фазовая радионавигационная система

Классы МПК:H04L29/02 управление передачей данных; обработка данных, поступающих с линий связи
G01S3/46 с использованием разнесенных антенн и измерением фазового сдвига или временного запаздывания снимаемых с них сигналов (системы определения разности пути, пройденного сигналом) 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет" (СФУ) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-07-12
публикация патента:

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано в радионавигации при создании наземных фазовых радионавигационных систем. Достигаемый технический результат - обеспечение разрешения фазовой неоднозначности во всей рабочей зоне. Устройство содержит не менее двух наземных и бортовую приемопередающие станции, каждая наземная приемопередающая станция содержит приемопередающую антенну, передатчик, приемник, антенный переключатель, усилитель-ограничитель, фазовый детектор, вычислительный блок, синтезатор частот, фазовращатель, опорный генератор, коммутатор-формирователь, бортовая приемопередающая станция содержит приемопередающую антенну, передатчик, два приемника, опорный генератор, индикатор, антенный переключатель, два фазовых детектора, вычислительный блок, синтезатор частот, два усилителя-ограничителя, коммутатор-формирователь. 7 ил. фазовая радионавигационная система, патент № 2457629

фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 фазовая радионавигационная система, патент № 2457629

Формула изобретения

Фазовая радионавигационная система, содержащая не менее двух наземных и бортовую приемопередающие станции, в которой каждая наземная приемопередающая станция содержит приемопередающую антенну, передатчик и приемник, антенный переключатель, усилитель-ограничитель, фазовый детектор, вычислительный блок, синтезатор частот, фазовращатель, опорный генератор и коммутатор-формирователь, выходы которого соединены с управляющими входами передатчика, антенного переключателя и фазового детектора, выход которого соединен с входом вычислительного блока, выходы вычислительного блока соединены с управляющими входами синтезатора частот и фазовращателя, выход которого соединен с входом передатчика, выход опорного генератора соединен с первым входом фазового детектора, с входами синтезатора частот и коммутатора-формирователя, приемопередающая антенна соединена с антенным переключателем, выход которого соединен с первым входом приемника, а вход антенного переключателя соединен с выходом передатчика, выходы синтезатора частот соединены с входом фазовращателя и вторым входом приемника, выход которого соединен через усилитель-ограничитель со вторым входом фазового детектора, бортовая приемопередающая станция содержит приемопередающую антенну, передатчик, первый приемник, опорный генератор, индикатор, антенный переключатель, первый фазовый детектор, вычислительный блок, синтезатор частот, первый усилитель-ограничитель, коммутатор-формирователь, выходы которого соединены с управляющими входами передатчика, антенного переключателя и первого фазового детектора, выход которого соединен с первым входом вычислительного блока, выходы вычислительного блока соединены с входом индикатора, с управляющими входами коммутатора-формирователя, синтезатора частот и опорного генератора, выход которого соединен с первым входом первого фазового детектора, с входами синтезатора частот и коммутатора-формирователя, приемопередающая антенна соединена с антенным переключателем, выход которого соединен с первым входом первого приемника, а вход антенного переключателя соединен с выходом передатчика, выходы синтезатора частот соединены с входом передатчика и вторым входом первого приемника, выход первого приемника соединен через первый усилитель-ограничитель со вторым входом первого фазового детектора, отличающаяся тем, что в бортовую приемопередающую станцию введены приемная антенна, второй приемник, второй усилитель-ограничитель и второй фазовый детектор, причем приемная антенна выходом соединена с третьим входом антенного переключателя, второй выход которого соединен с первым входом второго приемника, второй вход которого подключен к выходу синтезатора частот, а выход через второй усилитель-ограничитель подключен ко второму входу второго фазового детектора, управляющим входом соединенного с выходом коммутатора-формирователя, первый вход фазового детектора подключен к выходу опорного генератора, выход второго фазового детектора соединен со вторым входом вычислительного блока, а в каждой из наземных приемопередающих станций третий и четвертый выходы вычислительного блока подключены к управляющим входам опорного генератора и коммутатора-формирователя соответственно.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано в радионавигации при создании наземных фазовых радионавигационных систем.

Известна дальномерная система с измерением фазы радиосигнала [1], содержащая наземную и бортовую приемопередающие станции, при этом наземная передающая станция содержит приемопередающую антенну, передатчик и приемник, антенный переключатель, фазовый детектор, решающий блок, синтезатор частот, фазовращатель, генератор опорной частоты и коммутатор-формирователь, выходы которого соединены с управляющими входами передатчика, антенного переключателя и фазового детектора, выход которого соединен с входом решающего блока, выходы решающего блока соединены с управляющими входами синтезатора частот и фазовращателя, выход которого соединен с входом передатчика, выход генератора опорной частоты соединен с первым входом фазового детектора, с входами синтезатора частот и коммутатора-формирователя, приемопередающая антенна соединена с антенным переключателем, выход которого соединен с первым входом приемника, а вход антенного переключателя соединен с выходом передатчика, выходы синтезатора частот соединены с входом фазовращателя и вторым входом приемника, выход которого соединен со вторым входом фазового детектора, бортовая приемопередающая станция содержит приемную антенну, передатчик, приемник, генератор опорной частоты, блок статистической обработки, выход которого соединен с индикатором, антенный переключатель, фазовый детектор, решающий блок, блок поправок, синтезатор частот и коммутатор-формирователь, выходы которого соединены с управляющими входами передатчика, антенного переключателя и фазового детектора, выход которого соединен с входом решающего блока, выходы решающего блока соединены с входом блока поправок, с управляющими входами коммутатора-формирователя, синтезатора частот и генератора опорной частоты, выход которого соединен с первым входом фазового детектора, входами синтезатора частот и коммутатора-формирователя, приемопередающая антенна соединена с антенным переключателем, выход которого соединен с первым входом приемника, а вход антенного переключателя соединен с выходом передатчика, выходы синтезатора частот соединены с входами передатчика и вторым входом приемника, выход которого соединен с вторым входом фазового детектора, выход блока поправок соединен с входом блока статистической обработки, причем блок поправок выполнен с возможностью реализации уравнения:

фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , где

фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 j - величина поправки на частоте fj ;

с - скорость распространения радиоволн;

фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 j - измеренный фазовый сдвиг на частоте f j;

j - текущий номер рабочей частоты, j=1, 2, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 n.

Указанная дальномерная система позволяет выполнять измерение только одной дальности между бортовой и наземной приемопередающими станциями и не может быть использована для измерения координат и скорости движения объектов, находящихся, например, в прибрежной зоне.

Известна фазовая радиогеодезическая система (далее в материалах заявки названная фазовой радионавигационной системой) [2], взятая в качестве прототипа, включающая бортовую и одну или несколько наземных приемопередающих станций, при этом каждая наземная приемопередающая станция содержит приемопередающую антенну, передатчик и приемник, антенный переключатель, усилитель-ограничитель, фазовый детектор, решающий блок (далее вычислительный блок), синтезатор частот, фазовращатель, генератор опорной частоты (далее опорный генератор) и коммутатор-формирователь, выходы которого соединены с управляющими входами передатчика, антенного переключателя и фазового детектора, выход которого соединен с входом вычислительного блока, выходы вычислительного блока соединены с управляющими входами синтезатора частот и фазовращателя, выход которого соединен со входом передатчика, выход опорного генератора соединен с первым входом фазового детектора, с входами синтезатора частот и коммутатора-формирователя, приемопередающая антенна соединена с антенным переключателем, выход которого соединен с первым входом приемника, а вход антенного переключателя соединен с выходом передатчика, выходы синтезатора частот соединены с входом фазовращателя и вторым входом приемника, выход которого соединен через усилитель-ограничитель со вторым входом фазового детектора, бортовая приемопередающая станция содержит приемопередающую антенну, передатчик, первый приемник, опорный генератор, индикатор, антенный переключатель, фазовый детектор, вычислительный блок, синтезатор частот, первый усилитель-ограничитель и коммутатор сигналов, коммутатор-формирователь, выходы которого соединены с управляющими входами передатчика, антенного переключателя и фазового детектора, выход которого соединен с входом вычислительного блока, выходы вычислительного блока соединены с входом индикатора, с управляющими входами коммутатора-формирователя, синтезатора частот и опорного генератора, выход которого соединен с первым входом фазового детектора, с входами синтезатора частот и коммутатора-формирователя, приемопередающая антенна соединена с антенным переключателем, выход которого соединен с первым входом первого приемника, а вход антенного переключателя соединен с выходом передатчика, выходы синтезатора частот соединены с входом передатчика и вторыми входами первого и второго приемников, выход первого приемника соединен через первый усилитель-ограничитель со вторым входом коммутатора сигналов, выход которого соединен с третьим входом фазового детектора, вход управления коммутатора сигналов соединен с выходом решающего блока.

Недостатком известной фазовой радионавигационной системы является использование информации сверхдлинноволновой (СДВ) радионавигационной системы (РНС), например, «Омега» для получения значений априорных координат бортовой приемопередающей станции (БС), используемых для расчета расстояний от БС до наземных приемопередающих станций (НС). Полученные значения априорных расстояний БС-НС используются в качестве априорных значений при разрешении фазовой неоднозначности. При отсутствии доступа к сигналам СДВ РНС получение однозначной оценки координат и дальностей по сигналам известной фазовой радионавигационной системы невозможно.

Задача изобретения состоит в обеспечении разрешения неоднозначности во всей рабочей зоне фазовой радионавигационной системы без необходимости использования результатов измерений по сигналам дополнительных радионавигационных систем, например СДВ РНС «Омега».

Поставленная задача решается тем, что в фазовой радионавигационной системе, содержащей не менее двух наземных и бортовую приемопередающие станции, в которой каждая наземная приемопередающая станция содержит приемопередающую антенну, передатчик и приемник, антенный переключатель, усилитель-ограничитель, фазовый детектор, вычислительный блок, синтезатор частот, фазовращатель, опорный генератор и коммутатор-формирователь, выходы которого соединены с управляющими входами передатчика, антенного переключателя и фазового детектора, выход которого соединен с входом вычислительного блока, выходы вычислительного блока соединены с управляющими входами синтезатора частот и фазовращателя, выход которого соединен с входом передатчика, выход опорного генератора соединен с первым входом фазового детектора, с входами синтезатора частот и коммутатора-формирователя, приемопередающая антенна соединена с антенным переключателем, выход которого соединен с первым входом приемника, а вход антенного переключателя соединен с выходом передатчика, выходы синтезатора частот соединены с входом фазовращателя и вторым входом приемника, выход которого соединен через усилитель-ограничитель со вторым входом фазового детектора, бортовая приемопередающая станция содержит приемопередающую антенну, передатчик, первый приемник, опорный генератор, индикатор, антенный переключатель, первый фазовый детектор, вычислительный блок, синтезатор частот, первый усилитель-ограничитель, коммутатор-формирователь, выходы которого соединены с управляющими входами передатчика, антенного переключателя и первого фазового детектора, выход которого соединен с первым входом вычислительного блока, выходы вычислительного блока соединены с входом индикатора, с управляющими входами коммутатора-формирователя, синтезатора частот и опорного генератора, выход которого соединен с первым входом первого фазового детектора, с входами синтезатора частот и коммутатора-формирователя, приемопередающая антенна соединена с антенным переключателем, выход которого соединен с первым входом первого приемника, а вход антенного переключателя соединен с выходом передатчика, выходы синтезатора частот соединены с входом передатчика и вторым входом первого приемника, выход первого приемника соединен через первый усилитель-ограничитель со вторым входом первого фазового детектора, согласно изобретению в бортовую приемопередающую станцию введены приемная антенна, второй приемник, второй усилитель-ограничитель и второй фазовый детектор, причем приемная антенна выходом соединена с третьим входом антенного переключателя, второй выход которого соединен с первым входом второго приемника, второй вход которого подключен к выходу синтезатора частот, а выход через второй усилитель-ограничитель подключен ко второму входу второго фазового детектора, управляющим входом соединенного с выходом коммутатора-формирователя, первый вход фазового детектора подключен к выходу опорного генератора, выход второго фазового детектора соединен со вторым входом вычислительного блока, а в каждой из наземных приемопередающих станций третий и четвертый выходы вычислительного блока подключены к управляющим входам опорного генератора и коммутатора-формирователя соответственно.

Изобретение поясняется прилагаемыми чертежами, на которых изображены:

- фиг.1 - структурная схема фазовой радионавигационной системы, где приведены схемы бортовой приемопередающей (БС) и одной из наземных приемопередающих (НС) станций;

- фиг.2 - временная диаграмма, иллюстрирующая порядок излучения станций в рабочем цикле РНС;

- фиг.3 - временная диаграмма формирования и приема сигналов бортовой и одной из наземных приемопередающих станций;

- фиг.4 - схема размещения аппаратуры наземной и бортовой приемопередающих станций;

- фиг.5 - пояснение принципа определения направления с БС на НС;

- фиг.6 - блок-схема алгоритма работы вычислительного блока приемопередающей БС;

- фиг.7 - блок-схема алгоритма работы вычислительного блока приемопередающей НС.

Фазовая радионавигационная система (ФРНС) содержит бортовую приемопередающую станцию 1 и n наземных приемопередающих станций 21÷2n.

Бортовая приемопередающая станция ФРНС содержит последовательно соединенные передатчик 31, антенный переключатель 4, первый приемник фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , первый усилитель-ограничитель фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , первый фазовый детектор фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , вычислительный блок 81 и синтезатор частот 91, выходом соединенный с первым входом передатчика 31. Второй и третий выходы вычислительного блока 8 1 соединены соответственно с управляющими входами опорного генератора 101 и коммутатора-формирователя 11 1, а четвертый выход вычислительного блока 81 соединен с индикатором 12. Антенный переключатель 4 вторым и третьим входами соединен с приемопередающей антенной 131 и приемной антенной 14 соответственно, вторым выходом подключен к последовательно соединенным второму приемнику фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , второму усилителю-ограничителю фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 и второму фазовому детектору фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , выходом соединенному со вторым входом вычислительного блока 81, а управляющим входом - к одному из выходов коммутатора-формирователя 111. Второй выход коммутатора-формирователя 111 соединен с управляющими входами первого и второго фазовых детекторов фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 и фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , а третий его выход - с управляющим входом передатчика 31. Выход опорного генератора 101 соединен с коммутатором-формирователем 111, первым фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 и вторым фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 фазовыми детекторами и синтезатором частот 91 , который своим вторым выходом подключен ко вторым входам приемников фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 и фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 .

Каждая из наземных приемопередающих станций 2 содержит последовательно соединенные передатчик 32 , антенный переключатель 15, приемник 52, усилитель-ограничитель 62, фазовый детектор 72, вычислительный блок 82, синтезатор частот 92 и фазовращатель 16, выходом соединенный с первым входом передатчика 32 . Второй выход вычислительного блока 82 соединен с фазовращателем 16, третий и четвертый выходы вычислительного блока 82 соединены с управляющими входами соответственно опорного генератора 102 и коммутатора-формирователя 112. Выходами коммутатор-формирователь 112 соединен с управляющими входами соответственно передатчика 3 2, фазового детектора 72 и антенного переключателя 15, соединенного с приемопередающей антенной 132, а опорный генератор 102 выходом соединен со вторым входом коммутатора-формирователя 112, с третьим входом фазового детектора 72 и вторым входом синтезатора частот 92, который своим вторым выходом соединен со вторым входом приемника 52.

Устройство работает следующим образом.

Опорные генераторы 10 вырабатывают непрерывные гармонические сигналы частотой f, которые поступают на коммутаторы-формирователи 11 и синтезаторы частот 9. Синтезаторы частот 9 вырабатывают для излучения опорный сигнал с частотой f0 и m вспомогательных сигналов с частотами f1, f2, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , fm, кроме того, в синтезаторах частот 9 формируются сигналы гетеродина для приемников 5 с частотами f , f, f, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , f, при этом управление частотой излучаемых (принимаемых) сигналов осуществляется вычислительными блоками 8 таким образом, чтобы между частотами сигналов и гетеродина выполнялись соотношения:

фазовая радионавигационная система, патент № 2457629

f1-f=fпр,

f2-f=fпр,

фазовая радионавигационная система, патент № 2457629

fj-f=fпр,

фазовая радионавигационная система, патент № 2457629

fm-f=fпр ,

где

j=1, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , m - текущий номер вспомогательного сигнала с частотой fj;

m - общее число вспомогательных частот;

fпр - промежуточная частота, на которой осуществляется измерение фазы принятых сигналов.

Последовательность излучения БС и НС в рабочем цикле ФРНС представлена на фиг.2, где интервал Ти соответствует интервалу излучения БС; Тp1, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , Трn - интервалы ретрансляции сигналов БС наземными станциями; n - общее число НС; Тц - длительность временного цикла работы ФРНС. В соответствии с фиг.2 в предлагаемой ФРНС использовано временное разделение сигналов станций, что позволяет исключить возможное влияние сигналов станций друг на друга. Интервал времени между излучением сигналов соседних станций подбирается таким образом, чтобы не допустить возможность взаимного перекрытия во времени сигналов станций во всей рабочей зоне ФРНС.

Коммутаторы-формирователи 11 вырабатывают сигналы управления для блоков 31 (фиг.3, а), 4 (фиг.3, б), фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 (фиг.3, в), 32 (фиг.3, г), 15 (фиг.3, д), 7 2 (фиг.3, е). Временные диаграммы на фиг.3 приведены для установившегося режима заявляемой системы, когда временные интервалы излучения и приема сигналов БС 1 синхронизированы с соответствующими интервалами наземных приемопередающих станций НС 2. На временной диаграмме фиг.3 изображены сигналы, излучаемые в пространство приемопередающей БС 1 (фиг.3, ж) и одной из НС 2 (фиг.3, з), например НС 21. Сигналы НС 22 - НС 2 n, следующие по времени за сигналами НС 21, аналогичны сигналам НС 21, поэтому на временной диаграмме фиг.3, с целью упрощения пояснений, не приведены. На фиг.3 обозначены: Tи - длительность интервала излучения сигналов БС; Тр - длительность интервала ретрансляции сигналов бортовой станции наземной станцией НС 21; фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 - интервал излучения (приема) опорного сигнала частотой f0; 2фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 - интервал излучения (приема) вспомогательных сигналов с частотами fj.

В соответствии с временной диаграммой фиг.3 БС излучает вспомогательные частоты f1 -fm в обратном порядке (фиг.3, а), т.е. последовательность излучения вспомогательных частот для БС имеет вид: fm , фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , f2, f1, в то время как НС излучают вспомогательные частоты в прямом порядке, т.е. в последовательности f1, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , f2, fm (фиг.3, г).

Измененный порядок излучения вспомогательных частот позволяет однозначно идентифицировать сигналы БС, что требуется каждой из НС для определения своего места во временном формате излучения ФРНС в зависимости от назначенного ей номера.

Для определения координат БС требуется одновременная работа не менее двух НС 2 (nфазовая радионавигационная система, патент № 2457629 2), при этом на временной диаграмме появятся дополнительные интервалы излучения для других НС, работающих в составе ФРНС, что приведет к увеличению длительности временного цикла работы устройства Тц (фиг.2).

В передатчике БС 31 осуществляется усиление сигналов от синтезатора частот 91 до необходимой величины и формирование выходных радиоимпульсных сигналов под воздействием управляющих сигналов от коммутатора-формирователя 111 (фиг.3а). Радиоимпульсный сигнал от передатчика 31, пройдя через антенный переключатель 4, излучается в пространство приемопередающей антенной 13 1 (фиг.3, ж). Сигнал, излученный в пространство БС 1 в течение времени Ти, пройдя через среду распространения, принимается приемопередающей антенной 132 каждой из НС 2 и через антенный переключатель 15 поступает на вход приемника 52. На второй вход приемника 52 подаются сигналы от синтезатора частот 92 с частотами f, f, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , f. В приемнике 52 осуществляется преобразование принимаемого сигнала на промежуточную частоту fпр согласно соотношениям (1), а также фильтрация и усиление сигнала промежуточной частоты fпр.

Затем принятый сигнал с частотой fпр подвергается нормированию по амплитуде в усилителе-ограничителе 62 и поступает на фазовый детектор 72. В фазовом детекторе 72 под воздействием управляющих сигналов (фиг.3, е) осуществляется измерение фазовых сдвигов (ФС) принятых сигналов, при этом измеряются ФС фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 01, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 02, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 0m, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 0m сигналов частоты f0 и ФС фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 m, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 2, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 1 вспомогательных сигналов с частотами f m, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , f2, f1. Информация с фазового детектора 72 поступает в вычислительный блок 82, в котором вычисляются фазовые соотношения:

фазовая радионавигационная система, патент № 2457629

Полученные значения ФС фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 1, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 2, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 m запоминаются в вычислительном блоке 8 2. В течение интервала Тр излучаются в пространство сигналы от блока НС 2, при этом управление частотой и фазой излучаемых сигналов осуществляется вычислительным блоком 82 через блоки синтезатора частот 92 и фазовращателя 16 соответственно. В моменты времени фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , когда передатчиком 32 излучаются в пространство основные сигналы частотой f0, фазовращатель 16 вычислительным блоком 82 устанавливается в исходное (нулевое) состояние. При этом излучаемые опорные сигналы частотой f0 имеют фазу сигнала опорного генератора 102. В течение интервалов 2фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , когда передатчиком 32 излучаются вспомогательные сигналы с частотами f1, f2, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , fm, сигналами управления от вычислительного блока 82 в фазовращателе 16 устанавливаются ФС фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 1, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 2, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 m соответственно.

Таким образом, в течение интервала времени Тр передатчик 32 НС 21 излучает вспомогательные сигналы, фаза которых равна фазе принятых сигналов в течение интервалов Ти от приемопередающей БС 1, а также сигналы, фаза которых равна фазе опорного генератора 102.

В передатчике 32 осуществляется усиление сигналов от фазовращателя 16 и формирование выходных радиоимпульсных сигналов под воздействием управляющих сигналов от коммутатора-формирователя 112 (фиг.3, г). Радиоимпульсный сигнал от передатчика 32 , пройдя через антенный переключатель 15, излучается в пространство приемопередающей антенной 132 ( фиг.3. з).

Сигнал, излученный в пространство приемопередающей НС 2 в течение интервала времени ретрансляции Тp, пройдя через среду распространения, принимается приемопередающей антенной 13 1 и приемной антенной 14 блока приемопередающей БС 1 и через антенный переключатель 4, управляемый коммутатором-формирователем 111 в соответствии с временной диаграммой (фиг.3б), поступает на входы приемников фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 и фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 от антенн 131 и 14 соответственно. На вторые входы приемников фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 и фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 подаются сигналы от синтезатора частот 91 с частотами f, f, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , f. В приемниках фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 и фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 осуществляется преобразование сигналов на частоту f пр согласно соотношению (1). Сигналы с частотой fпр фильтруются и усиливаются, а затем нормируются по амплитуде в усилителях-ограничителях фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 и поступают на фазовые детекторы фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 . В фазовых детекторах фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 под воздействием управляющих сигналов (фиг.3, в) коммутатора-формирователя 111 осуществляется измерение (ФС) принятых сигналов, при этом измеряются ФС фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 01, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 02, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 0m, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 0m опорных сигналов частоты f0 и ФС фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 1, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 2, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 m вспомогательных сигналов с частотами f 1, f2, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , fm. Информация с фазовых детекторов фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 поступает в вычислительный блок 81, в котором вычисляются фазовые соотношения:

фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 фазовая радионавигационная система, патент № 2457629

В результате в вычислительном блоке 8 1 происходит определение значений ФС сигналов фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 1, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 2, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 m, принятых разнесенными на расстояние В антеннами 131 и 14 БС (фиг.4).

Поскольку измерения ФС сигналов осуществляется независимо по сигналам, принятым антеннами 131 и 14, то в вычислительный блок 81 с фазовых детекторов фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 поступают значения ФС, пропорциональные расстояниям от НС до точек 131 и 14 БС. Для точки расположения приемопередающей антенны 131 фазовым детектором фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 будут измерены ФС фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , а точки расположения приемной антенны 14 вторым фазовым детектором фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 будут измерены ФС фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 .

Полученные значения ФС фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 и ФС фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 запоминаются в вычислительном блоке 81 и используются для устранения многозначности фазовых отсчетов.

На практике частоты f0, f1, f2 , фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , fm выбираются таким образом, чтобы выполнялись соотношения:

фазовая радионавигационная система, патент № 2457629

Fm - частота m-й ступени (рабочая частота фазовой радионавигационной системы);

F1, F2, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , Fm-1 - частоты грубых ступеней, расположенные в порядке их возрастания;

k1, k 2, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , km-1 - коэффициенты сопряжения частот.

В дальнейших материалах заявки частоты F1 , F2, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , Fm будут называться метрическими частотами.

При использовании фазового метода определения радионавигационных параметров (РНП), представляющих в данном случае удвоенные значения расстояний между приемопередающей БС 1 и каждой из приемопередающих НС 2, диапазон однозначной оценки РНП определяется самой низкой из метрических частот (F1) и находится в пределах от фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 до фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , где фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 - длина волны сигнала с частотой F1, с - скорость распространения сигналов.

В силу необходимости обеспечения работы большого числа НС и реализации высокого темпа выдачи координат БС, метрическая частота F1, как правило, не обеспечивает однозначного определения расстояний во всей рабочей зоне ФРНС. Кроме того, как было указано выше, величина ФС фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 1 на метрической частоте F1 соответствует сигналу данной частоты, прошедшему удвоенное расстояние от БС до НС. Перечисленные факторы приводят к необходимости задания начальных значений расстояний от БС i-й НС фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 с погрешностью не более фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , поскольку реальная фазометрическая аппаратура выполняет измерения ФС в пределах ±180°, что соответствует половине длины волны сигнала, на котором происходят измерения ФС.

В прототипе изобретения для начальной оценки значений расстояний фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 (i=1, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , n) между БС и НС было предложено использовать результаты определения координат БС, полученных по каналу СДВ РНС, например «Омега». Для этого требуется, чтобы БС находилась в рабочей зоне СДВ РНС с обеспечением возможности приема сигналов не менее чем трех станций данной СДВ РНС [3]. Следует отметить, что в настоящее время в связи с развитием спутниковых радионавигационных систем поддержка функционирования СДВ систем сокращена и вышеприведенное условие не всегда выполняется на территории РФ и прилегающих морских акваторий.

В данном изобретении для определения начальных координат бортовой станции и грубых значений расстояний фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 (i=1, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , n) предлагается использовать радиопеленгационный метод определения приближенных координат БС. При этом не требуется использования сигналов дополнительных РНС, а определение начальных значений при устранении неоднозначности осуществляется ФРНС автономно. Для решения поставленной задачи может быть использован интерферометрический метод измерения курсовых углов с БС на НС.

При интерферометрическом методе измерения курсовых углов используется прием сигналов на разнесенные на некоторое расстояние В антенны. При этом измеряется разность хода сигналов фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 Ri от i-й приемопередающей НС на две разнесенные антенны БС 131 и 14 (фиг.5).

Косинус угла курсового угла фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 i между вектором, соединяющим антенны 13 1 и 14, и вектором-направлением от БС на приемопередающую антенну 132 i-й НС связан со значением разности фаз сигналов, принятых антеннами 131 и 14, следующим соотношением:

фазовая радионавигационная система, патент № 2457629

i=1, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , n - текущий номер наземной станции;

n - общее число наземных станций, сигналы которых принимает БС;

фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 i - длина волны сигнала i-й НС на измерительной частоте;

В - расстояние между антеннами 13 1 и 14;

фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 Ri - разность хода сигнала i-й НС до антенн 131 и 14;

Фi=2фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 ·Ni+фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 i - значение полного ФС между сигналами i-й НС, принимаемыми антеннами 131 и 14 БС 1;

фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 i - измеренное значение ФС, находящееся в пределах ±180° (±0.5 фазовых цикла (ф.ц.));

Ni - целочисленная неоднозначность, соответствующая целому числу фазовых циклов, укладывающихся в полном ФС.

Значение ФС с целью получения максимальной точности определения грубых координат может быть вычислено на метрической частоте Fm фазовой РНС. В этом случае значение ФС определяется на основе измеренных значений ФС для антенн 131 и 14 как:

фазовая радионавигационная система, патент № 2457629

m - номер самой точной ступени устранения неоднозначности, соответствующей рабочей частоте РНС Fm .

Если расстояние между антеннами В будет меньше фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 m/2, то значение фазового сдвига фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 mi не будет содержать целочисленной неоднозначности. В этом случае согласно выражению (6) будут однозначно определены курсовые углы фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 1, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 2, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 n до каждой из наземных станций (фиг.4). При известном значении курса фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 к судна-носителя БС, при расположении антенн 131 и 14, например, параллельно продольной оси судна значения азимутов направлений от антенны 131 БС на приемопередающие антенны 132 каждой из НС (радиопеленгов на НС) могут быть определены согласно выражению:

фазовая радионавигационная система, патент № 2457629

i=1, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , n - текущий номер принимаемой НС;

n - общее число принимаемых НС;

фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 ai - радиопеленг с БС на i-ю НС.

Используя известные значения радиопеленгов фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 a1, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 an для nфазовая радионавигационная система, патент № 2457629 2 НС можно найти координаты БС, используя известные выражения, связывающие азимуты и координаты НС и БС, согласно которым азимут на i-ю НС в системе прямоугольных координат Гаусса-Крюгера [4, стр.129] определяется как:

фазовая радионавигационная система, патент № 2457629

xsi, ysi - координаты i-й НС;

фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 - приближенные координаты приемопередающей антенны 13 1, подлежащие определению.

В результате для nфазовая радионавигационная система, патент № 2457629 2 НС будет получена система из n уравнений вида (8) с 2 неизвестными - приближенными координатами БС фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , соответствующими координатам приемопередающей антенны 131.

фазовая радионавигационная система, патент № 2457629

Перенеся неизвестные приближенные координаты БС в левую часть, систему уравнений (9) можно записать следующим образом:

фазовая радионавигационная система, патент № 2457629

Уравнения (10) в матричной форме записи примут вид:

фазовая радионавигационная система, патент № 2457629

фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 - матрица коэффициентов системы уравнений (11), размерностью n×2;

фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 - вектор свободных членов из n элементов;

фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 - вектор неизвестных координат БС, подлежащих определению радиопеленгационным методом.

В силу избыточности уравнений (11) их решение удобно осуществлять по методу наименьших квадратов (МНК). В этом случае решение системы (11) запишется в виде:

фазовая радионавигационная система, патент № 2457629

В результате решения системы уравнений (11) определяют неизвестные приближенные координаты БС фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , которые в дальнейшем используются в качестве координат начального приближения в процедуре разрешения многозначности фазовых измерений, осуществляемой, например, по методу пересчета измерений (МПИ) [5].

Координаты начального приближения, найденные в соответствии с (12), используются для вычисления начальных значений дальностей БС - i-я НС фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 в соответствии с выражением:

фазовая радионавигационная система, патент № 2457629

i=1, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , n - текущий номер принимаемой НС.

Согласно МПИ значения целочисленной неоднозначности N1i для первой метрической частоты F1 определяются в соответствии с выражением:

фазовая радионавигационная система, патент № 2457629

i=1, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , n - текущий номер принимаемой НС;

nфазовая радионавигационная система, патент № 2457629 2 - общее число принимаемых НС;

N1i - значение целочисленной неоднозначности фазовых измерений на дорожке, образованной частотой F1 для i-й НС;

фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 1 - длина волны сигнала первой метрической частоты; фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 - значение измеренного ФС сигнала первой метрической частоты;

[.] - операция выделения целой части числа.

После определения N1i вычисляется значение полного ФС для сигнала первой метрической частоты F1:

фазовая радионавигационная система, патент № 2457629

фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 1i - полный ФС между принятым от i-й НС сигналом и сигналом, излученным БС, пропорциональный двойному расстоянию от БС до i-й НС.

Затем осуществляется последовательное разрешение неоднозначности (РН) для каждой из ступеней вплоть до самой точной ступени m, образованной рабочей метрической частотой Fm. Процедура РН осуществляется в соответствии с выражениями:

фазовая радионавигационная система, патент № 2457629

фазовая радионавигационная система, патент № 2457629

j=2, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , m - текущий номер ступени РН; m - общее число ступеней РН;

фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 j-1 - длина волны сигнала с частотой Fj-1 ; фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 i - длина волны сигнала с частотой Fj ; фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 (j-1)i - значение полного ФС сигнала i-й НС на частоте Fj-1;

фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 ji - значение полного ФС сигнала i-й НС на частоте Fj;

Nji - значение целочисленной неоднозначности в полном ФС сигнала i-й НС на частоте Fj ;

фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 - измеренное значение ФС сигнала i-й НС на частоте F j для точки расположения фазового центра приемопередающей антенны 131.

Таким образом, в соответствии с выражениями (16) и (17) осуществляется последовательное определение полных ФС для частот F2, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , Fm. По окончании РН становятся известными значения полных ФС фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 mi на рабочей частоте ФРНС, соответствующей наивысшей метрической частоте Fm.

Полученные значения полных ФС фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 m1, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 m2, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 mn с устраненной многозначностью соответствуют сигналам с частотой Fm, прошедшим дважды через среду распространения расстояние от БС до соответствующей НС. Значения полных ФС пропорциональны времени запаздывания радиоволн в точке приема по отношению к моменту их излучения и не содержат фазовых набегов, обусловленных аппаратурой блоков БС 1 и НС 21 ÷2n.

Значения фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 m1, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 m2, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 mn используются для точного определения расстояния Ri между антенной 131 блока 1 (БС) и антенной 132 блока 2 (НС) при известной скорости распространения радиоволн по формуле:

фазовая радионавигационная система, патент № 2457629

с - скорость распространения радиоволн.

Полученные значения точных расстояний Ri между БС и НС используются для вычисления координат БС путем решения системы из n уравнений для дальномерного режима определения места:

фазовая радионавигационная система, патент № 2457629

i=1, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , n - текущий номер НС; n - общее число НС.

Решение системы нелинейных уравнений (19) с целью определения точных координат БС может быть осуществлено, например, на основе итерационного метода, рассмотренного в [6, стр.49-53].

Блок-схема алгоритма работы вычислительного блока 81 при определении координат БС 1 в составе предложенной ФРНС приведена на фиг.6.

Данный алгоритм приведен для одного шага обработки результатов измерений ФС по сигналам HC1 -HCn, в аппаратуре предусмотрено циклическое повторение алгоритма с периодом, соответствующим длительности рабочего цикла РНС Тц.

На первом шаге данного алгоритма осуществляется ввод исходных данных, в частности: текущего курсового угла судна фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 к; координат всех НС; метрических частот F 1÷Fm; скорости распространения сигналов в атмосфере с.

Затем начинается циклическая работа алгоритма с периодом повторения Тц.

При этом осуществляется формирование управляющих сигналов для блоков синтезатора частоты 91 и коммутатора-формирователя 111 в соответствии с временной диаграммой для интервала времени излучения Ти, приведенной на фиг.3. По окончании излучения сигнала БС вычислительный блок 81 переходит в режим поочередного приема сигналов НС, что соответствует показанному на блок-схеме алгоритма циклу приема i=1, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , n. В данном цикле i соответствует текущему номеру принимаемой НС, общее число принимаемых БС НС составляет n.

В цикле приема сигнала i-й НС осуществляются следующие действия.

На первом шаге осуществляется выдача кода подстройки частоты ОГ БС 101 в соответствии с определенным отклонением частоты ОГ БС по отношению к сигналу текущей принимаемой НС. Определение величины отклонения частоты ОГ может быть осуществлено на основе анализа значений ФС фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 01, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 02, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 0m, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 0m от сигналов с частотой f0, принятых от каждой из НС. При этом обеспечивается подстройка частоты ОГ 101 под частоту ОГ 102 текущей принимаемой НС, что исключает погрешность измерения ФС, вызванную частотным рассогласованием сигналов БС и НС. Алгоритм определения отклонения частоты ОГ для приведенной в материалах заявки структуры сигналов ФРНС может быть реализован в соответствии с [7].

Далее осуществляется формирование управляющих сигналов для блоков синтезатора частоты 91 и коммутатора-формирователя 111 для интервала ретрансляции Тр, приведенного на фиг.3. При этом в вычислительном блоке 81 принимаются и запоминаются измеренные значения фазовых сдвигов фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 01, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 02, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 0m, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 0m опорных сигналов частоты f0 фазовых сдвигов фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 1, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 2, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 m вспомогательных сигналов с частотами f 1, f2, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , fm измеренных блоками фазовых детекторов фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 и фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 . Далее в соответствии с выражением (3) осуществляется расчет разностей фазовых сдвигов фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 для точки 131 и фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 для точки 14. Затем происходит расчет разностей ФС между сигналами, принятыми антеннами 14 и 131, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 mi на рабочей частоте РНС Fm в соответствии с выражением (6). На следующем шаге алгоритма определяются значения курсового угла фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 i между продольной осью судна и направлением на i-ю НС согласно выражению (5). Затем используя известный курс судна фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 к определяются радиопеленги на НС согласно (7).

После определения значений ФС и радиопеленгов на принимаемые НС осуществляется расчет приближенных координат БС (фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 ) согласно формуле (12), при этом значения матрицы коэффициентов А и столбца свободных членов С определяются из обозначений матричной системы уравнений (11).

После определения приближенных координат БС осуществляется расчет приближенных расстояний между БС и i-й НС фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 в соответствии с выражением (13). При этом предельная погрешность полученного приближенного значения расстояния, как было отмечено выше, не должна превышать значения ±фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 1/4.

Соблюдение этого условия приводит к безошибочному определению целочисленной неоднозначности N1i на метрической частоте F1 в соответствии с выражением (14), которое выполняется на следующем шаге алгоритма. Затем осуществляется вычисление полной фазы фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 1i для сигнала i-й НС на частоте F1 согласно выражению (15).

Далее вычислительным блоком 81 выполняется цикл последовательного РН по метрическим частотам Fj (j=2, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , m) в соответствии с выражениями (16) и (17). По окончании данного цикла становится известной величина полного фазового сдвига фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 mi на рабочей частоте РНС Fm.

С использованием значения ФС фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 mi и введенной заранее скорости распространения сигналов с в вычислительном блоке 81 происходит определение точного расстояния между БС и i-й НС Ri. По окончании цикла обработки результатов измерений ФС для сигналов n НС происходит вычисление точных координат БС xb, yb по точным значениям расстояний R1÷Rn путем решения системы уравнений (19).

По окончании вычислений полученные значения точных координат БС xb , yb в прямоугольной системе Гаусса-Крюгера и расстояний БС - НС R1÷Rn выдаются для индикации потребителям в блок 12.

Длительность цикла работы вычислительного блока 81 выбирают таким образом, чтобы за время Тц успевали выполняться операции измерения ФС для всех НС, расчет грубых координат БС на основе радиопеленгов, а также разрешение неоднозначности, вычисление дальностей и координат БС.

Кроме того, вычислительный блок 81 может решать сервисные задачи, например осуществлять пересчет координат из прямоугольной системы координат в географические на заданном пользователем эллипсоиде, решать задачи маршрутной навигации судна и др.

Результаты решения сервисных и навигационных задач при необходимости поступают в блок индикации 12 для отображения оператору.

Блок-схема алгоритма работы вычислительного блока НС 82 при решении задачи приема и измерения параметров, а также излучения сигналов БС приведена на фиг.7.

На первом шаге алгоритма фиг.7 осуществляется ввод исходных данных, в частности метрических частот F1÷Fm и скорости распространения сигналов в атмосфере с.

После этого НС 2 осуществляет поиск сигналов БС 1 путем многократного накопления сигналов при заданных значениях задержки внутри рабочего цикла. Для различения сигналов БС и НС порядок излучения БС вспомогательных частот изменен на обратный, т.е. БС излучает сигналы вспомогательных частот в последовательности fm, fm-1, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , fj, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , f2, f1.

В случае успешного поиска сигналов БС НС 2 начинает синхронизацию временного формата приема сигналов БС путем сдвига времени включения управляющих сигналов коммутатора-формирователя НС 112 с заданным шагом.

При достижении заданной точности синхронизации каждая из НС 2 переходит в рабочий цикл измерения ФС сигналов БС и ретрансляции сигналов БС в интервалы Tpi, отведенные для сигналов НС 2i. Период повторения рабочего цикла алгоритма определяется длительностью рабочего цикла системы Т ц.

На первом шаге рабочего цикла вычислительным блоком 82 осуществляется выдача в блок 102 кода подстройки частоты ОГ НС 102 в соответствии с измеренным ранее отклонением частоты ОГ НС по отношению к сигналу БС. Определение величины отклонения частоты ОГ, может быть, осуществляется на основе анализа значений ФС фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 01, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 02, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 0m, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 0m сигналов с частотой f0, принятых каждой из НС от БС. При этом обеспечивается подстройка частоты ОГ 102 под частоту ОГ 101 БС, что исключает погрешность измерения ФС, вызванную частотным рассогласованием сигналов БС и НС. Алгоритм определения отклонения частоты ОГ может быть реализован в соответствии с [7].

Затем НС осуществляет ожидание прихода сигналов БС.

Далее, во время приема сигналов БС осуществляется формирование управляющих сигналов для блоков синтезатора частоты 92 и коммутатора-формирователя 112 в соответствии с временной диаграммой для интервала времени излучения БС Т и, приведенной на фиг.3. При этом блоком фазового детектора 72 осуществляется измерение ФС сигналов БС, после чего вычислительным блоком 82 выполняется расчет значений ФС на метрических частотах F1÷Fm.

Затем осуществляется расчет отклонения частоты НС по отношению к БС на основе величины изменения измеренных ФС БС на интервале Тц между двумя соседними моментами приема сигналов БС. Данное значение запоминается вычислительным блоком 82 и используется для вычисления кода подстройки ОГ НС с целью сведения разности частот НС и БС к минимуму.

На следующем шаге алгоритма осуществляется ожидание времени начала ретрансляции сигналов Tpi, по наступлении которого НС 2i начинает излучение собственных сигналов, порядок вспомогательных частот которых является прямым, т.е. вспомогательные частоты излучаются в последовательности f 1, f2, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , fj, фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 , fm-1, fm.

При этом вычислительный блок 82 осуществляет управление блоками синтезатора частоты 92 и коммутатора-формирователя 112 для излучения передатчиком 32 сигнала в соответствии с временной диаграммой фиг.3, г.

Помимо этого вычислительный блок 82 осуществляет управление фазовращателем 16, ФС которого при излучении сигналов вспомогательных частот f1÷fm устанавливается равным значению ФС БС, измеренных НС, а при излучении сигналов частоты f0 фазовращатель устанавливается в нулевое состояние.

Таким образом, в течение интервала времени Т р каждая из приемопередающих НС 2 излучает вспомогательные сигналы, фаза которых равна фазе принятых сигналов в течение интервалов Ти от блока БС 1, а также сигналы, фаза которых равна фазе опорного генератора 102.

Длительность цикла работы вычислительного блока 82 выбирают таким образом, чтобы за время Тц успевали выполняться операции измерения ФС БС во время Ти и ретрансляция сигналов БС во время излучения НС Tpi .

Вычислительные блоки 81 и 8 2 в связи с высокими требованиями к быстродействию, большим объемом вычислений и сложностью управляющих алгоритмов и программ необходимо реализовать, например, на основе современных быстродействующих универсальных микропроцессоров семейства Intel по типовой структуре, описанной, например, в [8, стр.48].

Рассмотрим числовой пример.

Пусть фазовая РНС вырабатывает сигналы с частотами f0=421 МГц (опорная частота) и вспомогательными частотами f1=421.01 МГц, f2 =421.1 МГц, f3=422 МГц, f4=426 МГц, f 5=431 МГц (выбраны рабочие частоты РНС УВЧ-диапазона «Крабик» [9]). Использование данных частот позволяет осуществлять определение фазовых сдвигов сигналов на метрических частотах, значения которых, определяемые в соответствии с выражением (4), образуют ряд: F 1=10 кГц, F2=100 кГц, F3=1 МГц, F 4=5 МГц, F5=10 МГц.

При этом диапазон однозначности отсчета расстояний между БС и НС составляет ±фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 1/4 или ±7.5 км. При расстоянии В между антеннами 131 и 14, равном, например, 10 м, будет обеспечено однозначное определение разности фаз фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 5i для любой из принимаемых НС, поскольку значение длины волны фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 5 частоты F5 составляет около 30 м и условие фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 выполняется.

Если принять погрешность измерения разности фаз фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 5i одинаковой для всех НС и равной фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 5=0.01 ф.ц. (3.6°), то погрешность определения курсового угла фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 определится из приближенного выражения: фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 рад фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 1.7° (в данном выражении значение фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 5 выражено в ф.ц.).

Если принять погрешность определения азимута продольной оси судна фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 к равной 1°, то суммарная погрешность определения радиопеленга с точки 131 БС на точку 132 НС определится как: фазовая радионавигационная система, патент № 2457629

Полученная погрешность измерения радиопеленга приведет к погрешности определения места точки 131 БС в направлении, перпендикулярном направлению БС-НС. Значение указанной погрешности фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 r определяется из соотношения: фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 r=R·tg(фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 a), где R - значение дальности БС-НС.

Если принять дальность БС-НС равной 100 км, что является предельной практически достижимой дальностью для РНС указанного частотного диапазона, то значение фазовая радионавигационная система, патент № 2457629 r согласно вышеприведенной формуле составит около 3.5 км. При геометрическом факторе расстановки НС ГФфазовая радионавигационная система, патент № 2457629 2 максимально возможная погрешность определения приближенных координат БС радиопеленгационным методом составит не более 7 км, что обеспечит однозначное определение целочисленной неоднозначности N1 для фазовой дорожки, заданной самой низкой метрической частотой F1=10 кГц, без необходимости привлечения информации от других датчиков навигационной информации.

Таким образом, благодаря новым элементам и связям достигается расширение зоны однозначного определения расстояния и автоматизация работы ФРНС за счет автономного РН фазовых измерений БС на основе определения приближенных координат БС радиопеленгационным методом. Для реализации данного метода определения приближенных координат БС используются данные о курсе судна, которые вводятся в вычислительный блок БС 81 в соответствии с показаниями гирокомпаса, входящего в состав бортового оборудования практически всех используемых в настоящее время судов. Поскольку большинство современных гирокомпасов позволяют обеспечить автоматическую выдачу курса в соответствии с протоколом обмена NMEA-0183 [10], то возможен автоматический ввод курса судна в вычислительный блок 81 с целью дальнейшей автоматизации работы предложенной ФРНС.

После определения начальных координат БС осуществляется переход к разрешению неоднозначности фазовых измерений, что позволяет определить точные расстояния между БС и НС, а также точные координаты БС с погрешностью в единицы метров и менее.

Литература

1. Пат. 2076333, Российская Федерация, МПК6 G01S 1/32. Дальномерная система с измерением фазы радиосигнала / В.И.Кокорин; заявитель и патентообладатель научно-производственное объединение «Сибцветметавтоматика». - № 4786719/09; заявл. 26.01.90; опубл. 27.03.97, бюл. № 9. - 5 с.

2. Пат. 2088948, Российская Федерация, МПК6 G01S 1/32. Фазовая радиогеодезическая система / В.И.Кокорин; заявитель и патентообладатель научно-производственное объединение «Сибцветметавтоматика». - № 5009441/09; заявл. 05.08.91; опубл. 27.08.97, бюл. № 24. - 6 с.

3. Волошин С.Б. Радионавигационные системы сверхдлинноволнового диапазона / С.Б.Волошин, Г.А.Семенов, А.С.Гузман; под ред. П.В.Олянюка, Г.В.Головушкина // М.: Радио и связь, 1985. - 264 с.: ил.

4. Куштин И.Ф. Геодезия. Учебно-практическое пособие / И.Ф.Куштин // М.: «Издательство ПРИОР», 2001. - 448 с.

5. Разрешение неоднозначности в информационно-измерительных многошкальных приборах и системах / В.А.Пономарев, А.В.Пономарев, Т.М.Пономарева и др. // Изд. ВИКУ. Санкт-Петербург, 2001.

6. Шебшаевич B.C. Сетевые спутниковые радионавигационные системы / B.C.Шебшаевич, П.П.Дмитриев, Н.В.Иванцевич; под ред. B.C.Шебшаевича. - М.: Радио и связь. 1993.

7. A.M.Алешечкин. Алгоритм автоматической подстройки частоты опорных генераторов радионавигационной системы «Крабик-БМ» // Современные проблемы радиоэлектроники: Сб. науч. тр. / Под ред. А.И.Громыко, А.В.Сарафанова; отв. за вып. В.И.Ризуненко. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2005. 732 с. С.100-103.

8. Микропроцессоры Intel: 8086/8088, 80186/80188, 80286, 80386, 80486, Pentium, Pentium Pro Processor, Pentium II, Pentium III, Pentium 4. Архитектура, программирование и интерфейсы. Шестое издание: Пер. с англ. - СПб.: БХВ-Петербург, 2005, 1328 с.: ил.

9. Алешечкин A.M. Вероятность правильного устранения неоднозначности в фазовой радионавигационной системе «Крабик» / A.M.Алешечкин // Гироскопия и навигация. - 2009. - № 3. - С.74-82.

10. IEC 61162-1:2000, Maritime navigation and radiocommunication equipment and systems - Digital Interfaces - Part 1: Single talker and multiple listeners.

Класс H04L29/02 управление передачей данных; обработка данных, поступающих с линий связи

блок управления и способ для приведения в действие средств безопасности, а также датчик для выдачи сигнала аварийной ситуации -  патент 2527742 (10.09.2014)
динамический выбор форматов подкадров в беспроводной сети -  патент 2520378 (27.06.2014)
приемник и способ для обработки радиосигналов с использованием мягких пилот-символов -  патент 2519566 (10.06.2014)
способ передачи и приема радиосигналов -  патент 2519296 (10.06.2014)
способ передачи и приема радиосигналов -  патент 2519294 (10.06.2014)
мультичастотная метка, а также способ и система динамической настройки радиочастотных параметров мультичастотной метки -  патент 2517372 (27.05.2014)
способ автосинхронизации приема и обработки потока данных по стартовому символу и устройство для его осуществления -  патент 2516586 (20.05.2014)
передающее устройство и приемное устройство -  патент 2516289 (20.05.2014)
способ и устройство передачи данных на основе обнаружения скользящего перемещения -  патент 2515506 (10.05.2014)
модульный бортовой комплекс средств цифровой радиосвязи -  патент 2514098 (27.04.2014)

Класс G01S3/46 с использованием разнесенных антенн и измерением фазового сдвига или временного запаздывания снимаемых с них сигналов (системы определения разности пути, пройденного сигналом) 

фазовый пеленгатор -  патент 2526533 (27.08.2014)
разностно-дальномерный способ определения координат источника радиоизлучения -  патент 2521084 (27.06.2014)
фазовый пеленгатор -  патент 2519593 (20.06.2014)
фазовый способ пеленгации и фазовый пеленгатор для его осуществления -  патент 2518428 (10.06.2014)
дальномерно-разностно-дальномерный способ определения координат местоположения источников радиоизлучения и реализующее его устройство -  патент 2510038 (20.03.2014)
акустооптический интерферометр -  патент 2504731 (20.01.2014)
триангуляционно-гиперболический способ определения координат радиоизлучающих воздушных объектов в пространстве -  патент 2503969 (10.01.2014)
корреляционно-фазовый пеленгатор -  патент 2474835 (10.02.2013)
система приема радиосигналов от источников радиоизлучений -  патент 2468380 (27.11.2012)
способ приема радиосигналов от источников радиоизлучений -  патент 2465614 (27.10.2012)
Наверх