способ диагностирования механизма газораспределения двигателя внутреннего сгорания

Классы МПК:G01M15/00 Испытание машин и двигателей
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Саратовский государственный технический университет" (СГТУ) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-02-15
публикация патента:

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способам испытания для определения технического состояния механизма газораспределения двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Способ диагностирования механизма газораспределения ДВС заключается в том, что цилиндры двигателя декомпрессируют, прокручивают коленчатый вал, регистрируют изменение его угловой скорости, определяют значения амплитуд и фаз экстремумов угловых ускорений коленчатого вала и по их отклонению от нормативных значений делают заключение о техническом состоянии механизма газораспределения. Прокручивание коленчатого вала осуществляют в режиме холостого при заданной частоте вращения. Прокручивание осуществляется за счет одного работающего цилиндра при декомпрессированных остальных. Регистрацию изменения угловой скорости осуществляют в пределах полного кинематического цикла за периоды, соответствующие тактам расширения в декомпрессированных цилиндрах. Технический результат заключается в исключении дополнительных погрешностей при измерении. 3 ил. способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330

способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330

Формула изобретения

Способ диагностирования механизма газораспределения двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что цилиндры двигателя декомпрессируют, коленчатый вал прокручивают при заданной частоте вращения, регистрируют изменение угловой скорости коленчатого вала в пределах полного кинематического цикла, отличающийся тем, что прокрутку коленчатого вала осуществляют при работе двигателя в режиме холостого хода на одном цилиндре при декомпрессированных остальных, по изменению угловой скорости определяют зависимость углового ускорения коленчатого вала от угла его поворота за периоды, соответствующие тактам расширения в декомпрессированных цилиндрах, определяют значения амплитуд и фаз экстремумов угловых ускорений коленчатого вала в данных периодах и по их отклонению от нормативных значений делают заключение о техническом состоянии механизма газораспределения.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способам испытания и диагностирования двигателя внутреннего сгорания, и может быть использовано для определения технического состояния механизма газораспределения в процессе изготовления, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта двигателя внутреннего сгорания.

Известны виброакустические способы диагностирования механизма газораспределения двигателя внутреннего сгорания путем определения значений амплитуд виброимпульсов и фазовых сдвигов по углу поворота коленчатого вала относительно положений верхних мертвых точек поршней цилиндров. Виброакустические импульсы регистрируются в моменты посадки впускных и выпускных клапанов при работе двигателя на установившемся скоростном режиме холостого хода [1] или при изменении частоты вращения коленчатого вала двигателя от 800способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 1000 мин-1 до максимальных оборотов [2]. Сравнивая полученные значения диагностических параметров с их номинальными значениями, делают заключение о техническом состоянии механизма газораспределения, главным образом, тепловых зазорах сопряжений «стержень клапана - коромысло».

Недостатками виброакустического способа являются низкая точность и не универсальность использования средств диагностирования, его реализующего, для всего многообразия конструкций ДВС. При диагностировании механизма газораспределения по этому способу серьезные трудности возникают с определением места и способа установки датчика вибрации. Сигналы, идущие от отдельных клапанов, проходят до датчика различный путь и через разные среды в корпусе двигателя, поэтому их энергия будет неодинаковой, что затрудняет расшифровку получаемой информации и снижает точность диагностирования. Из-за значительного разброса частот собственных колебаний основных элементов в различных моделях двигателей создание универсального устройства для диагностирования механизма газораспределения виброакустическим способом практически невозможно. Использование ряда специализированных средств диагностирования для каждой модификации двигателей экономически и технически неоправданно.

Существуют также способы диагностирования механизма газораспределения, основанные на измерении показателей линейных перемещений различных его элементов с помощью магнитоэлектрических преобразователей [3].

Основной их недостаток заключается в том, что материал клапанных крышек должен изготавливаться из немагнитных материалов (алюминиевых сплавов или пластмасс) и желательно прозрачных, так как установка датчиков должна быть строго ориентированной относительно положений, например, коромысел клапанного механизма. Точность диагностирования этими методами недостаточная по причине нарушения центровки установленного датчика относительно контролируемого элемента, которая изменяется по мере изнашивания сопряжении механизма газораспределения в процессе эксплуатации двигателя.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к заявляемому способу является выбранный в качестве прототипа способ диагностирования клапанных пружин газораспределительного механизма двигателя внутреннего сгорания путем оценки их жесткости при заданной частоте вращения, заключающийся в том, что двигатель декомпрессируют, прокручивают от внешнего привода при заданной частоте вращения, регистрируют изменение угловой скорости распределительного (коленчатого) вала в пределах полного кинематического цикла, а жесткость пружин оценивают по изменению амплитуд и фаз экстремумов угловой скорости [4].

За значения фаз экстремумов угловой скорости принимают интервалы угла поворота коленчатого вала от положений, соответствующих нахождению поршня конкретного цилиндра в верхней мертвой точке (ВМТ), до положений, соответствующих значению минимальной или максимальной угловых скоростей коленчатого вала, определенных на участках ее изменения при осуществлении полного такта расширения в этом цилиндре.

Недостатками этого способа диагностирования являются узкая специализация, направленная на определение технического состояния только клапанных пружин, и недостаточная точность. Низкая точность способа обусловлена следующими причинами. Вследствие наличия операции прокручивания коленчатого вала декомпрессированного двигателя стартером из-за динамического взаимодействия (соударений) зубьев ведущей шестерни стартера с венцом маховика, полученная электронным тахометром диаграмма изменений угловой скорости коленчатого вала по углу его поворота представляет собой цепь высокочастотных пикообразных колебаний угловой скорости относительно действительных их значений. Наложение высокочастотной составляющей на низкочастотную составляющую изменения угловой скорости коленчатого вала искажает реальный закон ее изменения. В процессе эксплуатации двигателя техническое состояние зубчатого зацепления «стартер - венец маховика» постоянно ухудшается, следовательно, погрешность определения значений амплитуд и фаз экстремумов угловой скорости с увеличением наработки двигателя будет также увеличиваться. Экспериментальные данные свидетельствуют, что на режимах прокрутки двигателя даже при допустимых износах зубчатого зацепления, отдельные последовательные значения мгновенных угловых скоростей коленчатого вала по углу его поворота на некоторых участках ее изменения имеют размах колебаний, противоречащий физическому смыслу. Существующие математические алгоритмы сглаживания полученных зависимостей мгновенных угловых скоростей (ускорений) коленчатого вала от угла его поворота методами скользящих медиан, наименьших квадратов [5], другими их аналогами не позволяют добиться удовлетворительной точности определения значений амплитуд и фаз экстремумов угловой скорости коленчатого вала. Дополнительную трудность при создании алгоритмов учета и снижения влияния погрешности от высокочастотной составляющей угловой скорости вносит несистематический характер изменения зазоров в зацеплениях зубьев шестерни стартера и венца маховика, поскольку их передаточное число подбирается таким образом, чтобы повторное взаимодействие одних и тех же зубьев в зацеплении было минимально возможным (не менее чем через 100 оборотов коленчатого вала). Совокупность этих причин приводит к уменьшению точности и достоверности известного способа диагностирования.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение точности диагностирования технического состояния механизма газораспределения двигателя внутреннего сгорания за счет исключения операции прокручивания коленчатого вала двигателя внешним приводным устройством (стартером).

Поставленная задача решается тем, что в способе диагностирования механизма газораспределения двигателя внутреннего сгорания, заключающемся в том, что цилиндры двигателя декомпрессируют, коленчатый вал прокручивают при заданной частоте вращения, регистрируют изменение угловой скорости коленчатого вала в пределах полного кинематического цикла, согласно предлагаемому техническому решению прокрутку коленчатого вала осуществляют при работе двигателя в режиме холостого хода на одном цилиндре при декомпрессированных остальных, по изменению угловой скорости определяют зависимость углового ускорения коленчатого вала от угла его поворота за периоды, соответствующие тактам расширения в декомпрессированных цилиндрах, определяют значения амплитуд и фаз экстремумов угловых ускорений коленчатого вала в данных периодах и по их отклонению от нормативных значений делают заключение о техническом состоянии механизма газораспределения.

Отличием настоящего технического решения от прототипа является то, что для максимального учета всех факторов, влияющих на точность определения технического состояния механизма газораспределения двигателя внутреннего сгорания, значения угловой скорости и ускорения коленчатого вала при его прокручивании определяют без погрешностей, вносимых динамическим взаимодействием внешнего приводного устройства - стартера - с зубчатым венцом маховика двигателя. В результате естественного вращения коленчатого вала за счет запасенной кинетической энергии от работы двигателя внутреннего сгорания на одном цилиндре измеренные значения мгновенных угловых скоростей коленчатого вала по углу его поворота в наибольшей степени соответствуют реальным их значениям. Следовательно, определенные по ним значения амплитуд и фаз экстремумов углового ускорения коленчатого вала на исследуемых интервалах их изменения будут более точными и не зависящими от технического состояния зубчатого зацепления «стартер - венец маховика».

Совокупность перечисленных признаков позволяет достичь необходимого технического результата, заключающегося в повышении точности определения технического состояния механизма газораспределения ДВС.

Сущность заявляемого изобретения поясняется графиками, где на фиг.1 приведена зависимость внутрицикловой угловой скорости способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 коленчатого вала от угла его поворота способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 при работе двигателя 4×9,2/9,2 на одном, первом (I) по порядку работы цилиндре, с декомпрессированными остальными цилиндрами (II, IV и III) в режиме холостого хода со средней угловой скоростью способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 =50,7 рад/с; на фиг.2 изображена зависимость углового ускорения способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 коленчатого вала от угла его поворота способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 в угловом интервале способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 2способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 , соответствующая зависимости способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 =f(способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 ) при осуществлении такта расширения в декомпрессированном II цилиндре (фиг.1); на фиг.3 - зависимость углового ускорения способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 коленчатого вала от угла его поворота способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 в угловом интервале 2способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 3способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 , соответствующая зависимости способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 =f(способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 ) при осуществлении такта расширения в декомпрессированном IV цилиндре (фиг.1):

I, II, IV и III - угловые интервалы поворота коленчатого вала, соответствующие тактам расширения в первом, втором, четвертом и третьем цилиндрах (по порядку их работы);

1, 2 - соответственно зависимости способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 =f(способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 ) по экспериментальным данным и аппроксимирующая их по методу наименьших квадратов;

Aспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 II, Aспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 IV - значения амплитуд углового ускорения коленчатого вала в пределах угловых интервалов, соответствующих тактам расширения во втором и четвертом декомпрессированных цилиндрах двигателя;

способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 IImax, способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 IVmax - значения фаз экстремумов максимальных величин углового ускорения коленчатого вала в угловых интервалах, соответствующих тактам расширения во втором и четвертом декомпрессированных цилиндрах двигателя;

способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 IImin, способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 IVmin - значения фаз экстремумов минимальных величин углового ускорения коленчатого вала в этих же угловых интервалах.

Предлагаемый способ основан на следующих теоретических предпосылках.

Работа двигателя внутреннего сгорания на одном цилиндре с декомпрессированными остальными цилиндрами в режиме холостого хода традиционно характеризуется некоторыми средними значениями частоты вращения, индикаторным моментом и моментом механических потерь, которые относят к циклу его работы. При этом индикаторный момент Mi от работы одного цилиндра полностью расходуется на преодоление момента Ммех механических потерь в подвижных элементах двигателя в пределах цикла его работы, то есть Miмех. В интервалах угла поворота коленчатого вала способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 2способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 , 2способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 3способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 и 3способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 4способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 (фиг.1), соответствующих тактам расширения в декомпрессированных втором, четвертом и третьем цилиндрах (по порядку их работы) коленчатый вал осуществляет «выбег». Изменение (снижение) угловой скорости коленчатого вала по углу его поворота в процессе «выбега» осуществляется за счет расхода запасенной кинетической энергии вращающихся и возвратно-поступательно движущихся масс двигателя на преодоление его внутренних механических потерь. Поскольку в действительности момент Ммехспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 механических потерь двигателя по углу способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 поворота коленчатого вала в пределах осуществления такта расширения в каждом цилиндре является величиной переменной, то и угловая скорость коленчатого вала изменяется по нелинейной зависимости. Взаимосвязь момента Ммехспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 механических потерь двигателя с угловой скоростью со коленчатого вала по углу его поворота определяется уравнением динамики ДВС в соответствии с принципом Даламбера [6, с.113-115]

способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330

где J - значение момента инерции вращающихся и возвратно-поступательно движущихся масс двигателя, приведенных к оси коленчатого вала;

способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 - угловое ускорение коленчатого вала.

В зависимости (1) многочлен способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 - определяет переменную по углу способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 поворота коленчатого вала составляющую момента МПспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 инерционных сил от возвратно-поступательно движущихся масс поршней и части массы шатунов, отнесенных к осям поршневых пальцев соответствующих цилиндров.

Мгновенное значение момента механических потерь Ммехспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 по углу способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 поворота коленчатого вала на участках выбега, соответствующих периодам осуществления такта расширения в декомпрессированных II и IV цилиндрах (фиг.1), определяется следующими составляющими

способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330

где ММГРспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 - момент, затрачиваемый на привод механизма газораспределения;

МЦПГспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 - момент от сил трения в цилиндропоршневой группе (ЦПГ);

МТспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 - момент от действия сил трения в подшипниках коленчатого вала и приводах вспомогательных механизмов;

М Пспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 - момент от возвратно-поступательно движущихся масс двигателя.

Отсутствие в зависимости (2) суммарного значения момента Ммехспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 механических потерь составляющих механических потерь от действия компрессионных сил и насосных потерь значительно повышают удельный вес механических потерь ММГРспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 , затрачиваемых на привод механизма газораспределения, что позволяет использовать показатели его изменения по углу поворота коленчатого вала в качестве диагностических. Аналитические и экспериментальные результаты исследования многих моделей автотракторных двигателей (Волжского автомобильного, Заволжского моторного, Алтайского моторного и Владимирского тракторного заводов) подтвердили возможность использования показателей амплитуд и фазовых сдвигов экстремальных значений суммарного момента Ммехспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 механических потерь в качестве диагностических применительно к определению технического состояния механизма газораспределения, прежде всего, четырехцилиндровых четырехтактных ДВС, у которых период изменения суммарного момента Ммехспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 равен способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 и соответствует периоду осуществления такта расширения в цилиндрах.

Выполненный на примере бензинового четырехцилиндрового двигателя Заволжского моторного завода (ЗМЗ) 4×9,2/9,2 анализ абсолютных значений и внутрицикловых изменений отдельных составляющих суммарного момента Ммехспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 механических потерь в соответствии с зависимостью (2) для режима малых значений угловой скорости прокрутки коленчатого вала (способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 =40способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 70 рад/с) в угловых периодах, соответствующих осуществлению такта расширения в декомпрессированных II и IV цилиндрах (фиг.1), показал:

доля переменного момента в суммарном моменте J инерции двигателя составляет 1способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 2,7%. Численное значение переменного момента от сил инерции возвратно-поступательно движущихся деталей четырехтактных 4-цилиндровых рядных ДВС

способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330

где m - масса возвратно-поступательно движущихся частей;

R - радиус кривошипа;

способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 =R/l - отношение радиуса кривошипа к длине шатуна.

Для двигателя ЗМЗ 4×9,2/9,2 момент МПспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 от возвратно-поступательно движущихся масс по углу способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 поворота коленчатого вала изменяется в незначительных пределах - от 0 до ±5 Н·м по синусоидальной зависимости. В процессе эксплуатации ДВС максимальное и минимальное значения момента МПспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 и их фазовые положения по углу поворота коленчатого вала относительно верхних мертвых точек (ВМТ соответствуют углам способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 , равным 0, способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 (180°), 2способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 (360°), 3способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 (540°), см. фиг.1способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 3) остаются неизменными, так как износ сопряжении возвратно-поступательно движущихся масс пренебрежительно мал;

момент М Тспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 от действия сил трения в подшипниках коленчатого вала и на привод вспомогательных механизмов и систем ДВС (способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 25% от Ммехспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 ) считается практически постоянной величиной по углу поворота коленчатого вала, не оказывающей влияния на внутрицикловые изменения амплитуд колебаний суммарного момента Ммехспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 , механических потерь и фазовых положений его экстремумов;

переменное значение МЦПГспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 от сил трения в сопряжениях цилиндропоршневой группы имеет характерную закономерность, особенность которой - постоянное, не зависящее от технического состояния ЦПГ, фазовое положение экстремальных значений по углу способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 поворота коленчатого вала. Переменная составляющая момента МЦПГспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 изменяется от 0 до 10 Н·м с периодом, равным периоду изменения крутящего момента - способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 . Максимального значения величина МЦПГспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 достигает при способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 0,45способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 относительно положений коленчатого вала, при которых поршни в цилиндрах находятся в ВМТ, МЦПГспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 =0 при положениях коленчатого вала, соответствующих нахождению поршней в ВМТ (НМТ) цилиндров. Эти периодические колебания момента МЦПГспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 отражаются на изменении суммарного момента механических потерь Ммехспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 , но они идентичные относительно ВМТ поршней всех цилиндров, как по амплитуде колебаний, так и по фазовым положениям их экстремумов. Установлено, что в процессе эксплуатации ДВС из-за изменения технического состояния сопряжений ЦПГ амплитуда колебаний момента МЦПГспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 и, соответственно, суммарного момента механических потерь Ммехспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 в пределах периода изменения крутящего момента может незначительно снижаться. По экспериментальным данным при прокручивании коленчатого вала в диапазоне угловых скоростей способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 =40способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 70 рад/с декомпрессированного двигателя ЗМЗ 4×9,2/9,2 с предельно изношенными элементами ЦПГ значения амплитуд колебаний момента Ммехспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 механических потерь в периодах, соответствующих осуществлению такта расширения в декомпрессированных цилиндрах, уменьшились на 5способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 7% относительно номинальных их значений, однако значения фазовых положений экстремумов момента Ммехспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 оставались неизменными;

величина нормальных усилий на профиль каждого кулачка распределительного вала двигателя ЗМЗ 4×9,2/9,2 от действия сил упругости клапанных пружин (без учета сил трения) в зависимости от угла способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 поворота коленчатого вала составляет 400способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 1015 Н, а значение крутящего момента ММГРспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 , затрачиваемого на привод механизма газораспределения, периодически изменяется от -7 до +7 Н·м (при открытии клапана энергия потребляется, а при закрытии - возвращается). В многоцилиндровых ДВС в каждый угловой период, соответствующий осуществлению такта расширения в каком-либо цилиндре при закрытых клапанах, одновременно осуществляется открытие впускного и выпускного клапанов, принадлежащих другим цилиндрам. Например, в угловом интервале способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 2способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 поворота коленчатого вала при осуществлении такта расширения в декомпрессированном II цилиндре (фиг.1) осуществляется открытие выпускного клапана I цилиндра и впускного клапана III цилиндра. По этой причине текущее значение момента ММГРспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 определяется суммой набегающих моментов на кулачках распределительного вала от звеньев клапанного механизма соответствующих цилиндров. В двигателе ЗМЗ 4×9,2/9,2 от действия суммарного набегающего момента ММГРспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 на кулачках распределительного вала, с учетом сил трения в кулачковых парах, на коленчатом валу возникает перепад суммарного момента Ммехспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 механических потерь, превышающий 28 Н·м. Для сравнения укажем, что по данным НАМИ в шестицилиндровых двигателях такой же размерности изменения момента Ммехспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 от действия набегающего момента ММГРспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 на кулачках распределительного вала достигают значений 70 Н·м [7, рис.1].

Приведенные аналитические и экспериментальные данные позволяют сделать следующие выводы:

абсолютные величины момента ММГРспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 , затрачиваемого на привод механизма газораспределения, по сравнению с другими составляющими МПспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 , МТспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 и МЦПГспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 на 65способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 70% определяют суммарное мгновенное значение механических потерь, формирующих амплитуду переменного момента Ммехспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 механических потерь на коленчатом валу декомпрессированного двигателя при его прокрутке, и на 100% - фазовые сдвиги экстремумов момента Ммехспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 ;

учитывая, что 90% механических потерь от значения момента ММГРспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 приходится на потери от действия сил трения в кулачковых парах [7, с.13], то показатели изменения момента Ммехспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 механических потерь двигателя по углу поворота коленчатого вала, соответствующих периоду осуществления такта расширения в декомпрессированном цилиндре, характеризуют значения износа кулачков отдельных звеньев механизма газораспределения - пар впускных и выпускных клапанов, работающих в данных интервалах угла поворота коленчатого вала. Так как по статистике известно, что в процессе эксплуатации ДВС предельного износа достигают один, максимум два кулачка распределительного вала, то при диагностировании механизма газораспределения в случае определения недопустимого изменения амплитуды колебаний момента Ммехспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 и фазовых сдвигов его экстремумов в отдельных периодах угла поворота коленчатого вала, соответствующих осуществлению такта расширения в конкретном декомпрессированном цилиндре, делают заключение о неработоспособности звеньев механизма газораспределения по причинам износа кулачков распределительного вала, увеличенных тепловых зазоров между толкателями клапанов и коромыслом, потери жесткости клапанными пружинами;

если диаграмма изменения суммарного момента Ммехспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 механических потерь по углу поворота коленчатого вала за кинематический цикл имеет характерную особенность проявления - одинаковые по значениям приращения сдвига фаз экстремумов относительно номинальных их значений во всех периодах его изменения, то делают заключение о нарушенных фазах в механизме газораспределения. В процессе эксплуатации изменение фаз газораспределения возможно по причинам нарушенных кинематических связей в элементах механизма привода распределительного вала, погрешностей при изготовлении его деталей в процессе производства или вследствие неквалифицированно проведенного текущего ремонта ДВС. При этом положение распределительного вала смещается на некоторый угол, значение которого одинаковое для всех его кулачков. Оценку состояния фаз газораспределения по результатам диагностирования осуществляют по измеренным значениям приращений угловых интервалов способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 фазовых сдвигов экстремумов относительно их нормативных значений в каждом периоде изменения Ммехспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 , соответствующих осуществлению такта расширения в декомпрессированных цилиндрах ДВС.

Таким образом, доказано, что отклонение показателей технического состояния элементов механизма газораспределения от нормативных их значений при прокрутке коленчатого вала двигателя с декомпрессированными цилиндрами приводит к адекватному изменению величин амплитуд АМмехспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 и фазовых сдвигов способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 Ммехспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 экстремальных значений на диаграмме зависимости момента Ммехспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 механических потерь в интервалах угла поворота коленчатого вала, относящихся к неисправным клапанным звеньям механизма газораспределения.

Однако непосредственное измерение мгновенных значений момента Ммехспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 механических потерь ДВС по углу поворота коленчатого вала оперативными методами затруднено. Учитывая, что при работе двигателя в режиме холостого хода на одном цилиндре с декомпрессированными остальными цилиндрами изменения момента Ммехспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 механических потерь по углу поворота коленчатого вала функционально взаимосвязаны с внутрицикловыми изменениями угловой скорости и ускорения зависимостью (2), то на практике данный способ диагностирования механизма газораспределения удобнее и точнее реализуется с помощью электронных средств измерения угловых скоростей коленчатого вала, обладающих высокой точностью, помехоустойчивостью и оперативностью.

Поскольку в формуле (2) второй многочлен способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 - переменный момент от возвратно-поступательно движущихся масс ДВС при малых частотах вращения коленчатого вала составляет незначительную величину относительно первого, независимого от угла поворота способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 , то функциональная связь между моментом Ммехспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 механических потерь и ускорением способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 по углу поворота коленчатого вала представляется линейной зависимостью

способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330

Вид зависимости (4) означает, что о техническом состоянии механизма газораспределения адекватно моменту Ммехспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 механических потерь можно судить по показателям амплитуд и фаз экстремумов угловых ускорений способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 коленчатого вала в последовательных угловых интервалах его поворота, соответствующих тактам расширения в декомпрессированных цилиндрах.

Диагностирование механизма газораспределения двигателя внутреннего сгорания по предлагаемому способу производят в следующей последовательности (на примере четырехцилиндрового четырехтактного двигателя ЗМЗ 4×9,2/9,2).

Двигатель прогревают до температуры Т=320способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 360К охлаждающей жидкости и моторного масла. К коленчатому валу присоединяют фотоэлектрический датчик ВЕ-178А устройства для измерения неравномерности угловой скорости коленчатого вала, выполненного, например, по а.с. СССР № 832480, позволяющего непрерывно измерять его мгновенную угловую скорость через смежные угловые интервалы 0,5способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 10 в пределах кинематического цикла двигателя (двух оборотов коленчатого вала или одного оборота распределительного вала). Начало измерений мгновенных значений угловой скорости коленчатого вала по углу его поворота синхронизируют с положением поршня в верхней мертвой точке - начале такта расширения в I цилиндре. Синхронизация измерений осуществляется соответствующей ориентацией датчика ВЕ-178А относительно положения коленчатого вала двигателя и подключением индуктивного датчика устройства к высоковольтному проводу свечи зажигания I цилиндра. Цилиндры двигателя, кроме первого, декомпрессируют вывертыванием свечей зажигания.

Запускают двигатель и устанавливают заданную для конкретной модели двигателя минимальную частоту вращения коленчатого вала (для ЗМЗ 4×9,2/9,2 нормативное значение минимальной угловой скорости способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 НОМ=53±3 рад/с; на фиг.1 средняя угловая скорость коленчатого вала способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 =50,7 рад/с) и регистрируют изменение угловой скорости коленчатого вала по углу его поворота в пределах полного кинематического цикла двигателя. По полученной зависимости способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 =f(способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 ) (фиг.1) определяют зависимости углового ускорения коленчатого вала от угла его поворота в угловых интервалах способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 2способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 (фиг.2) и 2способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 3способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 (фиг.3), соответствующих последовательному осуществлению тактов расширения в декомпрессированных II и IV цилиндрах. По зависимостям углового ускорения коленчатого вала от угла его поворота в указанных периодах определяют соответствующие значения амплитуд Aспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 II (фиг.2), Aспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 IV (фиг.3) и фаз экстремумов способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 IImax, способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 IImin (фиг.2), способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 IVmax, способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 IVmin (фиг.3) уголовного ускорения, которые сопоставляют с эталонными их значениями. По результатам сравнения делают заключение о техническом состоянии звеньев механизма газораспределения, работающих в периоды способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 2способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 , 2способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 3способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 (фиг.1) поворота коленчатого вала, в которых осуществляются такты расширения в декомпрессированных II и IV цилиндрах.

Приведенные на фиг.2 и фиг.3 зависимости изменения углового ускорения коленчатого вала, соответствующие осуществлению тактов расширения в декомпрессированных II и IV цилиндрах, характеризуются следующими диагностическими параметрами:

амплитуды экстремумов по абсолютной величине

Aспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 II=способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 IImax-способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 IImin=218,0 рад/с2, Аспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 IV=EIVmax-способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 IVmin=179,5 рад/с2;

фазовые положения минимальных значений угловых ускорений

способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 IImin=64,5°, способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 IVmin=56,5°;

фазовые положения максимальных значений угловых ускорений

способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 IImax=162,5°, способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 IVmax=161,5°.

Для двигателей ЗМЗ 4×9,2/9,2 нормативными значениями диагностических параметров являются:

по амплитуде Aспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 ном 205±15 рад/с2;

по фазовому положению минимального значения углового ускорения

способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 min ном=64,0±2,0°;

по фазовому положению максимального значения углового ускорения

способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 max ном=162,0±2,0°.

Результаты сравнения численных значений диагностических параметров, полученных при эксперименте, с нормативными их значениями позволяют сделать следующее заключение о техническом состоянии элементов механизма газораспределения:

значения амплитуды Аспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 II=218,0 рад/с2 и фаз экстремумов углового ускорения способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 IImin=64,5°, способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 IImax=162,5° на интервале угла поворота коленчатого вала, соответствующего осуществлению такта расширения в декомпрессированном II цилиндре, не превышают нормативных значений, следовательно, техническое состояние элементов механизма газораспределения выпускного клапана I цилиндра и впускного клапана III цилиндра, работающих в этот период, соответствует нормальному их функционированию;

поскольку нет одинаковых по значениям приращений фаз экстремумов угловых ускорений относительно номинальных их значений (фазовые положения максимальных значений угловых ускорений способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 IImax=162,5°, способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 IVmax=161,5° отличаются на 1° и находятся в допустимых пределах, а по минимальным экстремумам - способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 IImin=64,5-64,0=0,5°, способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 IVmin=64,0-56,5=7,5°), то кинематическая цепь механизма установки нормативных значений фаз газораспределения находится в исправном состоянии;

значения амплитуды Aспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 IV=179,5 рад/с2>Aспособ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 ном=205±15 рад/с2 и фазовый сдвиг минимального экстремума способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 IVmin=56,5-64,0=7,5°>способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 min ном=64,0±2,0° углового ускорения на интервале угла поворота коленчатого вала, соответствующего осуществлению такта расширения в декомпрессированном IV цилиндре, превышают допустимые нормативные значения этих диагностических параметров. Следовательно, причина неисправности механизма газораспределения определяется нарушенными структурными параметрами в работе привода механизма выпускного клапана II цилиндра или впускного клапана I цилиндра. При проверке состояния механизма газораспределения (снятии крышки с распределительного механизма) причиной неисправности механизма газораспределения оказалось отсутствие теплового зазора между коромыслом и выпускным клапаном II цилиндра.

Если результаты первого этапа диагностирования механизма газораспределения оказались положительными, то аналогичные операции повторяют при работе двигателя на том же скоростном режиме холостого хода со средней угловой скоростью способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 =50,7±1 рад/с, но с четвертым (IV) работающим цилиндром и декомпрессированными I, II, и III цилиндрами. При этом диагностируют и делают заключение о техническом состоянии других звеньев механизма газораспределения, работающих в периоды 0способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 , 3способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 4способ диагностирования механизма газораспределения двигателя   внутреннего сгорания, патент № 2458330 (фиг.1) поворота коленчатого вала, в которых осуществляются такты расширения в декомпрессированных I и III цилиндрах.

Разработанный способ диагностирования механизма газораспределения двигателя внутреннего сгорания исключает основной недостаток известного метода, а именно значительно повышает точность за счет исключения операции прокручивания коленчатого вала двигателя внешним приводным устройством (стартером), которая вносит дополнительную погрешность от динамического взаимодействия шестерни стартера с зубчатым венцом маховика двигателя. В предложенном способе осуществляется вращение коленчатого вала за счет запасенной кинетической энергии от работы двигателя внутреннего сгорания на одном цилиндре. Поэтому измеренные значения мгновенных угловых скоростей и определенные по ним значения амплитуд и фаз экстремумов углового ускорения коленчатого вала будут более точными и не зависящими от технического состояния зубчатого зацепления «стартер - венец маховика». Кроме этого способ расширяет область диагностируемых элементов механизма газораспределения, в частности определяет распространенную причину неисправной его работы из-за неправильной установки деталей механизма привода распределительного вала, нарушающей установочные углы фаз газораспределения.

Предложенный способ диагностирования механизма газораспределения наиболее целесообразно использовать в системах встроенного (бортового) диагностирования и автоматического управления работой 2-, 4- и 6-цилиндровых двигателей, в которых конструкцией предусмотрена установка датчика частоты вращения коленчатого вала.

Источники информации

1. Авторское свидетельство СССР № 1307275, кл. G01M 15/00, 1987.

2. Авторское свидетельство СССР № 1160262, кл. G01M 15/00, 1985.

3. Авторское свидетельство СССР № 1302163, кл. G01M 15/00, 1987.

4. Авторское свидетельство СССР № 1437716, кл. G01M 15/00, 1988 (прототип).

5. Лукин A.M., Хавкин В.И., Яровой В.К. Алгоритмические особенности автоматизации измерения степени идентичности последовательных циклов и устойчивости работы ДВС по неравномерности вращения коленчатого вала // Двигателестроение. 1984, № 4, С.24-26.

6. Диагностирование технического состояния автомобилей на автотракторных предприятиях / Л.В.Мирошников, А.П.Болдин, В.И.Пал и др. - М.: Транспорт, 1977, - 263 с.

7. Комарова Н.И., Корчемный Л.В. Потери мощности в механизмах газораспределения // Автомобильная промышленность, 1990, № 9, С.12-13.

Класс G01M15/00 Испытание машин и двигателей

установка для определения окислительной стойкости углерод-углеродного композиционного материала -  патент 2529749 (27.09.2014)
стенд для испытания сопла -  патент 2528467 (20.09.2014)
способ определения общего технического состояния смазочной системы двигателя внутреннего сгорания -  патент 2527272 (27.08.2014)
способ и устройство для оценки массы свежего воздуха в камере сгорания, способ оценки полного заполнения, блок записи для этих способов и автомобиль, оборудованный устройством для оценки -  патент 2525862 (20.08.2014)
способ диагностики флаттера лопаток рабочего колеса в составе осевой турбомашины -  патент 2525061 (10.08.2014)
способ испытаний газотурбинного двигателя -  патент 2525057 (10.08.2014)
способ замеров параметров выхлопных газов двс -  патент 2525051 (10.08.2014)
генератор импульсов давления в акустических полостях камер сгорания и газогенераторов жрд -  патент 2523921 (27.07.2014)
способ диагностирования газораспределительного механизма карбюраторного двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления -  патент 2523595 (20.07.2014)
универсальная установка для исследования рабочих процессов двс -  патент 2523594 (20.07.2014)
Наверх