способ формирования модели прогноза образования конденсационных следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя с использованием количественных показателей для образования конденсационных следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый эффект

Классы МПК:G01W1/02 приборы для индикации состояния погоды путем измерения двух и более переменных величин, например влажности, давления, температуры, облачности, скорости ветра
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Российская Федерация, от имени которой выступает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-05-27
публикация патента:

Изобретение относится к области авиации и экологии и может быть использовано для выявления условий неблагоприятного влияния эмиссии авиадвигателей на изменение климата и разработки способов уменьшения этого влияния. Технический результат от использования предлагаемого изобретения заключается в возможности более достоверного и более точного определения граничной высоты образования устойчивых кондследов для самолета с конкретным типом, конструкцией и схемой расположения газотурбинных двигателей на самолете, что позволит выдать рекомендации для рассматриваемого типа самолета выполнять полеты в диапазоне высот без образования устойчивых кондследов, т.е. с минимальным влиянием на образование парникового эффекта. В крейсерских полетах на различных высотах измеряют: давление p, температуру наружного воздуха tнв°С (Т нвК), относительную влажность (способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 нв, %) атмосферного воздуха, скорость (число М) полета, полную температуру газа за турбиной низкого давления способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 частоту вращения ротора n (режим работы двигателя), расход топлива GT. С использованием этих данных по расчетным характеристикам конкретного двигателя определяют полную температуру газа за камерой смешения способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 , вычисляют среднюю температуру смешанной струи Тсм.ср , строят графическую зависимость hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 =f(H) и из условия hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 гр.расч.=0 определяют величину граничной высоты образования КС Н0гр.МСА в условиях стандартной атмосферы, затем вычисляют показатель суммарного пересыщения влажности h способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 эксп. для каждого конкретного эксперимента с учетом замеренных параметров в полете с учетом конкретного типа двигателя, определяют граничное значение показателя суммарного пересыщения пара hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 гр.эксп для конкретного типа двигателя, сравнивают величины показателей hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 гр.расч и hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 гр.эксп: при отличии hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 гр.pacч от hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 гр.эксп выполняют уточнение Тсм.ср с учетом особенностей конкретного самолета с конкретным типом двигателя. 5 ил., 3 табл. способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360

способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360

Формула изобретения

Способ формирования модели прогноза образования конденсационных следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя с использованием количественных показателей для образования конденсационных следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый эффект, включающий измерение в крейсерском полете самолета с конкретным типом газотурбинного двигателя (ГТД) параметров: высоты Н, давления p, температуры наружного воздуха tнв°С (ТнвК), относительной влажности способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 нв, % атмосферного воздуха, скорости (числа М) полета, полной температуры газа за турбиной низкого давления tтнд°С способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 , частоты вращения ротора n - режима работы двигателя, расхода топлива GТ, фиксации наличия или отсутствия образования конденсационных следов (КС), вычисление полной температуры газа за камерой смешения способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 , вычисление температурного градиента влажности смешанной струи газа и атмосферы В0ср - тангенса угла наклона «прямой смешения», вычисление парциального давления водяного пара в атмосфере hнв, Па, вычисление показателя пересыщения влажности при смешении струи газа с «сухой» атмосферой hM, вычисление количественного показателя суммарного пересыщения пара hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 =hM+hнв, отличающийся тем, что вычисляют среднюю температуру смешанной струи Тсм.ср по результатам расчета с использованием математической модели полей течения при двухмерном смешении струи газа и атмосферы с учетом обтекания мотогондолы двигателя и изменения скорости смешанного потока по длине смешения с дальнейшим осреднением значений Тсм.ср и способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 нв по сечениям вдоль смешиваемой струи и построением «прямой смешения» струи газа и атмосферы, аналогичной «прямой смешения» при равномерном смешении для турбореактивного двухконтурного двигателя (ТРДД) в зависимости от наличия или отсутствия камеры смешения:

- с камерой смешения по формуле:

способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360

где способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 - статическая температура газа за камерой смешения двигателя;

- без камеры смешения по формуле:

способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360

где m - степень двухконтурности двигателя задается на основании расчетных характеристик двигателя;

вычисляют температурный градиент влажности в смешанной струе В0ср для заданных значений высоты и скорости полета самолета с учетом характеристик конкретного типа двигателя в зависимости от наличия или отсутствия камеры смешения:

- с камерой смешения по формуле:

способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360

где Мn - относительная масса паровыделения, равная 0,084 кг/кг, p и Тнв - давление и температура, соответствующие международной стандартной атмосфере (МСА) на расчетной высоте Н, способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 см - коэффициент избытка воздуха за камерой смешения задается на основании расчетных характеристик двигателя;

- без камеры смешения по формуле:

способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360

где способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 тнд - коэффициент избытка воздуха на выходе из турбины низкого давления задается на основании расчетных характеристик двигателя;

вычисляют температуру tсм.ср, соответствующую максимальному пересыщению пара в смешанной струе по формуле:

способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360

вычисляют для каждой заданной высоты суммарный количественный показатель пересыщения пара по формуле:

способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360

где Е(tсм.ср) - парциальное давление насыщенного пара при температуре tсм.ср; способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 - парциальное давление пара при температуре tнв ; способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 нв.расч - относительная влажность атмосферного воздуха, равная 60%, которая соответствует насыщению надо льдом, что является условием образования устойчивых КС;

по рассчитанным значениям hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 для соответствующих заданных высот H при Тнвнв.МСА строят графическую зависимость hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 =f(H), затем вычисляют величину граничной высоты образования КС Н0гр.МСА, которая определяется из условия hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 гр.расч=0, затем вычисляют показатель суммарного пересыщения влажности hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 эксп для каждого конкретного эксперимента с учетом замеренных параметров в полете по формулам 1-4 с учетом конкретного типа двигателя, определяют граничное значение показателя суммарного пересыщения пара hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 гр.эксп для конкретного типа двигателя по величине hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 эксп, рассчитанной при существовании и отсутствии КС, сравнивают величины показателей hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 гр.расч и hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 гр.эксп: при отличии hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 гр.эксп от hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 гр.расч=0 уточняют расчет Тсм.ср с учетом особенностей конкретного самолета с конкретным типом двигателя.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области авиации и экологии и может быть использовано для выявления условий неблагоприятного влияния эмиссии авиадвигателей на изменение климата и разработки способов уменьшения этого влияния.

Современные оценки антропогенных воздействий на окружающую среду показывают, что существенный вклад в загрязнение атмосферы привносит авиация. Продукты сгорания, выделяемые авиационными двигателями, повышают концентрацию углекислого газа, водяного пара, метана, окислов азота и др. и содержат аэрозоли и частицы, которые в свою очередь инициируют образование и развитие перистой облачности. В результате все эти факторы повышают «тепличный» эффект атмосферы. В этом контексте ожидаемое увеличение объема авиационных перевозок может оказать существенное влияние на развитие, протяженность и частоту образования перистой облачности.

Одним из наиболее существенных факторов влияния авиации на образование и развитие перистых облаков являются конденсационные следы (кондследы) самолетов, которые образуются в результате конденсации и замерзания водяного пара, содержащегося в выхлопной струе авиадвигателей. Кондследы образуются на тех же высотах, что и перистые облака, по структуре они близки к ним и их даже называют искусственными перистыми облаками (Cirrus tractus). По оценке начала 1990-х годов площадь, покрываемая кондследами, может быть в среднем порядка 0,1% земной поверхности, но сильно различается по регионам, а к 2050 г. можно ожидать увеличение ее до 0,5%. Ожидаемое увеличение будет происходить вследствие как увеличения объема авиаперевозок, так и повышения КПД авиадвигателей. Но значительно более существенным является то, что при соответствующих метеорологических условиях (повышенная влажность при низких температурах, обычно ниже -40°С) в верхних слоях тропосферы и нижних слоях стратосферы кондследы могут служить запускающим механизмом (эффект «триггера») для образования и особенно для интенсивного развития перистых облаков, существующих вблизи пролегания авиатрассы.

С целью снижения уровня загрязнений, создаваемых авиацией (шум, эмиссия газообразных веществ и аэрозолей) ИКАО рекомендует содействовать внедрению помимо технических также и дополнительных средств и методов (правил, ограничений), способствующих уменьшению вредного воздействия на окружающую среду.

Кондследы образуются при определенном сочетании ряда факторов: давления p и температуры атмосферного воздуха tнв на соответствующей высоте Н, скорости полета Vucm, температуры выхлопных газов за турбиной Тт и за камерой смешения (при ее наличии), коэффициента избытка воздуха способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 кс (способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 см).

Как известно, процесс образования кондследов описывается принятой в настоящее время гипотезой (моделью) Шмидта - Эплмэна (см. статью Review-articfle автора Schumann U., Meteorol. Zeitschrift, February, 1996), графическая интерпретация которой показана на фиг.1, где енв - парциальное давление водяного пара атмосферного воздуха Ев, Ел - величины парциального давления насыщенного пара над водой и надо льдом, даны зависимости енв, Ев, Ел от температуры. Физически в процессе охлаждения смешанной выхлопной струи начинает образовываться КС, когда температура струи понижается до точки росы (точка t' на фиг.1) и при дальнейшем охлаждении наступает пересыщение паров (над водой), в результате чего выделяется конденсат. Этот процесс продолжается до того момента, когда за счет дальнейшего смешивания струи с окружающим воздухом (разбавления) влажность уменьшается до значения, при котором пересыщение прекращается, несмотря на понижение температуры (точка t'' на фиг.1). В дальнейшем кондслед продолжает существовать, пока давление пара остается выше давления насыщения надо льдом. При понижении давления пара ниже этого значения кондслед интенсивно испаряется.

Интенсивность образования кондследов и их плотность (так называемая мощность) зависит от величины пересыщения над водой. В свою очередь величина пересыщения зависит в основном от температуры атмосферного воздуха и давления (высоты полета). Угол наклона прямой смешения зависит также от теплофизических характеристик конкретного типа и конструкции авиадвигателя. Таким образом избежать образования устойчивых кондследов практически можно, изменяя высоту полета по трассе. В работе Impact of Cruise Altitude on Contrails, в сборнике публикаций конференции «Proceedings of the AAC - Conference, June 30 to July 3, 2003, Fridrichshafen, Germany» авторов С.Fichter и др. приведены данные по влиянию изменения высоты полета на образование кондследов и соответственно тепловой баланс атмосферы в различные сезоны и в среднем за год. Так, снижение высоты на 6000 футов (1800 м) относительно некоторого базового значения приводит к уменьшению образования кондследов до 80% в июле, до 20% в январе и около 40% в среднем за год; повышение высоты на 2000 футов (600 м) увеличивает образование кондследов на ~25% в июле, мало влияет в январе и на несколько процентов увеличивает в среднем за год. Из этих данных следует, что изменение высоты эшелона может существенно влиять на образование кондследов. Способ определения граничной высоты образования кондследов H0гр. в работе не указан.

Однако модель Шмидта - Эплмэна и последующие модификации этой модели предполагают равномерное по объему смешение выхлопной струи с атмосферным воздухом. При этом в расчетах принимается полная (заторможенная) температура струи Т*. Для проверки правомерности описанной модели авторами заявки был выполнен подробный численный газодинамический расчет процесса смешения выхлопной струи с атмосферой на основе решения полной системы уравнений газовой динамики с учетом турбулентного смешения. Результаты расчетов показывают, что градиент изменения влажности смешанной струи способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 (тангенс угла наклона прямой смешения), рассчитываемый по полной температуре, получается существенно заниженным по сравнению с газодинамическим расчетом (прямая 1 на фиг.2). В то же время расчет, выполненный для статической температуры струи, дает существенно завышенное значение градиента (прямая 2 на фиг.2). Практически вполне приемлемая точность получается при расчете градиента для некоторой осредненной температуры смешанной струи Тсм.ср. между способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 и Тсм (прямая 3) - как видно из фигуры, прямая 3 проходит между прямыми 4, полученными для указанного выше точного численного расчета (две прямые 4 получены параметрически для вариации расчетной длины начального участка смешанной струи на 3 калибра сопла в ту и другую стороны).

Наиболее близким к предлагаемому способу является способ, содержащийся в патенте № 2312379 от 11 января 2006 г. «Способ прогнозирования количественных показателей конденсационных следов, эмитируемых авиационными двигателями, для оценки их соответствия экологически допустимому уровню эмиссии», в котором в крейсерском полете измеряют высоту Н, давление Р, температуру tнв, парциальное давление водяного пара атмосферного воздуха енв, температуру газов за турбиной tT и частоту вращения проверяемого типа двигателя, вычисляют температурный градиент влажности смешанной выхлопной струи B0 (тангенс угла наклона прямой смешения). Недостаток способа в том, что при расчетах параметров, определяющих условия образования кондследов: температурного градиента влажности В0, показателя пересыщения пара hм, температуры tм и др. температура смешанной струи принимается как для одномерного процесса смешения, что, как показано выше, может приводить к заниженному значению суммарного показателя пересыщения hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 , кроме того, не учитывается влияние отклонений температуры атмосферы от МСА и параметров работы двигателей на температуру смешанной струи, т.е. в конечном счете на величину граничной высоты образования устойчивого кондследа H0гр..

Ожидаемый технический результат от использования предлагаемого изобретения заключается в возможности более достоверного и более точного определения граничной высоты образования устойчивых кондследов для самолета с конкретным типом, конструкцией и схемой расположения газотурбинных двигателей на самолете, что позволит выдать рекомендации для рассматриваемого типа самолета выполнять полеты в диапазоне высот без образования устойчивых конследов, т.е. с минимальным влиянием на образование парникового эффекта.

Для достижения ожидаемого технического результата в способе формирования модели прогноза образования конденсационных следов (КС) самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя с использованием количественных показателей для образования КС и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый эффект, включающем измерение в крейсерском полете самолета с конкретным типом газотурбинного двигателя (ГТД) параметров: высоты H, давления p, температуры наружного воздуха tнв°С (TнвК), относительной влажности способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 нв,% атмосферного воздуха, скорости (числа М) полета, полной температуры газа за турбиной низкого давления способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 частоты вращения ротора n - режима работы двигателя, расхода топлива GT, фиксации наличия или отсутствия образования конденсационных следов (КС), вычисление полной температуры газа за камерой смешения способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 , вычисление температурного градиента влажности смешанной струи газа и атмосферы В0ср. - тангенса угла наклона «прямой смешения», вычисление парциального давления водяного пара в атмосфере hнв, Па, вычисление показателя пересыщения влажности при смешении струи газа с «сухой» атмосферой hм, вычисление количественного показателя суммарного пересыщения пара hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 =hм+hнв, дополнительно вычисляют среднюю температуру смешанной струи Тсм.ср. по результатам расчета с использованием математической модели полей течения при двухмерном смешении струи газа и атмосферы с учетом обтекания мотогондолы двигателя и изменения скорости смешанного потока по длине смешения с дальнейшим осреднением значений Тсм.ср. и способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 нв по сечениям вдоль смешиваемой струи и построением «прямой смешения» струи газа и атмосферы, аналогичной «прямой смешения» при равномерном смешении для турбореактивного двухконтурного двигателя (ТРДД) с камерой смешения по формуле

способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360

способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 - статическая температура газа за камерой смешения двигателя.

Вычисляют температурный градиент влажности в смешанной струе В0ср. для заданных значений высоты и скорости полета самолета с учетом характеристик конкретного типа двигателя по формуле

способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360

Mn - относительная масса паровыделения, равная 0,084 кг/кг, p и Tнв - давление и температура, соответствующие международной стандартной атмосфере (МСА) на расчетной высоте Н, способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 см - коэффициент избытка воздуха за камерой смешения задается на основании расчетных характеристик двигателя.

Вычисляют температуру tм.cp., соответствующую максимальному пересыщению пара в смешанной струе по формуле

способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360

Вычисляют для каждой заданной высоты суммарный количественный показатель пересыщения пара по формуле

способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360

E(tм.ср.) - парциальное давление насыщенного пара при температуре tм.ср.; способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 - парциальное давление пара при температуре tнв; способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 нврасч. - относительная влажность атмосферного воздуха, равная 60%, которая соответствует насыщению надо льдом, что является условием образования устойчивых КС.

По рассчитанным значениям hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 для соответствующих заданных высот Н при TнвнвМСА строят графическую зависимость hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 =f(H), затем вычисляют величину граничной высоты образования КС Н0гр.МСА, которая определяется из условия hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 гр.расч.=0. Затем вычисляют показатель суммарного пересыщения влажности hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 эксп. Для каждого конкретного эксперимента с учетом замеренных параметров в полете по формулам 1-4 с учетом конкретного типа двигателя определяют граничное значение показателя суммарного пересыщения пара hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 гp.эксп. для конкретного типа двигателя по величине hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 эксп., рассчитанной при существовании и отсутствии КС. Сравнивают величины показателей hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 гр.расч. и hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 гр.эксп.: при отличии hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 гр.эксп. от hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 гр.расч.=0 уточняют расчет Tсм.ср. с учетом особенностей конкретного самолета с конкретным типом двигателя.

Для ТРДД без камеры смешения:

- среднюю температуру смешанной струи Тсм.ср. вычисляют по формуле

способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360

m - степень двухконтурности двигателя задается на основании расчетных характеристик двигателя;

температурный градиент влажности в смешанной струе В0ср. для заданных значений высоты и скорости полета самолета с учетом характеристик конкретного типа двигателя вычисляют по формуле

способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360

- способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 ТНД - коэффициент избытка воздуха на выходе из турбины низкого давления задается на основании расчетных характеристик двигателя;

- показатель суммарного пересыщения влажности hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 эксп. для каждого конкретного эксперимента с учетом замеренных параметров в полете вычисляют по формулам 5, 6, 3, 4.

Таким образом, достигают возможности более достоверного и более точного определения граничной высоты образования устойчивых кондследов для самолета с конкретным типом, конструкцией и схемой расположения газотурбинных двигателей и выявляют условия неблагоприятного влияния эмиссии авиадвигателей на изменение климата и разработки способов уменьшения этого влияния.

Предлагаемый способ поясняется чертежами:

на фиг.1 показаны прямые смешения при охлаждении выхлопной струи в атмосфере;

на фиг.2 показано состояние струи в координатах «температура - парциальное давление»;

на фиг.3 - показатель пересыщения пара смешанной струи;

на фиг.4 - представлены результаты эксперимента для определения граничного значения показателя суммарного пересыщения пара;

на фиг.5 - приведена граница образования устойчивых КС.

Способ осуществляется следующим образом.

В крейсерских полетах на различных высотах измеряют давление р, температуру наружного воздуха t нв°С (ТнвК), относительную влажность способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 нв,% атмосферного воздуха, скорость (число М) полета, полную температуру газа за турбиной низкого давления способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 частоту вращения ротора n (режим работы двигателя), расход топлива GT. С использованием этих данных по расчетным характеристикам конкретного двигателя определяют полную температуру газа за камерой смешения способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 , вычисляют среднюю температуру смешанной струи Tсм.ср. . Способы вычисления средней температуры струи несколько различаются для ТРДД с камерой и без камеры смешения:

- для турбореактивного двухконтурного двигателя (ТРДД) с камерой смешения внутреннего и наружного контуров по формуле

способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360

способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 - статическая температура газа за камерой смешения двигателя;

- для ТРДД без камеры смешения

способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360

m - степень двухконтурности двигателя задается на основании расчетных характеристик двигателя, вычисляют температурный градиент влажности смешанной струи газа и атмосферы B0ср.

- для ТРДД с камерой смешения по формуле

способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360

- для ТРДД без камеры смешения по формуле

способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360

Мn - относительная масса паровыделения, равная для применяемого в настоящее время авиатоплива 0,084 кг/кг, р и Тнв - давление и температура, соответствующие международной стандартной атмосфере (МСА) на расчетной высоте Н, способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 ТНД - коэффициент избытка воздуха на выходе из турбины низкого давления задается на основании расчетных характеристик двигателя, способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 см - коэффициент избытка воздуха за камерой смешения задается на основании расчетных характеристик двигателя, вычисляют температуру tм.ср., соответствующую максимальному пересыщению пара в смешанной струе (см. фиг.3) по формуле

способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360

вычисляют для каждой заданной высоты суммарный показатель пересыщения пара по формуле

способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360

Е(tм.ср.) - парциальное давление насыщенного пара при температуре tм.ср., способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 - парциальное давление водяного пара в атмосфере, способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 нврасч. - относительная влажность атмосферного воздуха, равная 60%, которая соответствует насыщению надо льдом, что является условием образования устойчивых кондследов, по рассчитанным значениям hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 для соответствующих заданных высот Н при температуре, соответствующей МСА, TнвнвМСА, строят графическую зависимость hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 =f(H) и из условия hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 гp.расч.=0 определяют величину граничной высоты образования КС Н0гр.МСА в условиях стандартной атмосферы, затем вычисляют показатель суммарного пересыщения влажности hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 эксп., для каждого конкретного эксперимента с учетом замеренных параметров в полете по формулам 1-6 с учетом конкретного типа двигателя, определяют граничное значение показателя суммарного пересыщения пара hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 гр.эксп. для конкретного типа двигателя, сравнивают величины показателей hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 гр.расч. и hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 гp.эксп.: при отличии hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 гр.эксп. от hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 гр.расч. выполняют уточнение Тсм.ср с учетом особенностей конкретного самолета с конкретным типом двигателя.

Пример

Прогнозируется величина показателя суммарного пересыщения, характеризующая условия образования конденсационных следов, при полетах на высотах 8способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 13 км для оценки граничной высоты образования КС.

На указанных высотах выполнены измерения давления (Р) и температуры (tнв) атмосферного воздуха, температуры газов за турбиной (tT), частоты вращения (оборотов) двигателей, расход топлива, парциальное давление пара в окружающем воздухе (e нв). На основании этих данных и расчетных характеристик данного типа двигателя определены коэффициент избытка воздуха (способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 см) и полная температура способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 смешанной струи на срезе сопла двигателя.

Полученные данные приведены в таблице 1.

Таблица 1
H, км8,717 10,176 12,6449,690 10,161 11,352
Наличие КСесть есть естьнет нетнет
Р, кПа 32,05125,725 17,345 27,7125,787 21,399
tнв, °C -50,9 -56,0-63,9 -48,2 -45,4-46,9
енв , Па3,07 1,1970,49 3,471,44 2,58
способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 см 1918,7 12,422,66 18,511,9
способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 , K390 387,4 466,2366,5 398,1 491,9

Вычисляем показатель пересыщения пара в смешанной струе hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360

способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360

где градиент изменения парциального давления пара в смешанной струе (тангенс угла наклона линии смешения) вычисляем по формуле:

способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360

где Мn - относительная масса паровыделения, равная 0,084 кг/кг, EВ(tм ) - парциальное давление насыщенного пара над водой при температуре tм; температуру tм, соответствующую максимальному пересыщению пара в смешанной струе, определяем по формуле

tм=9,142·lnB0ср.-45,57°С.

Зависимость EВ от температуры имеется в справочной и специальной литературе, а также с удовлетворительной точностью аппроксимируется формулой Магнуса способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360

где а=7,63 и в=241,9; Тсм.ср. - средняя температура смешанной струи определяется по формуле

способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360

где способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 - статическая температура газа за камерой смешения двигателя, вычисляют температурный градиент влажности в смешанной струе В0ср. для заданных значений высоты и скорости.

Результаты расчетов сведены в таблицу 2 и представлены на фиг.4.

Таблица 2
H, км8,717 10,176 12,6449,690 10,161 11,352
Тсм.ср., K 357354,7 428,2334,7 364,3 451,8
B 0cp., Па/K 1,661,33 0,8481,48 1,351,06
tM, °C -41,9 -44-48,3 -42,75-44 -46,1
h способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 , Па 24,26 5,9-2,63 -9,5-6,45

По результатам эксперимента, представленным на фиг.4, определяют граничное значение показателя суммарного пересыщения пара hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 гp.эксп.. Как видно из фиг.4, hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 гр.эксп.способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 0, т.е. конденсационные следы образуются при hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 гр.эксп.>0, при hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 гр.эксп.способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 0 - конденсационные следы очень слабые или отсутствуют.

Для определения граничной высоты образования КС выполнен расчет показателей суммарного пересыщения пара hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 расч. на высотах 9, 10, 11 км по расчетным характеристикам данного двигателя в условиях стандартной атмосферы по формулам 1способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 3; относительная влажность для расчетов принята равной 60%, что соответствует парциальному давлению пара в окружающем воздухе (енв), равному насыщению надо льдом при соответствующей температуре, что является условием образования устойчивых КС.

Полученные данные приведены в таблице 3 и на фиг.5.

Таблица 3
H, кмР, кПа tнв, °C енв, Па способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 см способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 , KТ см.ср., K B0cp., Па/K tM, °C hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 расч., Па
930,8 -437,8 12,8472 4351,52 -42,75-5,64
10 26,5-50 3,812,7 465429 1,3-44,2 -1,21
11 22,7 -561,8 12,7459 4241,1 -45,93,07

Вычисляют величину граничной высоты образования КС Н0гр.МСА, которая определяется из условия hспособ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 гр.расч.=0, что соответствует границе образования устойчивых конденсационных следов. В данном примере H0гр.МСА способ формирования модели прогноза образования конденсационных   следов самолетов с конкретным типом газотурбинного двигателя   с использованием количественных показателей для образования конденсационных   следов и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый   эффект, патент № 2467360 10,3 км.

Класс G01W1/02 приборы для индикации состояния погоды путем измерения двух и более переменных величин, например влажности, давления, температуры, облачности, скорости ветра

способ оценки комфортности рабочей зоны по параметрам микроклимата -  патент 2509322 (10.03.2014)
измерительно-навигационный комплекс, устанавливаемый на лед -  патент 2486471 (27.06.2013)
устройство для дистанционного измерения параметров атмосферы -  патент 2485676 (20.06.2013)
двухсредный исследовательский и навигационный комплекс с системой обеспечения точной навигационной привязки для подводных подвижных технических объектов -  патент 2485447 (20.06.2013)
система и способы определения местоположения воздушной турбулентности -  патент 2470331 (20.12.2012)
способ определения конвективных опасных метеорологических явлений для европейской территории россии -  патент 2467361 (20.11.2012)
обрывной океанографический зонд -  патент 2466436 (10.11.2012)
прибор метеорологический автоматизированный -  патент 2466435 (10.11.2012)
способ построения сети постов мониторинга загрязнения атмосферы и определения характеристик источников ее загрязнения -  патент 2397514 (20.08.2010)
способ прогнозирования условий образования индуцированной авиацией перистой облачности в крейсерских полетах самолетов с гтд -  патент 2379718 (20.01.2010)
Наверх