резьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных двигателей специального назначения

Классы МПК:F16B33/02 профиль резьбы; особые профили резьбы
Автор(ы):, , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Корпорация "Московский институт теплотехники" (ОАО "Корпорация "МИТ"),
Российская Федерация, от имени которой выступает Министерство обороны Российской Федерации (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-01-26
публикация патента:

Изобретение посвящено решению проблемы повышения запаса прочности резьбового соединения тонкостенных корпусов двигателей специального назначения (ДСН) при высоких рабочих давлениях с минимальным пассивным весом конструкции. Известные упорные резьбы не обеспечивают выполнения поставленной задачи, так как они не предназначены для соединения тонкостенных оболочек dрезьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 50÷300 мм и работающих при давлении Ррезьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 300 кгс/см2. Предложено резьбовое соединение цилиндрической оболочки твердотопливных ДСН со специальной упорной резьбой с мелким шагом Р: 1; 1,5; 2; 2,5; 3 в зависимости от номинального диаметра d резьбы в диапазоне соотношения

резьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907

при dрезьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 50÷300 мм и с профилем витков резьбы с угловым соотношением опорной и вспомогательной сторон как 3°/35° и с соотношениями номинальных параметров резьбы. Предложенное резьбовое соединение обеспечивает снижение усилий при свинчивании путем замены контакта при скольжении по поверхностям витков резьбы друг относительно друга на линейный контакт, при этом выправляется овальность тонкостенной оболочки, возникшая после предварительного нагружения внутренним давлением изготовленных корпусов, а также надежную работу тонкостенных оболочек ДСН при давлении Ррезьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 300 кгс/см2 с минимальным пассивным весом конструкции. 2 ил. резьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907

резьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907

Формула изобретения

Резьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных двигателей специального назначения, содержащее упорную резьбу с центрирующим посадочным пояском, отличающееся тем, что упорная резьба выполнена с мелким шагом Р в зависимости от номинального диаметра d резьбы в диапазоне соотношения резьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 при dрезьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 50÷300 мм, профиль витков резьбы выполнен с угловыми соотношениями опорной и вспомогательной сторон как 3°/35°, номинальное соотношение размеров резьбы:

рабочая высота профиля резьбы hрезьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 0,57Р,

ширина притупления вершины витков fрезьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 0,29P,

средний диаметр резьбы dcpрезьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 d-0,57P;

внутренний номинальный диаметр резьбы d1резьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 d-1,13P,

ширина впадины резьбы fкрезьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 0,22Р,

радиусы R1 и R2 сопряжения во впадине со сторонами профиля витка резьбы связаны соотношением R2резьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 2R1, где

R1 - радиус сопряжения с опорной поверхностью профиля резьбы (3°) и R1 резьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 0,06Р, R2 - радиус сопряжения со вспомогательной поверхностью профиля резьбы (35°), r1 и r 2 - радиусы притупления вершины витков резьбы, r1 резьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 r2резьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 0,1P.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в ракетной технике при проектировании конструкции корпуса твердотопливных двигателей, например для газогенераторов, рулевых приводов маршевых двигателей, тормозных двигателей или для пороховых аккумуляторов давления для разделения между собой маршевых ступеней ракеты, когда требуется максимальное совершенство конструкции двигателей специального назначения (ДСН).

Анализ типовых конструктивных решений соединений в ДСН показывает, что оптимальным решением является применение специальных упорных резьб малого шага.

Запас прочности резьбового соединения при использовании специальных упорных резьб более чем в два раза превышает запас прочности соединений с метрической резьбой (при рабочем давлении в камерах сгорания Р=300 кгс/см2), исключается возможность раскрытия стыка резьбового соединения.

Основными конструктивными параметрами, определяющимися прочность витков резьбы, являются отношение номинального диаметра резьбы к шагу и относительная длина резьбового соединения (отношение длины резьбы к ее номинальному диаметру).

Известна «Резьба упорная» ГОСТ 10177-82, в которой опорная и вспомогательная стороны профиля резьбы («зуба») соотносятся как 3°/30° при шаге резьбы «Р» 2, 3, 4 мм и т.д.

Известна также «Резьба упорная усиленная 45°» ГОСТ 13535-87, в которой опорная и вспомогательная стороны профиля резьбы («зуба») соотносятся как 3°/45° при шаге резьбы «Р» 5, 6, 8, 10 мм и т.д.

Недостаток указанных «Упорных резьб» состоит в том, что их нельзя использовать в тонкостенных высокопрочных (резьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 =160÷180 кгс/мм2) стальных конструкциях с высоким рабочим давлением в корпусах (Ррезьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 300 кгс/см2) с минимальном весом конструкции, что актуально для ракетных двигателей, когда требуются резьбы с существенно меньшим шагом резьбы (1,0; 1,5; 2,0; 2,5 мм) и при диаметрах корпусов dрезьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 50÷300 мм.

Задачей предлагаемого технического решения является обеспечение работоспособности корпусов ДСН при высоких рабочих давлениях с минимальным пассивным весом конструкции.

Решение поставленной задачи достигается за счет применения в резьбовом соединении тонкостенной цилиндрической оболочки ДСН, содержащем упорную резьбу с центрирующим посадочным пояском, специальной упорной резьбы с мелким шагом Р в зависимости от номинального диаметра d резьбы в диапазоне соотношения

резьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907

при dрезьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 50÷300 мм, профиль витков резьбы выполнен с угловыми соотношениями опорной и вспомогательной сторон как 3°/35°, а рабочая высота профиля резьбы hрезьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 0,57P, ширина притупления вершины витков fрезьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 0,29Р, средний диаметр резьбы dcpрезьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 d-0,57P, внутренний номинальный диаметр резьбы d1 резьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 d-1,13P, ширина впадины резьбы fкрезьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 0,22P, радиусы R1 и R2 сопряжения во впадине со сторонами профиля витков резьбы связаны соотношением R2резьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 2R1, где R1 - радиус сопряжения с опорной поверхностью профиля резьбы (3°), R1резьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 0,06Р, R2 - радиус сопряжения со вспомогательной поверхностью профиля резьбы (35°), r1 и r 2 - радиусы притупления вершины витков резьбы, r1 резьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 r2резьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 0,1Р.

Предложенная конструкция поясняется чертежами.

На фиг.1 изображено продольное сечение резьбового соединения цилиндрической тонкостенной оболочки (корпуса и крышки ДСН).

На фиг.2 изображен номинальный профиль «Специальной упорной резьбы 3°/35° с мелким шагом» с размерами его элементов (вид А фиг.1).

Резьбовое соединение содержит стальной высокопрочный (резьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 =160÷180 кгс/мм2) корпус 1 (см. фиг.1) с внутренней резьбой 2 (Сп.Уп.3°/35°d×P, где: d - номинальный диаметр резьбы в мм, Р - шаг резьбы в мм), с центрирующим пояском 3 и внутренним теплозащитным покрытием (ТЗП) 4, а также крышку 5 с ТЗП 6 и наружной резьбой.

В месте торцевого стыка корпуса и крышки установлено кольцевое герметизирующее уплотнение 7 (например, из резины).

«Специальная упорная резьба 3°/35° с мелким шагом» (см фиг.2) изображена в момент свинчивания корпуса с крышкой. Профиль опорной поверхности 8 резьбы составляет с радиальной плоскостью 3°, а вспомогательная поверхность 9 резьбы составляет 35° с радиальной плоскостью. Шаг резьбы Р выполнен в дискретном виде 1; 1,5; 2; 2,5; 3 мм, h - рабочая высота профиля резьбы, hрезьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 0,57P (мм); d - номинальный диаметр резьбы (мм); d 1 - внутренний номинальный диаметр резьбы, d1 резьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 d-1,13P (мм); dcp - средний диаметр резьбы, dcpрезьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 d-0,57P (мм); f - ширина притупления вершины витков, fрезьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 0,29Р (мм); fК - ширина впадины резьбы, f крезьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 0,22Р (мм); R1 - радиус сопряжения (мм) во впадине резьбы с опорной поверхностью профиля резьбы (3°), R 2 - радиус сопряжения (мм) во впадине резьбы со вспомогательной поверхностью профиля резьбы (35°), R2резьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 2R1, r1 и r2 - радиусы притупления вершины витков резьбы, r1резьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 r2резьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 0,1Р, отношение

резьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907

диапазон номинального диаметра резьбы dрезьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 50÷300 мм.

Для сравнения в таблице приведены параметры:

1) «Резьба упорная ГОСТ 10177-82 (3°/30°)»;

2) «Резьба упорная усиленная 45° ГОСТ 13537-87)»;

3) Предлагаемая авторами «Специальная упорная резьба 3°/35° с мелким шагом».

Таблица
№ п/п1 2 3
Углы профиля резьбы3°/30° 3°/45° 3°/35°
резьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 3резьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 3513резьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 6250резьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 100
d, мм10резьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 64080резьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 200050резьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 300
Р,мм2, 3, 4резьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 5, 6, 8резьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 1; 1,5; 2; 2,5; 3
h, мм0,75Р 0,5Р 0,57P
f, мм0,26Р 0,24Р0,29P
dcp , ммd-0,75P d-0,47P d-0,57P
d1, мм d-1,5Pd-P d-1,13P
fК, мм 0,26P0,35P 0,22P
R1, мм, R1,2резьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 0,124P R1,2резьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 -0,05P0,06P
R2 , мм0,12P
r1, мм - r1,2резьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 0,075P r1,2резьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 01P
r2, мм -

Из таблицы видно, что в предложенной резьбе 3°/35°:

отношение

резьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907

указывает на то, что резьба разработана для тонкостенных оболочек;

резьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 [в сравнении с резьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 (3°/45°) и резьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 (3°/30°)];

радиусы сопряжения во впадине со сторонами профиля резьбы (3°/35°) неодинаковы и R1,2резьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 2R1, [в то время как R1,2резьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 0,124P (3°/30°) и R1,2резьбовое соединение цилиндрической тонкостенной оболочки твердотопливных   двигателей специального назначения, патент № 2460907 0,05Р (3°/45°)].

Это отличие и обеспечивает линейное скольжение вершин витков резьбы по закруглениям во впадине резьбы.

При свинчивании корпуса 1 с крышкой 5 хвостовик крышки соприкасается с центрирующим посадочным пояском 3 и свинчивание продолжается до торцевого касания бурта крышки с буртом корпуса, при этом поджимается уплотнительное кольцо 7. Момент силы окончательной затяжки резьбы на 20% превышает момент до торцевого касания корпуса и крышки. «Упорная резьба 3°/35° с мелким шагом» обеспечивает снижение усилий при свинчивании путем замены контакта при скольжении по поверхностям витков резьбы друг относительно друга на линейный контакт, при этом выправляется овальность тонкостенной оболочки, возникшая после предварительного нагружения внутренним давлением изготовленных корпусов.

Предложенное резьбовое соединение используется в конструкциях цилиндрической тонкостенной оболочки в разрабатываемых ДСП.

Класс F16B33/02 профиль резьбы; особые профили резьбы

самонарезающий винт -  патент 2523712 (20.07.2014)
резьбовое соединение с изменяющимся зазором -  патент 2472983 (20.01.2013)
подвижное резьбовое соединение с выравниванием нагрузки по виткам резьбы -  патент 2470198 (20.12.2012)
планетарная роликовинтовая передача с модифицированной резьбой роликов -  патент 2451220 (20.05.2012)
способ получения резьбового соединения с возможностью равномерного распределения нагрузки по виткам резьбы -  патент 2419733 (27.05.2011)
узел резьбового соединения конструктивных элементов и гайка (варианты) -  патент 2410574 (27.01.2011)
резьба эллиптическая андросова-гребенюка -  патент 2389916 (20.05.2010)
винт -  патент 2381391 (10.02.2010)
болт -  патент 2361125 (10.07.2009)
винт с выступами и канавками между нитками резьбы на стержне -  патент 2350793 (27.03.2009)
Наверх