муфта-тормоз комбинированная

Классы МПК:F16D67/04 гидравлического или пневматического действия 
Патентообладатель(и):Виноградов Эдуард Викторович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-02-16
публикация патента:

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к муфте-тормозу. Муфта-тормоз содержит упорно-опорный блок с упорными дисками муфты и тормоза, поршень, нажимные диски муфты и тормоза, фрикционные диски сцепления муфты и тормоза, тормозные пружины и механизм регулировки зазоров в парах трения. Упорно-опорный блок выполнен в виде рабочего колеса центробежной машины, передний диск которого и его кольцевой патрубок образуют упорный диск муфты, а задний диск и его ступица образуют упорный диск тормоза. Упорно-опорный блок снабжен радиальными вентиляционными отверстиями. Нажимные диски муфты и тормоза выполнены в виде трех смещенных по оси концентрических нажимного, опорного и упорного колец. Муфта-тормоз снабжена механизмом автоматической блокировки муфты и многофункциональным механизмом сблокирования муфты и тормоза. Техническим результатом является повышение надежности, долговечности и быстродействия муфты-тормоза. 5 з.п. ф-лы, 1 ил. муфта-тормоз комбинированная, патент № 2452881

муфта-тормоз комбинированная, патент № 2452881

Формула изобретения

1. Муфта-тормоз комбинированная, содержащая закрепленный на валу пресса упорно-опорный блок с упорными дисками муфты и тормоза с радиальными вентиляционными отверстиями, гильзой пневмоцилиндра и базовой ступицей, кинематически связанный с узлом трения в виде кольцеобразного поршня, размещенного наружной цилиндрической поверхностью в гильзе пневмоцилиндра, нажимных дисков муфты и тормоза, расположенных на концах пальцев, установленных в отверстиях упорно-опорного блока, фрикционных дисков сцепления муфты и тормоза, тормозных пружин и механизмов регулировки зазоров в парах трения по мере износа фрикционных элементов, причем узел трения смонтирован с возможностью осевого перемещения и попеременного взаимодействия через диски сцепления с упорными дисками муфты и тормоза от энергоносителя или тормозных пружин, отличающаяся тем, что упорно-опорный блок выполнен в виде рабочего колеса центробежной машины, передний диск которого и его кольцевой патрубок образуют упорный диск муфты, причем наружная поверхность патрубка служит опорой и направлением для нажимного диска муфты, а задний диск и его ступица образуют упорный диск тормоза и базовую ступицу, причем упорный диск тормоза снабжен на уровне кольцевого патрубка концентрическим кольцевым выступом-гильзой пневмоцилиндра, наружная поверхность которой служит опорой и направлением для нажимного диска тормоза; снабжен осевыми вентиляционными отверстиями, выполненными как и отверстия для пальцев в упорных дисках и радиальных или отогнутых против вращения лопастях-ребрах жесткости и бобышках между упорными дисками на одном диаметре равнорасположенными и одинаковыми, с возможностью переноса зафиксированных от проворота пальцев, с шагом резьбы, равным установочному зазору, в вентиляционные отверстия, нажимные диски муфты и тормоза выполнены с возможностью унификации в виде трех смещенных по оси концентрических нажимного, опорного и упорного колец, связанных двухсторонними лопастями-ребрами жесткости с осевыми отверстиями для амортизаторов, пружин и вентиляции, равнорасположенными на одном диаметре и одинаковыми, и радиальными отверстиями для ручного поворота и вентиляции, тоже равнорасположенными и одинаковыми, при этом кольцевой поршень выполнен раздельно от нажимного диска тормоза, связан с ним и взаимодействует внутренней кольцевой поверхностью с валом пресса, пластинчатые фрикционные элементы дисков сцепления муфты и тормоза выполнены с вентиляционными канавками, а муфта-тормоз снабжена механизмом автоматической блокировки муфты при максимальном износе фрикционных элементов и многофункциональным механизмом сблокирования муфты и тормоза, включения муфты или тормоза, обнаружения дефектных пружин, их замены (без разборки деталей и нарушения регулировки) или регулировки хода и усилия, регулировки зазоров в парах трения и хода поршня, фиксации регулировок, гашения продольных, и/или поперечных, и/или крутильных колебаний.

2. Муфта-тормоз по п.1, отличающаяся тем, что двухсторонние лопасти-ребра жесткости нажимных дисков выполнены с трапецеидальным профилем переменного сечения: на наружных торцах нажимных колец нажимных дисков - при переменной высоте, а в зоне работы дисков сцепления - при постоянной высоте, с зеркальным отображением наружного профиля на постоянной высоте.

3. Муфта-тормоз по п.1, отличающаяся тем, что пластинчатые фрикционные элементы дисков сцепления выполнены с вентиляционными канавками на плоскости трения и/или ей противоположной, радиальными или отогнутыми против вращения.

4. Муфта-тормоз по п.1, отличающаяся тем, что механизм автоматической блокировки муфты выполнен использующим торцы кольцевого патрубка и упорного кольца нажимного диска муфты, которые при достижении максимального износа фрикционных элементов соприкасаются и тем самым блокируют муфту.

5. Муфта-тормоз по одному из пп.1-4, отличающаяся тем, что многофункциональный механизм включает в себя кольцевые, нажимные и упорные диски муфты и тормоза, пружины, амортизаторы и диски сцепления, соединенные пальцами, регулировочными гайками и стопорными шайбами, при этом по меньшей мере один из кольцевых дисков, например, муфты, выполнен составным из кольцевых или трапецеидальных, стопорящих друг друга секторов с двумя отверстиями каждый, координаты осей которых на диаметре их расположения соответствуют координатам осей пальцев и пружин, причем одно отверстие выполнено ориентирующим сектор по пальцу, а второе - вентиляционное - смотровое, для пружин, которые размещены в осевых отверстиях нажимного диска муфты и наружными торцами или через мерные шайбы взаимодействуют с секторами, а внутренними торцами - с упорным диском муфты, с возможностью сблокировать муфту и тормоз, включить муфту или тормоз, обнаружить визуальным или контактным способом через вентиляционные - смотровые отверстия дефектную пружину, осуществить замену ее или регулировку хода и усилия мерными шайбами, произвести бесступенчатую регулировку зазоров в парах трения и хода поршня, выполнить фиксацию регулировок и гашение продольных, и/или поперечных, и/или крутильных колебаний.

6. Муфта-тормоз по п.5, отличающаяся тем, что механизм гашения продольных, и/или поперечных, и/или крутильных колебаний выполнен в виде деталей многофункционального механизма, в осевых отверстиях нажимных дисков которого с зеркальным отображением размещены амортизаторы муфты и тормоза, выполненные каждый в виде двух цельных или составных упругих втулок одинаковых диаметров и разной степени упругости, с разделением их металлическими шайбами или без, с возможностью контактирования с пальцами, нажимными, упорными и кольцевыми дисками муфты и тормоза, причем втулки, торцами контактирующие с кольцевыми дисками, менее упруги, с возможностью гашения поперечных и крутильных колебаний; контактирующие торцами с неподвижными в осевом направлении упорными дисками более упруги, с возможностью гашения продольных колебаний, а все вместе - с возможностью гашения продольных, и/или поперечных, и/или крутильных колебаний.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в различных машинах, например в механических прессах.

Из большого количества муфт-тормозов, описанных в источнике Кожевников В.А. и др. "Комбинированные муфты-тормоза кузнечно-прессовых машин", Воронеж, 2004, с.126-137, выбраны аналоги предлагаемой конструкции - комбинированные муфты-тормоза: заявка США № 60/086.688, кл.192, 1998; заявка России № 2000132168, 2000; патент России № 2152545, F16D 67/04, 1999 (прототип). Последняя муфта-тормоз комбинированная содержит закрепленный на валу пресса упорно-опорный блок в виде корпуса пневмоцилиндра со ступицей, упорными дисками муфты и тормоза с радиальными вентиляционными отверстиями, гильзой пневмоцилиндра и базовой ступицей, кинематически связанный с узлом трения в виде кольцеобразного поршня, размещенного наружной цилиндрической поверхностью в гильзе пневмоцилиндра, а внутренней - на базовой ступице, нажимных дисков муфты и тормоза, расположенных на концах пальцев, установленных в отверстиях упорно-опорного блока, фрикционных дисков сцепления муфты и тормоза, тормозных пружин и механизмов регулировки зазоров в парах трения по мере износа фрикционных элементов, причем поршень выполнен заодно с нажимным диском тормоза, а узел трения смонтирован с возможностью осевого перемещения и попеременного взаимодействия через диски сцепления с упорными дисками муфты и тормоза при действии поршня или тормозных пружин.

Недостатками данной конструкции являются высокая инерционность нажимного диска муфты и консольное его расположение, что обуславливает повышенный и неравномерный износ в направляющих втулках пальцев, снижает надежность и долговечность конструкции; неравномерное охлаждение поверхностей трения муфты и тормоза (площадь всасывающих воздушный поток отверстий муфты в десятки раз превосходит площадь отверстий тормоза) способствует неравномерному износу и разной долговечности дисков сцепления; ступенчатая регулировка зазоров в парах трения мерными шайбами и специальными регулировочными гайками с пазами малоэффективна и ненадежна, так как вращение гаек ограничено только полной выборкой зазоров и может осуществляться как с шайбами, так и без них, или с неполным комплектом шайб при одном и том же эффекте, кроме того, визуальный осмотр шайб через пазы затруднен; замена вышедшей из строя пружины требует разборки базовых деталей с нарушением регулировки; отсутствует блокировка муфты при максимальном износе дисков сцепления, что снижает уровень техники безопасности.

Техническая задача изобретения - повышение надежности, долговечности и быстродействия; упрощение регулировки зазоров; облегчение замены пружин без демонтажа деталей и нарушения регулировки; повышение уровня техники безопасности.

С целью более эффективного использования центробежных сил для охлаждения муфты-тормоза рассмотрены принцип работы и конструкции центробежных компрессорных машин (Елин В.И. и др. "Насосы и компрессоры", М.: Гостопиздат, 1958, с.342-362).

С целью изыскания надежной конструкции амортизатора колебаний в муфте-тормозе рассмотрены конструкции упругих компенсирующих муфт (Ряховский О.Я. и др. "Справочник по муфтам", Л.: Политехника, 1991, с.171-172) и резиновых амортизаторов (Орлов П.И. "Основы конструирования. Справочно-методическое пособие", кн.3, М.: Машиностроение, 1977, с.208-209).

Поставленную техническую задачу решает предлагаемая комбинированная муфта-тормоз, содержащая закрепленный на валу пресса упорно-опорный блок в виде корпуса пневмоцилиндра со ступицей, упорными дисками муфты и тормоза с радиальными вентиляционными отверстиями, гильзой пневмоцилиндра и базовой ступицей, кинематически связанный с узлом трения в виде кольцеобразного поршня, размещенного наружной цилиндрической поверхностью в гильзе пневмоцилиндра, нажимных дисков муфты и тормоза, расположенных на концах пальцев, установленных в отверстиях упорно-опорного блока, фрикционных дисков сцепления муфты и тормоза, тормозных пружин и механизмов регулировки зазоров в парах трения по мере износа фрикционных элементов, причем поршень выполнен заодно с нажимным диском тормоза, а узел трения смонтирован с возможностью осевого перемещения и попеременного взаимодействия через диски сцепления с упорными дисками муфты и тормоза при действии поршня или тормозных пружин. Отличие состоит в том, что упорно-опорный блок выполнен в виде рабочего колеса центробежной машины, передний диск которого и его кольцевой патрубок образуют упорный диск муфты, задний диск и его ступица образуют упорный диск тормоза и базовую ступицу, причем упорный диск тормоза снабжен концентрическим кольцевым выступом, наружный диаметр которого служит опорой и направлением для нажимного диска тормоза, а упорно-опорный блок снабжен осевыми вентиляционными отверстиями, выполненными, как и отверстия для пальцев, в упорных дисках и радиальных или отогнутых против вращения лопастях-ребрах жесткости и бобышках между упорными дисками на одном диаметре, равнорасположенными и одинаковыми, с возможностью переноса пальцев в вентиляционные отверстия, наружный диаметр патрубка служит опорой и направлением для нажимного диска муфты, выполненного, как и нажимной диск тормоза, в виде трех смещенных по оси концентрических нажимного, опорного и упорного колец, связанных двухсторонними лопастями-ребрами жесткости с осевыми отверстиями для амортизаторов продольных и/или поперечных и/или крутильных колебаний, пружин и вентиляции, равнорасположенными на одном диаметре и одинаковыми, и радиальными отверстиями для ручного поворота и вентиляции, тоже равнорасположенными и одинаковыми, при этом кольцевой поршень выполнен раздельно от нажимного диска тормоза, связан с ним и взаимодействует внутренней кольцевой поверхностью с валом пресса, пластинчатые фрикционные элементы дисков сцепления муфты и тормоза выполнены с вентиляционными канавками, а муфта-тормоз снабжена механизмом автоматической блокировки муфты при максимальном износе фрикционных элементов и многофункциональным механизмом: сблокирования муфты и тормоза, включения муфты или тормоза, обнаружения дефектных пружин, их замены или регулировки хода и усилия, регулировки зазоров в парах трения и хода поршня, фиксации регулировок и гашения продольных и/или поперечных и/или крутильных колебаний.

Кроме того, отличие муфты-тормоза в том, что:

- опорные и направляющие диаметры патрубка и кольцевого выступа на упорных дисках муфты и тормоза выполнены на одном уровне - с возможностью унификации нажимных дисков при изготовлении;

- двухсторонние лопасти-ребра жесткости нажимных дисков выполнены с трапецеидальным профилем переменного сечения: на наружных торцах нажимных колец нажимных дисков - при переменной высоте, а в зоне работы дисков сцепления - при постоянной высоте, с зеркальным отображением наружного профиля на постоянной высоте;

- пластинчатые фрикционные элементы дисков сцепления выполнены с вентиляционными канавками на плоскости трения и/или ей противоположной, радиальными или отогнутыми против вращения;

- механизм автоматической блокировки муфты выполнен использующим торцы кольцевого патрубка и опорного кольца нажимного диска муфты, которые при достижении максимального износа фрикционных элементов соприкасаются и тем самым блокируют муфту;

- многофункциональный механизм включает в себя кольцевые, упорные и нажимные диски муфты и тормоза, пружины, амортизаторы и диски сцепления, соединенные зафиксированными от проворота пальцами, регулировочными гайками, шаг резьбы которых соответствует установочному зазору, и стопорными шайбами, при этом по меньшей мере один из кольцевых дисков, например, муфты выполнен составным из кольцевых или трапецеидальных, стопорящих друг друга секторов с двумя отверстиями каждый, координаты осей которых на диаметре их расположения соответствуют координатам осей пальцев и пружин, причем одно отверстие выполнено ориентирующим сектор по пальцу и превышает его диаметр на величину необходимого зазора, а второе, вентиляционное-смотровое, соответствует внутреннему диаметру пружины, которая размещена в осевом отверстии нажимного диска муфты и наружным торцем, или через мерную шайбу взаимодействует с сектором, а внутренним торцем - с упорным диском муфты, с возможностью: сблокировать муфту и тормоз, включить муфту или тормоз, обнаружить визуальным или контактным способом через вентиляционное-смотровое отверстие дефектную пружину, осуществить замену или регулировку хода и усилия мерными шайбами, произвести бесступенчатую регулировку зазоров в парах трения и хода поршня, выполнить фиксацию регулировок и гашение продольных и/или поперечных и/или крутильных колебаний;

- механизм гашения продольных и/или поперечных и/или крутильных колебаний выполнен в виде деталей многофункционального механизма, в осевых отверстиях нажимных дисков которого с зеркальным отображением размещены амортизаторы муфты и тормоза, выполненные каждый в виде двух цельных или составных упругих втулок одинаковых диаметров и разной степени упругости с разделением их металлическими шайбами или без, с возможностью контактирования с пальцами, нажимными, упорными и кольцевыми дисками муфты и тормоза, причем втулки, торцами контактирующие с кольцевыми дисками, менее упруги, с возможностью гашения поперечных и крутильных колебаний; контактирующие торцами с неподвижными в осевом направлении упорными дисками - более упруги, с возможностью гашения продольных колебаний, а все вместе - с возможностью гашения продольных и/или поперечных и/или крутильных колебаний.

Перечисленные отличительные признаки характеризуют новизну технического решения. Таким образом, заявляемая муфта-тормоз соответствует критерию изобретения "новизна".

Сравнение предложенного технического решения с аналогами и прототипом показывает отсутствие в них признаков, которые являются отличительными признаками заявляемой муфты-тормоза, что позволяет сделать вывод о соответствии данного решения критериям "существенные отличия" и "изобретательский уровень".

Сущность изобретения поясняется чертежом, где на примере конкретного осуществления изобретения показана двухдисковая комбинированная муфта-тормоз в сборе (продольный разрез по пальцам и пружинам).

Муфта-тормоз комбинированная содержит закрепленный на валу 1 пресса упорно-опорный блок 2 в виде рабочего колеса центробежной машины. Его передний диск и кольцевой патрубок 3 образуют упорный диск 4 муфты. Задний диск и его ступица образуют упорный диск 5 тормоза и базовую ступицу 6. Упорный диск 5 снабжен концентрическим кольцевым выступом 7, наружный диаметр которого служит опорой и направлением для нажимного диска 8 тормоза, а внутренний - для наружной цилиндрической поверхности кольцевого поршня 9, который внутренней цилиндрической поверхностью взаимодействует с валом 1 пресса. Упорно-опорный блок 2 снабжен осевыми вентиляционными отверстиями, выполненными, как и отверстия для пальцев 10, в упорных дисках 4, 5 и радиальных или отогнутых против вращения лопастях-ребрах 11 жесткости и бобышках 12 между упорными дисками 4, 5 на одном диаметре D с пальцами 10, равнорасположенными и одинаковыми, с возможностью переноса пальцев в вентиляционные отверстия. Наружная поверхность патрубка 3 служит опорой и направлением для нажимного диска 13 муфты, выполненного, как и нажимной диск 8 тормоза, в виде трех смещенных по оси концентрических колец нажимного 14, опорного 15 и упорного 16. Связаны они двухсторонними лопастями-ребрами 17 жесткости с осевыми отверстиями для амортизаторов 18, пружин 19 и вентиляции, равнорасположенными на одном диаметре и одинаковыми, и радиальными отверстиями 20 для ручного поворота и вентиляции, тоже равнорасположенными и одинаковыми. Поршень 9 выполнен раздельно от нажимного диска 8 тормоза, связан с ним через упорное кольцо 16, например, клеевым и/или крепежным и/или беззазорным соединением и взаимодействует внутренней кольцевой поверхностью с валом 1 пресса. Муфта-тормоз снабжена механизмом автоматической блокировки муфты при максимальном износе фрикционных элементов 21 и многофункциональным механизмом: сблокирования муфты и тормоза, включения муфты или тормоза, обнаружения дефектных пружин, их замены и регулировки хода и усилия, регулировки зазоров в парах трения и хода поршня, фиксации регулировок и гашения продольных и/или поперечных и/или крутильных колебаний.

Опорные и направляющие диаметры d патрубка 3 и кольцевого выступа 7 на упорных дисках 4 муфты и 5 тормоза выполнены на одном уровне - с возможностью унификации нажимных дисков 8, 13 при изготовлении.

Двухсторонние лопасти-ребра 17 жесткости нажимных дисков 8, 13 выполнены с трапецеидальным профилем переменного сечения: на наружных торцах нажимных колец 14 нажимных дисков 8, 13 - при переменной высоте, а в зоне работы дисков сцепления 22 муфты и 23 тормоза - при постоянной высоте, с зеркальным отображением наружного профиля на постоянной высоте.

Пластинчатые фрикционные элементы 21 дисков сцепления 22, 23 выполнены с вентиляционными канавками 24 на плоскости трения и/или ей противоположной, радиальными или отогнутыми против вращения.

Механизм блокировки муфты выполнен использующим торцы кольцевого патрубка 3 и упорного кольца 16 нажимного диска 13 муфты, которые при достижении максимального износа фрикционных элементов 21 соприкасаются и тем самым блокируют муфту.

Многофункциональный механизм включает в себя диски кольцевые 25 тормоза, 26 муфты, упорные 4, 5, нажимные 13, 8, пружины 19, амортизаторы 18 и диски сцепления 22, 23, соединенные зафиксированными от проворота пальцами 10, регулировочными гайками 27, шаг резьбы которых соответствует установочному зазору, и стопорными шайбами 28, при этом по меньшей мере один из кольцевых дисков, например, диск 26 выполнен составным из кольцевых или трапецеидальных, стопорящих друг друга, секторов 29 с двумя отверстиями каждый, координаты осей которых на диаметре их расположения соответствуют координатам осей пальцев 10 и пружин 19, причем одно отверстие выполнено ориентирующим сектор 29 по пальцу 10 и превышает его диаметр на величину необходимого зазора, а второе, вентиляционное-смотровое, соответствует внутреннему диаметру пружины 19, которая размещена в нажимном диске муфты и наружным торцем, или через мерную шайбу (не показано), взаимодействует с сектором 29, а внутренним торцем - с упорным диском 4 муфты, с возможностью: сблокировать муфту и тормоз, включить муфту или тормоз, обнаружить визуальным или контактным способом через вентиляционное-смотровое отверстие дефектную пружину, осуществить замену или регулировку хода и усилия мерными шайбами, произвести бесступенчатую регулировку зазоров в парах трения и хода поршня, выполнить фиксацию регулировок и гашение продольных и/или поперечных и/или крутильных колебаний.

Механизм гашения продольных и/или поперечных и/или крутильных колебаний выполнен в виде деталей многофункционального механизма, в осевых отверстиях нажимных дисков 13, 8 которого с зеркальным отображением размещены амортизаторы 18 муфты и тормоза, выполненные каждый в виде двух цельных или составных упругих втулок одинаковых диаметров и разной степени упругости, с разделением их металлическими шайбами или без, с возможностью контактирования с пальцами 10, нажимными 13, 8, упорными 4, 5 и кольцевыми 26, 25 дисками муфты и тормоза, причем втулки, торцами контактирующие с кольцевыми дисками 26, 25, менее упруги, с возможностью гашения поперечных и крутильных колебаний; контактирующие торцами с неподвижными в осевом направлении упорными дисками 4, 5 - более упруги, с возможностью гашения продольных колебаний, а все вместе - с возможностью гашения продольных и/или поперечных и/или крутильных колебаний.

Муфта-тормоз может быть установлена перед или за маховиком с вариантами связи дисков сцепления 22, 23 со станиной 30 и маховиком 31.

Работа муфты-тормоза.

В исходом положении муфта-тормоз заторможена.

При подаче энергоносителя из сети через вал 1 пресса в полость поршня 9 он перемещается в осевом направлении. Нажимной диск 8 тормоза отходит от диска сцепления 23 тормоза и он растормаживается, а нажимной диск 13 муфты через пальцы 10, гайки 27 с шайбами 28, секторы 29 сжимает пружины 19 и амортизаторы 18 муфты, прижимает диск сцепления 22 муфты к упорному диску 4 муфты упорно-опорного блока 2 - муфта включается.

При подаче команды на останов энергоноситель из полости поршня 9 выбрасывается в атмосферу. Амортизаторы 18 муфты и пружины 19 отводят нажимной диск 13 муфты от диска сцепления 22 муфты - она выключается. Пальцы 10 под действием пружин 19 через секторы 29, гайки 27 с шайбами 28 сжимают амортизаторы 18 тормоза и прижимают нажимной диск 8 тормоза к диску 23 сцепления тормоза и упорному диску 5 тормоза упорно-опорного блока 2 - включается тормоз.

Включение муфты и тормоза происходит мягко (малошумно), так как амортизаторы 18 и пружины 19 работают бесшумно и гасят возникающие продольные, поперечные и крутильные колебания.

В процессе работы фрикционные элементы 21 муфты и тормоза изнашиваются. Это приводит к увеличению хода поршня как в сторону тормоза, так и в сторону муфты. При максимальном износе фрикционных элементов 21 торец упорного кольца 16 нажимного диска 13 муфты упирается в торец всасывающего патрубка 3, автоматически блокируя включение муфты. Включение тормоза остается обеспеченным, что надежно исключает сдваивание ходов машины при работе муфты-тормоза.

Обеспечение технических результатов изобретения:

1. Повышение надежности

- рациональной конструктивной схемой упорно-опорного блока 2 (УОБ) с признаками по п.1 и 2 формулы изобретения;

- частичной разгрузкой крепления УОБ 2 при установке тормоза фронтом к станине (как на чертеже) от возникающего осевого давления, направленного в сторону всасывания воздушного потока;

- жесткостью конструкции в целом;

- стабильностью положений и перемещений нажимных дисков 8, 13 по опорным и направляющим диаметрам кольцевого выступа 7 и всасывающего патрубка 3;

- благоприятной схемой нагружения силовых пальцев 10 при двухопорном, а не консольном, как у аналогов, расположении нажимного диска 13 муфты;

- упругим взаимодействием пальцев 10, нажимных 8, 13, упорных 4, 5 и кольцевых 25, 26 дисков с признаками по пп.1, 3 и 7, способствующим гашению продольных, поперечных и крутильных колебаний, снижению динамических нагрузок;

- размещением пружин 19 в лопастях-ребрах 17 жесткости нажимного диска 13 муфты, что позволяет избежать негативных последствий от проникновения осколков пружин на поверхности трения;

- конструкцией, позволяющей на стадии проектирования заложить основы сбалансированности подвижных масс.

2. Повышение долговечности

- многократным увеличением площади всасывающих воздух отверстий, в том числе осевых 10 на упорных дисках 4, 5, которые позволяют охлаждать тормоз при работе муфты и наоборот;

- высокой эффективностью принудительного теплоотвода центробежными силами от лопастей-ребер 12 жесткости рабочего колеса 2 центробежной машины и ребер жесткости 17 нажимных дисков 8, 13 с признаками по пп.1 и 3;

- "парусностью" открытых участков пружин 19 и амортизаторов 18 в рабочей зоне;

- ремонтопригодностью конструкции;

- возможностью переналадки, перестановки пальцев 10 в вентиляционные отверстия без дополнительной обработки;

- выполнением фрикционных элементов 21 с вентиляционными канавками 24 с признаками по пп.1 и 4, что позволяет увеличить принудительно охлаждаемую поверхность трения непосредственно в момент трения и в течение цикла, а также удалять центробежными силами из зоны трения продукты износа контактирующих материалов.

3. Повышение быстродействия

- уменьшением моментов инерции вращающихся масс деталей 2, 8, 9, 13 с признаками по пп.1, 2, 3;

- сблокированием элементов конструкции муфты и тормоза, чтобы сохранялась размерная цепочка;

- возможностью деталей муфты-тормоза выполнять свои функции в относительно разгруженном состоянии, с хорошей опорой и направлением.

4. Упрощение регулировки зазоров и хода поршня

- конструкцией указанной регулировки с признаками по пп.1 и 6, позволяющими для этой ответственной операции использовать малоквалифицированный труд;

- уменьшением количества слесарных операций для выполнения регулировки (например: расконтриваем стопорные шайбы 28 и закручиваем регулировочные гайки 27 до отказа - выбираем зазор, затем откручиваем их на один полный оборот и стопорим шайбами - регулировка закончена).

5. Облегчение замены пружин без демонтажа деталей и нарушения регулировки

- составной конструкцией кольцевого или трапецеидального диска 26 с признаками по пп.1 и 6, в которых сектор 29 при откручивании гайки 27 приподнимается под действием пружины 19 на высоту несколько больше толщины сектора 29, поворачивают его вокруг пальца 10 на 90° и удаляют дефектную пружину, не демонтируя деталей и не нарушая регулировки; работа по установке пружины 19 производится в обратном порядке.

6. Повышение уровня техники безопасности

- наличием блокировки муфты, выполненной с признаками по пп.1 и 5 и срабатывающей при максимальном износе фрикционных элементов 21 (торцы кольцевого патрубка 3 и упорного кольца 16 нажимного диска 13 муфты соприкасаются и тем самым блокируют муфту);

- работой пружин 19 в замкнутом объеме нажимных дисков 13 муфты;

- невозможностью или минимальной вероятностью попадания осколков пружины во внемуфтовое пространство;

- упругим взаимодействием пальцев 10, нажимных 8, 13, упорных 4, 5 и кольцевых 25, 26 дисков муфты и тормоза через амортизаторы 18, что способствует уменьшению шума.

Таким образом, поставленная изобретением техническая задача выполнена.

Конструкция муфты-тормоза компактна, работоспособна, технологична в изготовлении и монтаже, ремонтопригодна и может быть успешно реализована:

- в трехдисковой муфте-тормозе с базированием промежуточного диска по наружному диаметру кольцевого патрубка;

- в четырехдисковой муфте-тормозе с базированием промежуточных дисков по наружным диаметрам гильзы цилиндра и кольцевого патрубка.

Разработана техническая документация муфт-тормозов к прессам с усилиями 1000 кН Воронежского ПО КПО и 630 кН Сальского завода КПО, проработан размерный ряд к прессам с усилиями 400 кН и 250 кН.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных машинах, требующих быстрого включения и отключения, например в механических прессах, буровых установках, станкостроении, автомобилестроении и т.п. Охватывает значительную область и показывает возможность широкой промышленной применимости технических решений данного изобретения.

Класс F16D67/04 гидравлического или пневматического действия 

тормозная муфта -  патент 2519577 (20.06.2014)
автоматизированное сцепление -  патент 2436689 (20.12.2011)
муфта-тормоз -  патент 2415317 (27.03.2011)
муфта-тормоз -  патент 2321784 (10.04.2008)
муфта-тормоз -  патент 2291991 (20.01.2007)
муфта-тормоз -  патент 2274782 (20.04.2006)
муфта-тормоз -  патент 2248477 (20.03.2005)
муфта-тормоз -  патент 2248476 (20.03.2005)
муфта-тормоз -  патент 2235232 (27.08.2004)
муфта-тормоз -  патент 2224928 (27.02.2004)
Наверх