способ восстановления засульфатированных свинцовых аккумуляторов

Классы МПК:H01M10/44 способы зарядки или разрядки
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Закрытое Акционерное Общество "Балтийская Энергетическая Компания" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-11-25
публикация патента:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при восстановлении засульфатированных свинцовых аккумуляторов. Техническим результатом изобретения является создание способа эффективного восстановления сульфатированных свинцовых аккумуляторов. Согласно изобретению способ восстановления засульфатированных свинцовых аккумуляторов заключается в проведении обычного заряда начальным током и последующим чередованием больших и малых токов, при этом заряд большим током, равным начальному току заряда, осуществляют в течение 5-10 минут, а малым током, равным 0,05-0,1 С10, до достижения постоянства плотности электролита в течение 1 часа. Количество чередований больших и малых токов в зависимости от степени сульфатации аккумуляторов выбирают равным 5-10. 1 з.п. ф-лы.

Формула изобретения

1. Способ восстановления засульфатированных свинцовых аккумуляторов, заключающийся в проведении штатного заряда и последующем чередовании больших и малых токов, отличающийся тем, что заряд большим током, равным начальному току заряда, осуществляют в течение 5÷10 мин, а малым током, равным 0,05÷0,1 С10, до достижения постоянства плотности электролита в течение 1 ч.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что количество больших и малых токов в зависимости от степени сульфатации аккумуляторов выбирают равным 5÷10.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при восстановлении засульфатированных свинцовых аккумуляторов.

Техническим результатом изобретения является создание способа эффективного восстановления вышедших из строя свинцовых аккумуляторов по причине глубокой сульфатации электродов.

Известен способ восстановления засульфатированных свинцовых аккумуляторов (Т.И.Попова, Б.Н.Кабанова. Журнал прикладной химии, 1959, т.32, № 2; А.И.Русин, Л.Д.Хегай. Свинцовые аккумуляторы. Справочное пособие, «Петрополис», 2009, с.180), заключающийся в многократной замене электролита на новый. С этой целью с аккумуляторов со сниженной емкостью сливается электролит, загрязненный вредными примесями, и аккумуляторы заливаются чистым электролитом.

Недостатками известного способа являются высокие трудоемкость и стоимость. Кроме того, учитывая, что основной объем электролита находится в парах активных масс и сепараторов, полной замены электролита не происходит, так как остающийся электролит прочно удерживается внутри аккумулятора за счет капиллярных и адсорбционных сил. Поэтому полная замена старого электролита на новый может быть осуществлена лишь при многократном его удалении из аккумулятора и заполнении каждый раз новым. Наконец даже при многократной смене электролита в активных массах (особенно отрицательных электродов) остаются металлические примеси, неизбежно накапливаемые при эксплуатации аккумуляторов за счет постепенной коррозии положительных токоотводов и приводящие к ускоренному саморазряду и сульфатации аккумуляторов.

Наиболее близким по технической сущности является способ устранения суьфатации свинцовых аккумуляторов, основанный на удалении адсорбированных веществ с поверхности электродов весьма сильной катодной поляризацией, то есть при высоком значении зарядного тока (плотность тока при этом составляет ~100 мА/см 2 электродной поверхности) [М.А.Дасоян. Химические источники тока. Справочное пособие. Издание второе, переработанное и дополненное. Издательство «Энергия», Л.О., 1960, с.110-111].

Недостатками указанного способа являются:

- адсорбция органических веществ на поверхности электродов не является основной причиной сульфатации свинцового аккумулятора;

- приведенный способ эффективен только в том случае, когда отравляющее действие (сульфатация) отрицательных электродов произошло за счет адсорбции органических веществ;

- металлические примеси, увеличивающие скорость саморазряда, приводящего к ускоренной сульфатации, не могут быть удалены зарядным током высокого значения;

- высокие токи заряда не всегда доступны из-за ограниченного сечения выводов аккумуляторов (возможно их оплавление) или из-за недостаточной мощности зарядных устройств.

Поставленная задача решается тем, что в предлагаемом способе засульфатированные аккумуляторы подвергаются штатному заряду режимом, установленным руководством по эксплуатации данного типа аккумулятора. Затем заряд продолжается током, равным току первой ступени, в течение 5÷10 минут. Далее ток заряда снижается до величины 0,05÷0,1 С10. Продолжительность заряда сниженным током определяется достижением постоянства плотности электролита в течение 1 часа. Затем вновь ток заряда увеличивают до величины начального значения. Чередование тока заряда повышенной и сниженной плотности продолжается до достижения постоянства плотности электролита в течение 2 ч. В зависимости от степени сульфатации аккумулятора количество чередований составляет 5÷10.

Примеры осуществления способа

Пример 1. Плотность электролита стационарного свинцового аккумулятора после очередного заряда составила 1,200 г/см3, что свидетельствует о его сульфатации. Восстановление такого аккумулятора осуществляется чередованием заряда в течение 5 минут током начальной ступени штатного заряда с последующим снижением тока до величины 0,1 С10 в течение 1 часа. Количество чередований повышенного и сниженного токов составляет 5. Емкость аккумулятора восстановилась до значения не менее 85% Сном.

Пример 2. Плотность электролита стартерного свинцового аккумулятора в конце очередного заряда снизилась до значения 1,210 г/см 3. Восстановление аккумулятора осуществляется аналогично примеру 1. Количество чередований повышенного и сниженного токов составляет 10. Емкость аккумулятора восстановилась до значения не менее 85% от номинального значения.

Как следует из приведенных данных, предлагаемый способ восстановления засульфатированных свинцовых аккумуляторов, о чем свидетельствует снижение плотности электролита, является эффективным, не требует больших затрат и позволяет продлить эксплуатационный срок службы аккумуляторов.

Класс H01M10/44 способы зарядки или разрядки

способ эксплуатации никель-водородной аккумуляторной батареи в автономной системе электропитания космического аппарата и автономная система электропитания для его реализации -  патент 2529011 (27.09.2014)
способ обнаружения извлечения аккумулятора -  патент 2526028 (20.08.2014)
способ ускоренного формирования и восстановления емкости никель-кадмиевых аккумуляторов переменным асимметричным током -  патент 2521607 (10.07.2014)
способ формирования свинцово-кислотных аккумуляторных батарей импульсным асимметричным током -  патент 2518487 (10.06.2014)
устройство уравновешивания напряжения для системы аккумуляторных батарей -  патент 2516297 (20.05.2014)
способ заряда комплекта аккумуляторных батарей в составе автономной системы электропитания космического аппарата -  патент 2510105 (20.03.2014)
стабилизатор напряжения для системы питания -  патент 2509400 (10.03.2014)
способ ускоренного заряда свинцовых стационарных аккумуляторов -  патент 2498463 (10.11.2013)
способ подготовки литий-ионной аккумуляторной батареи к штатной эксплуатации в составе искусственного спутника земли -  патент 2496190 (20.10.2013)
способ эксплуатации литий-ионной аккумуляторной батареи -  патент 2496189 (20.10.2013)
Наверх