способ получения автокузовной стали

Классы МПК:C21C5/52 получение стали в электрических печах
C22C38/50 с титаном или цирконием
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое Акционерное Общество "Магнитогорский металлургический комбинат" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-10-11
публикация патента:

Изобретение относится к черной металлургии, в частности к способам получения автокузовной стали в дуговых сталеплавильных печах. Способ осуществляют в дуговой сталеплавильной печи, в которую подают металлическую шихту, содержащую 30способ получения автокузовной стали, патент № 2455367 35% жидкого передельного чугуна, 5способ получения автокузовной стали, патент № 2455367 10% твердого чушкового чугуна и 60способ получения автокузовной стали, патент № 2455367 65% обрези листового проката стали автокузовных марок цехов холодной прокатки, расплавляют ее, во время окислительного периода производят вдувание углеродсодержащего материала с расходом 60-100 кг/мин, продувку ванны кислородом проводят до получения остаточного содержания углерода не более 0,03%, по окончании проводят перемешивание ванны аргоном через донные пробки продолжительностью не менее 5 мин с интенсивностью не менее 60 л/мин, осуществляют выпуск плавки с оставлением шлака и части металла в печи с присадкой в ковш во время выпуска твердой шлакообразующей смеси, раскислителей и легирующих. Изобретение позволяет получить в готовой низкоуглеродистой автокузовной стали требуемое содержание углерода 0,05-0,07%, хрома 0,025-0,035%, никеля 0,030-0,050%, меди 0,030-0,060% и азота 0,006-0,008% в готовой стали для дальнейшего производства тонколистового холоднокатаного проката для автомобильного листа. 1 пр.

Формула изобретения

Способ получения автокузовной стали, включающий выплавку стали и ее внепечную обработку, отличающийся тем, что выплавку стали осуществляют в дуговой сталеплавильной печи, в которую подают металлическую шихту, содержащую 30способ получения автокузовной стали, патент № 2455367 35% жидкого передельного чугуна, 5способ получения автокузовной стали, патент № 2455367 10% твердого чушкового чугуна и 60способ получения автокузовной стали, патент № 2455367 65% обрези листового проката стали автокузовных марок цехов холодной прокатки, расплавляют ее, во время окислительного периода производят вдувание углеродсодержащего материала с расходом 60-100 кг/мин, продувку ванны кислородом проводят до получения остаточного содержания углерода не более 0,03%, по окончании проводят перемешивание ванны аргоном через донные пробки продолжительностью не менее 5 мин с интенсивностью не менее 60 л/мин, осуществляют выпуск плавки с оставлением шлака и части металла в печи с присадкой в ковш во время выпуска твердой шлакообразующей смеси, раскислителей и легирующих.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к черной металлургии, в частности к способам получения автокузовной стали в дуговых сталеплавильных печах.

Известен способ получения стали в дуговой электропечи, включающий завалку в печь металлолома, подачу чугуна, расплавление металлошихты, окисление углерода газообразным кислородом, дефосфорацию стали путем присадок порций железной руды или агломерата в смеси с известью, скачивание шлака через порог рабочего окна, раскисление стали и шлака в печи, выпуск стали в ковш под печным шлаком, присадку в ковш десульфурирующей смеси, состоящей из извести, плавикового шпата и порошка алюминия, отличающийся тем, что в состав завалки вводят агломерат или железную руду в количестве 30-60 кг/т стали, после проплавления металлошихты при расходе электроэнергии 220-320 кВт ч/т металлолома в печь заливают чугун при температуре не ниже 1200°С со скоростью заливки 6-12 т/мин, проводят окисление газообразным кислородом с расходом 1500-3000 нм /ч, соотношение присаживаемой железной руды или агломерата в смеси с известью поддерживают соответственно (1-2):(2,5-3,5) при расходе 70-110 кг/т стали, после чего спускают шлак через порог рабочего окна, а соотношение извести, плавикового шпата и порошка алюминия в вводимой в ковш десульфурирующей смеси поддерживается соответственно (1,1-1,5):(0,3-0,5):(0,05-0,1) при расходе смеси 14-18 кг/т стали [патент РФ № 2197535, кл. С21С 5/52, 7/06].

Известный способ не обеспечивает выполнение технического результата в части получения требуемого содержания углерода, хрома, никеля, меди и азота в металле.

Известен выбранный в качестве прототипа способ получения автокузовной стали, включающий выплавку стали и ее внепечную обработку [патент РФ № 2395616, кл. С2 С22С 38/15].

Существенными недостатками данного способа выплавки стали являются:

- невозможность получения требуемых содержаний углерода, хрома, никеля, меди и азота в стали при выплавке в дуговой сталеплавильной печи.

- существенная вероятность выбросов металла и шлака из печи при увеличении количества жидкого чугуна.

Техническая задача предлагаемого изобретения заключается в обеспечении требуемого содержания углерода, хрома, никеля, меди и азота в готовой стали для дальнейшего производства тонколистового холоднокатаного проката для автомобильного листа.

Для этого в предлагаемом способе получения автокузовной стали, включающем выплавку стали и ее внепечную обработку, в отличие от ближайшего аналога выплавку стали осуществляют в дуговой сталеплавильной печи, в которую подают металлическую шихту, содержащую 30способ получения автокузовной стали, патент № 2455367 35% жидкого передельного чугуна, 5способ получения автокузовной стали, патент № 2455367 10% твердого чушкового чугуна и 60способ получения автокузовной стали, патент № 2455367 65% обрези листового проката стали автокузовных марок цехов холодной прокатки, расплавляют ее, во время окислительного периода производят вдувание углеродсодержащего материала с расходом 60способ получения автокузовной стали, патент № 2455367 100 кг/мин, продувку ванны кислородом проводят до получения остаточного содержания углерода не более 0,03%, по окончании проводят перемешивание ванны аргоном через донные пробки продолжительностью не менее 5 мин с интенсивностью не менее 60 л/мин, осуществляют выпуск плавки с оставлением шлака и части металла в печи с присадкой в ковш во время выпуска твердой шлакообразующей смеси, раскислителей и легирующих.

Заявляемые пределы подобраны экспериментальным путем. Количество жидкого чугуна (30способ получения автокузовной стали, патент № 2455367 35% от массы металлошихты) и твердого чушкового чугуна (5способ получения автокузовной стали, патент № 2455367 10% от массы металлошихты) выбрано исходя из необходимости выплавки стали с низким содержанием хрома, никеля, меди и азота.

Использование жидкого передельного чугуна в количестве более 35% и твердого чушкового чугуна в количестве более 10% от массы металлошихты приводит к увеличению длительности плавки, связанному с необходимостью окисления дополнительного количества поступающего из шихты углерода и дополнительного времени на скачивание шлака. При использовании жидкого чугуна менее 30% и твердого чушкового чугуна менее 10% от массы металлошихты не решается основная задача данного способа - получения требуемого химического состава стали. В качестве металлического лома обязательно необходимо использовать прокатную обрезь стали автокузовных марок цехов холодной прокатки.

При использовании другого вида металлического лома или при увеличении его доли в металлической шихте более 65% не решается техническая задача изобретения. При уменьшении доли металлического лома менее 55% происходит снижение веса плавки, что приведет к дополнительным материальным затратам.

Расход углеродсодержащего материала (60способ получения автокузовной стали, патент № 2455367 100 кг/мин) выбран с целью образования и поддерживания вспененного шлака в печи и предотвращения насыщения металла азотом во время ведения процесса. При уменьшении расхода углеродсодержащего материала менее 60 кг/мин резко возрастает вероятность насыщения металла азотом, а при его увеличении более 100 кг/мин увеличиваются материальные затраты, что приводит к увеличению себестоимости стали.

Получение остаточного содержания углерода в металле не более 0,03% вызвано необходимостью получения заданного содержания углерода в готовой стали с учетом возможного науглероживания плавки в процессе внепечной обработки и непрерывной разливки.

Продувка спокойной ванны аргоном через донные пробки продолжительностью не менее 5 мин интенсивностью не менее 60 л/мин связана с необходимостью снижения содержания кислорода в металле. Снижение продолжительности продувки ванны аргоном и уменьшение интенсивности продувки приведет к увеличению материальных затрат (повышенному угару раскислителей и ферросплавов).

Пример конкретного осуществления способа.

Заявляемый способ получения стали был реализован при выплавке стали марки 08Ю СВ по ГОСТ 9045-93 в 180-тонных дуговых электропечах с трансформатором мощностью 150МВА.

Расход жидкого передельного чугуна составил 65способ получения автокузовной стали, патент № 2455367 70 т, твердого чушкового чугуна 25способ получения автокузовной стали, патент № 2455367 30 т и металлического лома 115способ получения автокузовной стали, патент № 2455367 120 т. В качестве металлического лома использовали прокатную обрезь из стали автокузовных марок цехов холодной прокатки. В качестве углеродсодержащего материала использовали науглероживатель следующего химического состава: углерод - не менее 90%, зольность - 4способ получения автокузовной стали, патент № 2455367 6%, влажность - не более 0,5%. Средний фактический расход науглероживателя составил 75 кг/мин. После окончания окислительного периода проводили перемешивание ванны аргоном через донные пробки продолжительностью 4способ получения автокузовной стали, патент № 2455367 5 мин с интенсивностью 45способ получения автокузовной стали, патент № 2455367 60 л/мин. По данной технологии была произведена выплавка 50 плавок в дуговой сталеплавильной печи. Во время выпуска плавки в сталеразливочный ковш производили отдачу твердой шлакообразующей смеси, раскислителей и легирующих.

При выплавке стали по заявленному способу появляется возможность получать требуемое для низкоуглеродистой автокузовной стали содержание углерода, хрома, никеля, меди и азота. Содержание этих элементов при выплавке стали по данной технологии составило: 0,05способ получения автокузовной стали, патент № 2455367 0,07% углерода, 0,025способ получения автокузовной стали, патент № 2455367 0,035% хрома, 0,030способ получения автокузовной стали, патент № 2455367 0,050% никеля, 0,030способ получения автокузовной стали, патент № 2455367 0,06% меди и 0,006способ получения автокузовной стали, патент № 2455367 0,008% азота.

Класс C21C5/52 получение стали в электрических печах

способ для определения момента времени загрузки для загрузки расплавляемого материала в электродуговую печь, устройство обработки сигналов, машиночитаемый программный код, носитель для хранения данных и электродуговая печь -  патент 2526641 (27.08.2014)
способ дожигания горючих газов в дуговой печи -  патент 2520925 (27.06.2014)
дуговая сталеплавильная печь с дожиганием горючих газов -  патент 2520883 (27.06.2014)
способ переплава брикетов экструзионных (брэкс-ов), содержащих оксидные материалы и твердый углерод, в индукционной тигельной печи -  патент 2518672 (10.06.2014)
способ производства стали в дуговой сталеплавильной печи -  патент 2515403 (10.05.2014)
синтетический композиционный шихтовой материал для производства высококачественной стали -  патент 2514241 (27.04.2014)
способ и устройство для регулирования выбросов окиси углерода электродуговой печи -  патент 2510480 (27.03.2014)
способ эксплуатации электродуговой печи с по меньшей мере одним электродом, регулирующее и/или управляющее устройство, машиночитаемый программный код, носитель данных и электродуговая печь для осуществления способа -  патент 2509811 (20.03.2014)
способ динамического регулирования по меньшей мере одного блока, содержащего по меньшей мере одну горелку, а также устройство для выполнения способа -  патент 2503725 (10.01.2014)
способ управления плавкой садки металла и взвешивающее устройство, используемое в этом способе -  патент 2499837 (27.11.2013)

Класс C22C38/50 с титаном или цирконием

Наверх