передвижного средства.

В качестве передвижного средства могут быть использованы различные автобусы, например среднемагистральный междугородный автобус типа «Волжанин-52702», автомобили высокой проходимости, например большегрузный автомобиль КАМАЗ, трейлеры, железнодорожные вагоны, грузопассажирские вертолеты, речные пассажирские суда для местных перевозок. В данном случае салоны этих передвижных средств делятся на функциональные зоны - шлюзовой тамбур 26, зона регистрации и обследования доноров 27, операционная зона 12, вспомогательная зона 28.

В шлюзовом тамбуре 26 доноры снимают верхнюю одежду и одевают на обувь бахилы.

В зоне регистрации и обследования 27 проводится регистрация и медицинский осмотр; данные о донорах заносятся в компьютер 19, проводится сверка данных с базой данных Службы крови РФ. Проводятся первичные лабораторные исследования крови доноров перед кроводачей с помощью комплекта диагностического оборудования для биохимического анализа крови 10 и комплекта диагностического оборудования для определения концентрации глюкозы в крови 11.

В операционной зоне располагаются не менее одного технологического комплекса забора и заготовки крови 13.

Во вспомогательной зоне может находиться видеомонитор 29, по которому руководитель бригады медицинского персонала контролирует все зоны салона.

В качестве оборудования для МКЗЗК может быть использовано промышленно-выпускаемое типовое оборудование.

В качестве устройств дозирования крови могут применяться, например, миксеры донорской крови «ГЕМИКС» российского производства.

В качестве устройства для запаивания трубок полимерных контейнеров может использоваться запаиватель трубок типа «Гекон-Б» российского производства.

В качестве холодильной камеры может использоваться холодильная камера для хранения крови типа MBR-107D(H) фирмы SANYO, Япония.

В качестве миниэлектростанции можно использовать высоконадежную дизельную станцию DX 6000 Е Auto производства фирмы SDMO, Франция.

В качестве блока автоматического включения резерва можно использовать блок контроля и автоматики типа БКА-25-02, поставляемый ООО «СЦ «Гарантия», г.Москва, Россия.

В качестве источника бесперебойного электропитания можно использовать источник бесперебойного электропитания на базе многофункционального автономного преобразователя ЭНЕРГИЯ 24/220, 4,5 кВт производства ООО «МикроАРТ», г.Москва, Россия, имеющего возможность подключения к бортовой сети автобуса, имеющей в своем составе аккумуляторную батарею 24 В, емкостью 190 А/ч.

В качестве системы мониторинга и управления подвижным составом можно использовать систему мониторинга и управления автомобильным транспортом АТ-62 М2 Российского производства или систему мониторинга и управления автомобильным транспортом "Авто-С", производства ОАО "КНИИТМУ", г.Калуга, Россия. Обе эти системы соответствуют требованиям Минтранса РФ и рекомендованы для установки на транспорте государственных и муниципальных учреждений.

В качестве RFID системы можно использовать системы разработки компании "Тэндо", Россия, на базе технологий и оборудования компании Моторола или системы разработки ОАО «ИМЦ «Концерна «Вега», г.Москва, Россия.

В качестве диагностического оборудования для биохимического анализа крови может быть использован прибор PICCOLO Xpress (ABAXIS, США) или прибор Reflotron Plus (F.HOFFMAN-LA-ROCHE, Швейцария).

В качестве диагностического оборудования для определения концентрации глюкозы в крови может быть использован прибор Glukometer 3000 (BST, Германия).

Класс B60P3/00 Транспортные средства для транспортировки, перевозки и размещения специальных грузов или объектов

мобильный комплекс для информирования и оповещения населения в местностях, подвергшихся наводнению -  патент 2526325 (20.08.2014)
транспортное средство с системой фильтрации жидких отходов -  патент 2525941 (20.08.2014)
информационно-управляющая система робототехнического комплекса боевого применения -  патент 2523874 (27.07.2014)
полуприцеп -  патент 2522476 (20.07.2014)
система и способ использования решетки переднего борта форвардера -  патент 2520671 (27.06.2014)
мобильный комплекс обслуживания картриджей -  патент 2518109 (10.06.2014)
выдвижной блок -  патент 2515687 (20.05.2014)
фиксирующая колодка, перемещаемая вдоль профиля и складываемая посредством поворота относительно него, для каждой шины дорожного транспортного средства, перевозимого транспортной единицей -  патент 2514539 (27.04.2014)
способ перемещения автотранспортных средств -  патент 2514323 (27.04.2014)
устройство универсального крепления колесной транспортной и специализированной техники на железнодорожных платформах с гашением ударных и инерционных нагрузок -  патент 2509006 (10.03.2014)

Класс B60P9/00 Прочие транспортные средства для перевозок грузов

Наверх