задвижка запорная

Классы МПК:F16K3/02 с плоскими седловыми поверхностями; уплотнения для них 
F16K3/30 конструктивные элементы и узлы 
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма "МКТ-АСДМ" (ООО НПФ "МКТ-АСДМ") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-02-09
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к арматуростроению, и может быть использовано в качестве запорной арматуры в различных отраслях промышленности, таких как нефтегазодобывающая, нефтегазоперерабатывающая и др. Задачей изобретения является создание задвижки запорной, обладающей более высокой степенью ремонтопригодности. Поставленная задача решается тем, что в расточке корпуса выполнена кольцевая проточка с глухим отверстием в дне расточки, в которые помещены: в проточке - секторная распорка, а в глухом отверстии - бобышка распорки. Секторная распорка выполнена из эластомерного материала, например полиуретана, с углом сектора равным 55±5°. Глухое отверстие в проточке выполнено в точке пересечения вертикальных плоскостей, проведенных через горизонтальную и вертикальную оси корпуса. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

задвижка запорная, патент № 2470209 задвижка запорная, патент № 2470209

Формула изобретения

1. Задвижка запорная, содержащая корпус, крышку, шпиндель, управляющий запорным органом-шибером, расположенным между подпружиненными относительно корпуса кольцевыми седлами, установленными в расточке корпуса и зафиксированными распоркой со стороны дна корпуса, отличающаяся тем, что в расточке корпуса выполнена кольцевая проточка с глухим отверстием в дне расточки, в которые помещены: в проточке - секторная распорка, а в глухом отверстии - бобышка распорки.

2. Задвижка запорная по п.1, отличающаяся тем, что секторная распорка выполнена из эластомерного материала, например полиуретана, с углом сектора, равным 55±5°.

3. Задвижка запорная по п.1, отличающаяся тем, что глухое отверстие в проточке выполнено в точке пересечения вертикальных плоскостей, проведенных через горизонтальную и вертикальную оси корпуса.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению, а именно к арматуростроению, и может быть использовано в качестве запорной арматуры в различных отраслях промышленности, таких как нефтегазодобывающая, нефтегазоперерабатывающая и др.

Известна задвижка запорная (см. FR 76 17293 A1 7.01.1977 F16K 3/02), содержащая корпус, крышку, шпиндель, управляющий запорным органом-шибером, расположенным между двумя подпружиненными относительно корпуса седлами в виде колец, установленных в корпусе и зафиксированных в нижней части двумя боковыми цилиндрическими распорками, закрепленными в нижней части корпуса.

К недостаткам известной задвижки относится низкая надежность ее работы, обусловленная возможностью заклинивания шибера возникшей вследствие выпадания седел из гнезд корпуса из-за несрабатывания распорок по причине оседания в этой зоне различных твердых частиц, присутствующих в проводимой среде.

Известна также задвижка запорная - прототип (см. RU 2229647 27.05.2004 F16K 3/02), содержащая корпус, крышку, шпиндель, управляющий запорным органом - шибером, расположенным между подпружиненными относительно корпуса кольцевыми седлами, установленными в расточке корпуса и зафиксированными от выпадания распоркой, помещенной в расточке со стороны дна корпуса и выполненной в виде ступенчатого валика с центральным демонтажным резьбовым отверстием, больший диаметр которого взаимодействует с седлами, а меньший установлен с резиновым уплотнением в отверстие кольца, размещенного на дне расточки корпуса.

При этом больший диаметр валика с резьбовым отверстием служит ограничителем хода шибера.

К недостаткам известного устройства относится низкая степень его ремонтопригодности, возникающая вследствие забивания резьбового демонтажного отверстия в валике распорки различными инородными частицами, присутствующими в проводимых средах и подвергающихся прессованию шибером при каждом закрытии задвижки, что приводит к невозможности извлечения распорки, а значит, и замене седел в случае потери герметичности затвора при износе уплотнительных полей последних.

Технической задачей, решаемой в заявляемом устройстве, является создание запорной задвижки, обладающей более высокой степенью ремонтопригодности.

Поставленная задача решается тем, что в расточке корпуса выполнена кольцевая проточка с глухим отверстием в дне расточки, в которое помещены: в проточке - секторная распорка, а в глухом отверстии - бобышка распорки, причем секторная распорка выполнена из эластомерного материала, например полиуретана, с углом сектора равным 55±5°, при этом глухое отверстие в проточке выполнено в точке пересечения вертикальных плоскостей, проведенных через горизонтальную и вертикальную оси корпуса.

На фиг.1 изображен продольный разрез задвижки запорной.

На фиг.2 - разрез по А-А на фиг.1.

Задвижка запорная состоит из корпуса 1, крышки 2, шпинделя 3, управляющего шибером 4, расположенным между седлами 5, подпружиненными уплотнительными элементами 6 относительно корпуса 1 и установленными в расточке 7, в которой выполнена проточка 8 с глухим отверстием 9, ось последнего совпадает с осью шпинделя 3. В проточке 8 и в отверстии 9 помещена секторная распорка 10 с бобышкой 11 из эластомерного материала, например полиуретана.

Сборка задвижки осуществляется следующим образом.

В расточку 7 корпуса 1 поочередно помещают седла 5 с упругими уплотнительными элементами 6. По проточке 8 и боковой поверхности седел 5 при определенном усилии вводится секторная распорка 10 до совмещения бобышки 11 с глухим отверстием 9. За внутренние кольцевые проточки седел 5 через проходной канал корпуса 1 седла 5 разжимаются и между ними вводится шибер 4 в сборе с крышкой 2 и приводом (на фиг.1 не показан) и седла опускаются.

Затем производится соединение крышки 2 с корпусом 1.

Задвижка готова к работе.

Таким образом благодаря тому, что в расточке 7 корпуса 1 выполнена с глухим отверстием 9 проточка 8, через которую при сборке вводят между седлами 5 секторную с углом сектора 55±5° распорку 10 со стопорной бобышкой 11, производится надежная фиксация седел 5 в расточке 7 от выпадания при верхнем положении шибера 4, что исключает заклинивание шибера 4 при закрытии затвора задвижки.

А благодаря тому что секторная распорка 10 выполнена из эластомерного материала, последняя без особого труда не только вводится в нижнее положение между седлами 5 по проточке 8 и фиксируется бобышкой 11 в глухом отверстии 9, но и при необходимости, например для замены седел 5 или уплотнительных элементов 6, извлекается из проточки 8 расточки 7 корпуса 1.

Кроме этого эластомерный материал благодаря своим упругим свойствам не позволяет спрессовываться различным оседающим между седлами твердым включениям, присутствующим в проводимой среде при воздействии на них шибера 4 при закрытии затвора задвижки.

Все вкупе, безусловно, повышает степень ремонтопригодности задвижки и позволяет при необходимости производить замену седел без демонтажа задвижки с трубопровода.

Класс F16K3/02 с плоскими седловыми поверхностями; уплотнения для них 

Класс F16K3/30 конструктивные элементы и узлы 

Наверх