способ сборки панелей агрегатов самолета

Классы МПК:B64F5/00 Способы проектирования, изготовления, сборки, чистки, эксплуатации или ремонта самолетов, не отнесенные к другим группам
B64C1/06 каркасы; стрингеры; лонжероны 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю.А. Гагарина" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-04-22
публикация патента:

Изобретение относится к авиастроению и касается технологии сборки панелей агрегатов самолетов, в частности к технологии сборки центроплана самолета. Способ сборки панелей агрегатов самолета содержит сборку и клепку имеющей заданную кривизну обшивки и прямолинейных стрингеров. Стрингеры перед сборкой и клепкой предварительно формообразовывают на плазе с введением прогиба с упреждением от 3,0 мм до 5,0 мм и затем упрочняют на ударно-барабанной установке. Из изготовленных панелей производят сборку агрегатов самолета. Достигается улучшенное качество сборки и обеспечение заданных геометрических параметров клепаных панелей. 2 ил. способ сборки панелей агрегатов самолета, патент № 2463217

способ сборки панелей агрегатов самолета, патент № 2463217 способ сборки панелей агрегатов самолета, патент № 2463217

Формула изобретения

Способ сборки панелей агрегатов самолета, включающий сборку и клепку имеющей заданную кривизну обшивки и прямолинейных стрингеров, отличающийся тем, что стрингеры перед сборкой предварительно формообразовывают с учетом упреждающей кривизны, затем упрочняют.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиастроению и касается технологии сборки панелей агрегатов самолетов, в частности к технологии сборки центроплана самолета.

Известен способ сборки-клепки панелей агрегатов (Григорьев В.П. Сборка клепаных агрегатов самолетов и вертолетов. Учебное пособие. М.: «Машиностроение», 1975 с.11), при котором собираемые детали устанавливают в сборочное положение и для плотного прилегания обшивки к элементам каркаса прижимают ее рубильниками, специальными зажимами или шнурами. Затем обшивку и элементы каркаса временно закрепляют, не допуская их взаимного перемещения при выполнении операций клепки. Сверлят отверстия под заклепки и отверстия для установки средств временного крепления, производят фиксацию и клепку.

Недостатком известного способа является большая трудоемкость сборки, т.к. пакет деталей предварительно ставится на технологический крепеж, затем на окончательный.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому изобретению является технологический способ сборки панелей агрегатов (Бойцов В.В. и др. Сборка агрегатов самолета. М.: Машиностроение, 1988 г., стр.22, стр.120). Способ сборки панелей агрегатов включает сборку и клепку имеющей заданную кривизну обшивки и прямолинейных стрингеров. При клепке панелей агрегатов, где обшивки имеют заданную кривизну (по конструкторской документации отклонение в свободном состоянии от ложементов стапеля допускается не более 1,0 мм), а стрингеры имеют прямолинейную форму (по конструкторской документации отклонение от контура по наружному и внутреннему поясам допускается ±0,2 мм), отклонение панелей (обшивки+стрингера) после клепки от ложементов стапеля должно быть не более 2,0 мм. Основным недостатком способа является то, что после клепки отклонения между панелями и ложементами стапеля в свободном состоянии фактически получаются до 6,0 мм.

Задачей настоящего изобретения является создание более рациональной технологии клепки панелей агрегатов, позволяющей резко улучшить качество сборки и обеспечить геометрические параметры клепаных панелей.

Сущность изобретения заключается в том, что в способе сборки панелей агрегатов, состоящих из обшивки, имеющей заданную кривизну, и прямолинейных стрингеров, включающем сборку и клепку обшивки, в отличие от прототипа, стрингеры перед сборкой и клепкой предварительно формообразовывают на плазе с введением прогиба с упреждением от 3,0 мм до 5,0 мм и затем упрочняют на ударно-барабанной установке. После сборки панелей в сборочном стапеле стрингеры, которым задана упреждающая кривизна, не позволяют обшивкам отклоняться от заданного теоретического контура, предусмотренного электронной моделью (отклонение в свободном состоянии от ложементов стапеля уменьшаются до 0÷2,0 мм).

Использование предлагаемого изобретения в сравнении с прототипом позволяет улучшить качество сборки, и обеспечить заданные геометрические параметры клепаных панелей обшивок.

Сущность изобретения поясняется графическими материалами. На фиг.1 в качестве примера представлена панель, состоящая из обшивки (1) и стрингеров (2). На фиг.2 показан стрингер до формообразования (3) (стрингер прилегает к контуру обшивки) и стрингер после формообразования (4) (после ввода прогиба).

Способ сборки панелей агрегатов самолета осуществляют следующим образом. Стрингеры 2 формообразовывают на плазе с введением прогиба с упреждением 3-5 мм, затем стрингеры упрочняют на ударно-барабанной установке. Стрингеры 2 и обшивку 1 устанавливают в сборочное положение на ложементы стапеля (не показаны), временно закрепляют, например, с помощью рубильников, сверлят отверстия под заклепки, производят фиксацию и клепку. Из панелей, изготовленных с учетом введения упреждающей кривизны по стрингерам, производят сборку агрегатов самолета, например центроплана.

Класс B64F5/00 Способы проектирования, изготовления, сборки, чистки, эксплуатации или ремонта самолетов, не отнесенные к другим группам

способ и установка для изготовления секции фюзеляжа летательного аппарата -  патент 2525590 (20.08.2014)
способ изготовления конструкций, содержащих замкнутые полости с малой геометрической высотой -  патент 2523857 (27.07.2014)
диагностическая система и способ обнаружения критического состояния при сборке фюзеляжа летательного аппарата -  патент 2523516 (20.07.2014)
способ изготовления полых конструкций с внутренними стенками -  патент 2522725 (20.07.2014)
система сбора данных, контроля и диагностики технического состояния агрегатов привода винтов вертолета и электронный блок -  патент 2519583 (20.06.2014)
панель из слоистых композиционных материалов -  патент 2518519 (10.06.2014)
способ повышения жесткости нервюры -  патент 2518104 (10.06.2014)
способ сборки изделия на нескольких рабочих этапах, комплекс сборочных приспособлений и используемое в них переносное сборочное приспособление -  патент 2517920 (10.06.2014)
устройство для предварительной сборки и встраивания, по меньшей мере, части салона воздушного судна в конструкцию воздушного судна -  патент 2517019 (27.05.2014)
устройство для контроля работоспособности системы сигнализации и отсечки гидравлических систем воздушных судов -  патент 2514282 (27.04.2014)

Класс B64C1/06 каркасы; стрингеры; лонжероны 

воздушное судно, включающее поперечные балки пола с подшипниками, содержащими эластичный материал, для соединения поперечной балки пола с опорой -  патент 2528074 (10.09.2014)
опорная стойка для конструктивного элемента воздушного судна, изготовленная при помощи процесса избирательного лазерного плавления -  патент 2513082 (20.04.2014)
устройство для соединения двух криволинейных шпангоутов воздушного или космического судна -  патент 2507112 (20.02.2014)
тормозное устройство -  патент 2506470 (10.02.2014)
единая конструкция летательного аппарата из композитного материала -  патент 2505453 (27.01.2014)
стойкий к прожогу фюзеляж воздушного судна -  патент 2502634 (27.12.2013)
устройство и способ для изготовления элемента жесткости с наклонным участком -  патент 2499728 (27.11.2013)
сегмент оболочки для изготовления секции отсека фюзеляжа самолета -  патент 2494007 (27.09.2013)
стрингер (варианты), способ создания модели стрингера, способ изготовления стрингера, авиакосмическое устройство (варианты), летательный аппарат (варианты) и компьютер -  патент 2492107 (10.09.2013)
авиакосмическое устройство и летательный аппарат, удлиненный элемент конструкции авиакосмического устройства или летательного аппарата, способ создания модели удлиненного элемента конструкции авиакосмического устройства или летательного аппарата и способ изготовления удлиненного элемента конструкции авиакосмического устройства или летательного аппарата, и компьютер -  патент 2486102 (27.06.2013)
Наверх