смазочный материал с повышенной термостойкостью, обладающий ремонтно-восстановительными свойствами
Классы МПК: | C10M101/02 нефтяные фракции C10M125/26 соединения, содержащие кремний или бор, например диоксид кремния, песок |
Автор(ы): | Нигматуллин Ришат Гаязович (RU), Нигматуллин Виль Ришатович (RU), Нигматуллин Искандер Мударисович (RU), Шустер Лева Шмульевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Нигматуллин Ришат Гаязович (RU), Нигматуллин Виль Ришатович (RU), Нигматуллин Искандер Мударисович (RU), Шустер Лева Шмульевич (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2010-11-23 публикация патента:
27.06.2012 |
Изобретение относится к триботехнике и может быть использовано в машиностроении в узлах трения, работающих при высоких температурах, где используются смазочные материалы, а также может быть использовано при проведении ремонтно-восстановительных работ изношенного оборудования без его разборки. Сущность: смазочный материал содержит в мас.%: серпентинит Mg6[Si 4O10](OH)8 0,3-1; катализатор MnO 2 0,05-0.2; окисленная масляная фракция 300-520°С в качестве основы - остальное. Технический результат - повышение термостойкости и ресурса смазочного материла, улучшение его противоизносных, антифрикционных свойств. 1 з.п. ф-лы, 2 табл., 3 ил.
Формула изобретения
1. Смазочный материал, обладающий ремонтно-восстановительными свойствами, содержащий масляную основу, природный минерал серпентинит, катализатор, отличающийся тем, что в качестве масляной основы используется окисленная масляная фракция 300-520°С с высокой термостойкостью и остальные компоненты, мас.%:
природный минерал серпентинит Mg6[Si4O 10](OH)8 | 0,3-1 |
катализатор двуокись марганца MnO2 | 0,05-0,2 |
2. Смазочный материал по п.1, отличающийся тем, что масляная фракция содержит сульфоны, полученные окислением сульфидов пероксидами водорода, кислородом в присутствии катализаторов, включая металлы или растительное масло, которое при окислении масляной фракции растворяется в ней.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к триботехнике и может быть использовано в машиностроении в узлах трения, где используются смазочные материалы при высоких температурах, а также может быть использовано при проведении ремонтно-восстановительных работ изношенного оборудования без его разборки.
Известно редукторное масло (патент РФ № 1593202, С10М 137/10, 15.10.1994 г.), которое используется для смазывания зубчатых и червячных передач в промышленном оборудовании и которое имеет повышенную термоокислительную стабильность. Масло, включающее в мас.%: аллиловый эфир диэтилдитиокарбаминовой кислоты 2-4; борйрованный диалкилдитиофосфат цинка 0,5-1,5; полиметакрилат 0,1-0,3; нефтяное масло - остальное. В указанном случае термоокислительная стабильность масла при 120°С в течение 75 ч выше, чем у известного (количество осадкообразования 0,05 мас.% против 0,22 мас.%).
Недостатком этого смазочного материала является невысокая критическая температура, при которой масло начинает терять работоспособность и отсутствие ремонтно-восстановительных свойств.
Известен смазочный состав и способ его получения (патент РФ № 94031940, С10М 169/04, 10.08.1996 г.). Сущность изобретения: приготовление смазочного состава осуществляют путем введения в масло низкомолекулярного неорганического соединения порошковой добавки, в качестве которой используют порошки диселенидов вольфрама и молибдена в количестве 1-20 мас.%. Смесь обрабатывают в ультразвуковом поле мощностью 3-5 Вт/см2.
Недостатком такого смазочного состава является сложность его приготовления и невозможность использования в узлах трения с высокой температурой.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ модификации железосодержащих поверхностей узлов трения (патент РФ № 2201999, С23С 24/02, 10.04.2003 г.). Изобретение относится к модификации поверхностей узлов трения и предназначено для увеличения долговечности трущихся металлических поверхностей в двигателях внутреннего сгорания, агрегатов, трансмиссий, ходовой части транспортных средств и др. машин, станков, и может быть использовано для одновременного восстановления металлических трущихся поверхностей. Способ включает в себя подачу в зону обработки поверхностей трения предварительно приготовленной технологической среды, содержащей углеводородный носитель и 0,008-0,03 мас.% предварительно измельченной смеси минералов - хризотила, ортохризотила, лизардита ленточного, доломита, катализатора и поверхностно-активного вещества (ПАВ) при следующем соотношении их в смеси в мас.%: - - хризотил 25-35; ортохризотил 35-45; лизардит ленточный 5-15; доломит 5-15; катализатор 2-5; ПАВ 5-8, при этом дисперсность частиц минеральных компонентов и катализатора составляет 0,1-4,0 мкм.
Недостатком предложенного способа является то, что при работе в механизмах с повышенной температурой приготовленный состав теряет свои смазывающие свойства из-за того, что выгорает при высокой температуре. В результате полученная после обработки композицией антифрикционная поверхность быстро истирается.
Задачей предлагаемого изобретения является повышение термостойкости и ресурса смазочного материала, улучшение противоизносных и антифрикционных свойств за счет использования окисленной масляной фракции, серпентинита и катализатора.
Указанная задача решается тем, что в смазочном материале, обладающем ремонтно-восстановительными свойствами, содержащем масляную основу, природный минерал серпентинит, катализатор, согласно изобретению в качестве масляной основы используется окисленная масляная фракция 300-520°С с высокой термостойкостью и остальные компоненты содержаться в следующих мас.%:
серпентинит Mg6[Si4 O10](OH)8 - 0,3-1;
катализатор MnO2 - 0,05-0,2.
Кроме того, в смазочном материале содержатся сульфоны, полученные окислением сульфидов, содержащихся в масляной фракции пероксидами водорода, кислородом в присутствии катализаторов, включая металлы или растительное масло, которое при окислении масляной фракции растворяется в ней.
Сульфиды масляной фракции окисляются пероксидом водорода, кислородом в присутствии катализаторов (металлов или растительного масла) до сульфонов, при этом сульфоны содержащиеся в окисленной масляной фракции при смешении с серпентинитом и двуокисью марганца образуют смазочный материал, обладающий высокой термостойкостью, антифрикционными и противоизносными свойствами. При использовании растительного масла, во время процесса окисления масляной фракции пероксидами водорода, кислородом, в качестве катализатора оно растворяется в ней в отличие от остальных катализаторов.
Согласно изобретению смазочный материал содержит в мас.%: серпентинит Mg6[Si4O10 ](OH)8 - 0,3-1;
катализатор MnO 2 - 0,05-0,2;
окисленная масляная основа - остальное
(оптимальный состав получен в результате проведенных экспериментов).
В процессе работы смазочного материала в узле трения выделяется тепловая энергия, которая активирует процессы образования сервовитной пленки. В результате окислительно-восстановительных реакций и реакций замещения на поверхности трения образуется монокристалл с более объемной кристаллической решеткой (сервовитная пленка). Этот кристалл обладает более прочной структурой, снижает трение и износ на контакте и не выгорает под действием высоких температур, что значительно увеличивает срок службы оборудования, обеспечивая работоспособность смазочного материала при температуре вплоть до 600°С.
Эксперименты проводили следующим образом.
Вначале порошок серпентинита доводили до дисперсности 20-30 мкм на железной ступке путем толчения. Из полученного порошка удаляли железные частицы с помощью магнита. Затем серпентинит сушили в термостате при температуре 80-100°С, после чего просеивали через сито (с ячейками 10-15 мкм). Полученный порошок серпентинита добавляли в масляную фракцию вместе с катализатором MnO2 (двуокисью марганца) в следующих пропорциях в мас.%:
серпентинит Mg6[Si4 O10](OH)8 - 0,3-1;
катализатор MnO2 - 0,05-0,2;
масляная фракция - остальное.
Для сравнения были выбраны четыре разные масляные фракции, три неокисленные и одна окисленная: высоковязкая, средневязкая, маловязкая и окисленная маловязкая масляная фракция. В результате получили восемь образцов смазочных материалов (четыре смазочных материала без серпентинита и катализатора и эти же смазочные материалы с серпентинитом и катализатором). Серпентинит и катализатор добавляли в масляную фракцию непосредственно перед опытом. Затем полученную суспензию тщательно перемешали.
Трибологические исследования выполняли на одношариковом трибометре (Шустер Л.Ш. Адгезионное взаимодействие твердых металлических тел. - Уфа: Гилем, 1999. - 198 с.) и демонстраторе трения. На одношариковом трибометре сферический индентор диаметром 5 мм из инструментальной стали Р18, сжатый двумя плоскими образцами из стали 20, вращался под нагрузкой вокруг своей оси. Силы, расходуемые на вращения индентора, связаны главным образом со сдвиговой прочностью n адгезионных (межатомных и межмолекулярных) связей. Температуру трения изменяли электроконтактным способом. Перед проведением экспериментов на контактные поверхности индентора и образцов с помощью кисточки наносили исследуемый смазочный материал. На одношариковом трибометре при различных температурах определяли предельные нормальные давления prn (перехода от упругих к пластическим деформациям), соответствующие им величины nn и отношения nn/prn, отражающие значения адгезионной составляющей коэффициента трения.
Сущность изобретения поясняется чертежами. На фиг.1 показана зависимость трибологических характеристик от температуры контакта и состава смазочных материалов (без наполнителей). Кривой 1 обозначена высоковязкая масляная фракция; кривой 2 обозначена средневязкая масляная фракция; кривой 3 обозначена маловязкая масляная фракция; кривой 4 обозначена окисленная маловязкая масляная фракция.
На фиг.2 показана зависимость трибологических характеристик от температуры контакта и состава смазочных материалов (с наполнителями). Кривой 1 обозначена высоковязкая масляная фракция + серпентинит (0,3-1%) + MnO2 (0,05-0,2%); кривой 2 обозначена средневязкая масляная фракция + серпентинит (0,3-1%) + MnO2 (0,05-0,2%); кривой 3 обозначена маловязкая масляная фракция + серпентинит (0,3-1%) + MnO2 (0,05-0,2%); кривой 4 обозначена окисленная маловязкая масляная фракция + серпентинит (0,3-1%) + MnO 2 (0,05-0,2%).
Как видно из фиг.1 и 2 масляные фракции с серпентинитом и катализатором превосходят по своим трибологическим характеристикам масляные фракции без добавок. Масляные фракции без добавок при температуре 150°С начинают терять свои смазывающие свойства, а при 300°С полностью выгорают. Масляные фракции с серпентинитом и двуокисью марганца обладают хорошими смазывающими свойствами при температуре вплоть до 300°С. А предлагаемый смазочный материал, приготовленный на основе окисленной маловязкой масляной фракции, обладает лучшими смазывающими свойствами, состав сохраняет свои эксплуатационные свойства вплоть до 600°С.
Для подтверждения образования сервовитной пленки на поверхностях трения провели испытания на демонстраторе трения. На фиг.3 представлена схема работы демонстратора трения. Позиция 1 обозначает ролик; 2 - обойма; 3 - смазочный материал; 4 - смазочная ванна; N - сила прижима.
Износ определяли по изменению веса ролика и обоймы с помощью аналитических весов, а появление задира на контактируемых поверхностях изделия - визуально. Материал обоймы и ролика - подшипниковая сталь ШХ15. Диаметр обоймы 35 мм. Ролик цилиндрический диаметром 8 мм и длиной 20 мм. Сила прижима ролика к обойме N=600 Н.
Результаты измерения износа на демонстраторе трения приведены в таблице 1.
Таблица 1 | ||
Изменение веса обоймы и ролика после проведения испытаний различных смазочных материалов (время испытания 15 мин) | ||
Смазочный материал | Изменение веса обоймы, г | Изменение веса ролика, г |
Маловязкая масляная фракция | -0,25 | -0,15 |
Окисленная маловязкая масляная фракция | -0,18 | -0,10 |
Маловязкая масляная фракция + серпентинит (0,3-1%) + MnO2 (0,05-0,2%) | +0,10 | +0,02 |
Маловязкая масляная фракция окисленная + серпентинит (0,3%) + MnO2 (0,05-0,2%) | +0,15 | +0,04 |
Для подтверждения образования сервовитной пленки на поверхностях трения испытания на демонстраторе трения проводили по следующей методике: вначале пара трения работала в течение 15 мин со смазкой, затем с трущихся поверхностей ее удаляли, и работа узла трения осуществлялась без смазочного материала до заклинивания. Результаты испытаний приведены в таблице 2.
Таблица 2 | |
Работа узла трения до заклинивания без смазочного материала | |
Смазочный материал | Работа узла трения без смазочного материала |
Маловязкая масляная фракция | 32 сек |
Окисленная маловязкая масляная фракция | 45 сек |
Маловязкая масляная фракция + серпентинит (0,3-1%) + MnO 2 (0,05-0,2%) | 3 мин 43 сек |
Маловязкая масляная фракция окисленная + серпентинит (0.3-1%) + MnO2 (0.05-0.2%) | 4 мин 19 сек |
Увеличение веса обоймы и ролика (таблица 1), а также наибольшее время работы узла трения без смазочного материала в течение более 4 мин при проведении опытов с роликом, проработавшим со смазочным материалом (маловязкая фракция окисленная + серпентинит (0,3-1%) + MnO2 (0,05-0,2%)) таблица 2, подтверждают образование сервовитной пленки на поверхностях трения, которая улучшает трибологические характеристики и термостойкость предлагаемого смазочного материала.
Класс C10M101/02 нефтяные фракции
пластичная смазка - патент 2514919 (10.05.2014) | |
пластичная смазка - патент 2493242 (20.09.2013) | |
гидравлическая жидкость для автоматических коробок передач - патент 2477308 (10.03.2013) | |
пакет присадок к моторным маслам и масло, его содержащее - патент 2461609 (20.09.2012) | |
композиция трансформаторного масла - патент 2447137 (10.04.2012) | |
моторно-редукторное масло - патент 2441058 (27.01.2012) | |
гидравлическая жидкость - патент 2430146 (27.09.2011) | |
пластичная смазка (варианты) - патент 2428461 (10.09.2011) | |
система дизельного двигателя - патент 2422496 (27.06.2011) | |
антифрикционная композиция для плунжерных пар топливных насосов высокого давления - патент 2400533 (27.09.2010) |
Класс C10M125/26 соединения, содержащие кремний или бор, например диоксид кремния, песок