способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых работ

Классы МПК:B63H25/00 Управление судами: уменьшение скорости хода, осуществляемое иными средствами, чем движители; динамическая постановка на якорь, те расположение судов с помощью основных или вспомогательных движителей
G05D1/00 Управление или регулирование величин, определяющих местоположение, курс, высоту или положение в пространстве наземных, водных, воздушных или космических транспортных средств, например с помощью автопилотов
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Мурманский государственный технический университет" (ФГОУВПО "МГТУ") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-03-18
публикация патента:

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано для стабилизации положения танкера при погрузке нефтепродуктов относительно нефтяного терминала в открытом море. Способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых работ основан на формировании сигнала управления исполнительным механизмам. Непрерывно определяют во времени текущие координаты следующих точек: геометрического центра нефтяного терминала O(способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых   работ, патент № 2462389 O, способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых   работ, патент № 2462389 O); кормовой точки танкера А(способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых   работ, патент № 2462389 A, способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых   работ, патент № 2462389 A); носовой точки танкера F(способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых   работ, патент № 2462389 F, способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых   работ, патент № 2462389 F), определяют точку F1, лежащую на линии, соединяющей центр нефтяного терминала и кормовую точку А танкера. При этом точка F1 расположена на фиксированном расстоянии d от центра нефтяного терминала. Далее рассчитывают текущие координаты точки F1(способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых   работ, патент № 2462389 F1, способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых   работ, патент № 2462389 F1), затем рассчитывают расстояние между текущими положениями точек F и F1 и определяют величину отрезка FF1. Пропорционально величине отрезка FF1 формируют сигнал управления исполнительным механизмам для приведения носовой точки танкера F в точку F1. В итоге все точки О, F, А будут находиться на одной линии для удовлетворения требования безопасного выполнения грузовых операций танкера на нефтяном терминале в условиях открытого моря. 2 з.п. ф-лы, 1 ил. способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых   работ, патент № 2462389

способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых   работ, патент № 2462389

Формула изобретения

1. Способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых работ, основанный на формировании сигнала управления исполнительным механизмам, отличающийся тем, что непрерывно определяют во времени текущие координаты следующих точек:

геометрического центра нефтяного терминала O(способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых   работ, патент № 2462389 O, способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых   работ, патент № 2462389 O);

кормовой точки танкера А(способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых   работ, патент № 2462389 A, способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых   работ, патент № 2462389 A);

носовой точки танкера F(способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых   работ, патент № 2462389 F, способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых   работ, патент № 2462389 F),

определяют точку F1, лежащую на линии, соединяющей центр нефтяного терминала и кормовую точку А танкера, при этом точка f1 расположена на фиксированном расстоянии d от центра нефтяного терминала, рассчитывают текущие координаты точки F1(способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых   работ, патент № 2462389 F1, способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых   работ, патент № 2462389 F1), затем рассчитывают расстояние между текущими положениями точек F и f1, определяют величину отрезка FF1 и пропорционально величине отрезка FF1 формируют сигнал управления исполнительным механизмам для приведения носовой точки танкера F в точку F1.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что расстояние d определяется требованиями безопасности проведения грузовых операций.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что носовая точка F расположена как можно ближе к крайней носовой точке танкера, определяемой геометрическими контурами последнего, или совпадает с ней.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано для стабилизации положения танкера, занятого погрузкой нефтепродуктов, относительно нефтяного терминала в открытом море, при условии, когда в районе погрузки местоположение танкера подвержено воздействиям ветроволновых возмущений, течения, льда.

Известен способ управления судном в режиме стабилизации положения судна, основанный на измерении продольного и поперечного смещений судна относительно заданного положения и отклонения его по курсу, сравнении измеренных величин смещений и отклонения с допустимыми значениями и формировании на их основе разности сигнала управления для осуществления воздействий на судно средствами его движительно-рулевого комплекса с учетом сигнала обратной связи, а также на измерении курсового угла и скорости кажущегося ветра [1], [2], [3].

Цель стабилизации положения танкера в процессе выполнения им грузовой операции на нефтяном терминале принципиально отличается от цели стабилизации судна, например, занятого буровыми работами, так как при стабилизации положения танкера не ставится задача удержания танкера в заданной точке (точка с заданными координатами, значения которых постоянны) с известными допустимыми отклонениями от нее.

В соответствии с требованиями безопасности выполнения грузовых операций на нефтяном терминале танкер должен постоянно находиться на прямой линии, проходящей через центр нефтяного терминала, диаметральная плоскость (ДП) танкера должна совпадать с указанной линией. При этом допускается изменение во времени направления линии, проходящей через центр нефтяного терминала, т.е. в отличие от случая стабилизации судна в заданной точке при стабилизации танкера в заданном направлении относительно нефтяного терминала допустимо изменение положения заданной точки.

Задачей изобретения является совершенствование управления танкером, занятым погрузкой нефтепродуктов в условиях открытого моря, для стабилизации его положения относительно нефтяного терминала.

Она решается в способе стабилизации положения танкера при выполнении грузовых операций, основанном на формировании сигнала управления исполнительным механизмам, тем, что непрерывно определяют во времени текущие координаты следующих точек:

- геометрического центра нефтяного терминала O(способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых   работ, патент № 2462389 O, способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых   работ, патент № 2462389 O);

- кормовой точки танкера А(способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых   работ, патент № 2462389 A, способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых   работ, патент № 2462389 A);

- носовой точки танкера F(способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых   работ, патент № 2462389 F, способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых   работ, патент № 2462389 F),

определяют точку F1 , лежащую на линии, соединяющей центр нефтяного терминала и кормовую точку А танкера, при этом точка F1 расположена на фиксированном расстоянии d от центра нефтяного терминала, рассчитывают текущие координаты точки F1(способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых   работ, патент № 2462389 F1, способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых   работ, патент № 2462389 F1), затем рассчитывают расстояние между текущими положениями точек F и F1, определяют величину отрезка FF1 и пропорционально величине отрезка FF1 формируют сигнал управления исполнительным механизмам для приведения носовой точки танкера F в точку F1. При этом расстояние d определяется требованиями безопасности проведения грузовых операций, а носовая точка F расположена как можно ближе к крайней носовой точке танкера, определяемой геометрическими контурами последнего, или совпадает с ней.

Благодаря наличию указанных признаков возможно достижение поставленной задачи.

Способ управления танкером, занятым погрузкой нефтепродуктов в условиях открытого моря, для стабилизации его положения относительно нефтяного терминала заключается в следующем.

Непрерывно во времени определяют текущие координаты следующих точек (фиг.):

- геометрического центра О(способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых   работ, патент № 2462389 O, способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых   работ, патент № 2462389 O) нефтяного терминала 2;

- кормовой точки А(способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых   работ, патент № 2462389 A, способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых   работ, патент № 2462389 А) (условно кормовая точка) танкера 1;

- носовой точки F(способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых   работ, патент № 2462389 F, способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых   работ, патент № 2462389 F) (условно носовая точка) танкера 1.

Две последние точки А, F должны находиться в ДП танкера 1, кроме того, носовая точка F должна быть расположена предельно близко к крайней носовой точке (геометрическая точка контура танкера 1) или, в соответствии с техническими возможностями конструкции корпуса танкера 1, совпадать с ней. Последнее условие продиктовано необходимостью более точного соблюдения требования безопасности грузовых операций, а именно сохранению постоянным значения дистанции между центром (точка О) нефтяного терминала 2 и крайней точкой носовой оконечности танкера 1, которое мы обозначим буквой d. Координаты точек О, А, F определяются спутниковой навигационной системой (СНС) GPS или ГЛОНАСС с использованием дифференциальных поправок, повышающих точность определения координат до величины не более ±1,0 м [4].

Рассчитывают текущие координаты точки F1(способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых   работ, патент № 2462389 F1, способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых   работ, патент № 2462389 F1) (фиг.). Положение точки F1 на линии, соединяющей центр нефтяного терминала 2 с кормовой точкой танкера 1, определяется заданным по условиям безопасности значением расстояния между центром терминала 2, точкой О, и крайней точкой носовой оконечности танкера 1. Это расстояние фиксировано и, как сказано выше, равно d. Координаты точки F1 рассчитывают с использованием значений текущих координат известных точек O(способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых   работ, патент № 2462389 O, способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых   работ, патент № 2462389 O) и А(способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых   работ, патент № 2462389 А, способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых   работ, патент № 2462389 A) и заданного расстояния d по формулам:

способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых   работ, патент № 2462389

способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых   работ, патент № 2462389

В выражениях (1), (2) текущая величина отрезка ОА является переменной величиной и определяется зависимостью:

способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых   работ, патент № 2462389

Рассчитывают расстояние между точками F и F1, т.е. величину отрезка FF1 - текущее отстояние носовой точки F танкера 1 от точки F1, расположенной на расстоянии d от центра нефтяного терминала 2 на линии, соединяющей центр нефтяного терминала 2 с кормовой точкой А танкера 1:

FF1=[(способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых   работ, патент № 2462389 F-способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых   работ, патент № 2462389 F1)2+(способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых   работ, патент № 2462389 F-способ стабилизации положения танкера при выполнении грузовых   работ, патент № 2462389 F1)2]0,5.

Пропорционально величине отрезка FF1 формируют сигнал управления для движительно-рулевого комплекса танкера 1, работа которого приводит к приведению носовой точки F танкера 1 в точку F1, лежащую на расстоянии d от центра (точка О) нефтяного терминала 2 на линии, соединяющей центр нефтяного терминала 2 (точка О) с кормовой точкой А танкера 1. В итоге все известные точки О, F, А будут находиться на одной линии, что соответствует требованиям безопасного выполнения грузовых операций танкера 1 на нефтяном терминале 2 в условиях открытого моря.

Литература

1. Система автоматического удержания судна над заданной точкой морского дна. А.с. № 944988, М.кл.3 В63Н 25/04, заявл. 10.03.77, з. № 2461278/27-11. Опубл. 23.07.82. Бюл. № 27. Авторы: В.И.Жилин, Д.А.Каинов, О.А.Лосев. Заявитель: Севастопольский приборостроительный институт.

2. Способ динамического позиционирования судна при возникновении шквала. Пат. № 2392182, МПК В63Н 25/00, заявка 2009110336/11, 20.03.2009, опубликовано: 20.06.2010. Авторы: Васильев К.К. и др. Патентообладатель: ФНПЦ ОАО «Научно-производственное объединение «Марс»» (RU).

3. Способ управления судном в режиме без хода. А.с. № 766958, М.кл.3 В63Н 25/04. Заявл. 17.03.78, з. № 2591281/27-11. Опубл. 30.09.80. Бюл. № 36, 02.10.80. Автор: В.К.Болховитинов.

4. Липкин И.А. Спутниковые навигационные системы. - М.: Вузовская книга, 2001. - 215 с.

Класс B63H25/00 Управление судами: уменьшение скорости хода, осуществляемое иными средствами, чем движители; динамическая постановка на якорь, те расположение судов с помощью основных или вспомогательных движителей

система управления -  патент 2527570 (10.09.2014)
устройство и способ автоматического управления движением судна по расписанию -  патент 2525606 (20.08.2014)
подруливающее устройство -  патент 2519610 (20.06.2014)
способ автоматического управления судном по курсу и интеллектуальная система для осуществления способа -  патент 2519315 (10.06.2014)
способ управления движением судна по широте и долготе -  патент 2516885 (20.05.2014)
устройство для управления подводным аппаратом -  патент 2515632 (20.05.2014)
устройство для формирования траектории перевода судна на параллельный курс с соблюдением ограничений на диапазон изменения сигнала управления -  патент 2515006 (10.05.2014)
способ отказоустойчивого управления движением корабля по глубине -  патент 2513157 (20.04.2014)
способ управления движением судна по заданной траектории -  патент 2509679 (20.03.2014)
способ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования -  патент 2509032 (10.03.2014)

Класс G05D1/00 Управление или регулирование величин, определяющих местоположение, курс, высоту или положение в пространстве наземных, водных, воздушных или космических транспортных средств, например с помощью автопилотов

датчик препятствия /варианты/ -  патент 2527196 (27.08.2014)
устройство и способ автоматического управления движением судна по расписанию -  патент 2525606 (20.08.2014)
способ помощи в навигации для определения траектории летательного аппарата -  патент 2523183 (20.07.2014)
адаптивная система для регулирования и стабилизации физических величин -  патент 2522899 (20.07.2014)
маневр боевого самолета канцера -  патент 2521189 (27.06.2014)
комплексная система управления траекторией летательного аппарата при заходе на посадку -  патент 2520872 (27.06.2014)
комплекс бортового оборудования вертолета -  патент 2520174 (20.06.2014)
автоматическая инструментальная система передачи метеорологических характеристик аэродрома и ввода их в пилотажно-навигационный комплекс управления полетом самолета -  патент 2519622 (20.06.2014)
среднемагистральный пассажирский самолет с системой управления общесамолетным оборудованием -  патент 2519465 (10.06.2014)
способ контроля непотопляемости судна -  патент 2518374 (10.06.2014)
Наверх